Автор: Брыксина Елизавета Сергеевна
Должность: Логопед-дефектолог
Учебное заведение: «Центр Паталогии Речи и Нейрореабилитации»
Населённый пункт: Город Владимир
Наименование материала: Логопедическая статья
Тема: «Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Раздел: высшее образование
Логопедическая статья на тему :
«Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи»
Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с
общим недоразвитием речи, как известно, является практическое усвоение
лексических средств языка. К настоящему времени разработаны методические
рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми
нарушениями
Несмотря на то, что разработаны методические рекомендации до
настоящего времени проблема развития эмоциональной лексики не решена. В
литературе не исследованы в полном объёме её специфические особенности, в
малом объёме представлены методы и приёмы коррекционной работы,
направленные
на
её
обогащение.
Однако,
исследование
особенностей,
разработка методов и приёмов по формированию эмоционального пласта
лексики, имеет огромное практическое значение в разработке эффективных
методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.
Поэтому исследование и развитие эмоциональной лексики у детей с
речевыми расстройствами имеет большую актуальность.
Для реализации были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по
вопросам данной темы.
2. Осуществить поиск и апробацию методик для выявления особенностей
эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста.
НАША РАБОТА ПРОХОДИЛА В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
I
Подготовительный этап
- состоял из 7 занятий. Целью являлось развитие
паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи. Данная
цель реализовалась по средствам
упражнений, этюдов и игр. На каждом
занятии
дети изучали
разные эмоциональные
состояния
с
опорой
на
демонстрационный
материал:
предметные
картинки,
фотографии,
2
пиктограммы. В коррекционной работе применялся приём соотнесения
эмоционального
состояния
с
определённым
цветом.
В
работе
были использованы игры с карточками, на которых изображены животные,
выражающие
различные
эмоциональные
состояния.
Ознакомление
с
эмоциональными
состояниями
в
процессе коррекционных
занятий происходило также и через восприятие классической музыки
и
разыгрывания
эмоциональных
этюдов.
Работе
по
формированию
интонационной
выразительности
речи
предшествовали
ритмические
упражнения. На занятиях были даны общие представления об интонационной
выразительности
речи.
С
целью
формирования
умения
различать
эмоциональные оттенки в речи проводился ряд игр: «Какое настроение у
волшебника», «Чей голос».
II
Основной этап
- состоял из 13 занятий. Целью являлось формирование
эмоциональной
лексики,
состоящей
из
слов,
называющей
чувства,
переживаемые самим говорящим или другим лицом. Обучение детей было
организовано таким образом, чтобы мотивировать употребление данной
лексики в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. В целях
повышения продуктивности усвоения вербального материла, на занятиях
использовались рисунки, пиктограммы, предметные картинки, сюжетные
картинки,
цветообозначения,
соответствующие
тому
или
иному
эмоциональному состоянию, изменение насыщенности цвета.
III
Заключительный этап
- состоял из 9 занятий. Цель третьего этапа -
активизация эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации.
Данная цель реализовалась по средствам беседы по поводу прочитанной сказки,
игры – драматизации, составлению рассказов из опыта, творческих рассказов и
сюжетно
-
ролевой
игры.
Благодаря
ежедневным
повторениям
паралингвистических средств общения с воспитателем, дети лучше усваивали
не только сами паралингвистические средства, но и эмоциональную лексику.
3
Интеграция в общеобразовательные школы детей с речевыми нарушениями
успешна при условии достаточно высокого уровня развития речи, в том числе её
лексической стороны. С точки зрения лингвистической науки лексика русского
языка представляет собой не просто множество слов, а систему взаимосвязанных
единиц. Эмоциональная лексика, является неотъемлемой частью лексикона,
необходима для приобщения детей к разнообразному миру эмоций, она
способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний
как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а
также решению коммуникативных задач.
Эмоциональность играет в развитии речи человека значительную роль,
проявляясь
в
ритме,
паузах,
интонациях,
модуляциях
голоса
и
других
выразительных,
экспрессивных
моментах.
Посредством
речи
выражается
эмоциональное отношение человека к тому, о чём он говорит, к кому обращается.
Чем выразительнее речь, тем больше она характеризует говорящего как личность и
определяет его психологическое состояние. Эмоции влияют на когнитивную сферу,
которая рассматривается в современной науки как один из главных факторов,
влияющих на развитие речи.
Автор материала: Брыксина Елизавета Сергеевна