Напоминание

Использование игровых технологий при работе над вокалом на уроке музыки в средней общеобразовательной школе


Автор: Фролов Валерий Викторович
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ Межозерная СОШ
Населённый пункт: р.п.Межозерный, Верхнеуральского района, Челябинской области
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Использование игровых технологий при работе над вокалом на уроке музыки в средней общеобразовательной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Фролов Валерий Викторович

учитель музыки высшей категории

МОУ Межозерной СОШ

р.п. Межозерный, Верхнеуральского района, Челябинской области

Использование игровых технологий при работе над вокалом

на уроке музыки в средней общеобразовательной школе

В теории и практике музыкально-певческого воспитания детей имеется

большое количество исследований в области вокального развития детского

голоса и методик вокально-хорового воспитания детей. Разработкой этих

методик и исследований занимались такие известные современные педагоги-

вокалисты и хормейстеры, как О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, А.С. Пономарев,

Б.С. Рачина, Г.А. Струве, В.Г. Соколов, Т. Н Овчинникова, Д.Е. Огороднов,

Т.Н. Овчинникова и другие.

Что интересно, многие педагоги начиная обучать детей вокалу,

привязывая сказанное к процессу начала вокального образования -

постановке певческого голоса произносят фразу: «Начнём со

звукообразования». Но не следует понимать сказанное так, что

«звукообразование» - это разовый этап, пройдя который человек переходит

на следующий уровень обучения. Звукообразование - это неизбежный

процесс при каждом исполнении музыки как вокальном, так и

инструментальном. А вот учиться звукообразованию, скорее всего легче

следуя по определённым этапам. Проходя их один за другим, будем

подниматься на новый уровень исполнения, или можно сказать, опять же

того же звукообразования.

Очень многим вещам приходится обучить ребёнка, обучая его пению.

Большое значение в любом правильном звукообразовании имеет слух.

Процесс певческого звукообразования включает в себя все основные этапы

речевого образования звука: генерацию, фонацию, артикуляцию,

излучение.

Однако, особенности певческого звукообразования вносят свои коррективы в

организацию этих процессов. Наши голосовые органы состоят из мышц и

мембран, поэтому во многом пение - это работа мышечной памяти.

Поскольку пение выходит за рамки сознательного управления и во многом

совершается рефлекторно, певцу необходимо пройти долгую и трудную

школу технической выучки: изучить теоретическую сторону процесса и

специфические вокальные рекомендации, освоить практические приемы,

выработать необходимые связи и рефлексы, сформировать стойкие

вокальные навыки, позволяющие без ущерба для голоса профессионально

заниматься вокальным исполнительством.

Работая над развитием голоса, над певческим звукообразованием, мы

улучшаем и совершенствуем вокальную технику, подразумевая при этом

умелое управление и согласованную работу всех частей голосового аппарата

в процессе пения. Начиная с правильной постановки певческого дыхания

учителя ведут ученика к умению правильно петь хроматические и

диатонические гаммы и интервалы, к умению петь форте и пиано, к умению

работать с ритмом и темпом различной сложности, к вокальным приёмам, к

эстетике исполнения и прочтения музыкального материала.

Работая над процессом звукообразования на уроке музыки

общеобразовательной школы к каждому из этапов обучения, учитель

возвращается не один раз, так как в отличии от учителя ученик во время

обучения не ставит перед собой задачи постижения или изучения

определённого уровня знаний и умений. И процесс самого обучения порой

переходит в определённый учителем момент игры или спектакля. Часто во

время работы над звуковысотным исполнением, а может во время работы над

дикцией или динамкой мы вновь почти с нуля начинаем работу над

правильной постановкой дыхания. Обучая вокальным приёмам попутно

работаем над правильным интонированием мелодии и наоборот. Да и урок

мы ведём не с одним ребёнком, а с целым классом. Мы прекрасно понимаем,

что у каждого из наших воспитанников разный уровень обучаемости.

Воспитание певческого голоса, развитие музыкального слуха происходит на

протяжении всех лет занятий с детьми и каждый год мы снова и снова

возвращаемся к каждому из этапов обучения.

А вот в вопросе как организовать сам процесс обучения певческому

звукообразованию или по-другому вокалу (а при работе со школьным

классом это следует называть уже хоровым вокалом) каждый учитель идёт

своим путём. Самый верный путь на мой взгляд - это игра, своего рода мини-

спектакль. Именно в игре ребёнок познаёт мир непринуждённо и с

удовольствием. И сам процесс пения приносит исполнителю приятные

ощущения. При совокупности этих приятных вещей такая неприятность, как

назойливость обучения уходит на задний план.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.П.Сухомлинский.

По целевой направленности обучающие игры можно классифицировать

по трем основным типам:

1. Сюжетные игры;

2. Ролевые игры;

3. Игры-соревнования.

В сюжетных играх проблема развития необходимых навыков

многоголосного пения решается с помощью простых, но увлекательных

сюжетов, придуманных педагогом-музыкантом.

В ролевых играх каждой вокальной партии данного многоголосного

упражнения предлагается сыграть определенную вокальную роль, т.е. спеть

тот или иной заданный голос.

В играх-соревнованиях каждая из групп класса соревнуются в

достижении наилучшего результата в зависимости от условия игры.

Предлагаемые типы игр-упражнений могут быть взаимопроникаемы,

взаимосвязаны между собой. В сюжетных играх возможны ролевые

распределения и перераспределения, в ролевых играх может присутствовать

сюжет, а ролевые и сюжетные игры могут нести элемент

соревновательности.

Идём по порядку. Начало вокала - певческое дыхание. Для детей нет

разницы певческое, или непевческое (разговорное). Здесь и начинается

процесс формирования рефлексов. Нужны различные вокальные

упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать

вдох - спокойно, без напряжения. И в данной работе опять же познаём в

процессе игры. Дети представляют, что в руках каждого из них, например,

цветы. Вдруг они раскрываются пышными и большими бутонами. Дети

удивляются и вместе со взмахом руки дирижера, делают вдох, как бы про

себя произнося: «Ах!», затем мгновенная задержка дыхания от удивления - и

при опускании руки дирижёра поют «фа», «соль», «ля» первой октавы на

гласный звук «а».

А если необходимо поставить дыхание на опору снова играем. Дети

сжимают кисть руки в кулачок, при этом оттопыривая указательный и

средний пальчики - это для нас зайчик. Зайчика мы укладываем отдохнуть,

прижимая кисть руки к животикам так, чтобы пальчики-ушки зайчика

поднимались при каждом нашем вдохе и возвращались при выдохе в

исходное положение. На выдох идя по гамме исполняем две соседние

ступени и в зависимости от характера исполнения и продолжения хода игры

используем наполняющие слоги гласные звуки, при этом следим за

положением плеча, оно неподвижно. Сам живот во время игры может быть и

воображаемой нитью кукловода, и подвижной стеной, и пружиной. Еще

одно игровое упражнение на постановку дыхания: «Сдуй пушинку».

Для

упражнения ладонь (или обе ладони) ставится перед губами, на ней лежит

воображаемая пушинка. Дети взяв правильно дыхание (поставив его на

опору), «свернув губки трубочкой», пытаются сдуть пушинку

(есть

множество вариантов выполнения этого упражнения, можно не сдувать

пушинку, а гавкать, рычать, мяукать или ещё каким либо образом пугать

муху (бабочку, попугая) с ладони, добиваясь того, чтобы она улетела).

Во время постановки голоса, проходя школу технической выучки

исполнения гласных звуков в памяти у детей остаётся до боли знакомое,

простое и часто встречающееся. Это могут быть мелодии, построенные на

звуках имитирующих крики животных. Если мы, к примеру, распеваем детей

на слогах «И-го-го» или «Мя-у», «И-а», «Гав» и т.д. - причём просим

правильно оформлять певческий аппарат при этом, учащиеся моторику

подобной работы оставляют в памяти на всю жизнь.

При работе над динамикой можно предложить детям игру на вдыхание

определённых воображаемых ароматов, а можно играть роль свирепого

хищника или хитрой лисички, или сдувать пушинки одуванчика при работе

над интенсивностью вдоха и выдоха. В этом случае очень хороша игра

«Проводы лодочки». Исполняя гласные «а, о, у» к губам подносим ладонь -

это и есть лодка, по мере исполнения покачивающаяся лодка на потоке

нашего дыхания уплывает, после следующего вздоха мы отправляем в путь

очередную лодочку.

В играх познаются и вокальные правила. Например, о том, что, если

встретились две гласные, одна в конце слова, другая в начале следующего,

или в скоплении гласных одного слова, гласные необходимо разделить, спеть

отдельно через люфт-паузу. Запоминая правило опять же играем.

Проговаривая подобную фразу: «И Арина и Ирина не едят мёд сот

пчелиных» с частыми сочетаниями гласных звуков на скорость или разгоняя,

отделяем их друг от друга «разрезаем» хлопком можно устроить

соревнование между мальчиками и девочками или другими командами

учеников. Затем закрепляем правило на практике, поём эту фразу (или фразу

подобную по сочетанию гласных) на мелодию любой знакомой песни, а

может исполняем её по восходящей гамме.

В процессе работы над дикцией, артикуляцией при пении на уроке так же

в ход идут игровые моменты. Например, игра «Пойми меня». Ученик перед

классом беззвучно, одними губами поёт строчку из знакомой песни, а класс

угадывает её название. Или как вариант два ученика. стоящих напротив друг

друга поют песню без звука, губами и по очереди друг у друга угадывают

песню по артикуляции исполняющих.

Можно использовать такие игры - упражнения на развитие артикуляции

(чёткости и ясности речи): Палочки – дразнилки». Для упражнения

понадобятся карандаши, палочки или ручки. Один конец карандаша берут

зубами, другой должен быть свободным. Карандаш должен быть расположен

горизонтально. Разбиваемся парами, поворачиваемся к участнику своей пары

и в таком положении, взяв дыхание, слегка поворачивая голову то влево, то

вправо произносятся фразы: баги – буги, ваги – вуги, лаки – луки, маки –

муки, наки – нуки, даги – дуги, таки – туки.

Применяется при пении и правило утрирования согласных. При пении

слов с согласной «р», сама согласная часто «теряется» и без умения

утрировать (выделять слог) в этом случае не обойтись. Согласная «Ж»

внутри слога или слова также часто исчезает или превращается чудным

образом в «З» как в слове «ждёт», «рождённый» или в «Ш» как в слове

«провожаем». Успешно нарабатывается утрирование, как и сложности

сочетания тех же гласных, как и другие сложности с дикцией, путем

произнесения скороговорок. Скороговорку можно не только проговорить, но

и пропеть в разном темпе, а ещё и разгоняя, и замедляя.

* У ужа – ужата, у ежа - ежата.

* Куры, гуси да лягушки наклевалися петрушки, закусили лебедой,

побежали за водой.

* Неважный клей бумажный змей не склеил клей бумажный змей».

* Шесть мышат в шалаше шуршат.

* Чиста, лучиста, говорит речисто.

* Калач калачом, трубач трубачом.

* Расскажи мне про покупку.

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку, про покупочку свою.

* Баран-буян залез в бурьян.

* Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

* Проворонила ворона воронёнка.

Скороговорочные попевки интересно театрализуются и преобразуются в

игру. Их исполняют дети, широко жестикулируя, часто изменяя взгляд и

выражения лиц.

Интонирование упражнений сложных мелодически или ритмически,

наполненных юмором, вызывает у ребят особую радость и удовольствие

.

В том же стиле можно исполнять тематические попевки. Принося ребёнку

радость, они дают знания по какой-то отдельной теме, конкретизируя её на

практике.

Изобразительные моменты

оживляют урок.

Двигательная

пластика

наполняет

вокальное

исполнение

особой

выразительностью,

подобно

бассейну,

наполняющемуся

водой.

Изображая

мимикой

и

жестами,

движениями рук и ног всё то о чём поётся в попевке или песне дети

представляют себя в роли героев этой музыки. Всё это позволяет

почувствовать характер и поступки персонажей изнутри, а если у каждого

ученика своя роль в развитии сюжета, то и уловить, раскрыть характер

взаимоотношений героев данного построения.

Примером технологического приема на формирование навыков

многоголосного пения может служить игра-упражнение «Высотный дом».

Класс делится на три группы, соответствующие количеству партий, и каждая

группа, меняясь, поет и первым, и вторым, и третьим голосом. Исполняется

знакомая по распеваниям попевка – мажорное поступенное пятизвучие,

звукоряд от V до I ступени вниз. Верхний голос «живет на верхнем, пятом

этаже», поет верхнюю ноту, т.е. поет выдержанный звук V ступени. Средний

голос «живет на третьем этаже». Он, «побывав в гостях у верхнего голоса,

спускается к себе домой», т.е. поет V, IV и III ступени. Затем останавливается

на III ступени и поет выдержанный звук III ступени. Нижний голос,

одновременно со средним голосом, «спускается с пятого этажа к себе домой

на первый этаж», т.е. поет пятизвучие полностью, останавливаясь на I

ступени. Исполняя это трехголосное упражнение одновременно, мы

выстраиваем с детьми мажорное трезвучие. Используем вариативность, и

каждая группа меняет свой «этаж», становясь, соответственно, то верхним, то

средним, то нижним голосом. Эта сюжетная игра, имея вокальные ролевые

распределения, использует и элемент соревновательности.

В качестве другого примера в работе над многоголосием можно привести

игру-упражнение «Свет и тень». Это несколько усложненный вариант

предыдущего упражнения. Также поется мажорное пятизвучие, затем

выстраивается мажорное трезвучие. Это – «свет». Если же среднему голосу

дать возможность чуть-чуть измениться, «стать печальней, загрустить»,

получится «тень». Учитель показывает, как это сделать, понижая на полтона

мажорную терцию. При этом дети учатся различать на слух и выстраивать в

пении мажорный и минорный лад, стремятся осознанно интонировать

полутон. Данное упражнение, помимо развития навыков многоголосия,

формирует у детей ладовый слух и остроту, и точность вокально-хорового

интонирования. Это упражнение можно еще усложнить, если предложить

ребятам поочередно понижать на полтона сначала средний голос (звучит

минор), а затем одновременно понизить на полтона верхний и нижний голос

(зазвучит мажор). В результате этих хроматических чередований

исполняется полутоновая секвенция «мажор-минор».

Данные упражнения в процессе репетиционной работы решают сразу

несколько технологических задач: помимо развития навыков многоголосия,

воспитывают у детей ладовый и гармонический слух, а также формируют

остроту и точность вокально-хорового интонирования.

А если игровое обучение вокалу происходит внутри театрального

построения, то есть обрастает сюжетом урок становится ещё более

увлекательным, может разыгрываться какая- то необыкновенная история или

даже сказка.

Например, жители города провожают отплывающих в Африку Айболита

и его друзей, изображая сцену прощания и затем, исполняя песню «Морячок»

(пятый класс)

В пути герои исполняют большое количество разнообразных песен среди

них и песня «Алые паруса».

В завершении путешествия ученики перевоплощаются в жителей Африки

и встречают его команду песней «Чунга-чанга».

Множество подобных игр-упражнений и их вариантов каждый педагог-

музыкант может изобрести и применить в своей вокально-хоровой работе.

Они нравятся детям, вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело

и заинтересованно.

В результате таких увлекательных занятий, что наиболее значимо,

решаются важнейшие профессионально-технические задачи: развивается

музыкальный, интонационный и ладово-гармонический.

Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам

и конкретная. Игры дают возможность моделировать разные ситуации

жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат

разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.

Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,

конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это

пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в

игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся

проблемы у человека и моделировать их снятие. Игра обладает

предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность

человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме

проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе это особое

«поле самовыражения».

Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная

функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной

атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации

личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск.

Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии, выводящей на

развлекательность.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют

укреплению межличностных отношений. В игре каждый ученик может

проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое

отношение к деятельности, к людям.

Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все

учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры

хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс

и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь

учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с

переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и

общению со сверстниками в группе. Оценивая терапевтическое значение

игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии

определяется практикой новых социальных отношений, которые получает

ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в

которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со

сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений

принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому

эффекту.

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует

учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели

(нужно знать больше других).

Литература:

1.

Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре //

Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А. Апраксина. – М., 1975. – Вып.

10. – 165 с.

2.

Дашанова Н.А. Инновационные технологии вокально-хоровой работы с

детьми. Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1

3.

Юркевич В.Д. Дидактические музыкальные игры и упражнения. М., 1995.

4.

Педагогическая мастерская. Музыка и воспитание. М.,2005.

5.

Старжинская Н.С. Вместе дружим и играем. М.,1994.

6.

Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - М.,1989.

7.

Бинетова З. Р. Игровые технологии на уроках музыки.

на проекте

«Инфоурок»



В раздел образования