Напоминание

"Проектирование ОП в ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"


Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073 ДО "Колокольчик"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектирование ОП в ДОУ в условиях перехода на ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





СЕМИНАР для педагогов

Тема: "Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на

ФГОС дошкольного образования"

Материал подготовила

и провела ст.воспитатель

ГБОУ Школа № 2073

ДО «Колокольчик»

Образцова Алевтина Николаевна
Мы вступаем в новый учебный год. Но готовы ли педагоги, специалисты, руководители до - школьных образовательных учреждений работать по-новому? С вопросом «Что делать?» вроде бы разобрались: все сотрудники ДОУ ознакомились с проектом ФГОС ДО и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?», чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей, остаётся открытым. Как привести в соответствие с ФГОС ДО образовательную программу ДОУ? У практиков возникает множество вопросов по органи - зации современного образовательного процесса.
1. Структура образовательной программы ДОО в соответствии со ФГОС
В кратком обзоре сформированной нормативной правовой базы дошкольного образования следу- ет отметить, что основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно- управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа). Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соот- ветствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерных(ой) образовательных(ой) про- грамм(ы) дошкольного образования. Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного об - разования должна быть разработана в соответствии с порядком разработки примерных основных об- разовательных программ, пройти экспертизу, по результатам которой она включается в реестр при- мерных основных образовательных программ. Порядок разработки примерных программ, порядок их экспертизы и включения в реестр примерных программ в настоящее время разрабатываются Мини - стерством образования и науки Российской Федерации. Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является исключительно ФГОС ДО. Пример- ные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира, методиче- ского основания для разработки ООП ДО. На сегодняшний день реестр находится в стадии разра - ботки. При составлении ООП ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями Минобрнауки, которые будут согласно плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО будут опубликованы в июне 2014 года [4]. Для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами на сайте ФИРО в настоящее время размещены проекты ПОП ДО. Образовательная программа должна обеспечивать построение педагогического процесса, направ - ленного на полноценное разностороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникатив - ное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Реализуется программа не только в про - цессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом каждого возрастного периода видов детской деятельности. Программа дошкольной образовательной организации должна показать: 1
 как, с учетом конкретных условий, создается в конкретной дошкольной образовательной органи - зации собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития до - школьников  какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми  какая система взаимодействия с семьями воспитанников создана в дошкольной организации  как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности  какие условия, созданные в дошкольной организации, обеспечивают реализацию программы. Поэтому программа должна быть индивидуальной для каждой конкретной дошкольной образова- тельной организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей (законных представи - телей), общественности и социума. ФГОС дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленный ранее ФГТ. Напомним, что ФГТ выделили десять образовательных областей: «Физи- ческая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуника - ция», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Согласно ФГТ критериями разделения содержания дошкольного образования на образовательные области были виды специфической детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно-исследо - вательская, коммуникативная, двигательная активность, восприятие художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная. Во ФГОС ДО основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребенка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Таким образом, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотива - ции и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: 1. Социально-коммуникативное развитие; 2. Познавательное развитие; 3. Речевое развитие; 4. Художественно-эстетическое развитие; 5. Физическое развитие [6, II. п.2.6]. Когда проводилось общественное обсуждение проекта ФГОС, образовательных областей было 4: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физи - ческое развитие ребенка. Но по многочисленным рекомендациям разработчики разделили познава - тельно-речевое развитие на две самостоятельные образовательные области, учитывая абсолютную важность и необходимость речевого развития как самостоятельной образовательной области. Изобразим это в виде таблицы: Направления развития ре- бенка дошкольного возраста Образовательные области в ФГТ Образовательные области в ФГОС ДО Социально-коммуникатив- ное развитие Социализация Социально-коммуникатив- ное развитие Труд Безопасность Познавательно-речевое раз- витие Познание Познавательное развитие Чтение художественной ли- тературы Речевое развитие Коммуникация Физическое развитие Физическая культура Физическое развитие Здоровье Художественно-эстетиче- ское развитие Художественное творчество Художественно-эстетическое развитие Музыка 2
Содержание воспитательно-образовательной работы должно быть представлено в программе до- школьной организации в соответствии с указанными образовательными областями. Стандарт предлагает внятное разъяснение относительно двух предписанных законом частей об - разовательной программы [6, II. п.2.9]. Дело в том, что закон требует различать в основной образова - тельной программе «обязательную часть» и «часть, формируемую участниками образовательных от- ношений» и эти разъяснения представлены в терминах, хорошо знакомым дошкольным педагогам: - обязательная часть программы – это её комплексная часть. - «часть, формируемая участниками образовательных отношений» – это те парциальные програм- мы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно. Мера соотношения этих двух частей установлена не жёстко, а в виде диапазона (60% и 40%), в пределах которого каждый детский сад сможет определить более подходящее для себя соотношение [6, II. п.2.10]. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требования Стандарта. Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие де - тей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях [6, п.2]. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разра- ботанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы [6, п.2.9]. В данной части программы должны учитываться об- разовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. В частности, она может быть ориентирована:  на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;  выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, кото- рые в наибольшей степени соответствуют потребностям интересам детей, а также возможно- стям педагогического коллектива;  сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации или группы. Кроме того, в соответствии с ФГОС ДО программа должна содержать три основных раздела: це - левой, содержательный и организационный. Также в программу включается раздел «Содержание кор- рекционной работы и (или) инклюзивного образования», если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Еще одно новшество, необходим дополнительный раздел Программы. Краткая презентация Про - граммы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления [6, II. п.2.13]. В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Необходимо отметить предусмотренную ФГОС ДО следующую норму: «В случае если обяза- тельная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто, в случае если она не соответствует одной из примерных программ» [6, п.2.12]. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, так же может быть представле- на в виде ссылок на соответствующую методическую литературу. О.А.Скоролупова отмечает, что «программа ДОО не должна содержать много текстовых описа - тельных фрагментов, особенно в содержательном разделе. Целесообразно наполнить данный раздел схематическими, табличными материалами, диаграммами, отражающими специфику реализации программы в конкретной дошкольной образовательной организации, суть педагогических техноло- гий, используемых при реализации образовательной программы» [22, стр.11]. Содержательный раздел может изменяться, дополняться каждый учебный год новыми материала- ми. 3
Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы изби - раются авторами с учетом предложенной структуры основной образовательной программы в соответ- ствии с её спецификой. Это важный момент, учитывая принципиально разные подходы к взаимосвя- зям содержательного материала в разных дошкольных программах. В таблице представлена корреляция структуры ОП по ФГТ и ОП по ФГОС. Структура по ФГТ Структура по ФГОС Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образо- вательного процесса. Объем обязательной части Программы со- ставляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируе- мой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образователь- ных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Объём обязательной части Программы дол- жен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками об- разовательных отношений, – не более 40% Обязательная часть Программы должна со- держать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении; 3) содержание психолого-педагогической ра- боты по освоению детьми 10 образовательных об- ластей 4) содержание коррекционной работы 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы до- школьного образования; 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Структура основной образовательной про- граммы включает три основных раздела: 1) целевой, 2)содержательный, 3)организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образо- вательного процесса.
1. Пояснительная записка
(возрастные и ин- дивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учрежде- нии; приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы до- школьного образования; цели и задачи деятельно- сти образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы до- школьного образования; особенности осуще- ствления образовательного процесса (нацио- нально-культурные, демографические, климати- ческие и другие); принципы и подходы к фор- мированию Программы).
5.

Планируемые

результаты
освоения детьми основной общеобразовательной програм- мы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
1. Целевой раздел включает в себя:
1.1.Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значи- мые для разработки и реализации Программы ха- рактеристики, в т.ч. характеристики особенно- стей развития детей раннего и дошкольного воз- раста) 1.2 Планируемые результаты освоения Про- граммы (учёт возрастных, индивидуальных, осо- бенностей развития детей с ОВЗ).
3.Содержание

психолого-педагогической

работы
по освоению детьми образовательных об- ластей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Без- опасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной ли-
2
. Содержательный раздел 2.1.Раскрывает содержание образования по пяти образовательным областям. 2.2.Используемые в работе детского сада об- разовательные технологии, а именно: формы, 4
тературы”, “Художественное творчество”, “Музы- ка”
4.Содержание коррекционной работы
(для детей с ограниченными возможностями здоро- вья). способы, методы и средства реализации Про- граммы. 2.3.Содержание образовательной деятельно- сти по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
2
.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает (ежеднев- ная организация жизни и деятельности детей в за- висимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской дея- тельности; проектирование воспитательно- образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальны- ми и возрастными особенностями) 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и проме- жуточных результатов освоения Программы) 3. Организационный раздел 3.1. Содержит распорядок и/или режим дня. 3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса. 3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 3.4.Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность мето- дическими материалами и средствами обучения и воспитания. 4. Дополнительным разделом программы является её краткая презентация, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников. ВЫВОДЫ: Безусловно, ФГТ и ФГОС ДО преемственны, и прежде всего, в фундаментальных по- ложениях. Например, основные принципы построения воспитательно-образовательного процесса созвучны в ФГТ и ФГОС. ФГТ установили, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми до - школьного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО, развивая этот принцип, определяет, что образовательная программа дошкольного образования должна реализовы- ваться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивая тем самым принцип возрастной адекват - ности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенно- стям развития детей). Далее, в соответствии с ФГТ, образовательная программа дошкольного образования должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взросло- го и детей и самостоятельной деятельности детей. Стандарт в качестве одного из принципов до - школьного образования провозглашает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ре - бенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Преемственность ФГТ и ФГОС ДО мы видим также в определении структурных единиц содер- жания дошкольного образования. Это образовательные области, соответствующие основным направ- лениям развития детей. Однако есть отличия: - в ФГТ две группы требований: к структуре ООП и к условиям её реализации, а во ФГОС ДО три группы: к структуре, условиям и результатам; - в ФГТ прописаны интегративные качества, а во ФГОС – целевые ориентиры; - в ФГТ таких образовательных областей 10, а в Стандарте — 5, но по содержанию образователь - ные области очень близки.
2. Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного

образования
Основанием для разработки (изменения) ООП ДО является ФГОС ДО. Примерные программы ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Феде - 5
ральный реестр ПОП могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки ООП ДО. На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. При составлении ООП ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями Ми- нобрнауки, которые будут опубликованы. Для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами на сайте ФИРО в настоя - щее время размещены проекты Примерных общеобразовательных программ дошкольного образова- ния. Представляю сравнительный анализ примерных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ДО: 6

Название При-

мерной

основ-

ной

образова-

тельной

про-

граммы

Структура про-

граммы

Целевые

установки

или Концептуальные

основы программы

Кадровые условия

Развивающая

Пред

метно-пространствен

ная среда

О Т

Р О Ж Д Е-

НИЯ ДО ШКО-

ЛЫ
.
Пример-

н а я

о б щ е о б-

разовательная

программа

до-

школьного

об-

разования
/Под ред. Н. Е. Ве- раксы, Т. С. Ко- маровой, М. А. Васильевой. 1 . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснитель- ная записка. 1.2. Планируе- мые результаты освоения ООП ДО. 2. ОРГАНИЗА- ЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3. СОДЕРЖА- ТЕЛЬНЫЙ РАЗ- ДЕЛ. 3.1. Содержание образования по пяти образова- тельным обла- стям. 3 . 2 . Ф о р м ы , способы, мето- ды и средства реализации ООП ДО. 3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональ- ной коррекции нарушений раз- вития детей. 4 . К РАТ К А Я ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДО (до- полнительный раздел). Ведущие цели Про- граммы: создание благоприятных усло- вий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры лич- ности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с воз- растными и индивиду- альными особенностя- ми, подготовка к жиз- ни в современном об- ществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизне- д е я т е л ь н о с т и д о- школьника.
Особое

внимание
в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоро- вья детей, а также вос- питанию у дошколь- ников таких качеств, как: •
патриотизм;

активная

жизнен-

ная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; •
уважение

к

тради-

ционным ценностям.
Программа построена на позициях гуманно- личностного отноше- Требования к кадро- вым условиям реали- зации програм м ы «От рождения до школы» включают: 1)укомплектован- ность дошкольной образовательной ор- ганизации руководящими, педа- гогическими и ины- ми работниками; 2) уровень квалифи- кации руководящих, педагогических и иных р а б о т н и ко в ДОО; 3) непрерывно сть профессионального развития и повыше- ния уровня профессиональной компетентности пе- дагогических работ- ников ДОО.
Кадровые усло-

вия

для

ДОО,

осу-

ществляющих

ин-

клюзивное

образо-

вание:
при включе- нии в общеобразова- тельную группу де- тей с ОВЗ в дошколь- ной образовательной организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагоги- ческих работников, имеющих соответ- ствующую квалифи- Особенности организа ции предметно-про странственной развива ющей образовательной среды входят в
органи

з а ц и о н н ы й

р а з д е л
Программы. Программа не предъяв ляет каких-то особых специальных требова ний к оснащению раз вивающей предметно- пространственной сре ды (как, например, в программе Монтессори), помимо требований, обозначен ных в ФГОС ДО. Развивающая п р ед метно-пространствен- ная среда дошкольной организации должна быть: • содержательно-насы щенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегаю щей; • эстетически-привле кательной. 7
н и я к р е б е н к у и направлена на его все- стороннее развитие, формирование духов- ных и общечеловече- ских ценностей, а так- же способностей и ин- тегративных качеств. кацию для работы с конкретной категори- ей детей в соответ- ствии со спецификой их образовательных потребностей, в том числе ассистентов (помощников), ока- з ы в а ю щ и х д е т я м необходимую п о- мощь.
ИСТОКИ

Научный руко-

водитель
— доктор педаго- гических наук Л.А. Парамоно- ва Программа включает в себя ЦЕЛЕВОЙ РАЗ- ДЕЛ. Содержа- ние программы представлено по пяти образова- тельным обла- стям, заданным ФГОС ДО: со- циально-комму- никативное, по- знавательное, речевое, художе- ственно-эстети- ческое и физи- ческое развитие. СОДЕРЖАТЕЛЬ НЫЙ РАЗДЕЛ содержит характеристики и ц е л и п о возрастам у ч и т ы в а я 5 образовательны х областей. ОРГАНИЗАЦИ ОННЫЙ РАЗДЕЛ Содержит: 1.Психолого- педагогические условия реализации Программы 2.Организация образовательног о процесса 3. Обеспечение психолого- педагогической
Цели и задачи реали-

зации

Программы:
обеспечение полно- ценного, разно сто- роннего развития каж- дого ребенка, фор- мирование у него ба- зового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответ- ствующего возрастной специфике и требова- ниям современного общества; создание равных условий для развития детей, имею- щих разные возмож- ности. В основу Программы п о л о ж е н а концепция психологического воз- раста как этапа, ста- дии детского разви- тия, характеризующе- гося своей структурой и динамикой. Каждый психологический воз- раст включает в себя качественно особые, специфические отно- шения между ребен- ком и взрослым (соци- альная ситуация раз- вития); определенную иерархию видов дея- тельности и ведущий ее тип; основные пси- хологические дости- жения ребенка, свиде- Особых требований к кадровым условиям программа не предъ- являет, но предусмат- ривает привлечение педагога-психолога и педагога для обуче- ния иностранному языку. В соответствии с ФГОС ДО реализа- ция программы обес- печивается руководя- щими, педагогиче- скими, учебно-вспо- могательными, адми- нистративно-хозяй- ственными работни- ками. В реализации программы м огут участвовать научные работники и иные ра- ботники, имеющие соответствующую квалификацию. Развивающая с р ед а детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. О н а п р е д п о л а г а е т единство социальных, п р е д м е т н ы х и природных с р ед с т в обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и в к л ю ч а е т р я д базисных компонентов, н е о б х о д и м ы х д л я полноценного физического, эстетического, п о з н а ват е л ь н о го и социального развития детей. РППС представлена в с о о т в е т с т в и и с особенностями каждого возрастного этапа (младенческий, р а н н и й , м л . д о ш к . в о з р а с т, с т . д о ш к . возраст)
РППС включает:
1.Развивающая предметно-игровая среда 2.Развивающая среда т в о р ч е с к и х в и д о в деятельности 3.Развивающая среда для п о з н а ват е л ьн о - исследовательской деятельности 8
п од д е р ж к и и повышения компетентности родителей 4. Развивающая предметно- пространственн ая среда детства тельствующие о раз- витии его психики, со- знания, личности. 4.Развивающая среда д л я о б е с п е ч е н и я физической активности и укрепления здоровья 5.Оборудование участка
ДЕТСКИЙ

САД ПО СИ-

СТЕМЕ МОН-

ТЕССОРИ
Авторы: Елена Александровна Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори- педагогов России, г.Москва. Оксана Феликсовна Борисова, к.п.н., руководитель МДОУ «Детский сад комбинированн ого вида № 14», г. С н е ж и н с к , Челябинской области. Валентина Владимировна Михайлова, руководитель НОУ «Санкт- Петербургская Монтессори- школа Михайловой». Программа включает т р и основных разде- ла: целевой, со- держательный, организацион- ный. 1 . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. Пояснитель- ная записка. 1.2. Планируе- мые результаты освоения ООП ДО. 2. ОРГАНИЗА- ЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3. СОДЕРЖА- ТЕЛЬНЫЙ РАЗ- ДЕЛ. 3.1. Содержание образования по п я т и о б р а- зовательным об- ластям. 3 . 2 . Ф о р м ы , способы, мето- ды и средства реализации ООП ДО. 3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональ- ной коррекции нарушений раз- вития детей. 4 . К РАТ К А Я ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДО (до- полнительный раздел). Программа форми- руется как программа психолого-педаго- гической поддержки детей и условий для и х у с п е ш н о й с о- циализации и индиви- дуализации. Основная цель рабо- т ы п е д а г огического коллектива по Про- грамме - создание наилучших условий для благополучия де- тей, позволяющих им раскрыть свой при- родный потенциал и а д а п т и р о в ат ь с я к условиям жизни в современном обще- стве. Основой программы я в л я е т с я с и с т е м а саморазвития детей в специально-подготов- ленной предметной развивающей среде. Средством становле- ния личности ребенка являет ся его с о б- ственная активная де- ятельность по освое- нию окружающей сре- ды, основанная на свободн о м в ы б о р е предмета д е я т е л ь- ности, партнера, места и темпа своей работы. В зависимости от масштаба О р г а н и з а ц и и , е е возможностей привлекать к работе ш т а т н ы х и внештатных специалистов, выстраивается взаимодействие и совместная работа по достижению целей и задач Программы. К т а к и м специалистам относятся: 1.психолог 2.логопед 3.Монтессори- терапевт Монтессори- т е р а п е в т – э т о особый специалист высокой квалификации, который совмещает функции и врача, и п с и х о л о г а , и дефектолога. 4.коррекционный педагог (дефектолог) 5. врач-педиатр 6.врачи-специалисты, например, психоневролог, ф и т о т е р а п е в т и другие.
Необходимы

специальные

компетенции

педагогических

кадров.
Т р е б о в а н и я к образованию педагогов/ассистент Точное содержание и организац и я п р е д метно-пространствен- ной развивающей сре ды в детском саду по с и с т е м е М . М о н тессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни д е т е й .
Прин

ципы:

Безопасность

Зонирование.
Развивающая с р ед а выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же в р е м я , гармонично сочетался с д р у г и м и , о б р а з у я помещение комфортное для детей, вызывающее у н и х ч у в с т в о безопасности, уверенности, стабильности.
Помещение,
в котором пребывает группа де тей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиениче ская комната, спальная комната (может совме щаться с игровым про странством), «Монтессори-класс» со специально-подготов- ленной средой. В п о с т р о е н и и подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается 9
о в д е т с к о г о сада/группы Монтессори Педагог должен быть дипломированным с п е ц и а л и с т о м в области педагогики/ психологии и иметь д и п л о м о переподготовке или с в и д е т е л ь с т в о о повышении квалификации (не м е н е е 2 0 0 академических часов) в о бл а с т и Монтессори- педагогики. Ассистент Монтессори-педагога д о л ж е н и м е т ь среднее специальное и л и в ы с ш е е о б р а з о в а н и е в области педагогики/психолог и и и д и п л о м о переподготовки или с в и д е т е л ь с т в о о повышении квалификации (не м е н е е 2 0 0 академических часов) в о бл а с т и Монтессори- педагогики. возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации р а з н ы х ф о р м з а н я т и й , проводимых п е д а г о г а м и , – групповых, п о д г р у п п о в ы х и индивидуальных. С р е д а н а с ы щ е н а материалами различной тематики и дидактического с о д е р ж а н и я д л я развития психических процессов. Комплектация предметно- пространственной с р е д ы у к а з а н а в разделах 2.4.1 и 2.4.2 Специально- подготовленная среда для групп детей от 1,5 до 3 лет; и от 3-х до 6- ти лет
НА КРЫЛЬЯХ

ДЕТСТВА
Коллектив авто- ров под руко- водством Н.В. Микляевой Пояснительная записка: программы включает целевой, содержательный и организационны й разделы. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ включает: - Цели и задачи, принципы реализации ООП. - П од ход ы к
Целью
программы является с о зд а н и е оптимальных условий д л я с о ц и а л ь н о - личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и у п р а в л е н и е качеством образовательного процесса. В соответ ствии с ц е л ь ю в с е задачи, представленные во ФГОС ДО, можно Кадровые условия ре- ализации программы включают: 1.Укомплектованност ь д е т с ко г о с а д а педагогическими, р у ко в од я щ и м и и иными работниками. 2. Соответствующий уровень педагогических кадров, занимаемой д о л ж н о с т и и квалификационной категории. 3.Непрерывное профессиональное К р о м е о с н о в н ы х принципов построения предметно- развивающей среды группы и детского сада в общеобразовательной п р о г р а м м е « Н а к р ы л ь я х д е т с т в а » используется принцип создания полифункциональной предметно- развивающей среды, которая я вл я е т с я условием эффективности детского сада. 10
р а з р а б от ке и реализации программы. -Концепция программы - З н а ч и м ы е характеристики, в т о м ч и с л е характеристики особенностей развития детей р а н н е г о и дошкольного возраста. СОДЕРЖАТЕЛЬ НЫЙ РАЗДЕЛ программы: - Б л о ч н о - модульная модель реализации содержания программы - Вариативные формы, способы, м е т о д ы и средства реализации программы - Соотношение о с н о в н ы х и дополнительных услуг (вариативная часть) ОРГАНИЗАЦИ ОННЫЙ РАЗДЕЛ: - К о м п л е к с условий реализации ООП - М о д е л ь создания предметно- пространственн о й с р е д ы и образовательног о пространства детского сада -Психолого- педагогические р а зд е л и т ь н а т р и блока. Б л о к 1 . Р а з в и т и е способностей Блок 2.Формирование культуры личности Блок 3.Формирование детского коллектива П р о г р а м м а « Н а к ры ль я х д е т с т в а » с т р о и т с я н а следующих принципах: 1. гуманистической направленности, уважения у н и к а л ь н о с т и и своеобразия каждого ребёнка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего личностного и интеллектуального потенциала государства; 2 . р а з в и в а ю щ е г о образования, целью которого я в л я е т с я всестороннее развитие ребенка; 3 . н а у ч н о й обо снованно сти и практической применимости содержания программы; 4 . ко м п л е к с н о с т и в о с п и т а н и я и обучения, интеграции образовательных о б л а с т е й в с о о т в е т с т в и и с возрастными в о з м ож н о с т я м и и особенностями обучающихся, ориентированностью на целостное развитие ребенка и дошкольной группы; 5 . с и с т е м н о с т и организации развитие педагогов. 4. Профессиональная педагогическая ИКТ —компетентность (Интернет, педагогическая д е я т е л ь н о с т ь в информационной среде). 5 . В с о с т о я н и и реорганизации детских садов в ТОК возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов —специалистов для дошкольного отделения. При этом
н е

д о п у с к а е т с я

замена

воспитателей

учителями

начальных классов.
К р о м е т о г о , д л я всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: д л я р е ч е в о г о , математического, эстетического, физического развитияили или же о д н а , н о многофункциональная с р е д а . П р и н ц и п ы построения каждой из таких сред: дистанции, п о з и ц и и п р и взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности- динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной к о м ф о р т н о с т и и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и н е о р д и н а р н ы х э л е м е н т о в в эстетической организации среды; открытости- з а к р ы то с т и ; у ч е т а половых и возрастных различий детей. 11
условия - Методические и к а д р о в ы е условия - Организация жизни дошкольной группы и / и л и образовательной организации в целом - Детский сад как от к р ы т о е образовательное пространство - Педагогическая диагностика результатов освоения п р о г р а м м ы и мониторинг индивидуальног о развития детей - Планируемые результаты как целевые ориентиры ПРЕЗЕНТАЦИЯ программы (вариативная часть) образовательного процесса, единства в и д о в и ф о р м образовательной деятельности, общеразвивающих услуг и услуг п о уходу, присмотру и оздоровлению; 6 . п о с т р о е н и я образовательного п р о ц е с с а н а адекватных возрасту формах организованной образовательной деятельности п е д а г о г о в и о б у ч а ю щ и х с я и самостоятельной деятельности детей; 7 . в з а и м о в л и я н и я личностей взрослых и детей, предполагающего взаимодействие, с от руд н и ч е с т в о и сотворчество педагогов —детей— родителей.
ОТКРЫТИЕ
Примерная об- разовательная программа до- школьного об- разования Введение I. Целевой раз- дел II. Организаци- онный раздел III. Содержание программы IV. Финансовое обеспечение ре- ализации основ- ной общеоб- разовательной программы «открытия» в дошкольной об- разовательной организации Литература Одна из важных осо- бенностей Програм- мы, ориентированной на ребенка – работа всех, включенных в нее участников, по принципу единой «ко- манды». Это команда единомышленников, занимающих каждый свою позицию и со- трудничающих друг с другом относительно работы Программы. Воспитателя, ассистента, специалистов, младшего воспитате- ля. 1)Создание центров ак тивности. 2)Создание условий для осознанного и от ветственного выбора. 3)Созданием условий для каждого ребёнка в соответствии с его воз можностями, интереса ми и потребностями. ВЫВОДЫ. Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаменталь- ной программой дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с 12
ориентацией преимущественно на паспортный возраст). Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУНов. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми. Отводится ме - сто для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предла - гаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать спе- цифику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу. Программа соответствует требованиям ФГОС ДО, а так же её введение в образовательный процесс реально с точки зрения кадрового потенциала и создания предметно-пространственной раз - вивающей среды. А значит, после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последую - щего включения в Федеральный реестр ПОП может быть использована в качестве ориентира/методи- ческого основания для разработки ООП ДО.
3. Организационно-педагогическая документация (комплексно-тематический план, план

образовательной деятельности на день и конспект непрерывной непосредственно образова-

тельной деятельности)
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит значительные изме- нения в действующую организационно-педагогическую документацию. Обязательной педагогической документацией воспитателя является комплексно-тематический план, план образовательной деятельности на день и конспект непрерывной непосредственно образо- вательной деятельности. Единых правил ведения этих документов нет, поэтому они могут быть со - ставлены в любой удобной для педагога форме. Разработка комплексно-тематического планирования (далее – КТП) образовательной деятельно - сти осуществляется с учетом Образовательной программы ДОО. Предлагаемое в Программе «От ро - ждения до школы» комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образователь- ную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Предлагаем модель комплексно-тематического планирования образовательной работы в ДОУ. Неде- ля
Целевые

ориентиры

Тема
Содержание работы (виды деятельно- сти детей с уче- том их возраст- ных особенно- стей) Формы работы с детьми Материалы и оборудование Варианты ито- говых меро- приятий
сентябрь
1 2 3 4 13
Календарный план содержит взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности де - тей, образовательных областей, форм образовательной деятельности с учётом части программы, фор- мируемой участниками образовательных отношений, включая время для – ННОД (не связанной с одновременным проведением РМ), осуществляемой в процессе органи- зации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследова- тельской, продуктивной, музыкальной, изобразительной и др.); – образовательной деятельности, осуществляемой в ходе РМ (во время утреннего приёма детей в ДОУ, прогулки, подготовки к приёмам пищи, дневному сну и т.п.); – самостоятельной деятельности детей; – взаимодействия с семьями детей по реализации ООП ДО. Такой подход к организации образовательного процесса позволяет выстроить тесное и взаимодо- полняющее взаимодействие всех участников образовательной деятельности: педагогов, специали - стов, родителей, представителей социума. Педагоги выбирают задачи из перспективных планов на неделю и дополняют их актуальными за - дачами, из не решённых ранее. При этом педагог должен: – проанализировать содержание программы за предыдущий отрезок времени; – определить уровень усвоения детьми программы; – сделать анализ программы на предстоящий отрезок времени; – сформулировать цели и задачи предполагаемой деятельности; – продумать задачу для каждого занятия из системы; – определить пути и средства решения поставленных целей и задач (выбор методов, приёмов, форм); – составить все части плана так, чтобы образовалось единое целое; – приступить к реализации плана и осуществить контроль за его выполнением. На этом этапе у педагогов формируется субъектная позиция в деятельности, которая носит проек- тировочный характер. Педагоги активно пользуются разработанными материалами, свободно компо- нуют их в зависимости от поставленных целей и задач с учётом возрастных особенностей дошколь - ников. А главное – видят результат своей деятельности, которого должны достичь дети, и способ - ствуют этому. Важно подчеркнуть, что результат совместной деятельности детей, а он складывается из результатов каждого ребёнка, способствует формированию основ их социальной и жизненной адаптации. Предлагаем модель планирования образовательной деятельности (на день) и конспект непрерыв- ной непосредственно образовательной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б, В). ВЫВОД: В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ пакета организационно-педагогической документации. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет документацию с учетом ФГОС ДО, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.
4. Алгоритм написания основной образовательной программы дошкольного образования
Итак, необходимость разработки/переработки ООП в соответствии с ФГОС была обозначена. В связи с вышеизложенным, считаем оптимальной в переходный период, деятельность по переработке (корректировке) ООП ДО, разработанной в соответствии с ФГТ на программу, соответствующую тре- бованиям ФГОС ДО. Содержание ООП ДО (далее Программы) 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка.  цели и задачи реализации программы; Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образо- вания в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования. Задачи реализации Программы: В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам воз- 14
можных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задач из ФГОС ДО [6, п.1.6]. В части, формируемой участниками образовательных отношений, необходимо указать цели и за - дачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием прио - ритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографиче - ских, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность**;  принципы и подходы к формированию программы: указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обя- зательная часть Программы.  значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.: 1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста: -особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики) - количество детей, количество и виды групп, -особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные воз - можности здоровья по… (указать), тубвиражные дети и т.д., -индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, националь - ность и проч.); 2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО [6, п. 4.6] (Целевые ориенти- ры образования). Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.). 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям. В этом разделе программы необходимо указать: 1. содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и об - разования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания: ● социально-коммуникативное развитие; ● познавательное развитие; ● речевое развитие; ● художественно-эстетическое развитие; ● физическое развитие. 2. используемые вариативные программы дошкольного образования (парциальные, комплексные, примерные) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания***. 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены: • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик [6, п.2.7], «сквозные механизмы развития ребёнка»); • способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы [6, п.3.2.1]; •особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников); • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика). 2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений раз- вития детей (планируется, если такие дети есть дошкольной образовательной организации). 15
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образова- ния в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно: 1. специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ: 2. механизмы адаптации Программы для указанных детей; 3. использования специальных образовательных программ и методов, специальных методиче- ских пособий и дидактических материалов; 4. особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуще - ствления квалифицированной коррекции нарушений их развития. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены: 3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольно- го образования; 3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организован- ной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; само- стоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия , их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП). При проектировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования ФГОС ДО [6, п.2.10] к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками об - разовательных отношений, (не более 40%). 3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, лабораторий, групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории; 3.4.Описание материально-технического обеспечения программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом воз- можно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость вве - дения дополнительных штатных единиц и т.д. 4. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ООП ДО Дополнительный раздел программы [6, п.2.13] Алгоритм действий при формировании участниками образовательных отношений части програм - мы из образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных про - грамм и/или созданных ими самостоятельно. На первом этапе, исходя из требования о том, что данная часть программы должна учитывать об- разовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ори- ентироваться на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических усло- вий в которых осуществляется образовательный процесс, необходимо: 1. Провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанни - ков, членов их семей и педагогов. А именно: Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии моти - вации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший вос - питатель). Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей (мнение нескольких поколений даст больший материал для выработки) на предмет выявления их образова - тельных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как чле - нов образовательного процесса. Изучение запросов макросоциума и возможности использования его структур в процессе воспи - тания и обучения ребенка как новой, комплексной системы, позволяющей использовать сетевое взаи- модействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры и науки. Здесь особен - 16
но важно координация действий и усилий при четком распределении функций между участниками сетевого взаимодействия. 2. На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса (с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных самостоятель - но образовательной организацией отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации. 3. Обсуждение (открытое и гласное) выбранных программ педагогами и родителями – с целью изучения их специфики и содержания. 4. Выбор образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно, которые лягут в основу части образовательной про- граммы дошкольной организации. На втором этапе необходимо определить формы организации работы с воспитанниками. 1. Педагог – психолог изучив результаты мониторинга и анкетирования и выбранных программ определяет формы организации работы с точки зрения психологии. 2. Старший воспитатель подбирает формы организации работы с воспитанниками с учетом тре - бований методологии и ориентируясь на специфику национальных, социокультурных, экономиче - ских, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, а так же возмож - ностям педагогического коллектива организации. 3. Выбор формы организации работы с воспитанниками с учетом мнения педагогов и родителей воспитанников, на основе предложенных педагогом-психологом и старшим воспитателем организа - ции. На третьем этапе осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации работы с воспитанниками.
5. Алгоритм написания ООП ДО:
1. Приказ руководителя ДОО о создании творческой группы по разработке /переработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО. 2. Изучение нормативных документов: 2.1. ФЗ «Об образовании в РФ» 2.2. ФГОС ДО 2.3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования 2.4. СаНПиН-2013 2.5. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 2.6. Письмо МО и науки РФ от 28.02.2014 «Комментарии к ФГОС ДО» 3. Определить количество ООП ДО в ДОО, т.к., согласно п. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы, следовательно, в организации может быть несколько ООП, отличающихся не только содержанием, но и зада - чами работы (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и др.). 4. Определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений и по- казать процентное соотношение обязательной части не менее 60% и вариативной не более 40%. В методических рекомендациях сформулированы подходы к решению этого вопроса, прежде всего, через учебный план организованной образовательной деятельности, составлен- ный с учётом требований СанПиН-2013. В учебном плане определено количество НОД в обя- зательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Важно со- гласовать количество НОД по реализации ООП и по дополнительным платным образователь - ным услугам, если их организация предполагается. Подчёркиваем, что организация дополни- тельных образовательных услуг возможна, но не в ущерб реализации ООП ДО, и аргументи - рована имеющимися у детского сада возможностями (материально-техническими, кадровыми и проч.). 17


В раздел образования