Напоминание

урок математики " Решение задач на вычисление времени"


Автор: Галина Васильевна Краснова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Школа- интернат для обучающихся по АОП р.п. Базарный Карабулак
Населённый пункт: САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, БАЗАРНО-КАРАБУЛАКСКИЙ РАЙОН, БАЗАРНЫЙ КАРАБУЛАК
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок математики " Решение задач на вычисление времени"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам

р.п. Базарный Карабулак»

\

Конспект урока

математики в 8 классе на тему:

«

Решение задач на определение начала,

продолжительности и конца события»

Выполнила: Краснова Г.В.

учитель математики

2020 - 2021 учебный год

Тема урока: «Решение задач на определение начала, продолжительности и

конца события или действия»

Цель урока:

Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя,

месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки,

умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность

к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его

точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия.

УУД:

Личностные:

-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Познавательные:

-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут

сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего

незнания,

-сравнивать и группировать величины

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы

Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, учебники, рабочие

тетради, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Мотивация к учёбе:

1. - Улыбнитесь друг другу, мне, гостям.

– Когда человек улыбается, у него работают 17 мышц лица, а когда хмуримся – 41

мышца.

Улыбка украшает человека.

2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, выполнение д/з я проверю в ваших тетрадях.

- Я начинаю наш урок с загадки.

– Отгадайте загадку:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет. (Время)

- Ребята, что такое время?

- Вот как определяется это слово по словарю Ожогова. Слайд

(Промежуток, отрезок, движения какого –то события или

действия.)

Вся наша жизнь, это некоторые отрезки времени, которые мы тратим

на те или иные события и действия. На еду, сон, работу, общение с людьми,

дорогу и так далее. Время – универсально. Оно одинаково течет для всех. Для

богатых и бедных, для мужчин и женщин, для детей и стариков. Время не делит

нас по расовой принадлежности, возрасту, росту, весу и так далее. Оно

одинаково щедро со всеми. Однако оно и неумолимо. Мы никогда не сможем

вернуть потерянное время. Те часы, дни и годы потраченные впустую.

Поэтому, не теряя времени зря, я предлагаю начать урок.

- По какой теме мы работали на предыдущих уроках?

- Какую тему сейчас будем повторять? (Меры времени)

II. Актуализация знаний

1.

Расшифруйте пословицы.

- Проверю вашу сообразительность.

Я вам приготовила пословицы и поговорки. Надо их расшифровать и доказать

свою версию. Правильно прочитать.

100 лет живи, 100 лет учись.

60 секунд – 60 минут берегут. Слайд.

Делу – время, а потехе 60 минут.

- Как понимаете смысл пословицы?

Познавать мир никогда не поздно. Надо открывать новые

знания.

Дорога каждая минутка, нельзя бездействовать.

Надо больше уделять времени для дел, а не на развлечения.

- Какая пословица подошла бы для всех школьников и девизом нашего

урока?

Делу – время, - потехе час. Слайд.

Заполните листок самооценки.

2.

Найдите лишнее число

Какую тему повторяем? Посмотрите внимательно. Что за числа?

4 7 12 60 24 35 28 29 30 365 100

- Мы повторили …

- Ребята, существуют ещё единицы измерения –очень редкие или устаревшие.

-Давайте мы некоторые из них прочитаем.

Триместр- 3 месяца Семестр – 6 месяцев Слайд.

Квартал – 3 месяца Фортнайт – 2 недели.

- Встречали ли вы когда-нибудь эти слова?

- Поэтому мы работаем дальше, не теряя времени.

Заполните листок самооценки.

- Какие действия вы умеете выполнять с числами, полученными при измерении

времени ?

- Сейчас проверим ваши знания.

3. Индивидуальное задание уч-ся.

(Работают у доски) Затем

объясняют своё решение.

Никите:

Вычисли: 5 мес.12 сут.+3мес.27сут.= 8 час 00мин-5 час 42 мин = 28 лет -

13 лет

Саше:

Сравнить 4в * 260 лет 3ч 5 мин * 185 мин 1 мес.2 сут * 28 сут

Наташе: Найти 1/3 от 12 мес. 1/2 от 60 мин 2/6 от 1 сут.

- Молодцы, справились.

И мы, не теряя времени движемся дальше.

Заполните листок самооценки.

Работа в паре

.

-

Соотнесите время на циферблате часов с карточками со временем.

.

- Прочитаем, что у вас получилось.

- А как по – другому можно сказать?

- Вывод по устному счёту. - Молодцы! Справились со всеми заданиями.

Заполните листок самооценки.

Физминутка

Цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и

работоспособности ребенка во время занятий.

III. Самоопределение к деятельности.

Минутка чтения.

- Хорошо работали, а сейчас давайте узнаем, чем мы будем сегодня заниматься на

уроке.

- Для этого надо вам найти слова - тему урока из набора букв.

- Вы правильно определили, сегодня мы будем решать задачи на ...

- Как вы думаете, какие цели нам надо поставить?

- Чему мы должны научиться на уроке?

(научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и

конца события)

Слайд

Заполните листок самооценки.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий по

изученному материалу.

1. Решение задач. ( можно пользоваться моделью часов)

- Открывайте тетради, пишем число, классная работа. Запишем тему урока.

( открываю запись на доске)

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задачу про себя.

- Читай … вслух.

* Уроки начинаются в 8 часов и продолжаются 5 часов 40 минут. Во сколько

заканчиваются уроки?

- Что известно в задаче?

- Запишем кр. запись.

- Какие слова внесём в краткую запись? (Начало занятий) ( Продолжительность)

- Образуйте от слова начинается сущ. Им. П. что?

- продолжается

- закончились

Начало. Продолжительность. Конец.

- У каждого события, действия есть начало, продолжительность

и конец события.

Вывешиваю карточки на доску.

Начало Продолжительность Конец

события события события

8 часов 5 ч 40 мин ?

- Что надо определить? (определяем конец события)

- Как определить конец события? К = Н+П

- Молодцы!

- Составьте обратную задачу к этой задаче, чтобы искомым было начало занятий в

школе.

* Уроки в школе продолжаются 5 ч 40 минут и заканчиваются в 13ч 40 минут.

Во сколько начинаются уроки в школе?

- Что известно в задаче?

- Заполняем краткую запись?

Начало Продолжительность Конец

события события события

8 часов 5 ч 40 мин ?

? 5 ч 40 мин 13 ч 40 мин

Что надо определить? (определяем начало события)

- Как определить начало события? Н= К - П

* Уроки начинаются в 8 часов и заканчиваются в 13 ч часов 40 минут.

Сколько часов продолжаются уроки?

Начало Продолжительность Конец

события события события

8 часов 5 ч 40 мин ?

? 5 ч 40 мин 13 ч 40 мин

8 часов ? 13 ч 40 мин

Что надо определить? (определяем продолжительность события)

- Как определить продолжительность события? П = К - Н

-

Вот мы с вами решили три задачи, в одной из которых надо было узнать время

окончания уроков, во второй – продолжительность уроков и в третьей – время

начала уроков.

И составили памятки – как решать такие задачи.

П = К - Н Н= К - П К = Н+П

Получились формулы для решения взаимообратных задач на

нахождение начала, продолжительности или окончания действия

или события. Обратите внимание на то, что только время окончания

действия находится сложением, а его продолжительность и время начала

– вычитанием.

-

Я хочу вам сказать, что так можно находить время не только в задачах

про уроки, но и про любые совершаемые действия или события – про

учёбу, работу, отдых.

Заполните листок самооценки.

VI. Физкультминутка.

V. Первичная проверка понимания.

Работа с учебником.

Слайд.

С. 93 № 265- 1, №265 – 2 №265- 3

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте вслух.

- На какое правило задача?

- Каким действием она решается? (Вычитанием.)

- Заполните краткую запись задачи. (Один ученик решает задачу у доски,

остальные работают в тетрадях.

16ч 35мин - 2ч 25мин =14ч 10мин

Заполните листок самооценки.

- Только ли на уроках математики встречаетесь с задачами такого

вида?

- Кого видите на портрете? Крылов И.А.

- Посмотрите на даты его жизни.

_ Что обозначает первая дата? (Год рождения)

- Что обозначает вторая дата?

- Давайте определим, сколько лет прожил Крылов?

- Как узнать? (Нужно из даты рождения отнять дату смерти)

- Верно. Записываем это выражение в столбик.

Один ученик у доски.

-

Значит на каких уроках можно встретить задачи на определение начала,

продолжительности и конца события?

- А ещё на каких уроках? ( истории, географии, технологии )

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам знания этой темы? Повсюду

в жизни мы встречаемся с задачами такого вида. Они нас окружают

везде. И решаются эти задачи не только в часах и минутах, а также

по дням, месяцам, годам, векам.

Работа по календарю.

- Я была в командировке с 9 декабря и приехала 21 декабря. Сколько

дней длилась командировка? 21 - 9 =12 дней

- Любовь Викторовна посадила фиалки и принесла в класс,

1 октября они красиво распустились, зацвели, Цвели они 3 месяца и 3

недели. Когда завяли фиалки?

30+ 31+ 30 дн.+ 21 дн.=

- Р., как вы думаете, в магазине можно встретить задачи такого вида?

- Где ?

- Правильно, на каждых продуктах питания.

Показ продуктов и расчёт срока годности.

Консервы - Печенье – Сок -

Каждому индивидуально по очереди называют дату изготовления и срок

годности или реализации.

VI . Закрепление полученных знаний.

-Самостоятельная работа в тетради.

- На слайде читаете задачи и находите каждый по своей формуле задачу.

Проверка со слайда. Слайд.

Задание каждому – индивидуально.

Насте - найти и решить задачу на определение начала события.

Акиму - найти и решить задачу на определение продолжительности события.

Денису - найти и решить задачу на определение конца события.

- Проверка.

- Читают задачу и решение.

-Молодцы! Справились с заданием.

Заполните листок самооценки.

VII. Инструктаж домашнего задания

.

Задача: провести инструктаж о домашнем задании

С. 93, № 264.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.(

Повторяют тему

урока, сформулированную в начале урока. Делают индивидуально вывод об уровне

усвоенности темы урока. Дают оценку своей работе. Записывают домашнее

задание)

- Какую мы ставили цель?

-Что мы сделали для того, чтобы ее достигнуть?

- Ребята, так пригодятся ли в жизни знания полученные на уроке?

- У вас карточки, сделайте выводы и прочитайте.

- Каждый оцените свою работу на уроке.

(Повторяют тему урока, сформулированную в начале урока. Делают

индивидуально вывод об уровне усвоенности темы урока. Дают оценку своей

работе. Записывают домашнее задание)

Если умеешь жить по часам,

Время тебе послушно,

Не опоздаешь никогда

и сделаешь что нужно.

Время – это

главная ценность человека.

Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и

познавать. Иными словами, делать нас умнее и сильнее. И вот какая

интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить

время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, труде. В нашей

жизни важен каждый час. Каждая минута. И даже секунда. И

поэтому каждый из нас должен ценить и беречь время, не

растрачивать его понапрасну.

Тема: «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события или

действия»

Тип урока: Обобщение знаний о единицах времени, о выполнении действий с числовыми

значениями времени, о решении задач, связанных со временем.

Данный урок проведён в 8 классе .

В классе, в котором проводился урок - 12 учащихся. Они

делятся на три группы по возможностям обучения. Учащиеся первой группы быстро решают,

умеют мыслить, анализировать и искать пути решения. У ребят второй группы хорошие

вычислительные навыки, но им требуется больше времени на выполнение задания. В третьей

группе находится учащиеся, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны учителя.

Урок изучается в разделе «Величины». На уроке повторяются единицы измерения времени,

закрепляется умение решать составные задачи, составлять буквенные выражения по текстовой

задаче. На уроке ведётся работа по формулированию выводов и обобщений, развитию навыков

устного и письменного счёта.

При планировании урока я учитывала уровень подготовленности детей, старалась связывать

знания, полученные на уроках окружающего мира, чтения, истории.

На уроке реализовались обучающие, развивающие и воспитательные цели. Структура

урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали

познавательной активности учащихся, самостоятельности, развитию творческих способностей

детей и умению пользоваться алгоритмом. На протяжении всего урока повторялся ранее

изученный материал. На уроке сочетались Словесно - наглядно - практические способы

деятельности учащихся. Создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём

совместного с учителем разъяснения, самостоятельного решения при руководящей роли учителя.

Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и

задачам урока и соответствуют уровню обученности детей.

Учебная деятельность на уроке разнообразна: индивидуальная, фронтальная, групповая,

сочетание индивидуальной с фронтальной. На протяжении всего урока развивалась

математическая и монологическая речь, дети побуждались к самопроверке. При подборе

материала к уроку учитывала психологические особенности детей коррекционной школы

(деление детей на группы). Смена одного вида деятельности другим: задания даны в

занимательной форме, упражнение на развитие внимания и мышления, устный счет, работа с

карточками, фронтальный опрос, индивидуальная работа, физкультминутки, работа с учебником,

анализ и решение задач позволили обеспечить положительный результат работы.

Я считаю, что цели, поставленные перед уроком, реализовывались на каждом этапе и были

достигнуты. Разнообразие видов деятельности способствовало успешному выполнению детьми

поставленных перед ними задач, это вселило в них уверенность в свои силы. Считаю, что урок

получился результативным, структура урока рациональна, время распределено правильно. Дети

работали с большим интересом, увлечённо, успешно добивались положительного результата,

отсюда чувство удовлетворения и радости.

Анализ выполнила учитель математики:



В раздел образования