Автор: Макарова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Устюженская школа искусств им.В.У.Сипягиной-Лилиенфельд"
Населённый пункт: г.Устюжна Вологодской области
Наименование материала: проект
Тема: "Школа музыкальных следопытов"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Устюженская школа искусств»
им. В.У.Сипягиной-Лилиенфельд
Проект
«Школа музыкальных следопытов»
Автор: Макарова Ольга Николаевна,
преподаватель фортепиано
г.Устюжна
2020 г.
1
"В минуты наслаждения музыкой ребёнок чувствует,
что он настоящий человек".
В. Сухомлинский.
Слушание, восприятие и воспроизведение музыкальных произведений -
основа формирования музыкально-эстетической культуры детей. Слушание
музыки, ее восприятие, анализ и воспроизведение - основной вид музыкальной
деятельности,
которому
принадлежит
ведущая
роль
в
реализации
познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи
самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой
формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе
развития
музыкально-эстетического
воспитания
лежит
выразительное
исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом
разнообразных
методов
и
приемов,
помогающих
понять
содержание
музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека,
от его подготовленности к восприятию. Опыт прошлого говорит о том, что
восприимчивость к музыке и умение слушать воспитуемы, они приходят в
результате определённого жизненного опыта, влияния окружающей среды и
целенаправленного музыкально- эстетического воспитания.
Степень развития образного мышления ребёнка очень влияет на его
достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции
– это главное содержание почти любой музыки.
К сожалению, очень редко детская игра бывает интересна в эмоционально-
образном отношении, чаще всего можно услышать сухой, академический набор
звуков
и
слушать
такую
игру
невероятно
скучно.
Для
достижения
эмоционального,
выразительного
исполнения
ребенком
даже
самой
незатейливой пьесы, необходимо добиться искренней заинтересованности его в
том, что он делает за роялем. В этом вопросе главная задача – добиться яркой
эмоциональной реакции на музыку. А для этого крайне важно, чтобы ребенок
услышал в музыке знакомые ему образы.
У детей, начинающих обучение музыке, ещё недостаточно развито
абстрактное мышление, поэтому звучащая музыка не всегда вызывает у них
ассоциативный ряд образов, близких к тем, с которыми они уже знакомы из
своей детской жизни. В связи с этим чрезвычайно важно подтолкнуть ребёнка к
сознательному налаживанию мостов между эмоциональным содержанием
музыки, которую он играет и теми образами, эмоциями, впечатлениями, которые
он получает из своего жизненного опыта.
Именно поэтому актуальным становится разработка проекта «Школа
музыкальных следопытов», который позволит в легкой игровой форме, на
основе взаимодействия, с помощью интерактивных методов и форм создать
условия для успешного развития эмоционально-образного мышления у детей,
обучающихся игре на фортепиано.
2
Стратегическая цель: Создание благоприятных условий для погружения
обучающихся в эмоционально-образный круг музыкальных произведений,
пробуждения интереса к яркому исполнительству и внимательному слушанию.
Тактическая цель:
Проведение классного концерта
«Музыкальный
следопыт» в виде интерактивной программы.
Задачи:
- Организовать совместную деятельность детей и их родителей по
подготовке к интерактивной программе
- Разработать сценарий интерактивной программы с учетом репертуара
учащихся класса фортепиано
- Создать дидактический материал для использования в интерактивной
программе
Участники проекта:
Учащиеся класса фортепиано преподавателя Макаровой О.Н. с 1 по 4
класс и их родители. Всего 10 чел.
Ресурсы:
- фортепиано
- оборудование зрительного зала
- копировально-множительный аппарат
- сканер
- театральный костюм
Партнеры:
- администрация МБУ ДО «Устюженская школа искусств»
- МУК «Устюженский организационно-методический центр культуры и
туризма»
- родители учащихся
- учащиеся средних и старших классов преподавателя Макаровой О.Н.
Описание проекта.
В основу данного проекта положены следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
сочетание
принципа
научной
обоснованности
и
практической
применимости;
принцип
гуманизации
образования:
признание
уникальности
и
неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных
3
возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к
личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Проект нацелен на создание интерактивного классного концерта под
названием «Школа музыкальных следопытов».
Для участия в классном концерте все участники проекта готовят
музыкальные произведения с ярким образным строем, желательно, имеющие
название. По предварительной договоренности никто из них не сообщает другим
участникам проекта, какую пьесу планирует исполнить в концерте. Интрига и
ореол тайны должны пробудить интерес к участию и подготовке программы.
Ведущая концерта в образе Мисс Марпл, открывая его, посвящает всех
присутствующих (учащихся и их родителей) в юные следопыты. И сообщает,
что в отличие от обычного концерта, перед исполнением мы не узнаем ни
автора,
ни
названия
произведения.
Задача
следопытов
наиболее
точно
определить характер пьесы и ее название.
После каждого исполнения происходит процесс угадывания и обсуждение,
каков образный строй произведения, какие ассоциации возникают при его
прослушивании, почему ребятам удалось или не удалось узнать авторский
вариант названия.
Для создания игрового эффекта в процессе обсуждения используются
предметы-подсказки («улики»), которые могли бы навести на правильный путь
размышлений участников программы.
Предметы-подсказки дети заранее готовят дома, вместе со своими
родителями в ходе подготовки к программе. Каковы должны быть эти предметы
в каждом случае решается совместно с педагогом на основе анализа
художественного
образа
произведения
и
используемых
композитором
музыкальных приемов для его создания.
Итогом
интерактивной
программы
станет
«картотека
улик»,
в
разделительной части
которой будут названия
и авторы прозвучавших
произведений.
Таким образом, с помощью полной вовлеченности в создание программы,
ее ход, учащиеся класса фортепиано погружаются в активное слушание и анализ
музыкальных произведений, а необходимость донести характер и образный
строй исполняемой пьесы заставляет их внимательнее отнестись к применению
всех выразительных средств (темп, штрихи, динамические оттенки, агогика и
проч.)
План реализации проекта.
Сроки
Наименование мероприятия
Ответственный
30.03
Привлечение
администрации
МБУ
ДО
«Устюженская школа искусств» к участию в
организации
и
проведении
интерактивной
программы,
определение
направлений
совместной деятельности.
Макарова О.Н.
4
30.03-
01.04.
Анкетирование участников проекта.
Макарова О.Н.
30.03-
01.04.
Постановка
задач
по
подготовке
дидактического
материала
в
домашних
условиях
Макарова О.Н.
01.04.-
18.04
Изготовление дидактического материала
Участники проекта
01.04.-
18.04
Разработка
и
изготовление
итоговой
«картотеки улик» и значков «Юный следопыт»
Учащиеся средних
и старших классов
18.04
Сбор
и
проверка
всего
дидактического
материала
Макарова
О.Н.,
учащиеся средних
и старших классов
25.04.
Интерактивная
программа
«Музыкальный
следопыт»
Макарова О.Н.
25.04
Повторное анкетирование
Краткосрочные результаты: Увеличение степени заинтересованности
учащихся в процессе освоения и использования выразительных средств в
музыке.
Долгосрочные
результаты:
Развитие
эмоционально-образного
восприятия учащихся.
Оценка эффективности:
Критерий:
удовлетворенность
родителей
интересом
ребенка
к
образовательному процессу и деятельности МБУ ДО «Устюженская
школа искусств» в целом.
Способ: анкетирование.
Оценка рисков, варианты их решения:
Возможные риски
Выход из ситуации
Отсутствие поддержки родителей в
подготовке и участию в программе
Проведение обсуждения исполненных
произведений
без
дидактического
материала, в отсутствии родителей.
Невозможность изготовить «Значок
следопыта»
Изготовление «Диплома следопыта»
Невозможность
проведения
программы в данные сроки
Перенесение на более поздние сроки.
Дальнейшее развитие проекта:
1.
Программа,
проведенная как классный
концерт,
может
быть
использована для показа воспитанникам детских садов и младших классов
общеобразовательных школ.
5
2.
Программа может быть повторена ежегодно (с использованием
различного музыкального материала), при условии интереса к ней детей и
поддержки родителей.
Список литературы
1. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ".
Издательство "Музыка". Москва, 2003
2. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики
начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003
3. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002
4. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в
ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М.,
«Пресс-соло», 1998
5. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития,
2006
Приложение.
СЦЕНАРИЙ
классного концерта в форме интерактивной программы
«Школа музыкальных следопытов»
Зал Устюженской школы искусств
При входе в зал стоит грифельная доска, на которой крупно написано «Школа
музыкальных следопытов мисс Джейн Марпл»
Когда дети и родители заняли места в зрительном зале,
входит педагог в образе Мисс Марпл (шляпка, очки, шаль)
- Здравствуйте, дамы и джентльмены! Я вижу, что в мою Школу
музыкальных следопытов сегодня пришли и юные и взрослые ученики. Что ж, я
рада! Надеюсь, что все вы проявите удивительные способности и сможете
разгадать даже самые запутанные дела. Простите, я, кажется, не представилась –
меня зовут Джейн Марпл, и, хотя я не являюсь детективом и никогда не
состояла на службе у полиции, у меня на счету множество раскрытых
криминальных дел. Да-да! – настоящих убийств!
Вас не будет смущать, если я буду вязать? Я люблю вязать красивые вещи
и дарить их своим внучатым племянникам.
А теперь я решила открыть школу следопытов и поделиться своим опытом
с вами. Правда, убийства сегодня мы раскрывать не будем. Сегодня нас
интересует музыка. О, эта музыка! Сколько всего она может рассказать тому,
кто умеет слушать! Гораздо больше, чем самая главная улика в криминальном
деле.
Но, кажется, я несколько заболталась. Давайте же приступим к занятиям!
Каждый из вас сегодня подготовил задание для своих коллег – таких же юных
6
следопытов – это музыкальные пьесы, названия которых вы держите в секрете.
Сейчас вы будете по очереди играть свои музыкальные загадки, но так, чтобы
слушатели смогли отгадать правильное, или дать очень похожее название вашей
пьесе. Кто сможет ответить, что поможет вам в вашей игре?
Динамические оттенки, штрихи, темп
Давайте пригласим к инструменту самую юную леди – Карину Каримову.
Она сыграет нам маленькую пьеску, а мы внимательно слушаем и представляем,
о чем нам рассказывает эта музыка.
Карина играет пьесу «Мышка»
Варианты ответов детей
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- как двигается мелодия этой музыки?
- будет ли ей соответствовать картина спокойного туманного вечера?
Картина «Три богатыря»?
После того, как определен характер и образный строй пьесы, переходим к
подсказкам.
Что ж, в раскрытии каждого дела необходимы улики, которые наведут нас
на правильный след. Карина, покажи нам первую улику.
(иллюстрация к сказке «Курочка Ряба»)
После анализа образов всех персонажей этой сказки, определяем, что
больше всего характер пьесы подходит Мышке.
Молодцы! Вы справились с первым заданием! Давайте поместим эту
улику в картотеку улик. А Карина еще раз сыграет свою пьеску, чтобы мы
убедились в правильности своих рассуждений.
Карина еще раз играет пьесу «Мышка»
(иллюстрацию педагог вставляет в папку с файлами)
Вызываю на сцену следующего ученика нашей школы музыкальных
следопытов – это Матвей Анкундинов. Внимательно слушаем его исполнение –
здесь не будет так легко!
Матвей исполняет в ансамбле с педагогом пьесу «Сказка»
Есть размышления по поводу услышанного? Что вы представили во время
нашей игры?
Варианты ответов детей
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- сколько частей вы услышали в этой пьесе?
- что могла бы изображать каждая из них.
Пора продемонстрировать улику!
Матвей выносит большую книгу и кулек конфет.
Когда дети отгадывают название пьесы, он раздает всем конфеты
«Сказка».
Что ж, целая книга сказок в нашу картотеку улик не поместится – вложим
туда фантик от конфетки «Сказка» и еще раз сыграем для вас эту интересную
пьесу.
7
(педагог вставляет фантик в папку с файлами)
Матвей еще раз играет пьесу «Сказка» в ансамбле
Следующую загадку вам загадает Даниил Гусев.
Данил играет «Танец дикарей»
Варианты ответов детей
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- какой темп у этой пьесы?
- эта музыка похожа на старинный танец менуэт, на изящный вальс или
на веселую польку?
Данил, представь, пожалуйста улику.
(Данил выносит большую кость, выстриженную из белого картона и
ожерелье из бумажных клыков)
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- что нам принес сюда Данил?
- кому могут принадлежать эти предметы и эта музыка?
- если представить, что это все-таки пляска, то кто может танцевать
под такую музыку?
Правильно, вы отгадали и эту загадку! Данил, изобрази-ка нам еще раз,
как пляшут настоящие дикари! А эту страшную кость я помещаю в нашу
картотеку улик.
(педагог вставляет кость в папку с файлами)
Данил еще раз играет пьесу
А сейчас на сцену приглашается Максимова Анастасия. Слушаем ее
загадку.
Настя играет пьесу «Хоровод»
Варианты ответов детей. Настя в это время уходит.
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- какой характер у этой пьесы, может ли она тоже быть танцем?
- слышите ли вы знакомые мотивы в этой музыке?
- какому народу они принадлежат?
Настя, выноси свою улику!
(Настя выходит с атласной лентой на голове, завязанной под косой и с
платочком в руке)
Хотя наша Настя сегодня не в сарафане, но она постаралась создать
русский народный образ. Как можно танцевать в таком наряде и под такую
музыку? – водить хоровод.
Дай, Настя, свой платочек, я положу его к другим уликам, а ты еще раз
сыграй свой хоровод.
Настя еще раз играет пьесу.
(педагог кладет платочек в папку с файлами)
Разбирается дело №5. Давайте с честью его пройдем. К инструменту я
приглашаю Ольгу Жукову.
Оля играет пьесу «Клоуны»
8
Варианты ответов детей.
Педагог задает детям наводящие вопросы:
- опишите характер этой пьесы
- как двигаются здесь звуки, на что похоже это движение?
Нам нужна улика? Но эту улику еще нужно отыскать!
Оля прикрепляет на грифельную доску кроссворд итоговым словом
которого является слово «Клоуны». В перпендикулярных словах зашифрованы
музыкальные термины. Дети разгадывают кроссворд.
Молодцы, юные следопыты! Вы многое знаете и умеете!
Оля, а что же мы положим в нашу копилку улик?
(Оля показывает картинку с изображением клоунов)
Что ж, все дела раскрыты! Осталось всех вас посвятить в «Музыкальные
следопыты», вручить соответствующие знаки и сделать фото на память!
Педагог надевает всем участникам программы значки.
Фото на память.
9