Напоминание

"Школа музыкальных следопытов"


Автор: Макарова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Устюженская школа искусств им.В.У.Сипягиной-Лилиенфельд"
Населённый пункт: г.Устюжна Вологодской области
Наименование материала: проект
Тема: "Школа музыкальных следопытов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Устюженская школа искусств»

им. В.У.Сипягиной-Лилиенфельд

Проект

«Школа музыкальных следопытов»

Автор: Макарова Ольга Николаевна,

преподаватель фортепиано

г.Устюжна

2020 г.

1

"В минуты наслаждения музыкой ребёнок чувствует,

что он настоящий человек".

В. Сухомлинский.

Слушание, восприятие и воспроизведение музыкальных произведений -

основа формирования музыкально-эстетической культуры детей. Слушание

музыки, ее восприятие, анализ и воспроизведение - основной вид музыкальной

деятельности,

которому

принадлежит

ведущая

роль

в

реализации

познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи

самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой

формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. В основе

развития

музыкально-эстетического

воспитания

лежит

выразительное

исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом

разнообразных

методов

и

приемов,

помогающих

понять

содержание

музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека,

от его подготовленности к восприятию. Опыт прошлого говорит о том, что

восприимчивость к музыке и умение слушать воспитуемы, они приходят в

результате определённого жизненного опыта, влияния окружающей среды и

целенаправленного музыкально- эстетического воспитания.

Степень развития образного мышления ребёнка очень влияет на его

достижения в обучении музыке. Ведь образы всегда выражают эмоции, а эмоции

– это главное содержание почти любой музыки.

К сожалению, очень редко детская игра бывает интересна в эмоционально-

образном отношении, чаще всего можно услышать сухой, академический набор

звуков

и

слушать

такую

игру

невероятно

скучно.

Для

достижения

эмоционального,

выразительного

исполнения

ребенком

даже

самой

незатейливой пьесы, необходимо добиться искренней заинтересованности его в

том, что он делает за роялем. В этом вопросе главная задача – добиться яркой

эмоциональной реакции на музыку. А для этого крайне важно, чтобы ребенок

услышал в музыке знакомые ему образы.

У детей, начинающих обучение музыке, ещё недостаточно развито

абстрактное мышление, поэтому звучащая музыка не всегда вызывает у них

ассоциативный ряд образов, близких к тем, с которыми они уже знакомы из

своей детской жизни. В связи с этим чрезвычайно важно подтолкнуть ребёнка к

сознательному налаживанию мостов между эмоциональным содержанием

музыки, которую он играет и теми образами, эмоциями, впечатлениями, которые

он получает из своего жизненного опыта.

Именно поэтому актуальным становится разработка проекта «Школа

музыкальных следопытов», который позволит в легкой игровой форме, на

основе взаимодействия, с помощью интерактивных методов и форм создать

условия для успешного развития эмоционально-образного мышления у детей,

обучающихся игре на фортепиано.

2

Стратегическая цель: Создание благоприятных условий для погружения

обучающихся в эмоционально-образный круг музыкальных произведений,

пробуждения интереса к яркому исполнительству и внимательному слушанию.

Тактическая цель:

Проведение классного концерта

«Музыкальный

следопыт» в виде интерактивной программы.

Задачи:

- Организовать совместную деятельность детей и их родителей по

подготовке к интерактивной программе

- Разработать сценарий интерактивной программы с учетом репертуара

учащихся класса фортепиано

- Создать дидактический материал для использования в интерактивной

программе

Участники проекта:

Учащиеся класса фортепиано преподавателя Макаровой О.Н. с 1 по 4

класс и их родители. Всего 10 чел.

Ресурсы:

- фортепиано

- оборудование зрительного зала

- копировально-множительный аппарат

- сканер

- театральный костюм

Партнеры:

- администрация МБУ ДО «Устюженская школа искусств»

- МУК «Устюженский организационно-методический центр культуры и

туризма»

- родители учащихся

- учащиеся средних и старших классов преподавателя Макаровой О.Н.

Описание проекта.

В основу данного проекта положены следующие принципы:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

сочетание

принципа

научной

обоснованности

и

практической

применимости;

принцип

гуманизации

образования:

признание

уникальности

и

неповторимости личности каждого ребенка; признание неограниченных

3

возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; уважение к

личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Проект нацелен на создание интерактивного классного концерта под

названием «Школа музыкальных следопытов».

Для участия в классном концерте все участники проекта готовят

музыкальные произведения с ярким образным строем, желательно, имеющие

название. По предварительной договоренности никто из них не сообщает другим

участникам проекта, какую пьесу планирует исполнить в концерте. Интрига и

ореол тайны должны пробудить интерес к участию и подготовке программы.

Ведущая концерта в образе Мисс Марпл, открывая его, посвящает всех

присутствующих (учащихся и их родителей) в юные следопыты. И сообщает,

что в отличие от обычного концерта, перед исполнением мы не узнаем ни

автора,

ни

названия

произведения.

Задача

следопытов

наиболее

точно

определить характер пьесы и ее название.

После каждого исполнения происходит процесс угадывания и обсуждение,

каков образный строй произведения, какие ассоциации возникают при его

прослушивании, почему ребятам удалось или не удалось узнать авторский

вариант названия.

Для создания игрового эффекта в процессе обсуждения используются

предметы-подсказки («улики»), которые могли бы навести на правильный путь

размышлений участников программы.

Предметы-подсказки дети заранее готовят дома, вместе со своими

родителями в ходе подготовки к программе. Каковы должны быть эти предметы

в каждом случае решается совместно с педагогом на основе анализа

художественного

образа

произведения

и

используемых

композитором

музыкальных приемов для его создания.

Итогом

интерактивной

программы

станет

«картотека

улик»,

в

разделительной части

которой будут названия

и авторы прозвучавших

произведений.

Таким образом, с помощью полной вовлеченности в создание программы,

ее ход, учащиеся класса фортепиано погружаются в активное слушание и анализ

музыкальных произведений, а необходимость донести характер и образный

строй исполняемой пьесы заставляет их внимательнее отнестись к применению

всех выразительных средств (темп, штрихи, динамические оттенки, агогика и

проч.)

План реализации проекта.

Сроки

Наименование мероприятия

Ответственный

30.03

Привлечение

администрации

МБУ

ДО

«Устюженская школа искусств» к участию в

организации

и

проведении

интерактивной

программы,

определение

направлений

совместной деятельности.

Макарова О.Н.

4

30.03-

01.04.

Анкетирование участников проекта.

Макарова О.Н.

30.03-

01.04.

Постановка

задач

по

подготовке

дидактического

материала

в

домашних

условиях

Макарова О.Н.

01.04.-

18.04

Изготовление дидактического материала

Участники проекта

01.04.-

18.04

Разработка

и

изготовление

итоговой

«картотеки улик» и значков «Юный следопыт»

Учащиеся средних

и старших классов

18.04

Сбор

и

проверка

всего

дидактического

материала

Макарова

О.Н.,

учащиеся средних

и старших классов

25.04.

Интерактивная

программа

«Музыкальный

следопыт»

Макарова О.Н.

25.04

Повторное анкетирование

Краткосрочные результаты: Увеличение степени заинтересованности

учащихся в процессе освоения и использования выразительных средств в

музыке.

Долгосрочные

результаты:

Развитие

эмоционально-образного

восприятия учащихся.

Оценка эффективности:

Критерий:

удовлетворенность

родителей

интересом

ребенка

к

образовательному процессу и деятельности МБУ ДО «Устюженская

школа искусств» в целом.

Способ: анкетирование.

Оценка рисков, варианты их решения:

Возможные риски

Выход из ситуации

Отсутствие поддержки родителей в

подготовке и участию в программе

Проведение обсуждения исполненных

произведений

без

дидактического

материала, в отсутствии родителей.

Невозможность изготовить «Значок

следопыта»

Изготовление «Диплома следопыта»

Невозможность

проведения

программы в данные сроки

Перенесение на более поздние сроки.

Дальнейшее развитие проекта:

1.

Программа,

проведенная как классный

концерт,

может

быть

использована для показа воспитанникам детских садов и младших классов

общеобразовательных школ.

5

2.

Программа может быть повторена ежегодно (с использованием

различного музыкального материала), при условии интереса к ней детей и

поддержки родителей.

Список литературы

1. А. Лагутин. "Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ".

Издательство "Музыка". Москва, 2003

2. Редакторы-составители В. Натансон, В. Руденко. "Вопросы методики

начального музыкального образования". Издательство "Музыка". Москва,2003

3. Царёва Н. А. «Слушание музыки: методическое пособие". М., 2002

4. Царёва Н. А., Лисянская Е. Б., Марек О. А. Предмет «Слушание музыки» в

ДМШ и ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. М.,

«Пресс-соло», 1998

5. Смолина Е. А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития,

2006

Приложение.

СЦЕНАРИЙ

классного концерта в форме интерактивной программы

«Школа музыкальных следопытов»

Зал Устюженской школы искусств

При входе в зал стоит грифельная доска, на которой крупно написано «Школа

музыкальных следопытов мисс Джейн Марпл»

Когда дети и родители заняли места в зрительном зале,

входит педагог в образе Мисс Марпл (шляпка, очки, шаль)

- Здравствуйте, дамы и джентльмены! Я вижу, что в мою Школу

музыкальных следопытов сегодня пришли и юные и взрослые ученики. Что ж, я

рада! Надеюсь, что все вы проявите удивительные способности и сможете

разгадать даже самые запутанные дела. Простите, я, кажется, не представилась –

меня зовут Джейн Марпл, и, хотя я не являюсь детективом и никогда не

состояла на службе у полиции, у меня на счету множество раскрытых

криминальных дел. Да-да! – настоящих убийств!

Вас не будет смущать, если я буду вязать? Я люблю вязать красивые вещи

и дарить их своим внучатым племянникам.

А теперь я решила открыть школу следопытов и поделиться своим опытом

с вами. Правда, убийства сегодня мы раскрывать не будем. Сегодня нас

интересует музыка. О, эта музыка! Сколько всего она может рассказать тому,

кто умеет слушать! Гораздо больше, чем самая главная улика в криминальном

деле.

Но, кажется, я несколько заболталась. Давайте же приступим к занятиям!

Каждый из вас сегодня подготовил задание для своих коллег – таких же юных

6

следопытов – это музыкальные пьесы, названия которых вы держите в секрете.

Сейчас вы будете по очереди играть свои музыкальные загадки, но так, чтобы

слушатели смогли отгадать правильное, или дать очень похожее название вашей

пьесе. Кто сможет ответить, что поможет вам в вашей игре?

Динамические оттенки, штрихи, темп

Давайте пригласим к инструменту самую юную леди – Карину Каримову.

Она сыграет нам маленькую пьеску, а мы внимательно слушаем и представляем,

о чем нам рассказывает эта музыка.

Карина играет пьесу «Мышка»

Варианты ответов детей

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- как двигается мелодия этой музыки?

- будет ли ей соответствовать картина спокойного туманного вечера?

Картина «Три богатыря»?

После того, как определен характер и образный строй пьесы, переходим к

подсказкам.

Что ж, в раскрытии каждого дела необходимы улики, которые наведут нас

на правильный след. Карина, покажи нам первую улику.

(иллюстрация к сказке «Курочка Ряба»)

После анализа образов всех персонажей этой сказки, определяем, что

больше всего характер пьесы подходит Мышке.

Молодцы! Вы справились с первым заданием! Давайте поместим эту

улику в картотеку улик. А Карина еще раз сыграет свою пьеску, чтобы мы

убедились в правильности своих рассуждений.

Карина еще раз играет пьесу «Мышка»

(иллюстрацию педагог вставляет в папку с файлами)

Вызываю на сцену следующего ученика нашей школы музыкальных

следопытов – это Матвей Анкундинов. Внимательно слушаем его исполнение –

здесь не будет так легко!

Матвей исполняет в ансамбле с педагогом пьесу «Сказка»

Есть размышления по поводу услышанного? Что вы представили во время

нашей игры?

Варианты ответов детей

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- сколько частей вы услышали в этой пьесе?

- что могла бы изображать каждая из них.

Пора продемонстрировать улику!

Матвей выносит большую книгу и кулек конфет.

Когда дети отгадывают название пьесы, он раздает всем конфеты

«Сказка».

Что ж, целая книга сказок в нашу картотеку улик не поместится – вложим

туда фантик от конфетки «Сказка» и еще раз сыграем для вас эту интересную

пьесу.

7

(педагог вставляет фантик в папку с файлами)

Матвей еще раз играет пьесу «Сказка» в ансамбле

Следующую загадку вам загадает Даниил Гусев.

Данил играет «Танец дикарей»

Варианты ответов детей

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- какой темп у этой пьесы?

- эта музыка похожа на старинный танец менуэт, на изящный вальс или

на веселую польку?

Данил, представь, пожалуйста улику.

(Данил выносит большую кость, выстриженную из белого картона и

ожерелье из бумажных клыков)

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- что нам принес сюда Данил?

- кому могут принадлежать эти предметы и эта музыка?

- если представить, что это все-таки пляска, то кто может танцевать

под такую музыку?

Правильно, вы отгадали и эту загадку! Данил, изобрази-ка нам еще раз,

как пляшут настоящие дикари! А эту страшную кость я помещаю в нашу

картотеку улик.

(педагог вставляет кость в папку с файлами)

Данил еще раз играет пьесу

А сейчас на сцену приглашается Максимова Анастасия. Слушаем ее

загадку.

Настя играет пьесу «Хоровод»

Варианты ответов детей. Настя в это время уходит.

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- какой характер у этой пьесы, может ли она тоже быть танцем?

- слышите ли вы знакомые мотивы в этой музыке?

- какому народу они принадлежат?

Настя, выноси свою улику!

(Настя выходит с атласной лентой на голове, завязанной под косой и с

платочком в руке)

Хотя наша Настя сегодня не в сарафане, но она постаралась создать

русский народный образ. Как можно танцевать в таком наряде и под такую

музыку? – водить хоровод.

Дай, Настя, свой платочек, я положу его к другим уликам, а ты еще раз

сыграй свой хоровод.

Настя еще раз играет пьесу.

(педагог кладет платочек в папку с файлами)

Разбирается дело №5. Давайте с честью его пройдем. К инструменту я

приглашаю Ольгу Жукову.

Оля играет пьесу «Клоуны»

8

Варианты ответов детей.

Педагог задает детям наводящие вопросы:

- опишите характер этой пьесы

- как двигаются здесь звуки, на что похоже это движение?

Нам нужна улика? Но эту улику еще нужно отыскать!

Оля прикрепляет на грифельную доску кроссворд итоговым словом

которого является слово «Клоуны». В перпендикулярных словах зашифрованы

музыкальные термины. Дети разгадывают кроссворд.

Молодцы, юные следопыты! Вы многое знаете и умеете!

Оля, а что же мы положим в нашу копилку улик?

(Оля показывает картинку с изображением клоунов)

Что ж, все дела раскрыты! Осталось всех вас посвятить в «Музыкальные

следопыты», вручить соответствующие знаки и сделать фото на память!

Педагог надевает всем участникам программы значки.

Фото на память.

9



В раздел образования