Напоминание

3 класс окружающий мир "Размножение и развитие растений"


Автор: Гиззатуллина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Муравленко ЯНАО
Наименование материала: конспект урока
Тема: 3 класс окружающий мир "Размножение и развитие растений"
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА

по окружающему миру

в 3 классе.

Автор А.А. Плешаков.

Тема: «Размножение и развитие

растений».

Учителя начальных

классов МОБУ СОШ

с.Тирлянский

Гиззатуллиной Ольги

Сергеевны

Тема: Размножение и развитие растений.

Тип урока: комбинированный

.

Третий урок по теме.

Цели: 1. Образовательная: расширять знания о жизни растений.

2. Развивающая: дать учащимся представление о размножении и развитии

растений из семени, учить быть наблюдательным.

3. Воспитательная: учить бережно относиться к насекомым-опылителям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое опыление,

как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой

природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости

бережного отношения к природе.

Оборудование:

1. Схемы: «Разнообразие растений», « «Развитие растения из семени»;

2. Рисунки растений: бешеный огурец, недотрога, сосна, лиственница,

можжевельник;

3. Образцы семян изучаемых растений.

Ход урока.

I.

1.Актуализация знаний.

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё

настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий –

спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет

стремление всё знать.

II. Самоопределение к деятельности. Проверка домашнего задания.

- Отгадайте загадку:

Дышит, растет, а ходить не может.

(Растение)

Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются,

растут и размножаются, умирают.) КАРТОЧКИ на доске

Расскажите о дыхании растений

А что вы можете рассказать о питании растений.

Почему растения не могут жить без солнечного света?

Какое значение имеют растения в жизни животных и людей?

И так мы повторили как дышат и питаются растения, а какие признаки мы ещё не

рассмотрели? (размножение и развитие).

Так как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

«Размножение и развитие растений»

слайд 1

3. Работа по теме урока.

А знаете ли вы как размножаются растения? Давайте откроем тетради и

посмотрим таблицу, которую мы составили на прошлом уроке. Слайд 2

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

корень

стебель

листья

размножение

особенности

жизнедеятельности

Низшие растения

водорос

ли

нет

нет

нет

спорами

живут в основном в

воде

Высшие растения

мхи

нет

есть

есть

Спорами

живут в сырых

местах, очень

жизнеспособны, не

имеют цветков

папорот-

ники

есть

есть

есть

хвойные

Стерж-

невая или

мочко-

ватая

система

Одереве-

нелый

в виде

иголок

(хвоя)

семена

образуются в

шишках

почти все относятся

к вечнозеленым

цветковые

то же

Травянистый

или

одеревенелый

листовая

пластинка +

черенок

цветы, из них

образуются

плоды с

семенами

очень многообразны

и многочисленны

- Как размножаются водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

А хвойные растения? (семена в шишках)

А вот сегодня на уроке мы подробно рассмотрим Размножение и развитие

цветковых растений! Слайд 3

- Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? ( Они

кормятся сладким цветочным соком - нектаром, и при этом опыляют растения.)

Слайд 4

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением

выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей,

чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что

же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33

груши. А на ветке под марлей – ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся

на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться

плоды и семена. Эта работа – опыление цветков.

Слайд 5, 6

- Что такое опыление? (Опыление – это перенос пыльцы с цветка на цветок, где

происходит оплодотворение.)

В цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие желтые зернышки. Когда

пчела садится на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на

другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и

пыльцу – опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с

семенами. А если опыление не произойдет, то плодов и семян у растений не

будет. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают

размножаться растениям.

Слайд 7

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри.

Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики внутрь цветка.

После опыления у растений появляются плоды (семена).

Показ семян в пробирках.

- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то

можно догадаться, как они путешествуют.

4. Плоды – путешественники. Практическая работа.

- Рассмотрите плоды с семенами (клена, липы, березы, одуванчика). У этих

плодов есть крылышки, парашютики. Как вы думаете, как путешествуют эти

плоды? ( Их разносит ветром.) Слайд 8

- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они

распространяются? ( У этих плодов есть крючки, зубчики и др. Ими они

цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.)

Слайд 9

- А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием,

например, у бешеного огурца, недотроги. Слайд 10

Лимонарий Слайд 11.

. Слайд 12 Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать?

На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле

растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы – им не

хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра,

животных, человека. Слайд 13

Физкультминутка

VIII. Как развивается растение

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Слайд 14 Что

необходимо для прорастания семян ( тепло, вода, воздух.) Слайд 15

Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти.

Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется

проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый

побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению

вырабатывать свою собственную пищу. Показ проросших семян

- Прочитайте в учебнике текст «Как развивается растение из семени»

(стр.82).

Ответ на вопросы раздела «Подумайте!»:

- Семя – это живое или неживое тело? Объясни.

- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не

прорастают?

Рефлексия –Понравился ли вам урок? Чем он был вам интер

Отметки

Вставь пропущенные слова.

Большинство растений размножаются … . Плоды с семенами образуются на

месте … после … . Они распространяются с помощью … , … , … . Из семян в

благоприятных условиях развиваются … .

X. Итог урока.

- Как размножаются большинство растений?

- Как распространяются семена?

- Какие условия нужны для семени, чтобы оно развивалось в растении?

Дети читают вывод в учебнике на странице 83:

Большинство растений размножаются семенами. Плоды с семенами

образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью

ветра, животных, человека. Из семян в благо приятных условиях развиваются

новые растения.

Настроение на уроке.

XI. Домашнее задание.

1.

Прочитать в учебнике статью «Размножение и развитие растений» (80-

82); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 83);

2.

Выполнить задания 1,2,3 (учебник, стр. 83).



В раздел образования