Напоминание

Звуки [л,ль] Буквы Лл


Автор: Петрова Лариса Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звуки [л,ль] Буквы Лл
Раздел: начальное образование





Назад




УМК «Перспектива» 1 класс

Учитель начальных классов Петрова Лариса Леонидовна, МАОУ СОШ№1 г. Когалыма

Тема: Звуки [л] [л

,

], буква Лл.

Цели: Познакомить учащихся с согласными звуками[л] [л

,

], их особенностями, их

обозначающими буквами Лл.

Основное содержание урока, термины и понятия

Зрительный образ буквы Л,л. Выделение согласных звуков[ л] и [л

,

], в словах. Отработка

понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие

согласные звуки. Согласный звук, твёрдый - мягкий, звонкий, непарный

1.Орг.момент

-Ребята, чтобы нам продуктивно поработать, давайте вспомним правила поведения на уроке.

Я начну стихотворение, а вы его продолжите:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (внимательным)

Всё пиши не отставая,

Слушай (не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы всё было (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку (поднимать).

Если друг стал отвечать

не спеши (перебивать).

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно (руку).

- Что такое сила?

- Назовите те качества, в которых состоит ваша учебная сила. (Внимание, доброта,

трудолюбие, юмор, дружелюбие, активность и т. д.).

2. Эмоционально-волевая регуляция

Упражнение «Копилка трудностей»

(Дети

встают

в

круг.

Учитель

предлагает

им

собрать

«копилку

I

трудностей»

первоклассника: назвать всё, что вызывает трудности и огорчения в школе. Например: «Мне

трудно сидеть на уроке» и т. д.).

3. - С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке Азбуки? (Н)

- Что можете рассказать о ней?

- Прочитайте слоги с изученной буквой.

- Работа в парах : прочитать слоги. Из слогов составить слова. ( Добавить новые слоги и

получить новые слова.)

4. Беседа по рисунку «Азбуки». Постановка задачи урока.

— Что строят ребята? (Ракету.) Подберите слово, близкое по значению слову «ракета».

(Космический корабль.)

- Куда летают люди на космическом корабле? (В космос.) Что такое космос? (Это мир звёзд,

планет.)

-Как называют людей, летающих в космос? (Космонавтами.) Где уже побывали космонавты?

(На Луне.)

-Кто знает, как называется машина, которая путешествовала по поверхности Луны? (Луноход.)

-Как вы считаете, кем хотят стать ребята? (Космонавтами или конструкторами, т. е.

создателями космических кораблей.)

-Что им для этого надо уметь, какие книги прочитать? (Уметь разбираться в чертежах,

прочитать книги о планетах и космических кораблях.)

-Чтобы прочитать книги о Луне и космических кораблях, ребятам нужно познакомиться с

новой буквой. Это станет и вашей задачей на уроке.

5.Звуковой анализ слов «Луна», «корабль». Выделение звуков [л] и [л’], их

характеристика как согласных, парных по твёрдости-мягкости.

— Каким звуком начинается слово «Луна»? (Звуком [л].)

-Каким звуком заканчивается слово «корабль»? (Звуком [л’].)

-Какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие?

6. Звуковые упражнения.

-Придумайте такие имена мальчикам, чтобы они начинались со звука [л’]. (Лёва, Лёня.)

7.Открытие звукового значения буквы. Анализ графического образа буквы.

-Каким волшебным рисунком представлена буква на странице? (Рисунком лестницы.)

-Подсказывает ли вам этот рисунок, какой звук обозначает новая буква? (Звук [л’].)

-На что указывают звуки-бусинки под рисунком лестницы? (Новая буква обозначает два звука:

мягкий [л’] и парный твёрдый [л]. Поэтому буква может читаться мягко и твёрдо.)

8.Чтение слогов по слоговой табличке: ла—ло—лу. (Учебник.) Закрепление

представлений о позиционном принципе чтения: сравнение слогов (лы — ли). (Таблица

слогов с цветными буквами. Далее чтение слогов самостоятельно.Сильные и читающие

прочитывают в учебнике. Плохо читающим раздаются вспомогательные таблицы.)

Ф И З М И Н У Т К А

9. Работа с моделями слов «Луна», «Лёня». Звуко-буквенный анализ слова «Луна».

Чтение на основе анализа. Сравнительный анализ звучания и написания слов «Луна»,

«Лёня».

- Составьте звуковую схему слова ЛУНА и ЛЁНЯ. (Работа в паре. Затем дети находят модели

слов в учебнике. Сравнивают.)

— Чем различается звучание этих двух слов? (В слове «Лёня» согласные звуки мягкие, а не

твёрдые, как в слове «Луна».)

- Чем похоже их написание и почему? (Используются одни и те же буквы, обозначающие как

твёрдые, так и мягкие согласные. Оба слова пишутся с большой буквы, так как одно из них

является именем мальчика, а другое — названием небесного тела.)

10 Работа в паре. «Конструирование» слов из слогов, записанных на доске,

выставленных на наборном полотне: ла, лы, ма, ны, си, ум. (Слоги. В паре.)

Ф И З М И Н У Т К А

9. «Изобретение» слова. Упражнение в чтении на основе наращения букв в словах (на

доске, наборном полотне): мы — мыл — мыли — мысли — мыслим. И Г Р А

Я это я, а вместе? МЫ

Добавьте букву Л МЫЛ

Если делали все вместе? МЫЛИ

У каждого человека в голове есть свои МЫСЛИ

Вместе мы МЫСЛИМ быстрее

10. Подготовка к чтению текста «На Луну». Чтение заголовка. Чтение слов в столбиках.

(Вынести слова на доску с разделением на слоги СИЛА, МАЛЫ, МЫСЛИ, МЫСЛИМ.)

11. Чтение текста «На Луну» по предложениям с учётом знаков препинания

(восклицательного знака, тире). Формирование сознательности чтения с элементами

выразительности.

-На что указывает знак восклицания? (На выражение особых чувств при чтении.)

-Какие чувства испытывают мальчики в своём воображаемом путешествии на Луну?

-Переживают ли они разлуку с мамой? Передайте это голосом при чтении.

-Чем гордятся мальчики? (Они умны.)

-Что значит «мы мыслим»? (Думаем.)

-Почему они убеждены, что «мысли — сила»? В чём сила мысли? (Человек придумывает

новые машины, совершает открытия, изобретает.)

12. Чтение и отгадывание загадки.

-А вы считаете себя думающими людьми? Тогда отгадайте загадку «По синему небу тарелка

плывёт». Что это может быть? (Луна.)

-У кого другая отгадка? (Космическая, или летающая, тарелка.)

13. Подведение итогов.

-Научились ли вы читать новую букву? О чём новом, интересном для себя вы узнали на уроке?

Захотелось ли вам тоже отправиться в космическое путешествие?



В раздел образования