Автор: Петрова Лариса Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Когалым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звуки [л,ль] Буквы Лл
Раздел: начальное образование
УМК «Перспектива» 1 класс
Учитель начальных классов Петрова Лариса Леонидовна, МАОУ СОШ№1 г. Когалыма
Тема: Звуки [л] [л
,
], буква Лл.
Цели: Познакомить учащихся с согласными звуками[л] [л
,
], их особенностями, их
обозначающими буквами Лл.
Основное содержание урока, термины и понятия
Зрительный образ буквы Л,л. Выделение согласных звуков[ л] и [л
,
], в словах. Отработка
понятия «согласный звук». Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие
согласные звуки. Согласный звук, твёрдый - мягкий, звонкий, непарный
1.Орг.момент
-Ребята, чтобы нам продуктивно поработать, давайте вспомним правила поведения на уроке.
Я начну стихотворение, а вы его продолжите:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Всё пиши не отставая,
Слушай (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всё было (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать).
Если друг стал отвечать
не спеши (перебивать).
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно (руку).
- Что такое сила?
- Назовите те качества, в которых состоит ваша учебная сила. (Внимание, доброта,
трудолюбие, юмор, дружелюбие, активность и т. д.).
2. Эмоционально-волевая регуляция
Упражнение «Копилка трудностей»
(Дети
встают
в
круг.
Учитель
предлагает
им
собрать
«копилку
I
трудностей»
первоклассника: назвать всё, что вызывает трудности и огорчения в школе. Например: «Мне
трудно сидеть на уроке» и т. д.).
3. - С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке Азбуки? (Н)
- Что можете рассказать о ней?
- Прочитайте слоги с изученной буквой.
- Работа в парах : прочитать слоги. Из слогов составить слова. ( Добавить новые слоги и
получить новые слова.)
4. Беседа по рисунку «Азбуки». Постановка задачи урока.
— Что строят ребята? (Ракету.) Подберите слово, близкое по значению слову «ракета».
(Космический корабль.)
- Куда летают люди на космическом корабле? (В космос.) Что такое космос? (Это мир звёзд,
планет.)
-Как называют людей, летающих в космос? (Космонавтами.) Где уже побывали космонавты?
(На Луне.)
-Кто знает, как называется машина, которая путешествовала по поверхности Луны? (Луноход.)
-Как вы считаете, кем хотят стать ребята? (Космонавтами или конструкторами, т. е.
создателями космических кораблей.)
-Что им для этого надо уметь, какие книги прочитать? (Уметь разбираться в чертежах,
прочитать книги о планетах и космических кораблях.)
-Чтобы прочитать книги о Луне и космических кораблях, ребятам нужно познакомиться с
новой буквой. Это станет и вашей задачей на уроке.
5.Звуковой анализ слов «Луна», «корабль». Выделение звуков [л] и [л’], их
характеристика как согласных, парных по твёрдости-мягкости.
— Каким звуком начинается слово «Луна»? (Звуком [л].)
-Каким звуком заканчивается слово «корабль»? (Звуком [л’].)
-Какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие?
6. Звуковые упражнения.
-Придумайте такие имена мальчикам, чтобы они начинались со звука [л’]. (Лёва, Лёня.)
7.Открытие звукового значения буквы. Анализ графического образа буквы.
-Каким волшебным рисунком представлена буква на странице? (Рисунком лестницы.)
-Подсказывает ли вам этот рисунок, какой звук обозначает новая буква? (Звук [л’].)
-На что указывают звуки-бусинки под рисунком лестницы? (Новая буква обозначает два звука:
мягкий [л’] и парный твёрдый [л]. Поэтому буква может читаться мягко и твёрдо.)
8.Чтение слогов по слоговой табличке: ла—ло—лу. (Учебник.) Закрепление
представлений о позиционном принципе чтения: сравнение слогов (лы — ли). (Таблица
слогов с цветными буквами. Далее чтение слогов самостоятельно.Сильные и читающие
прочитывают в учебнике. Плохо читающим раздаются вспомогательные таблицы.)
Ф И З М И Н У Т К А
9. Работа с моделями слов «Луна», «Лёня». Звуко-буквенный анализ слова «Луна».
Чтение на основе анализа. Сравнительный анализ звучания и написания слов «Луна»,
«Лёня».
- Составьте звуковую схему слова ЛУНА и ЛЁНЯ. (Работа в паре. Затем дети находят модели
слов в учебнике. Сравнивают.)
— Чем различается звучание этих двух слов? (В слове «Лёня» согласные звуки мягкие, а не
твёрдые, как в слове «Луна».)
- Чем похоже их написание и почему? (Используются одни и те же буквы, обозначающие как
твёрдые, так и мягкие согласные. Оба слова пишутся с большой буквы, так как одно из них
является именем мальчика, а другое — названием небесного тела.)
10 Работа в паре. «Конструирование» слов из слогов, записанных на доске,
выставленных на наборном полотне: ла, лы, ма, ны, си, ум. (Слоги. В паре.)
Ф И З М И Н У Т К А
9. «Изобретение» слова. Упражнение в чтении на основе наращения букв в словах (на
доске, наборном полотне): мы — мыл — мыли — мысли — мыслим. И Г Р А
Я это я, а вместе? МЫ
Добавьте букву Л МЫЛ
Если делали все вместе? МЫЛИ
У каждого человека в голове есть свои МЫСЛИ
Вместе мы МЫСЛИМ быстрее
10. Подготовка к чтению текста «На Луну». Чтение заголовка. Чтение слов в столбиках.
(Вынести слова на доску с разделением на слоги СИЛА, МАЛЫ, МЫСЛИ, МЫСЛИМ.)
11. Чтение текста «На Луну» по предложениям с учётом знаков препинания
(восклицательного знака, тире). Формирование сознательности чтения с элементами
выразительности.
-На что указывает знак восклицания? (На выражение особых чувств при чтении.)
-Какие чувства испытывают мальчики в своём воображаемом путешествии на Луну?
-Переживают ли они разлуку с мамой? Передайте это голосом при чтении.
-Чем гордятся мальчики? (Они умны.)
-Что значит «мы мыслим»? (Думаем.)
-Почему они убеждены, что «мысли — сила»? В чём сила мысли? (Человек придумывает
новые машины, совершает открытия, изобретает.)
12. Чтение и отгадывание загадки.
-А вы считаете себя думающими людьми? Тогда отгадайте загадку «По синему небу тарелка
плывёт». Что это может быть? (Луна.)
-У кого другая отгадка? (Космическая, или летающая, тарелка.)
13. Подведение итогов.
-Научились ли вы читать новую букву? О чём новом, интересном для себя вы узнали на уроке?
Захотелось ли вам тоже отправиться в космическое путешествие?