Автор: Громова Валентина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича»
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний
Раздел: полное образование
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с
целью повышения качества знаний
Модернизация образования в современном обществе невозможна
без применения информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ).
Информационные и коммуникационные технологии являются
важнейшим инструментом, обеспечивающим доступность образования.
ИКТ обуславливают эффективность всех процессов школьной
деятельности от управления образованием до воспитания.
ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных
процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и
распространения информации.
Технологии позволяют искать, обрабатывать и усваивать информацию
из различных источников, в том числе и из Интернета.
Большое внимание сегодня крайне важно уделять использованию
информационных технологий в школе. Это вполне оправдано тем, что
21 век – это век информационных технологий.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям
знания, но и в том, чтобы научить их искать и осваивать материал
самостоятельно. Умение обрабатывать информацию является одним из
важнейших умений
.
Повышение качества в обучении русскому языку и
литературе через использование ИКТ – одна из составляющих моей
деятельности в настоящее время.
Применение информационных технологий в преподавании русского
языка и литературы – это необходимость, которая позволяет решить ряд
специальных практических задач, записанных в программе по русскому
языку и литературе: формирование прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса;
овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и
литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и
навыков.
В методической литературе для учителя небольшое количество
разработок по применению средств новых информационных технологий
на уроках русского языка и литературы.
Использование новых информационных технологий на уроках
русского языка и литературы в процессе обучения необходимо для
повышения качеств знаний учащихся по предмету и творческого
усвоения знаний школьниками.
Проблема использования информационно-коммуникационных
технологий на уроках русского языка и литературы, правомерность
использования электронного учебника по русскому языку и литературе
при классно-урочной системе образования является актуальной
.
Учебный процесс как по содержанию, так и по формам
организации строится как процесс развития, а обучение знаниям,
умениям и навыкам – как составная часть развития, как его основное
средство
.
Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм
получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание
которых может определить для себя только сам учащийся
.
Урок с применением современных педагогических и
информационных технологий – это качественно новый тип урока. Учить
и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной
школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных
ресурсов (ЭОР) нового поколения.
Для ученика это существенное расширение возможности
самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести
имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением
изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
Для учителя - это увеличение времени общения с учениками, что
особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога; это расширение
информационной емкости и плотности урока; это соответствие
требованиям, предъявляемым не только педагогическим и
ученическим, но и родительским сообществами.
Наибольшее количество информации (около 90%) человек
получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с
помощью других органов чувств.
К.Д. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее,
чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и
других образов хранится в его памяти.
Использование информационно-коммуникационных технологий
эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на
повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу
и других типах уроков.
Соединение лингвистического образования с информационно-
коммуникационными технологиями позволяет активизировать
аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-
воспитательному процессу личностно – ориентированный характер,
раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно,
является частью индивидуализации учебного процесса.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить
образовательные эффекты; повысить качество усвоения
материала; построить индивидуальные образовательные траектории
учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с
разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно
детей, обладающих различными способностями и возможностям;
наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к
окружающему миру, любознательность учащихся; формировать
элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной
работы с компьютерными программами; поддерживать
самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу
со временем.
Эффективность урока в случае использования печатных
материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не
только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать
практические навыки.
Хороший урок невозможно представить без хорошо
сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования
этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для
этого используется классная доска, на которой выписываются все
необходимые термины, составляются таблицы и схемы.
У учителя появилась прекрасная возможность заранее подготовить
весь необходимый материал, расположить его в нужной
последовательности и поместить на слайды. На слайдах можно
поместить иллюстрации, которые заменят старые таблицы. Если же в
презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то
проблема наглядности будет решена полностью, уроки с
использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного
усвоения материала.
Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций
развивает их самостоятельность, поисковую деятельность,
инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям
обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных
качеств.
Применение тестовых технологий позволяет проводить
промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования
являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала,
базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно
для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же
увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это
приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу
выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а
оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
способствует формированию у учащихся рефлексии.
Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно
представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и
как целесообразно использовать информационные технологии в
обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют
интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук,
анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения,
достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого
не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний
(демонстрационно - энциклопедические программы; программа
презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные
обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием,
контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа
"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение
интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых
будет создание Web-страниц, проведение телеконференций,
использование современных Интернет-технологий;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память,
мышление и т.д.).
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником
учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.
Интернет дает огромные возможности для саморазвития,
самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для
индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной
части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи
материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных
моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики
в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект
излагаемого материала.
У учащегося таким образом формируется учебно-информационные
умения и навыки.Дидактический материал, представленный в
компьютерном варианте, решает несколько задач:- повышает
производительность труда учителя и учащихся на уроке;- увеличивает
объем использования наглядности на уроке;- экономит время учителя
при подготовке к уроку.Необычайно интересна работа с
использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду
положительных эффектов:обогащает урок эмоциональной
окрашенностью;психологически облегчает процесс
усвоения;возбуждает живой интерес к предмету познания;расширяет
общий кругозор учащихся;повышает производительность труда учителя
и учащихся на уроке.
Использование Интернета способствует формированию и развитию
способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и
предоставлению информации учащимся, тематических презентаций
(составление презентаций при подготовке и защите рефератов
активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает
атмосферу зрелищности и дозированной информативности).
Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой
требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые
неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще
всего делить на группы. Но такие уроки приносят большое
удовлетворение и ученикам, и учителю.