Напоминание

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний


Автор: Громова Валентина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича»
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний
Раздел: полное образование





Назад




Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с

целью повышения качества знаний

Модернизация образования в современном обществе невозможна

без применения информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ).

Информационные и коммуникационные технологии являются

важнейшим инструментом, обеспечивающим доступность образования.

ИКТ обуславливают эффективность всех процессов школьной

деятельности от управления образованием до воспитания.

ИКТ – это совокупность методов, устройств и производственных

процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и

распространения информации.

Технологии позволяют искать, обрабатывать и усваивать информацию

из различных источников, в том числе и из Интернета.

Большое внимание сегодня крайне важно уделять использованию

информационных технологий в школе. Это вполне оправдано тем, что

21 век – это век информационных технологий.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать детям

знания, но и в том, чтобы научить их искать и осваивать материал

самостоятельно. Умение обрабатывать информацию является одним из

важнейших умений

.

Повышение качества в обучении русскому языку и

литературе через использование ИКТ – одна из составляющих моей

деятельности в настоящее время.

Применение информационных технологий в преподавании русского

языка и литературы – это необходимость, которая позволяет решить ряд

специальных практических задач, записанных в программе по русскому

языку и литературе: формирование прочных орфографических и

пунктуационных умений и навыков; обогащение словарного запаса;

овладение нормами литературного языка; знание лингвистических и

литературоведческих терминов; формирование общеучебных умений и

навыков.

В методической литературе для учителя небольшое количество

разработок по применению средств новых информационных технологий

на уроках русского языка и литературы.

Использование новых информационных технологий на уроках

русского языка и литературы в процессе обучения необходимо для

повышения качеств знаний учащихся по предмету и творческого

усвоения знаний школьниками.

Проблема использования информационно-коммуникационных

технологий на уроках русского языка и литературы, правомерность

использования электронного учебника по русскому языку и литературе

при классно-урочной системе образования является актуальной

.

Учебный процесс как по содержанию, так и по формам

организации строится как процесс развития, а обучение знаниям,

умениям и навыкам – как составная часть развития, как его основное

средство

.

Хорошее образование сегодня – это синтез самых разных форм

получения знаний и современных технологий, оптимальное сочетание

которых может определить для себя только сам учащийся

.

Урок с применением современных педагогических и

информационных технологий – это качественно новый тип урока. Учить

и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной

школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных

ресурсов (ЭОР) нового поколения.

Для ученика это существенное расширение возможности

самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести

имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением

изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

Для учителя - это увеличение времени общения с учениками, что

особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога; это расширение

информационной емкости и плотности урока; это соответствие

требованиям, предъявляемым не только педагогическим и

ученическим, но и родительским сообществами.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек

получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с

помощью других органов чувств.

К.Д. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее,

чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и

других образов хранится в его памяти.

Использование информационно-коммуникационных технологий

эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на

повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу

и других типах уроков.

Соединение лингвистического образования с информационно-

коммуникационными технологиями позволяет активизировать

аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-

воспитательному процессу личностно – ориентированный характер,

раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно,

является частью индивидуализации учебного процесса.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет усилить

образовательные эффекты; повысить качество усвоения

материала; построить индивидуальные образовательные траектории

учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с

разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно

детей, обладающих различными способностями и возможностям;

наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к

окружающему миру, любознательность учащихся; формировать

элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной

работы с компьютерными программами; поддерживать

самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу

со временем.

Эффективность урока в случае использования печатных

материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не

только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать

практические навыки.

Хороший урок невозможно представить без хорошо

сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования

этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для

этого используется классная доска, на которой выписываются все

необходимые термины, составляются таблицы и схемы.

У учителя появилась прекрасная возможность заранее подготовить

весь необходимый материал, расположить его в нужной

последовательности и поместить на слайды. На слайдах можно

поместить иллюстрации, которые заменят старые таблицы. Если же в

презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то

проблема наглядности будет решена полностью, уроки с

использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного

усвоения материала.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций

развивает их самостоятельность, поисковую деятельность,

инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям

обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных

качеств.

Применение тестовых технологий позволяет проводить

промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования

являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала,

базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно

для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же

увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это

приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу

выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а

оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

способствует формированию у учащихся рефлексии.

Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно

представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и

как целесообразно использовать информационные технологии в

обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют

интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук,

анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения,

достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого

не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний

(демонстрационно - энциклопедические программы; программа

презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные

обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием,

контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа

"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение

интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых

будет создание Web-страниц, проведение телеконференций,

использование современных Интернет-технологий;

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память,

мышление и т.д.).

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником

учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.

Интернет дает огромные возможности для саморазвития,

самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для

индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной

части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи

материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных

моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики

в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект

излагаемого материала.

У учащегося таким образом формируется учебно-информационные

умения и навыки.Дидактический материал, представленный в

компьютерном варианте, решает несколько задач:- повышает

производительность труда учителя и учащихся на уроке;- увеличивает

объем использования наглядности на уроке;- экономит время учителя

при подготовке к уроку.Необычайно интересна работа с

использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду

положительных эффектов:обогащает урок эмоциональной

окрашенностью;психологически облегчает процесс

усвоения;возбуждает живой интерес к предмету познания;расширяет

общий кругозор учащихся;повышает производительность труда учителя

и учащихся на уроке.

Использование Интернета способствует формированию и развитию

способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и

предоставлению информации учащимся, тематических презентаций

(составление презентаций при подготовке и защите рефератов

активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает

атмосферу зрелищности и дозированной информативности).

Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой

требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые

неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще

всего делить на группы. Но такие уроки приносят большое

удовлетворение и ученикам, и учителю.



В раздел образования