Напоминание

Войлоковаляние


Автор: Гизатуллина Гузалия Шайдулловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: с. Кандры
Наименование материала: Методическая разработка по учебному предмету «работа в материале» на тему: войлоковаляние
Тема: Войлоковаляние
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» с. Кандры

Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на Педагогическом Зам. Директора по УВР Директор МАУ ДО «ДМШ»

совете МАУ ДО «ДМШ» МАУ ДО «ДМШ» с. Кандры

с. Кандры с. Кандры Кузьмина С.В.

« » 2017г. Сорокина Н.Ю.

Методическая разработка

по учебному предмету «работа в материале»

на тему: войлоковаляние

Разработала преподаватель первой категории

художественного отделения:

Гизатуллина Г. Ш.

с. Кандры.

Рецензент: директор МАУ ДО «ДХШ» г. Туймазы

Туймазинский р –н РБ,

Преподаватель высшей категории – Муфтахова Р.А

2017 – 2018г.

1

Гизатуллина Г. Ш.

Методическая разработка

по учебному предмету «работа в материале»

на тему: войлоковаляние.

Методические рекомендации предложены преподавателям дополнительного

образования, работающим в объединениях декоративо - прикладного искусства и

составлены на основании наблюдений и практической работы в художественной

школе села Кандры.

В работе описывается история валяния шерсти, описаны технологические

приемы выполнения изделий в технике мокрого и сухого валяния, раскрыты

методы и формы работы

обучения учащихся по

работе с войлочным

материалом, представлен пример методической разработки урока по учебному

предмету «работа в материале» на тему войлоковаляние.

2

Содержание

1.

Введение………………..………………………………………………………4

2.

История войлоковаляния…………………………………………………….5

3.

Теоретические основы валяния…………………………………………..….7

4.

Методы и формы обучения учащихся по работе с

войлочным материалом……………………………..……………………….9

5.

Описание техники мокрого валяния …………………………………….….11

6.

Описание техники сухого валяния…………………………………….……12

7.

Методическая разработка урока на тему «войлоковаляние»……………14

8.

Заключение……………………………………………………………………19

9.

Список использованной литературы………………………………………..20

3

Введение

Народные традиции во все времена имели большое значение для жизни

общества. Говоря о современном обществе XXI века, учёные отмечают, что

войлок -

является одним из самых актуальных и современных материалов.

Валяние войлока - древнейший вид рукоделия. Он прост и на основе технологии

войлоковаляния в домашних условиях можно создавать самые разнообразные

вещи: сумки, валенки, игрушки, ковры, шарфы, украшения.

Обучение детей такому ремеслу как войлоковаляние,

активизирует

творческую и познавательную деятельность участников образовательного

процесса: дети становятся начинающими мастерами по изготовлению изделий из

шерсти. В связи с этим, актуальность выбранной темы очевидна, так как она

способствует возрождению традиций и развитию технологии войлоковаляния в

современных условиях.

Цель

методической

разработки:

систематизировать

теоретический

и

практический опыт

представить

собственные методические разработки и

рекомендации по работе с войлоком.

задачи:

1.

Изучить историю войлоковаляния;

2.

Изучить теоретический материал войлоковаляния ;

3.

Выявить методы и формы обучения учащихся по работе с войлочным

материалом;

4.

Освоить технические приёмы мокрого валяния на примере создания

цветка;

5.

Освоить технические приёмы сухого валяния на примере создания

игрушки «мишки».

6.

Представить методическую разработку урока по учебному предмету

«работа в материале» на тему войлоковаляние.

Практическая значимость:

Методическая разработка может быть использованы в работе педагогами

дополнительного

образования,

руководителями

детских

коллективов,

занимающихся декоративно-прикладным творчеством.

4

История войлоковаляния

Войлок является культовым материалом кочевых народов сегодня стал одним из

самых актуальных и современных.

Он отлично

вписывается в любую

обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. История

войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда, гласящая, что

первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем,

находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и

взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался

валяный ковер. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным

видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди

рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали

коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям,

оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Самые первые археологические находки были сделаны на территории

Иранского плато в VIII

тысячелетии до н. э., и основное распространение

войлока произошло среди кочевых народов.

Славянские народы собственно войлок не изготавливали, но владели

мастерством создания «полувойлоков» - тканых и затем подвалянных

материалов. Наиболее ярким примером подобной технологии является сукно,

которое в качестве окончательной отделки могли ворсовать, опаливать,

прессовать и окрашивать. Валяние распространилось стремительно и

повсеместно с изобретением производства валенок. Среди русских валенок

ручного производства наиболее ценны близкие к белому цвету, для придания

уникальной бархатистости их поверхность шлифуется пемзой и при

необходимости

обрабатывается

мелом. Валенки

могут

отделываться

вышивкой и аппликацией.

Сначала их носили только зажиточные люди,

передавали по наследству. И только в ХХ веке валенки стали основной зимней

обувью крестьян.

Самые знаменитые пазырыкские войлоки кочевники – скифы изготавливали

ещё в VIII – IХ веках до н. э. Скифы жили в войлочных шатрах, носили

войлочные шапки и кафтаны. Кочевники владели уникальной техникой

украшения войлочных полотнищ аппликацией «войлок по войлоку» с контурной

обшивкой из белого шнура и кусочками золотой фольги.

С валянием связано много примет и пожеланий. Так, например, в

Монголии в день свадьбы для новобрачных ставят новую юрту, а в кошму,

накрывающую еѐ свод, сажают детей со всего поселения и поднимают их на

5

этой кошме как можно выше. Таким образом, молодым желается иметь

столько детей, сколько «в кошме поместится».

В переводе с башкирского языка кошма (кейез) - войлок, традиционный

материал в бытовом укладе башкир. Кроме ручного способа, башкиры раньше

валяли войлок и при помощи лошади. Одна из основных функций - покрытие

каркаса юрты (тирмэ) и устройство внутри убранства жилища. Предпочтение

отдавалось белому цвету "Белая юрта" (аk тирмэ) - распространенный образ в

башкирском фольклоре, являющийся символом света, добра, чистоты. С ней в

народе связаны представления о домашнем уюте и благополучии. Войлочные

ковры (кошмы) были необходимой принадлежностью народных обрядов,

праздников, входили в состав приданого башкирской невесты. Основные

художественные приемы оформления: вваливание узора (наиб. древний и

простой), аппликация и вышивка. При вваливании узор выкладывали только с

одной

стороны.

Свернутые

цветные

валики

шерсти

раскладывали

в

определенном порядке по поверхности слегка скатанной основы, затем валяли

до тех пор, пока между ними не происходило прочного соединения и кошма не

приобретала нужную плотность. Полученный узор отличался мягкостью,

благородной размытостью, нежностью.

Сохранение самобытных национальных традиций и культуры – внутренняя

потребность каждого народа. Изделия из войлока напоминают детям

о

художественной культуре нашего края, связанной с мировой художественной

культурой и историей.

6

Теоретические основы валяния

Валяние войлока включает в себя несколько последовательно совершаемых

операций: сбивание шерсти специальным прутом (предпочтительно в сухую

солнечную погоду, чтобы шерсть не пропиталась атмосферной влагой);

обрызгивание взбитой шерсти водой или молочной сывороткой (с целью

уплотнения шерстяной массы); свертывание шерсти в рулон (на деревянный

валик или без него, с помощью веревки); обертывание рулона кожей, тканью

или циновкой и прокатывание (валяние) рулона по земле, либо путем

буксировки двумя всадниками (в среднем 10 - 15 раз нарасстоянии 1км), либо

просто вручную от одной группы людей к другой, периодически прерываемое

разворачиванием рулона с целью выявления возможных изъянов и их заделки.

Так получают крупные куски войлока (5х5м, 4Х4 м) - покрытия для различных

частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви,

просто сбивают и уминают руками.

Различают

валяние

«мокрым»

способом,

или

по - мокрому,

с

использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после

раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и по -

сухому,

когда

сваливание осуществляется

за

счѐт

принудительного

спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы. Ручное валяние

предполагает «раскладывание шерсти по форме задуманного изделия, с

учётом усадки и уработки. Для работы может использоваться сырьѐ

кустарной выделки, шерстяная вата – отходы прядильного производства или

продукт вторичной переработки, а также шерсть, прошедшая промышленную

подготовку, так называемая гребенная лента или топс. Выбор способа и качество

раскладки зависят от тонины и длины шерстяного волокна, его однородности,

степени

очистки, пройденных подготовительных

процессов и,

конечно,

мастерства исполнителя.

Введение регулярной продольно - поперечной раскладки при «мокром»

валянии дало возможность контролировать толщину изготавливаемого

изделия

и достигать

уникальной

тонкости

без

значительной

потери

прочности. Использование продольной или радиальной раскладок позволяет

формировать

воланы.

Регулярная

раскладка

применима

для

шерсти,

прошедшей промышленную подготовку, т.е. гребенной шерсти.

Валяние «по – сухому» - новое направление в валянии, обладающее

большими возможностями в формовании разнообразных объемных изделий с

помощью специальной иглы. Используются иглы разной толщины. Эти иглы

имеют засечки, которые при втекании в шерсть перепутывают ее волоски,

образуя войлок. Это могут быть и броши, и игрушки, и скульптуры. Сухое

7

валяние

может использоваться

как

самостоятельный прием,

так

и

в

комбинации с традиционными. Сухое валяние может существовать и в виде

отделки, когда на ткань накалывается рисунок. Для облегчения трудоёмкого

процесса возможно применение бытовой фильцевальной (иглопробивной)

машинки, работающей одной иглой или блоком игл.

Нунофелтиннг (нуновойлок) - это техника приваливания волокон шерсти к

различным тканям мокрым способом валяния. "Нуно" в переводе с японского

"ткань". Данная техника разработана австралийским текстильным дизайнером и

художницей

по

шерсти

из

Нового

Южного

Уэльса

Полли

Стирлинг

(PollyStirling) совместно с японкой Сачико Котако в 1994 году. В процессе

валяния шерсти с тканью шерстинки, проникая сквозь волокна ткани,

сцепляются между собой и трансформируют ткань в новую структуру. Чаще

всего в нуно-войлоке используют натуральные ткани (шелк, шифон, крепдешин,

газ,

тонкий

лен),

с

достаточно

рыхлой

структурой

для

свободного

проникновения волокон шерсти сквозь ткань.

Виды шерсти для валяния:

- Остевая шерсть (используется для валяния грубых изделий, не

контактирующих напрямую с нежной кожей, например, валенок, полу

сапог,сумок);

- Сливер (расчесанная овечья шерсть, без остевых волоской, чаще всего

неокрашенная, используется для набивания игрушек, создания основы

изделия, с последующим наложением шерсти других цветов);

- Очес (чес шерсти, состоящий из мелких волосков, используется для валяния

полотна, фетра, мягкого войлока);

- Выбеленка (чес овечьей шерсти, вытянутая и выбеленная, используется в

качестве светлого тона и для домашнего окрашивания);

- Верблюжья (расчесанная шерсть верблюда, используется для валяния

игрушек и др. изделий без использования шерсти - основы);

- Ангора или мохер (шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском.

Используется для декора и отделки изделий);

- Полутонкая шерсть (пуховые волосы от 25 до 29 микрон в диаметре (тонине)

используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и декора);

- Тонкая шерсть (пуховые волосы от 19 до 25 микрон в диаметре

(тонине) используется для сухого и мокрого валяния, для отделки изделий и

декора);

- Топс (пуховые волосы от 19 микрон в диаметре используется для

сухого и мокрого валяния, самая дорогая шерсть).

При выделке шерсть делят на вату короткие волокна и гребневую

8

ленту (длинные волокна, расчесанные и уложенные в виде ленты от 1 метра

длиной). Вата пакуется в пакеты и мешки, гребневая лента наматывается на

катушки.

Методы и формы обучения учащихся по работе с войлочным материалом

Чрезвычайно важное значение для успешной работы имеет методическая

проработка занятия. С точки зрения методики необходимо уделять особое

внимание

таким

вопросам,

как

структура занятия, методы и формы

организации обучения. В глазах учащихся главная цель занятия — изготовление

определенного объекта труда. Поэтому целесообразно все занятия строить так,

чтобы на каждом из них учащиеся занимались производительным трудом.

Однако известно, что нужен

не

любой

производительный

труд, а

осмысленный,

творческий. Поэтому, практической деятельности должна

предшествовать актуализация имеющихся у учащихся знаний, сообщение

новых,

решение

творческих задач,

связанных

с

конструированием

и

разработкой технологии изготовления объекта труда. Таким образом, занятие

включает

в

себя следующие

этапы: организационный этап, повторение,

обобщение и систематизация ранее

изученного

материала,

инструктаж,

решение творческих задач, практическая работа, подведение итогов. Но при

этом располагает значительно большей свободой действий. Это может находить

выражение в самостоятельном выборе изделия, в объеме посильной

нагрузки, связанной с решением творческих задач, в самоуправлении.

Методы обучения на занятиях выбираются в зависимости от поставленных

целей, содержания учебного материала, подготовленности к ним учащихся и

учителя. Так, опыт преподавателей технологии показал, что среди словесных

методов чаще всего используется объяснение, рассказ. Рассказом преподаватель

начинает новую тему, например об истории, характерных особенностях и

применении войлока. Рассказом сопровождается демонстрация образцов

изделий.

Беседа оживляет занятия, активизирует внимание учащихся.

Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Спрашивая детей,

предлагая им определить, сравнить, проанализировать, руководитель выясняет

степень знаний учащихся их готовности к работе, а также степень усвоения

материала. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод

обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с

помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового

материала. Следует иметь в виду, что вопросы, задаваемые во время беседы

должны быть простыми, краткими, ясными, логическими. Например: вы

знаете, что такое войлок? А как с ним работают?

9

В начале занятия используется вводная беседа, в процессе которой кратко

повторяется пройденное или новый материал, определяется цель занятия. В

заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии. Большое

место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные,

так и практические методы об учения. Инструктаж применяется при

обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и

показе приемов войлоковаляния, последовательности выполнения работы, при

ознакомлении с правилами работы

с войлоком. Вводный

инструктаж

проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с

последовательностью

выполнения

каждого

этапа.

Такой

инструктаж

проводится фронтально для всей группы.

Перед началом занятия важно уделять внимание организационному

моменту. Во время, которого преподаватель проводить беседу по технике

безопасности, учащиеся подготавливают инструменты, материалы для работы.

Подведение итогов проводится в конце каждого занятия. Учащиеся

просматривают готовые изделия, анализируют ошибки, выявляют лучшие

работы. Преподаватель выявляет степень освоения пройденного материала.

Начинать следует с простых изделий по конструкции и небольших по

объѐму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего

труда. При этом учащиеся в каждом изделии могли проявить самостоятельность,

творческую инициативу, выдумку при выборе отделки, рисунка и т.д.

Каждое

занятие включает

теоретическую

часть

и

практическую.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация

познавательного характера. Основное место на занятиях отводится

практическим работам. Преподавателю необходимо продумать содержание и

ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным

продолжением

и

закреплением

теоретических

сведений,

полученных

учащимися. Основные

задачи

процесса

обучения

войлоковалянию -

эстетическое воспитание школьников, развитие творческого потенциала,

привитие им практических навыков.

10

Описание техники мокрого валяния

на примере создания цветка

Для работы понадобится: воздушно – пупырчатая плёнка, мыльный раствор,

шерсть, ножницы, сетка, клей ПВА.

1.

На упаковочной воздушно – пупырчатой плёнке тоненькими прядями

выкладываем шерсть. Шерсть кладём в разных направлениях.

2.

Поверх шерсти можно положить шёлковые волокна или оттенки более

светлого цвета. Это сделает цветок более живым.

3.

Смачиваем мыльным раствором. Подгибаем края, делая его ровным,

аккуратным.

4.

Накрываем сеткой и валяем круговыми движениями, сначала в одну

сторону потом в другую.

5.

Переворачиваем сетку и валяем с другой стороны.

6.

Валяем до тех пор, пока круг не станет плотным. Волокна должны

сцепиться и при растягивании не будет менять форму.

7.

Валяние сеткой можно заменить использованием виброшлифовальной

машинки.

8.

Снимаем сетку, ножницами вырезаем форму лепестков, затем каждый

лепесток трем на ладошке, заваливая все обрезанные края.

9.

Волокна не должны торчать, края должны стать аккуратными и немного

округлыми. После, формируем нужную форму, вытягивая лепестки в

нужных местах.

10. Таким образом, готовим несколько слоёв лепестков. На последнем слое в

середину кладём шерсть жёлтого цвета.

11. После того как все слои просохнут, накладываем все слои друг на друга и

сшиваем.

12.Для придания пышной формы, цветок необходимо окунуть в раствор из

клея ПВА (50г воды добавляем одну чайную ложку клея). Промачиваем,

затем отжимаем, придаём нужную форму.

13.Кладём сушиться на горло стакана, чтобы верхние лепестки слегка стояли

вверх, а нижние свисали.

Работа готова. Цветок внутри можно обшить бисером.

11

Описание техники сухого валяния на примере создания игрушки

«медвежонок»

Для работы понадобится: шерсть, губка или щётка для валяния, иглы для

фильцевания (средняя и тонка).

1.

Начинаем валять с туловища и головы. Валяем туловище голову и шею

одной деталью. Берем большой кусок шерсти и скатываем её в плотный

рулончик. Начинаем валять (многократно прокалывать заготовку) средней

иглой. Чтобы не сломать иглу, старайтесь вводить и извлекать ее

перпендикулярно валяемой поверхности. Еще надо вводить иглу на всю

глубину заготовки, чтобы вся игрушка было провалена. Обрабатывая

заготовку со всех сторон, получаем «колбаску».

2.

Понемногу берем шерсти и добавляем объём нашей заготовке. Создаём

силуэт медвежонка. Формируем тело.

3.

При помощи иглы сделайте насечки на мордочке мишки, разделяя тем

самым ориентировочные области расположения носа, щёк и подбородка.

Делаем слегка заостренную мордочку, формируем углубления, где будут

глазки.

4.

Для валяния ушек понадобятся 2 равных кусочка перепутанной шерсти

небольшой по объёму. На ровной поверхности губки или специальной

щётки формируем плоский полукруг. Поочерёдно переворачиваем нашу

заготовку и сваливаем то с одной стороны, то с другой. Иголочку

старайтесь не втыкать глубоко, чтобы сваливаемая шерсть с одной

стороны не выходила на другую сторону.

5.

Формируем полукруглый край уха. Соедините два нижних края между

собой, приваляйте получившееся ухо к голове мишки.

6.

Теперь

необходимо

свалять

четыре

лапки.

Для

этого

формируем

«колбаски». Сгибаем кончик лапки, формируя стопу. С противоположной

стороны оставляем неваляные волокна шерсти, с помощью которых будем

соединять лапки с туловищем.

7.

Добавляем объём на тыльной стороне. К ступне приваливаем подушечки.

8.

Теперь соединяем их с туловищем. Распушите кончики волокон на лапках

как можно лучше перед приваливанием, чтобы не было видно направление

волокон.

9.

Теперь добавляем объема в нужных местах. Например, со стороны

животика, где присоединяются лапки и в верхней части задних лапок.

10.Теперь финишная обработка тонкой иглой. Нам необходимо идеально

выровнять поверхность, чтобы не было эффекта «апельсиновой корки» и

неровностей. Сначала вводите иглу глубоко, а на последних этапах совсем

12

чуть-чуть, буквально на одну зазубринку иглы. Не пренебрегайте этим

этапом, он очень долгий и кропотливый.

11.Все, поверхность выровнена. Теперь приступаем к оформлению мордочки.

Скатайте между пальцами два небольших шарика размером с булавочную

головку из черной шерсти. Это глазки. Приваливаем их к голове. Для

носика формируем чуть больше шарик и приваливаем его к отмеченному

месту.

Таким образом, у нас получилась игрушка – мишка.

13

Методическая разработка урока на тему «войлоковаляние»

1.

Учебная дисциплина: работа в материале.

3класс.

2.

Тема занятия: «Войлоковаляние. Создание картины «сакура» в смешанной

технике».

3.

Вид занятия: комбинированный.

Форма проведения: групповая.

4.

Мотивация темы и формы проведения занятия: Данное занятие широко

развивает теоретические знания ученика, а также благоприятно влияет на

практическую работу ученика. Групповая форма урока способствует

ребёнку не

только развить свои

практические способности,

но

и

приобрести

новых

друзей.

Посещая

групповые

занятия,

ребёнок

раскрепощается, он становится более общительным, уверенным в себе.

5.

Продолжительность занятия: 45мин. Два занятия.

6.

Место проведения: учебный класс.

7.

Цели занятия: Обучающая: познакомиться с историей, изучить различные

техники войлоковаляния, создание картины из шерсти своими руками.

Воспитательная:

познакомить

с

ремеслом

войлоковаляния

которое

способствует воспитанию, сохранению народных традиций.

Развивающая: во время группового занятия

вырабатывается умение

работать в коллективе,

происходит обогащение словарного запаса

ученика.

8.

Методы

и

приемы

обучения:

словесный,

объяснительно

иллюстративный, практический, репродуктивный.

9.

Междисциплинарные связи: история, живопись.

10.Учебное оборудование: образцы изделий, шерсть для валяния, ножницы,

мыльный раствор, пупырчатая плёнка, сетка, полотенце, иглы для валяния.

Класс со столами и стульями на 10–12 человек, доступ к раковине с

проточной водой.

11.Методическое

обеспечение,

урока:

учебное

пособие,

проектор,

презентации.

12.Критерии и методы диагностики эффективности занятия:

беседа,

практический метод, метод наблюдения, степень заинтересованности

учащегося, качество выполнения задания.

Ход I занятия.

Тема: войлоковаляние.

Цель: изучить различные техники войлоковаляния, создание картины из

шерсти своими руками.

14

Организационный

момент:

инструктаж

по

технике

безопасности,

подготовка рабочего места, материалов. (3мин.)

Вступительное слово преподавателя. История войлокаваляния. (5мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с

технологией валяния войлока и изготовления изделий из него. В настоящее

время войлок – один из самых старых, традиционных материалов, который вновь

обретает актуальность.

Войлок – удивительный материал, пришедший к нам из древности. Его

изготавливали из шерсти животных (овец, коз, верблюдов) путём скатывания

волокон различными способами – трением, обработкой паром или водой,

фильциванием (с помощью специальных игл).

Валяние войлока — изобретение кочевников, вошедшее в общемировую

культуру. Изделия из войлока (обувь, шапки, сумки, потники под седла)

получили широкое распространение за пределами кочевой скотоводческой

среды

земледельческого населения.

Во многих странах

было

налажено

промышленное производство тонкого войлока (фетра), использовавшегося не

только в легкой, но и в химической промышленности.

Естественные цвета

войлока — белый, черный, серый, бурый, пестрый. Известно много способов его

орнаментации: аппликация цветными кусками кожи, ткани и того же войлока по

одноцветному фону, прошивка и вышивка цветными нитками (Центральная и

Средняя Азия), раскраска (Кавказ, Средняя Азия). Белый войлок использовался в

ряде сакральных ситуаций: на нем поднимали в воздух вновь избранного

великого хана (монголы, казахи), на него сажали молодых в свадебном обряде,

его расстилали на месте погребения человека (монголы).

На Руси войлок появился в эпоху монголо - татарского ига. Гораздо позже,

около двухсот лет назад, в России научились валять из шерсти валенки. Но

кроме валенок на Руси изготавливалось также сукно, которое было достаточно

популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки.

Мастерство валяния из шерсти передавалось из поколения в поколение. В наше

время выводят новые породы овец - мериносовые. Они славятся более тонкой и

мягкой шерстью, из которой можно получить исключительно нежные изделия.

Теоретическая часть (10мин).

Преподаватель: существует два вида валяния шерсти: сухое и мокрое.

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до

состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между

собой, образуя плотный и однородный материал. Для работы также понадобится

толстая поролоновая губка – она нужна для того, чтобы случайно не уколоть

15

иглой пальцы или стол, на котором лежит будущее изделие. Если вы хотите

сделать в технике сухого валяния что-то объемное, есть смысл заменить часть

шерсти синтепоном - он гораздо дешевле. В таком случае основа изделия

валяется из синтепона, а оболочка - из шерсти

.

Сухое валяние применяется для создания объемных изделий – игрушек,

бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на

войлок, фетр и предварительно сваленные поделки.

Также в технике сухого валяния можно создавать живописные картины.

Картины делаются методом наложения шерсти различных цветов на тканевую

подложку. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому

такие картины иногда называют «шерстяная акварель». После завершения

работы на картину просто накладывается стекло и она вставляется в рамку.

Преподаватель показывает примеры работ в технике сухого валяния, отвечает на

возникшие вопросы детей.

Мокрое валяние является традиционным способом изготовления больших

полотен. Название «мокрое валяние» дано этому виду рукоделия не случайно.

Для того чтобы сваливать волокна шерсти применяют мыльный раствор.

Сначала тонкими слоями выкладывается изделие из шерсти, накрывается сеткой

и смачивается мыльным раствором и при помощи трения производят процесс

валяния. Проверка готовности изделия: потянуть с двух сторон, если изделие

стало плотным и однородным, можно сушить. Мокрое валяние подходит для

изготовления одежды, ковров, панно и картин, а также аксессуаров и бижутерии.

Показ примеров работ в технике мокрого валяния, ответы на вопросы детей.

Практическая часть урока: создание картины «сакура» в смешанной

технике (Iчасть мокрое валяние) 20мин.

1.

На воздушно - пупырчатой пленке выкладываем шерсть. Аккуратно от

ленты отрываем тонкие прядки. Первый слой выкладываем вдоль, слегка

накладывая прядки друг на друга, чтобы не было просветов.

2.

Второй слой кладем поперёк. В нашей картине ветка сакуры будет на

фоне неба. Поэтому шерсть берем голубого цвета, можно добавить

оттенки.

3.

Далее добавляем ветку с цветами.

Для изготовления веток, стволов

используют прием скручивания шерсти.

Вытягиваем тонкую прядь

шерсти из гребенной ленты (практический показ). Скатываем в жгутик

между ладонями, а затем отрезаем ножницами фрагмент нужной длинны.

4.

Накрываем полотно сеткой и смачиваем мыльным раствором. Валяем

через сетку круговыми движениями по всей поверхности, с обеих сторон.

16

5.

Проверяем готовность картины к сушке, необходимо потянуть за

волокна. Если они не отходят, а зацепляется только несколько волосков,

значит, полотно свалялось.

6.

Промываем полотно от мыльного раствора, подсушиваем в полотенце и

растягиваем, чтобы края стали ровными. Оставляем сушиться.

Заключительная часть (5мин).

Подведение итогов урока: обсуждение того, что успели сделать; запись

домашнего задания.

Уборка рабочих мест (3-5 минут).

Домашнее задание: запомнить этапы мокрого валяния.

Ход II занятия

Тема: войлоковаляние.

Цель: завершение картины «сакура» в смешанной технике.

Организационный

момент:

инструктаж

по

технике

безопасности,

подготовка рабочего места, материалов. (3мин.)

Этап всесторонней проверки знаний и домашнего задания (10мин):

Преподаватель: что такое войлок?

Ответы учащихся: (Войлок – удивительный материал, пришедший к нам из

древности. Его изготавливали из шерсти животных (овец, коз, верблюдов) путём

скатывания волокон различными способами – трением, обработкой паром или

водой, фильциванием (с помощью специальных игл).

Преподаватель: какие техники войлоковаляния вы знаете?

Дети отвечают: техника сухого и мокрого валяния.

Преподаватель: расскажите этапы мокрого валяния и что для этого нужно.

Учащиеся:

для мокрого валяния шерсти применяют мыльный раствор.

Сначала на воздушно – пупырчатой плёнке тонкими слоями выкладывается

изделие из шерсти, накрывается сеткой и смачивается мыльным раствором и

при помощи трения производят процесс валяния. Проверяют готовность

изделия: потянуть с двух сторон, если изделие стало плотным и однородным,

можно сушить.

Преподаватель: Ребята, давайте теперь вспомним технику сухого валяния!

Кто – нибудь помнит из вас, как она выполняется? (дети отвечают на вопрос,

если что, то пропускают, преподаватель дополняет ответ).

Преподаватель следит, насколько тема отложилась у них в памяти и верно

ли они отвечают на вопросы.

Практическая часть урока: создание картины «сакура» в смешанной

технике (IIчасть сухое валяние) 20мин.:

17

1.

Берем необходимое количество шерсти розового цвета, формируем из

него очертания лепестков цветка.

2.

Заготовки лепестков начинаем обваливать при помощи грубой иглы.

3.

С внутреннего (узкого) края лепестка оставляем шерсть в свободном

состоянии.

Разминка для снятия зажимов (5мин. Приложение 1)

4.

Прикладываем готовые лепестки к цветам на картине и аккуратно

приваливаем свободную шерсть.

После окончания приваливания всех элементов натягиваем готовую работу

на картонную форму и вставляем рамку.

Заключительная часть (5мин).

Подведение итогов урока: обсуждение того, что успели сделать; запись

домашнего задания.

Уборка рабочих мест (3-5 минут).

Разминка для устранения зажимов

для устранения мышечного зажима шеи:

- опустить голову на грудь и плавно покачать ею;

- повороты головы влево и вправо;

- медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;

- медленно поглаживать шею ладонями обеих рук с затылочной части к горлу.

для устранения мышечного зажима рук:

- руки поднять вверх, сделать глубокий вдох, затем на выдохе расслабить руки и

«уронить их вниз», при этом мышцы рук, должны, полностью расслабится;

- круговые движения кистей рук,

- круговые движения вперёд и назад плечом, имитация «полоскания белья».

упражнения для устранения мышечного зажима ног:

- сделать несколько шагов;

- походить по классу;

- «стряхнуть» тяжесть с ног.

18

Заключение

Подводя итоги методической разработки по учебному предмету «работа в

материале» на тему: войлоковаляния можно констатировать, что поставленные

цели и задачи реализованы в требуемом объеме. В ходе выполнения работы был

проведен анализ педагогической, методической и специальной литературы.

В данной работе раскрыты теоретические аспекты обучения учащихся

работе с войлочным материалом. Войлоковаляние – яркое, самобытное явление

мировой культуры, одновременно обладающее устоявшимися традициями и

значительным потенциалом развития новых технологий.

Войлоковаляние – производство нетканого полотна (войлока) из шерсти

овец, верблюдов, коз и их смеси. Войлочный материал – это обобщающее

понятие материалов, в состав которых тем, или иным образом входит войлок.

Валяние в ненавязчивой форме знакомит с законами цветоведения, учит

чувствовать форму, характер предметов и материалов, развивает образное и

объёмное видение, внимание, терпение, усердие, т.е. обладает качествами,

развивающими личность.

Представлены методы и формы обучения учащихся по работе с войлочным

материалом. Был приведён пример методической разработки учебного занятия, в

ходе которой учащиеся создают картину в смешанной технике.

Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями

дополнительного образования, работающими в объединениях декоративо -

прикладного искусства.

.

19

Список использованной литературы

1.

Епилькова Д. П. Обучение школьников прикладным художественным

видам труда. // Школа и производство, No1. 2000. 80с.

2.

Смелошова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. –

Москва: Знание, 2000

3.

Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения.

/

М.,Просвещение, 1983.

4.

Кннаке Ж. Мягкие картины своими руками. Практическое руководство.-

Москва: Юнити, 2006

5.

Пипер А.. Шерстяные панно своими руками. Этнический стиль и

фантазийные мотивы. Практическое руководство. – Москва: Ниола -

Пресс, 2008

6.

Севостьянова Н. Н. Аксессуары и украшения своими руками. - АСТ,

Астрель, Полиграфиздат, 2010.

7.

Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для

учителей. - Москва: Просвещение; 1981.

8.

Хошабова Е. Художественный войлок своими руками. – СПб.: Питер,

2011. – 64.

9.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

второго

поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного

образования детей в общеобразовательных учреждениях.

10.Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ – Пресс, 2011.

20



В раздел образования