Автор: Лутошкина Ольга Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГКУ СО "Приволжский центр "Семья" Населённый пункт: село Приволжье Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Реабилитация детей инвалидов. Раздел: среднее профессиональное
.
На протяжении долгих лет проблема инвалидности очень актуальна, государство стремится
помочь тем, кто столкнулся с инвалидностью, признавая все их нужды, предоставляет
обеспечение доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, профессиональной
подготовки, доступ к трудовой деятельности и к средствам отдыха. Таким образом, это приводит к
полноценной жизни инвалида, это касается всех, независимо от состояния здоровья, духовного
развития и национальности.
В жизни ребенка немало важна реабилитация и адаптация, так как все нарушения в здоровье
мешают жить полноценно, участвовать в бытовой, повседневной и социальной жизни. Очень
важно, чтоб ребенок чувствовал себя полноценном человеком, был в прямой связи с обществом,
имея ввиду такие факторы как, жизнь в семье, учеба, общение со сверстниками.
Ребенку инвалиду необходимо помочь в адаптации в общество, в процессе адаптации, ребенок
сможет достичь тех успехов, когда он сможет принять за себя ответственность. Одним из
важнейших результатов социализации ребенка инвалида, это принимать ответственность.
Необходимо достойное отношение к детям инвалидам, вне зависимости от того в каком состоянии
он находится, будь то в физическом, эмоциональном, материальном, социальном положении,
уважительно относится к ним, помочь ребенку с его проблемами и развивать их способности.
Самым важным фактором в адаптации ребенка является – семья. Семья сильнее всех влияет на
ребенка, семья формирует в ребенке личность, осуществляет воспитание, дает ребенку стержень
и силу.
Ребенок с различными ограничениями имеет особое место в обществе. Окружающие к таким
детям относятся специфически. Ребенок ограничен в своей активности, в физической и
умственной, а также у таких детей отношения с окружающими совершенно иные, потому что дети
инвалиды нуждаются во внимании, уходе и заботе, и соответственно в других условиях
воспитания и обучения. К такому ребенку обычно относятся с гиперопекой, вместо того что бы
ребенок сам выполнял какие либо действия, родители делают это за него, хотя с объективной
точки зрения ребенок может сделать это сам.
Ребенка это устраивает, он не стремится делать, что то сам. Но как правило у родителей, чей
ребенок родился с особенностями ситуация складывается очень тяжелая, и это серьезное
испытание с которым они сталкиваются.
Конечно социальная адаптация не мала важна для ребенка, как нам известно, что процесс
социализации осуществляется на протяжении все нашей жизни, и происходит это в трех формах:
в
деятельности
– у человека развиваются задатки и способности, и происходит их
реализация;
в
общении
, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются
коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
в
самосознании
- сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки
Для детей с нарушениями в развитии самой важной задачей является социальная адаптация.
Основная цель социально-реабилитационной работы обеспечение социального, эмоционального,
интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение, и попытка
максимального раскрытия его потенциала для обучения.
Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития,
возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с
помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате
искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что
ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались .
Проведение социально – реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь
понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к
особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий,
способных усугубить нарушения детского развития.
Третья цель социально – реабилитационной работы – реабилитировать семьи, имеющие детей с
задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.
Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ
функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу,
соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только
детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги
координированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию
и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в
естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в
семье, в обществе.
Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами,
педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие
между собой системы. Дети развиваются в семье – это тоже система отношений, имеющая
собственные правила, потребности и интересы. Если же ребенок посещает лечебное или
образовательное учреждение, то подключается еще одна система с ее собственными правилами и
законами. А общество может выражать семье, имеющей ребенка- инвалида, поддержку и
сочувствие, но может и отказывать ей в этом.
Чтобы социально – реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться
нормализации всех этих взаимоотношений. Совокупность приемов и методов, обеспечивающих
прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность, составляют технологии социальной
реабилитации.
Реабилитация детей-инвалидов возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и
социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной
сферы, как важнейшего воспитательного фактора, нередко затрудняют процесс реабилитации.
Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не
только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных
педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных
отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность.
Особенно остро стоят эти проблемы в сельской местности. Причины тому: отдаленность от города,
низкое материальное положение семей, отсутствие специалистов по реабилитации детей. Как
правило, у «особых» детей на селе еще более ограничено общение со сверстниками, не похожими
на них, и взрослыми людьми. Это затрудняет их адаптацию в обществе. «Особые» дети имеют
различные формы заболеваний: нарушение опорно-двигательного аппарата и детский
церебральный паралич, мышечная дистрофия, заболевание печени, энцефалопатия, порок
сердца, заболевания дыхательных путей, физические недостатки. Но и есть общие проявления:
нарушение речи; недостаточная координация движений рук; отсутствие ловкости; сильное
напряжение мышц.
Дети с ограниченными возможностями – сложный, своеобразный контингент. У «особых» детей
чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном
развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Длительная изоляция ребенка негативно сказывается на формировании его коммуникативных
навыков, мотивации к любой активной деятельности
Помочь «особым» детям войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в
нем, главная задача социального педагога.
Решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов через активное включение их в
социальные и межличностные отношения, в культурно- массовые мероприятия.
05.03.2014году в «Приволжском центре «Семья» прошла встреча в клубе» Надежда» на которую
были приглашены родители и дети инвалиды, специалисты и волонтеры.
Одна из целей данного мероприятия : создание условий для социальной адаптации «особых»
детей в общество нормально развивающихся сверстников посредством развития их творческих и
коммуникативных способностей
Задачи:
- обеспечить развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
- способствовать приобретению ребенком социального опыта, общения со здоровыми
сверстниками.
Включение «особого» ребенка в группу здоровых сверстников (14 детей), где предоставлены
равные права и возможности всем, независимо от особенностей развития и способностей.
Взаимоотношения детей – инвалидов и здоровых детей – мощнейший фактор социальной
адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с
ограниченными возможностями здоровья.
Тесное сотрудничество педагога с родителями. Родитель является активным субъектом
образовательного процесса. Поэтому необходимо заинтересовать родителей увлечением ребёнка,
сделать их своими единомышленникам
Целью данных мероприятий содействовать возрождению личности и семьи, преодолевать
проблему социальной адаптации, максимально развить способности ребенка, что бы подготовить
его к жизни в обществе, а так же трудовой деятельности, и реализовать соответствующие
направления (в зависимости от ситуации, положения ребенка и его семьи):
Таким образом, можно сделать вывод, что в помощи адаптации должны быть задействованы
все окружающие ребенка, это семья, друзья, специалисты, волонтеры (сверстники) - это
способствует дальнейшему развитию ребенка, сформирует познание самого себя, даст развитие
личности, развитию способностей, понимания, ответственности, а самое главное адаптации в
обществе.