Напоминание

Реабилитация детей инвалидов.


Автор: Лутошкина Ольга Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО "Приволжский центр "Семья"
Населённый пункт: село Приволжье Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реабилитация детей инвалидов.
Раздел: среднее профессиональное





Назад







Методическое

объединение

.

Реабилитация

детей

инвалидов

посредством

организации



совместной

деятельности

и

общения

с

их

здоровыми

сверстниками

.
На протяжении долгих лет проблема инвалидности очень актуальна, государство стремится помочь тем, кто столкнулся с инвалидностью, признавая все их нужды, предоставляет обеспечение доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, профессиональной подготовки, доступ к трудовой деятельности и к средствам отдыха. Таким образом, это приводит к полноценной жизни инвалида, это касается всех, независимо от состояния здоровья, духовного развития и национальности. В жизни ребенка немало важна реабилитация и адаптация, так как все нарушения в здоровье мешают жить полноценно, участвовать в бытовой, повседневной и социальной жизни. Очень важно, чтоб ребенок чувствовал себя полноценном человеком, был в прямой связи с обществом, имея ввиду такие факторы как, жизнь в семье, учеба, общение со сверстниками. Ребенку инвалиду необходимо помочь в адаптации в общество, в процессе адаптации, ребенок сможет достичь тех успехов, когда он сможет принять за себя ответственность. Одним из важнейших результатов социализации ребенка инвалида, это принимать ответственность. Необходимо достойное отношение к детям инвалидам, вне зависимости от того в каком состоянии он находится, будь то в физическом, эмоциональном, материальном, социальном положении, уважительно относится к ним, помочь ребенку с его проблемами и развивать их способности. Самым важным фактором в адаптации ребенка является – семья. Семья сильнее всех влияет на ребенка, семья формирует в ребенке личность, осуществляет воспитание, дает ребенку стержень и силу. Ребенок с различными ограничениями имеет особое место в обществе. Окружающие к таким детям относятся специфически. Ребенок ограничен в своей активности, в физической и умственной, а также у таких детей отношения с окружающими совершенно иные, потому что дети инвалиды нуждаются во внимании, уходе и заботе, и соответственно в других условиях воспитания и обучения. К такому ребенку обычно относятся с гиперопекой, вместо того что бы ребенок сам выполнял какие либо действия, родители делают это за него, хотя с объективной точки зрения ребенок может сделать это сам. Ребенка это устраивает, он не стремится делать, что то сам. Но как правило у родителей, чей ребенок родился с особенностями ситуация складывается очень тяжелая, и это серьезное испытание с которым они сталкиваются. Конечно социальная адаптация не мала важна для ребенка, как нам известно, что процесс социализации осуществляется на протяжении все нашей жизни, и происходит это в трех формах:

в

деятельности
– у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
в

общении
, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
в

самосознании
- сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки Для детей с нарушениями в развитии самой важной задачей является социальная адаптация. Основная цель социально-реабилитационной работы обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались . Проведение социально – реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Третья цель социально – реабилитационной работы – реабилитировать семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги координированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье, в обществе. Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Дети развиваются в семье – это тоже система отношений, имеющая собственные правила, потребности и интересы. Если же ребенок посещает лечебное или образовательное учреждение, то подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. А общество может выражать семье, имеющей ребенка- инвалида, поддержку и сочувствие, но может и отказывать ей в этом. Чтобы социально – реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. Совокупность приемов и методов, обеспечивающих
прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность, составляют технологии социальной реабилитации. Реабилитация детей-инвалидов возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной сферы, как важнейшего воспитательного фактора, нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность. Особенно остро стоят эти проблемы в сельской местности. Причины тому: отдаленность от города, низкое материальное положение семей, отсутствие специалистов по реабилитации детей. Как правило, у «особых» детей на селе еще более ограничено общение со сверстниками, не похожими на них, и взрослыми людьми. Это затрудняет их адаптацию в обществе. «Особые» дети имеют различные формы заболеваний: нарушение опорно-двигательного аппарата и детский церебральный паралич, мышечная дистрофия, заболевание печени, энцефалопатия, порок сердца, заболевания дыхательных путей, физические недостатки. Но и есть общие проявления: нарушение речи; недостаточная координация движений рук; отсутствие ловкости; сильное напряжение мышц. Дети с ограниченными возможностями – сложный, своеобразный контингент. У «особых» детей чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Длительная изоляция ребенка негативно сказывается на формировании его коммуникативных навыков, мотивации к любой активной деятельности Помочь «особым» детям войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в нем, главная задача социального педагога. Решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов через активное включение их в социальные и межличностные отношения, в культурно- массовые мероприятия. 05.03.2014году в «Приволжском центре «Семья» прошла встреча в клубе» Надежда» на которую были приглашены родители и дети инвалиды, специалисты и волонтеры.
Одна из целей данного мероприятия :
создание условий для социальной адаптации «особых» детей в общество нормально развивающихся сверстников посредством развития их творческих и коммуникативных способностей
Задачи:
- обеспечить развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка; - способствовать приобретению ребенком социального опыта, общения со здоровыми сверстниками.
Включение «особого» ребенка в группу здоровых сверстников
(14 детей), где предоставлены равные права и возможности всем, независимо от особенностей развития и способностей. Взаимоотношения детей – инвалидов и здоровых детей – мощнейший фактор социальной
адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Тесное сотрудничество педагога с родителями.
Родитель является активным субъектом образовательного процесса. Поэтому необходимо заинтересовать родителей увлечением ребёнка, сделать их своими единомышленникам Целью данных мероприятий содействовать возрождению личности и семьи, преодолевать проблему социальной адаптации, максимально развить способности ребенка, что бы подготовить его к жизни в обществе, а так же трудовой деятельности, и реализовать соответствующие направления (в зависимости от ситуации, положения ребенка и его семьи): Таким образом, можно сделать вывод, что в помощи адаптации должны быть задействованы все окружающие ребенка, это семья, друзья, специалисты, волонтеры (сверстники) - это способствует дальнейшему развитию ребенка, сформирует познание самого себя, даст развитие личности, развитию способностей, понимания, ответственности, а самое главное адаптации в обществе.


В раздел образования