Напоминание

Проект "Литературная горница". Подготовка, проведение, результаты.


Авторы: Спирова Анна Юрьевна, Спирова Ирина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Посёлок Усть-Пинега
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Литературная горница". Подготовка, проведение, результаты.
Раздел: среднее образование





Назад




Проект "Литературная горница "

МБОУ «Усть-Пинежская СШ»

Авторы: Спирова Анна Юрьевна, Спирова Ирина Витальевна.

Проект "Литературная горница "Слова, хранящие тепло деревни"", посвящённая творчеству

северной поэтессы Ольги Александровны Фокиной, был проведён в МБОУ «Усть-

Пинежская средняя школа» 2 октября 2017 года. Проект подготовлен для обучающихся 6-7

классов.

Проект проведён в рамках месячника, посвященного юбилею Архангельской области, и

приурочен к 80-летию поэтессы.

Основой проекта послужила исследовательская работа "Слова, хранящие тепло деревни"

ученицы Усть-Пинежской школы, написанной в 2014 году.

Цель проекта: познакомить обучающихся со стихами Ольги Фокиной, а также с

диалектными словами, встречающимися в стихах поэтессы; выяснить их значение и через

определение значений этих слов ближе познакомиться с жизнью северной деревни.

Стихи Ольги Фокиной - это копилка знаний о жизни северной глубинки. В наше

время проблема сохранения исконных традиций, особенностей речи очень важна.

Проект

был

подготовлен

в

форме

литературной горницы: часть школьного музея

была оформлена в виде северной избы (стол,

скамейки, ткацкий станок, прялки, предметы быта

северной деревни, угощение – шаньги, мочёная

морошка, брусничное варенье).

Мероприятие велось в форме диалога двух

ведущих – бабушки (библиотекарь Спирова И.В.)

и внучки (ученицы 6 класса).

Внучка, по сценарию, зашедшая в гости к

бабушке, слышит песню на стихи Ольги Фокиной

и заинтересовывается ею. Бабушка показывает

внучке

сборник

стихов

Фокиной

«Матица».

Увидев незнакомое слово «матица», внучка спрашивает у бабушки о его значении. Так на

примере стихов из сборника

бабушка знакомит внучку с новыми для неё словами -

диалектизмами, а также объясняет их значения. Их использование в стихах позволяет

увидеть достоверные картины крестьянской жизни, называть предметы быта, части дома,

русской печи, названия блюд. (Матица,

охлупень, под, шесток). Диалектизмы дают

возможность почувствовать певучесть речи северян и передать особенности их характеров.

Слова-диалекты позволяют больше узнать о жизни северной деревни, её прошлом, в них

слышится живое слово народа. Наша задача - сохранить это живое слово нашего северного

края.

Удалось

заинтересовать

обучающихся

стихами

Ольги

Фокиной

дети

с

удовольствием учили стихи и

читали

их.

С

помощью

мультимедийной

презентации

они

познакомились

с

элементами

северной

избы,

предметами

крестьянского

быта. Был продемонстрирован

видеоролик, снятый ученицей

для

своей

исследовательской

работы. В сюжете видеоролика жительница посёлка показала элементы русской печи:

заслонку, печурку, свод - слова из стихов Ольги Фокиной.

В ходе мероприятия в качестве физкультминуток были использованы элемент народной

игры «Челнок», загадывались северные загадки, звучали фрагменты северных песен и песен

на стихи Ольги Фокиной.

После мероприятия все участники угостились шаньгами, испечёнными родителями.

Главная

трудность

проекта:

преобразование

материала

исследовательской

работы

старшеклассницы, в более доступную и интересную форму для обучающихся среднего

возраста.

Для реализации данного проекта потребовался месяц подготовки.

Данный проект может быть проведён как в школьном музее, так и в классном кабинете, при

этом можно использовать предметы быта северной избы.

Участниками проекта могут быть обучающиеся среднего звена. В качестве одного из

ведущих может выступить учитель, библиотекарь, родитель.

Пособия:

1.

О.А.Фокина. Матица. Стихи и поэмы Архангельск; Вологда: Северо-Западное книжное

издательство, 1987 - 224с.

2.

О.А. Фокина. Полудница. Стихотворения и поэмы. Архангельск. Северо-Западное

книжное издательство, 1978 -143 с

3.

Литературный

Север:

книга

для

учащихся

5-8

классов.

Сост.

Л.С.

Скепнер.

Архангельск: Изд-во поморского педуниверситета, 1995 - 431с.

4.

А.О. Повысоцкий. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и

этнографическом применении, М., 2008. -576 с.

5.

И.И. Мосеев. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. Архангельск. 2005.

372с.

Для показа презентации и видеоролика необходимы проектор, экран, aкустическая система

(колонки).

В качестве призов каждый участник проекта получил памятный сувенир, изготовленный в

школьной мастерской. Зрители получили угощение.

Дальнейшее развитие проекта:

Данный проект служит продолжением краеведческих мероприятий, посвященных северным

авторам:

Литературная гостиная «Гори, звезда полей!»: К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова /

2006/

«Над книжной страницей свет белых ночей»: Читательская конференция /2013/

Литературная гостиная «Несущий Родину в себе»: К 95-летию Ф.Абрамова. /2015/

Буктрейлер к книге Абрамова Ф.А. «Трава-мурава» /2015/

Создание видеороликов к юбилею Н.М.Рубцова «Рубцову посвящается» и «Привет,

Россия, Родина моя!» /2016/

В дальнейшем планируется продолжить знакомство обучающихся

с

творчеством

северных писателей и поэтов в интересных для них формах.



В раздел образования