Авторы: Спирова Анна Юрьевна, Спирова Ирина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Посёлок Усть-Пинега
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Литературная горница". Подготовка, проведение, результаты.
Раздел: среднее образование
Проект "Литературная горница "
МБОУ «Усть-Пинежская СШ»
Авторы: Спирова Анна Юрьевна, Спирова Ирина Витальевна.
Проект "Литературная горница "Слова, хранящие тепло деревни"", посвящённая творчеству
северной поэтессы Ольги Александровны Фокиной, был проведён в МБОУ «Усть-
Пинежская средняя школа» 2 октября 2017 года. Проект подготовлен для обучающихся 6-7
классов.
Проект проведён в рамках месячника, посвященного юбилею Архангельской области, и
приурочен к 80-летию поэтессы.
Основой проекта послужила исследовательская работа "Слова, хранящие тепло деревни"
ученицы Усть-Пинежской школы, написанной в 2014 году.
Цель проекта: познакомить обучающихся со стихами Ольги Фокиной, а также с
диалектными словами, встречающимися в стихах поэтессы; выяснить их значение и через
определение значений этих слов ближе познакомиться с жизнью северной деревни.
Стихи Ольги Фокиной - это копилка знаний о жизни северной глубинки. В наше
время проблема сохранения исконных традиций, особенностей речи очень важна.
Проект
был
подготовлен
в
форме
литературной горницы: часть школьного музея
была оформлена в виде северной избы (стол,
скамейки, ткацкий станок, прялки, предметы быта
северной деревни, угощение – шаньги, мочёная
морошка, брусничное варенье).
Мероприятие велось в форме диалога двух
ведущих – бабушки (библиотекарь Спирова И.В.)
и внучки (ученицы 6 класса).
Внучка, по сценарию, зашедшая в гости к
бабушке, слышит песню на стихи Ольги Фокиной
и заинтересовывается ею. Бабушка показывает
внучке
сборник
стихов
Фокиной
«Матица».
Увидев незнакомое слово «матица», внучка спрашивает у бабушки о его значении. Так на
примере стихов из сборника
бабушка знакомит внучку с новыми для неё словами -
диалектизмами, а также объясняет их значения. Их использование в стихах позволяет
увидеть достоверные картины крестьянской жизни, называть предметы быта, части дома,
русской печи, названия блюд. (Матица,
охлупень, под, шесток). Диалектизмы дают
возможность почувствовать певучесть речи северян и передать особенности их характеров.
Слова-диалекты позволяют больше узнать о жизни северной деревни, её прошлом, в них
слышится живое слово народа. Наша задача - сохранить это живое слово нашего северного
края.
Удалось
заинтересовать
обучающихся
стихами
Ольги
Фокиной
–
дети
с
удовольствием учили стихи и
читали
их.
С
помощью
мультимедийной
презентации
они
познакомились
с
элементами
северной
избы,
предметами
крестьянского
быта. Был продемонстрирован
видеоролик, снятый ученицей
для
своей
исследовательской
работы. В сюжете видеоролика жительница посёлка показала элементы русской печи:
заслонку, печурку, свод - слова из стихов Ольги Фокиной.
В ходе мероприятия в качестве физкультминуток были использованы элемент народной
игры «Челнок», загадывались северные загадки, звучали фрагменты северных песен и песен
на стихи Ольги Фокиной.
После мероприятия все участники угостились шаньгами, испечёнными родителями.
Главная
трудность
проекта:
преобразование
материала
исследовательской
работы
старшеклассницы, в более доступную и интересную форму для обучающихся среднего
возраста.
Для реализации данного проекта потребовался месяц подготовки.
Данный проект может быть проведён как в школьном музее, так и в классном кабинете, при
этом можно использовать предметы быта северной избы.
Участниками проекта могут быть обучающиеся среднего звена. В качестве одного из
ведущих может выступить учитель, библиотекарь, родитель.
Пособия:
1.
О.А.Фокина. Матица. Стихи и поэмы Архангельск; Вологда: Северо-Западное книжное
издательство, 1987 - 224с.
2.
О.А. Фокина. Полудница. Стихотворения и поэмы. Архангельск. Северо-Западное
книжное издательство, 1978 -143 с
3.
Литературный
Север:
книга
для
учащихся
5-8
классов.
Сост.
Л.С.
Скепнер.
Архангельск: Изд-во поморского педуниверситета, 1995 - 431с.
4.
А.О. Повысоцкий. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и
этнографическом применении, М., 2008. -576 с.
5.
И.И. Мосеев. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. Архангельск. 2005.
372с.
Для показа презентации и видеоролика необходимы проектор, экран, aкустическая система
(колонки).
В качестве призов каждый участник проекта получил памятный сувенир, изготовленный в
школьной мастерской. Зрители получили угощение.
Дальнейшее развитие проекта:
Данный проект служит продолжением краеведческих мероприятий, посвященных северным
авторам:
Литературная гостиная «Гори, звезда полей!»: К 70-летию со дня рождения Н.Рубцова /
2006/
«Над книжной страницей свет белых ночей»: Читательская конференция /2013/
Литературная гостиная «Несущий Родину в себе»: К 95-летию Ф.Абрамова. /2015/
Буктрейлер к книге Абрамова Ф.А. «Трава-мурава» /2015/
Создание видеороликов к юбилею Н.М.Рубцова «Рубцову посвящается» и «Привет,
Россия, Родина моя!» /2016/
В дальнейшем планируется продолжить знакомство обучающихся
с
творчеством
северных писателей и поэтов в интересных для них формах.