Напоминание

Успех в учёбе- завтрашний успех в жизни.


Автор: Ермолова Зинаида Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ гимназия №108 им. В.Н. Татищева
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Успех в учёбе- завтрашний успех в жизни.
Раздел: среднее образование





Назад





Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Проблема:
изучить некоторые пути формирования ситуации успеха у современного школьника в основной образовательной школе.
Актуальность :
школьная программа по русскому языку насыщена теоретическим материалом , который необходимо оптимально переработать для успешного усвоения обучающимися; на уроках литературы содержание художественных произведений должно помочь в воспитании не только грамотного читателя , но и гражданина с высокими нравственными качествами.
Цель:
- проанализировать истинное отношение современных подростков к своему учебному труду, к результатам своего труда и определить учителю оптимальные формы и методы работы с целью создания ситуации успеха у обучающихся.


Задачи :
- помочь ученикам поверить, что от успеха в учебном труде зависит и завтрашний успех в самостоятельной жизни; - выявить наиболее продуктивные формы и методы работы с учащимися для поддержания и развития у них стремление к успеху; - соотнести требования ФГОС к результатам труда как обучающихся, так и учителя. План:
1.

Отношение подростка к своему успеху в учебном труде.
1). Причины неуспешности ученика. 2). Факторы, благоприятствующие созданию успеха ученика. 3). Алгоритм создания ситуации успеха для подростков разных групп.
2.

Создание учителем ситуации успеха в учебно-воспитательном

процессе.
1). Дифференцированный подход к учебным занятиям. 2).Роль педагогического общения. 3).Привлечение оптимальных и активных форм и методов работы для создания ситуации успеха у обучающихся. 4). Роль метапредметных заданий.
3.

Эффективность обучения.
1) Взаимообучение.
4.

От успешного учителя к успешному ученику.


1
.
Отношение подростка к своему успеху в учебном труде.
В.А.Сухомлинский утверждал : «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.» Много лет работая с подростками, убеждаешься, что подростки сегодня совершенно по-разному относятся к достигнутому успеху в учении, т.е. для одной группы детей успех в виде «пятерки», похвалы, одобрения учителя или одноклассников по итогам выполненной работы - это желание учиться ещё лучше; для другой - причина отдохнуть, сделать «перерывчик» в учебном труде, т.к. времени до конца четверти или учебного года достаточно; для третьей группы успех в учении - это естественная потребность самоутверждаться, самообразовываться и т.д. К сожалению, ситуация успеха у обучающихся-подростков зависит от того, что многие из них имеют по учебным предметам успехи ниже своих потенциальных возможностей, а в качестве причин своих неудач называют не только нерадивость в изучении предмета, но и плохое понимание материала, трудности в запоминании теории, высокий темп работы в классе, непонимание правил выполнения упражнений и т.д.Вместе с психологом проанализировали причины, которые мешают ученику стать успешным в учении.

Причины, которые мешают ученику стать успешным в учении
Нерадивость и лень трудности в понимании тео- ретического материала и его запоминание нехватка времени из-за дополнительных занятий внешнее безразличие к оценке и мнению учителя непонимание связи учебного предмета с возможностями использования в будущем избирательный интерес к учебным предметам неустойчивость интереса Данные причины раскрывают у обучающихся как внутренние мотивы, так и внешние. Внешние мотивы являются немаловажными в жизни подростка, но в интересах достижения успехов в учении можно индивидуально пересмотреть время, затраченное на дополнительные занятия в режиме дня, отрегулировать взаимоотношения с учителем- предметником, определиться со значимостью предметов для ученика- это, естественно кропотливая индивидуальная работа как с учеником, так и с родителями. Как же изменить в сознании подростка отношение к учебному труду, заставить поверить в свою успешность? По мнению известных педагогов, особенностью подросткового возраста является то, что подросток хочет получать знания новыми путями, стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и хочет быть понятым. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов поведения и обучения. Таким образом, чтобы поддержать мотивацию подростка к обучению, учителю необходимо использовать новые для него формы обучения, давать возможность раскрыться его талантам, уважать его стремления, быть предельно тактичным в оценках его поведения и успехов.

Факторы, которые благоприятствуют созданию ситуации успеха в учебном труде у восьмиклассников
потребность во возрослости общая активностьподростка, его готовность включаться в разнообразную деятельность стремление подростков осознать себя как личность, потребность в самоуваже- нии увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность развитие специальных способностей Понятно становится, для того чтобы обучение было продуктивным, обучающиеся должны видеть определенную пользу усилий, которые они предпринимают; это возможность получения более высоких результатов, большего признания (например, возможность оценивать знания своих одноклассников, организовывать какие-то мероприятия, руководить обучением товарищей и т.д.). Каждому обучающемуся необходим стимул для того, чтобы учиться; предоставление такого стимула – одна из важнейших задач педагога (например, перейти в группу с более высокими знаниями, с творческой работой). Ответы каждого обучающегося должны служить учителю важным источником информации для оценивания собственной эффективности при оказании помощи обучающемуся. Необходимо постоянное повторение изученного материала, которое должно быть организовано в разных для обучающихся ситуациях, формах, с диагностируемым результатом и прогнозом. Таким образом, учителя- практики сегодня понимают, что данное утверждение В.А. Сухомлинского несколько устарело и теоретические выкладки о работе над созданием ситуации успеха в УВП тоже сегодня претерпевают преобразования, подстраиваются под сегодняшнего ученика , его родителей, чтобы они стали союзниками в учебном труде. Хотелось бы обратить внимание на работу учителя в этом направлении с обучающимися основной образовательной школы, т.е. 5-9 классы.
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока по русскому языку и литературе, начиная с 5 класса. Современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика. Наблюдая за обучающимися в ходе учебного процесса, убеждаешься в том, что дети неоднозначно относятся к учебному труду, к успехам и неудачам, отсюда, в отличие от учащихся начальной школы, можно определить несколько групп детей, которые по- разному относятся к успехам, и попробовать объяснить, почему это происходит и что необходимо делать для поддержания интереса к учебе, к освоению того или иного предмета.
Ученики

Учитель

Родители

Ученик и

коллектив

Алгоритм создания

ситуации успеха

1 группа
Хорошо усвоивши е требован ия учителей, хорошо успеваю щие, активно участвую щие в педагогич еском процессе. Контакт с ними доставляет радость учителю в учебной и других видах педагогичес кой работы При таких отношениях с учителями конфликтов почти не бывает, а если они случаются, то учителя уверены, что их “вовлекли другие ученики, а они Их родители часто посещают школу, выполняют поручения учителей, входят в родительск ий комитет. Широкие контакты с учениками обеспечивают хорошее знание их. Они находятся в зоне благоприятных взаимоотношен ий.
1.На фоне

эмоциональной

комфортности снятие

страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений». 2. Авансирование успешного результата. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « У тебя обязательно получится»
3. Скрытое

инструктирование

ребёнка в способах

деятельности
. «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…» 4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). «Без твоей помощи
страдают за коллектив”. твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная

исключитель-ность.
«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация

активности, или

педагогическое

внушение.
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка

деталей
«Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
2 группа
К данной группе относят спокойны х учеников, порой безразлич ных к событиям школьной жизни, поступка м своих сверстник ов - они чаще не участник и, а зрители всего происход ящего в школе.. Взаимоотно шения с учителями у таких учеников ограничива ются участием в учебной работе, а хорошая успеваемос ть создает мнение учителей об их“благопо лучии” в личностном плане. Общение с ними в школе носит деловой, оценочный характер, и это устраивает обе взаимодейс твующие стороны – и учителя, и ученика. Родители редко посещают школу, т.к. заняты на работе, личными проблемами . Интереса к учебным делам ребенка не проявляют и или эпизодичес ки интересуют ся успехами Чаще всего и в общении с одноклассника ми пассивны, внутренние переживания как неуспешного ученика их заставляют быть замкнутым или «затаиться и не высовываться»
3 группа
В эту группу включаю т учеников, легко поддающ Они всегда готовы извиниться перед учителем за проступок, выполнить Родители данных учеников изредка интересуют ся учебными отношения с такими учениками не принимают конфликтный характер.
ихся влиянию других, они действую т под контроле м сильных личносте й любое поручение, делами своих детей, во внеклассны х мероприяти ях дела для родителей) не участвует.
4 группа
В данную группу входят независи мые самостоя тельные ребята, имеющие свою точку зрения на события в школе, чувствите льные к отношени ям между людьми. В эту группу входят и ученики из неблагоп олучных семей, обездоле нные неудачни ки, Они вызывают раздражени е учителей своим поведением. Иногда учитель, желая “сломать” их сопротивле ние, напоминает об их неблагопол учии, оскорбляет учеников, а взамен получает ответ - оскорблени е. Такой стиль общения приводит к затяжным конфликтам . Родители диаметраль но противопол ожно относятся к учебному труду своих детей , к их положению в классном коллективе , к поведению детей . Данная группа детей состоит из нескольких подгрупп детей: 1-независимые самостоятельн ые ребята – успешные ученики 2-независимые самостоятельн ые ребята - лидеры во внеурочной работе (авторитеты) 3-ученики из неблагополучн ых семей , 4- обездоленные неудачники 5-«двоечники» 6-«трудные» дети
“трудные ” дети. Внимательно рассмотрев коллективы восьмых классов, с которыми работаю, обратила внимание на наличие данных групп в каждом классе, и решила, что это поможет подбирать оптимальные формы и методы работы для создания ситуации успеха у разных детей и достигать положительных результатов в педагогической деятельности.
Группы обучающихся 8А, Б, Г классов
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 0 10 20 30 40 50 60 8А 8 Б 8Г
2.

Создание учителем ситуации успеха в учебно-воспитательном

процессе.
Понятно, что ситуация успеха каждого ученика зависит от деятельности учителя в ходе учебно-воспитательного процесса. Естественно, используя алгоритм создания ситуации успеха, обращаю внимание и на формы и методы, активизирующие деятельность обучающихся. Например, уместен для активизации ребят в ходе урока такой метод как «шесть шляп» или дифференцированная групповая работа при изучении художественных произведений, исследования теоретически-практического материала по русскому языку и сбора аргументов на риторике. Кроме этого, в диаграмме видно, что группы в разных классах в процентном отношении неравнозначны, поэтому формы и методы по одной теме могут быть различными. Например, урок по литературе «Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»
План урока






2 этап урока Актуализация знаний
Мини-дискуссия в

пяти группах (по

итогам

Мини-диспут по

методу «шесть

шляп»:

Сопоставление

-основной метод

при работе по


выполненного дом.

задания):
1.Почему рассказ «Смерть чиновника»- юмористический? Смех торжествует над смертью? 2.Почему умер чиновник, а не Иван Дмитриевич Червяков? 3.Почему экзекутор Червяков? 4.Докажите , что вицмундир - художественная деталь, помогающая раскрыть основную идею произведения. 5.Кто убил чиновника Червякова?
Памятка для

ответа:
Во время ответа необходимо показать знания по плану: - тема, идея произведения -род, жанр произведения - композиция -художественное своеобразие -художественные средства Вывод. В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках. - Ты что ищешь? – спросили они. - Я ищу человека, отвечал Демосфен и продолжал свой путь. Через некоторое время афиняне опять обратились к Демосфену. - Так что же ты ищешь, Демосфен? - Я ищу человека… - Кого: его, меня? - Я ищу ЧЕ-ЛО- ВЕ-КА
Черная шляпа:
На основе притчи и знания темы рассказа , должности главного героя докажите, что именно Червяков – тиран и деспот.
Белая шляпа:
Тема маленького человека - основа рассказа
Зеленая шляпа:
На основе притчи и темы рассказа предложите свой вариант счастливого конца рассказа.
Красная шляпа:

теме урока:

1ряд:
Сопоставление двух главных героев (задача учеников : составить план сопоставления героев и подготовить цитаты – подтверждения)
2ряд
Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель»
3 ряд
Сопоставление произведений Н.В. Гоголь «Шинель», А.С. Пушкина «Станционный смотритель» , А.П. Чехов «Смерть чиновника» с помощью кластеров.
Какую роль играет алогизм в раскрытии идейно- тематического содержания рассказа?
Жёлтая шляпа:
Что положительного можно извлечь из содержания рассказа?
Синяя шляпа:
Прослушав выступления предыдущих групп, составьте синквейн на тему: Червяков . Вывод: Вот несколько педагогических задач, которые могут быть решены во время создания ситуации успеха в данных классах: Обучающиеся научились 1- критически относиться к собственным познаниям. 2- самоанализу успехов и неудач. 3- самостоятельно работать над своим образованием. 4- анализировать собственные возможности в достижении цели. 5- целеполаганию на короткий период. 6- воспитывать культуру общения: 7- помогать и принимать помощь; 8- руководить процессом; 9- работать в группе; 10- адекватно относиться к замечаниям; 11- аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.
Т.о. большинство обучающихся смогли принять участие

в решении проблемы или выполнении заданий по

теме урока, показали положительные знания и умения,

достигли определенного успеха, каждый в своей « зоне

развития».

После проведения данного урока, анализа устных и письменных работ в классах увидела, что количество учеников второй группы уменьшилась в 8А и 8Г классах , а в 8Б классе вторая группа – нулевая. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это проблема психологии общения. Как вид общения, всякий школьный урок - это передача информации и одновременно преломление этой информации под углом воспитательного воздействия на учащихся.
Внешние факторы , корректирующие педагогическое общение для

создания ситуации успеха в УВП

Ученики

Родители

Учитель
1.Ускорение физиологического взросления подростков 2.Информированность и возможность получения информации 3.У значительной части школьников гражданское становление происходит со значительным опозданием 4.Характерна политическая наивность 5.Потребительские и иждивенческие настроения . прагматизм 1.Широкое распространение молодежных семей 2.Высокий образовательный уровень родителей 3.Возросшая социальная активность 1.Любой школьный предмет для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения. 2.Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. 3.Как вид общения, всякий школьный урок - это передача информации и одновременно преломление этой информации под углом воспитательного воздействия на учащихся. 4.Для поддержания интереса к уроку, его развития учителю необходимо разнообразить формы урока. Например, лекция, семинар, диспут, пресс- конференция, экскурсия, зачет, конкурс, деловая игра. Всё это можно найти в самой жизни, в многообразных формах взаимоотношений людей. 5.Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Для того чтобы использовать внешние условия, корректирующие ситуацию успеха обучающихся, предлагаю ребятам собрать и использовать познавательную информацию из Интерната для уроков
литературы- это, например, подготовка поэтических пятиминуток, посвященных поэтам –юбилярам: С.А. Есенину, Л. Рубальской, М. Джалилю, Н. Рубцову; подбор любимых «осенних» стихов русских поэтов или «военных», посвященных Дню Победы. Ребята с удовольствием подбирали тексты стихов, которые им нравились или были близки их настроению. При чтении стихов наизусть некоторые ученики раскрылись по-новому, обратили на себя внимание одноклассников. Несколько обучающихся после показа своей работы на уроках приняли участие в районном конкурсе чтецов и заняли второе место в разных номинациях. Кроме этого, о писателях-юбилярах обучающиеся готовили мини- сообщения в форме мини- презентаций. Составленные самими ребятами интересные сообщения раскрыли личность ученика как успешную, умеющую показать свои способности развитой личности и «оратора». По итогам некоторых исследовательских работ были разработаны творческие проекты для городских и районных филологических конкурсов. Обучающиеся стали номинантами, показав свои работы: «А.С. Пушкин и его Герои» (о прототипах художественных произведений А.С. Пушкина с использованием краеведческого материала); «Строки, возрожденные Великой Отечественной войной» (о роли стихов С. Есенина на настроение и боевой дух солдат); «Обед у Троекурова» ( Троекуров- рачительный хозяин?); «А.С. Пушкин в живописи» (малоизвестные живописные полотна, посвященные поэту) и др. Так в ходе подготовки проекта «А.С. Пушкин и его Герои» познакомились с несколькими прототипами героини повести «Капитанская дочка» и нашли один из прототипов Маши Мироновой - Прасковья Луполова из Ишима. Вот отрывок из исследовательской работы ученицы: «Памятник Прасковье Луполовой, установленный в 2004 году, стал одним из символов современного Ишима. В нём Народный художник России Вячеслав Клыков воплотил образ смиренной девушки, решившейся на подвиг ради горячо любимых родителей. В 1798 году сюда прибыл разжалованный дворянин, отставной прапорщик Григорий Луполов с женой и 14-летней дочерью Прасковьей. На жительство определились в деревне Жиляковке, у самой границы уездного городка. Луполов поступил на службу в канцелярию земского суда. А Прасковья часто ходила в ближайший храм – городскую Богоявленскую церковь. Возможно, в молитве у неё родилась заветная мечта: пойти в столицу просить у православного государя милости для несчастного отца. Григорий Луполов
долго не соглашался отпустить единственную дочь в долгое странствование. Наконец, 8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Богородицы, Прасковья пустилась в дальний путь, надеясь лишь на Божию помощь через добрых людей. Отправилась «с одним рублём, с образом Божьей Матери и с родительским благословением». Путь в три тысячи вёрст продолжался почти год. Преодолев множество опасностей, она 5 августа 1804 года, накануне праздника Преображения Господня, достигла столицы. Здесь Луполова сумела при посредничестве добрых людей из «высшего света» подать прошение императору Александру I. Тот, будучи тронут подвигом юной сибирячки, поручил пересмотреть дело. В результате Григорий Луполов получил разрешение вернуться в родные края, в Малороссию. Прасковья же, верная данному в дороге обету, удалилась в Божию обитель. История Прасковьи Сибирячки в XIX веке была известна всей России, без сословных ограничений. Её путешествие излагалось и аристократическим языком романов Мари-Софи Коттен и Ксавье де Местра, и простонародным языком дешёвых «лубочных» изданий. Не говоря уже о том, что Прасковья наверняка стала одним из прообразов пушкинской Марьи Мироновой, героини «Капитанской дочки».» Это открытие было интересно не только автору работы, но и одноклассникам, которые с неподдельным интересом знакомились с прототипами понравившегося произведения. Командные выступления на филологических конкурсах также помогают в создании ситуации успехов в учении, где у участников есть возможность показать свои способности в области русского языка или литературы, ораторское искусство во время конкурсов, актёрские данные при раскрытии отдельных заданий. В учебно-воспитательном процессе нашей гимназии проводятся Дни открытых дверей, где планируются и открытые уроки для родителей. Например, на уроке литературы, посвященном дню Победы в Великой Отечественной войне проведен был на основе стихотворения Ю. Друниной «Ёлка», наравне с ребятами выполняли задания по методу «шесть шляп» и родители. Дети, выполняя свои задания, увидели, как активно в своей группе работают их родители , защищают позицию своей группы, постарались выдвинуть свои гипотезы и защитить их, т.о. организовалась незапланированная дискуссия. Урок успешно завершился,
и это благодаря тому, что каждый из учеников активно участвовал в выполнении заданий. Стать активным создателем орфографического правила на уроках русского языка- одна из интересных форм работы, я считаю, для пятиклассников. Работа над орфографическим правилом предполагает несколько этапов, хорошо известных учителям, но мне хотелось бы обратить внимание на выполненное задание учащимися: «Нарисуй правило!» , которое выполняется как индивидуально, так и в группе. Вот несколько примеров:
К данным рисункам-правилам ребята подбирают слова-примеры, словосочетания, небольшие тексты диктантов. Лучшие рисунки-правила, подобранные диктанты помещаются в портфолио класса. Естественно, такой вид работы поддерживает интерес у учащихся к предмету, приводит и к успешному выполнению контрольно-тренировочных заданий, что закрепляет ситуацию успеха у ребят. Кроме этого, метапредметные задания для пятиклассников, разработанные мной, являются хорошим подспорьем в воспитании ситуации успеха. Вот такие задания предлагаю для выполнения различным группам детей:

Работа по тексту №1 :
Из обширного полузабытого болота струит…ся еле заметный ручеёк. Здесь рождает…ся Волга. Волга- родная и любимая река русского народа. В народе называют её матушкой, кормилицей, красавицей. Из малого ручейка стремит…ся она по лесам и болотам, то погружает…ся в озёра, то сторонит…ся от них. Кропотливо и бережно вбирает в себя Волга каждый ручеёк, каждую речку и хранит их и несёт, как мать своих детей.
В1.Прочитайте внимательно текст, проанализируйте таблицу и

впишите в неё необходимое слово:
Предложный падеж ед.число Винительный падеж ед.число Творительный падеж мн. числа В народе В озёра
В2. Выпишите из текста 5-6 слов, раскрывающих главную мысль

данного текста .

В3. Составьте предложение из данных слов, если необходимо,

измените форму слова:

В4. Дан алгоритм с нарушением последовательности на узнавание

орфограммы - ТСЯ и ТЬСЯ в словах
«струит…ся, рождает…ся ,погружает…ся, сторонит…ся»
.Укажите последовательность действий

( с помощью цифр) :

песня

слагать

о

и

красивая

поэты

стихи

Волга


В5 . Внимательно рассмотрите таблицу, вставьте недостающее слово

(слова)
сторожил старожил сторож ?
Работа по тексту №2.

В1. Внимательно прочитайте текст и впишите в таблицу

нужную информацию о предложении :
1) Вечерняя заря догорала.2) Начал расстилаться туман. 3)Я решил вернуться домой. 4) Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. 5) У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес.6) Я осмотрел окрестность и спустился с холма. 7) Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью.8) Куда я зашел? 9) Как найти дорогу? 10) Я вышел на опушку и пошел через поле. 11 )Трудно было пробираться по узкой тропинке. 12) Кругом росла высокая рожь. 13) Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 14) Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. 15) Кажется ,заблестел серп молодого месяца. 16) Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.) 1.Сложносоч иненное предложение 2.Сложноподчин енное предложение 3.Простое предложение с однородными членами предложения
4.Простое предложение с

вводным словом

В2. В каком стиле, типе речи написан данный текст?
Текст написан автором, который использовал описание природы, риторические вопросы, выразил своё отношение к дороге домой, поэтому это … 1) Научный, повествование
1
.
Если это глагол, то
2
Опрределите часть речи
33
3.Если глагол отвечает на вопрос "что делать?" , то пишем ТЬСЯ, т.к.глагол НФ
4
Поставьте вопросы
5
Если глагол отвечает на вопрос "что делает?" или "что делают?", то пишем ТСЯ, т.к. глагол наст. времени 3лица

2) разговорный , описание 3) художественный ,повествование с описанием 4) художественный , описание
В3. Выпишите из представленного текста 5-6 ключевых слов (в виде

предложения), отражающих основную тему
.
В4. Из

данного

кластера

составьте

алгоритм

по

образованию

словообразовательной цепочки:
Например, требуется найти производящее для слова «подоконник». Выделяем аффиксы и корень: под-окон-ник, где под – префикс, ник – суффикс, окно– корень. Префиксально-суффиксальный способ словообразования. пробираться равнина звезда заря домой Трудно туман вечерняя опушка
Словообра-

зовательная

цепочка

1.Опередели

ть способ

образования

слова

2.Поставить

слово в

начальную

форму

3.Найти

семантическое

значение

речевого

элемента
4.В ряду однокоренных единиц подобрать производящую со сходным значением
5.Выделить все

имеющиеся

аффиксы-префиксы ,

суффиксы и корень

Определяем семантическое значение: подоконник – это доска или плита, вделанная в нижнюю часть окна.Значит производящим в данном случае будет выступать слово
окно.

В5. Составьте план выполнения домашнего задания, распределив

слова в два столбика: слова с безударными гласными и слова с

чередующимися гласными в корне ( например, по данному тексту В1):

В6. Впишите слова из 1-5 предложений (текст В1) в таблицу:
1.Безударная гласная в корне слова (прилагательное0) 2.Чередующаяся гласная, зависящая от ударения (глагол) 3.Чередующаяся гласная, зависящая от конечной согласной в корне (сущ.) 4.Чередующаяся гласная, зависящая от суфф и кс а – А - (глагол) Выполнение данных заданий у пятиклассников развивает и закрепляет следующие :
1-

познавательные УУД:
 перевод сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представлению в текстовое и наоборот  выделять главную и избыточную информацию  определять логические связи
2-

регулятивные УУД:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  работать индивидуально и в группе
3-

коммуникативные УУД:
 представлять в письменной форме развёрнутый план собственной деятельности.  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. В ходе реализации УУД моя задача как учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому ученику почувствовать радость труда, чтобы не осталось в классе равнодушных детей, чтобы учение не превратилось в утомительную обязанность. И только ситуация успеха, которую учитель будет создавать для каждого ученика, поможет успешно решить стоящие перед педагогом задачи. Только успех в учении, его ожидание поможет утвердить ребенку свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее. В результате развития УУД в ходе учебных занятий в пятом классе на уроках русского языка и литературы, активное участие детей в различных формах работы по усвоению учебного материала способствовало успешному окончанию учебного года обучающихся.
3. Эффективность обучения.
Ещё хотелось бы оставиться на
взаимообучении,
которое нередко использовала на уроках русского языка и литературы. Кстати сказать, современная психология утверждает: эффективность обучения зависит от активности обучающегося в учебном процессе:
Эффективность обучения
Если ученики читают глазами Если слышат объяснение учителя Если видят наглядно представленный материал видят и слышат опираются на личный опыт делают совместно если обучают других Согласитесь, картинка не только интересная, но и полезная. Отсюда мы видим преимущества взаимообучения:  возникновение у детей чувства раскованности в процессе учёбы;
 повышение у детей ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;  у школьников формируется адекватная самооценка;  отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;  происходит обсуждение одной информации с несколькими детьми, тем самым обеспечивается более прочное усвоение знаний. Невозможно переоценить и дисциплинирующее значение взаимообучения. Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они ведут себя достойно и работают гораздо старательнее. Например, на уроках литературы взаимообучение анализу стихотворения предлагаю по следующему плану:
Пункты плана памятки по анализу

лирического стихотворения

Примерные речевые конструкции

1.
Автор и название стихотворения
2.
Тема стихотворения (о чем стихотворение?) Стихотворение посвящено… Тема стихотворения-… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается… …поэт изображает… …перед читателем возникает образ…
3
. Настроение стихотворения В стихотворении… царит …настроение… …пронизано настроением… настроение этого стихотворения… Настроение меняется на протяжении стихотворения…
4
. Композиция ( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Стихотворение можно разделить на ..части… Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

5.
Какие картины вам представляются? Строки рисуют… Мне видится…
6.
Какие приемы использует автор? (метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.) Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть… …создают образ… …помогают представить…
7.
Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя ?( идея стихотворения) В стихотворении автор выражает мысль о… Основная мысль стихотворения… Идея произведения…
8
. Личные впечатления от стихотворения. Читая стихотворение, я восхищался… …остаются в памяти… Меня взволновало…… Такая памятка развивает речь, закрепляет умение раскрыть мастерство писателя, выразить своё мнение к содержанию стихотворения, это помогает учителю достичь целей и задач в обучении учеников литературному образованию.
Памятка по освоению нового материала на уроках русского языка:
1. Внимательно проанализируйте тему урока и его цели. 2. Ответьте на вопросы: а) что вам знакомо из названной темы; б) запишите в виде кластера знакомый материал; в)прочитайте параграф по новой теме; г) что хотите узнать по данной теме; г) допишите в кластер новые сведения из параграфа; д) приведите примеры и запишите их в кластер; е) сделайте вывод по данной теме; ж) перескажите теоретический материал по новой теме на основе кластера. Всё это так, но на практике встретилась с ситуацией, когда более сильные ученики боялись брать на себя ответственность обучить новому своих одноклассников. Приходилось дополнительно общаться с данными детьми, для того чтобы вселить в них уверенность в своих знаниях, поверить в успех при освоении учебного материала. 4.
От успешного учителя к успешному ученику.

Главное , чтобы каждый ученик должен верить, что
успех в учебе –

завтрашний успех в жизни!
Подводя
итог
сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для формирования успешности каждого ученика. А средствами достижения этой цели считаю:  использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;  создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;  стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;  оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;  поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные  создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. На основе теоретических разработанных педагогами и психологами положений по данной теме и проанализированного опыта работы над созданием ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе с свете выполнения требований ФГОС убедилась, что успех ученика находится в прямой зависимости от деятельности учителя, его профессионализма. Анализ проведенных контрольных работ показал ,что у учащихся возрос уровень усвоения знаний. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что организация ситуации успеха на уроке – это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.


В раздел образования