Напоминание

Дисграфия у детей


Авторы: Галина Юрьевна Ганичкина, Корякина Ирина Владимировна
Должность: Учитель дефектолог
Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская КШ-ДС VII вида
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Дисграфия у детей
Раздел: начальное образование





Назад




Дисграфия у детей

Дисграфия, специфическое стойкое нарушение письма, известна уже очень

давно. Более того, успешно исправляется. Рассмотрим все стороны этой

проблемы и пути решения.

Надо сразу отметить, что в данной статье будут описаны проблемы дисграфии у

школьников с сохранным интеллектом и без проблем со стороны слуха. Случаи

дисграфии у учащихся со сниженным интеллектом или слухом требуют немного

иного подхода для их коррекции и участия не только логопеда, но и дефектолога

и сурдолога.

Дисграфия – стойкое нарушение письма, характеризующееся «нелогичными»

ошибками, которые не исчезают самостоятельно в процессе обычного

школьного обучения и которые встречаются постоянно во всех письменных

работах.

Общей причиной является несформированность зон коры головного мозга,

отвечающих за функцию письма. К таким специфическим письменным ошибкам

относят замены, пропуски букв или их элементов, слияние отдельных слов и

частей или разделение, перестановки и просто «недописывания». Как правило,

сам ребенок не видит этих ошибок, в более тяжелых случаях – не понимает, что

написано как в отдельном «слове», так и в предложении в целом.

Темп письма может быть разным, но в любом случае сам процесс письма

требует от такого ученика больших усилий, почерк чаще всего «плывет» (буквы

разного размера, непопадание в строку). И как следствие, эти дети не могут

самостоятельно разобрать написанное, да и любому взрослому сложно прочесть.

При дисграфии чаще всего у учеников отмечается и нарушение чтения

(дислексия). Ошибки на письме перекликаются с аналогичными

специфическими ошибками при чтении. Распространенный вариант, когда

дисграфия усложняется дизорфографией – неумением и неспособностью

применять правила данного языка на практике, вследствие несформированности

грамматической стороны речи. При этом простое «незнание» основ

правописания в силу педагогической или социальной запущенности не может

являться признаком дисграфии и дизорфографии.

Классификация дисграфии

В зависимости от специфичности ошибок и характеристик нарушенных функций

письма выделяют несколько видов дисграфий. Как показывает практика, среди

наших школьников редко встречаются «чистые» дисграфики. Чаще всего

происходит смешение нескольких видов дисграфии.

При обследовании логопед, проверяя устную и письменную речь ребенка,

устанавливает преобладающий тип нарушения и сопутствующие. В зависимости

от полученных результатов строится индивидуальная коррекционная программа

для наиболее успешного преодоления трудностей письма и чтения в целом.

В классической логопедической литературе выделяют пять видов дисграфии.

Вид дисграфии

Характеристика

Артикуляторно-

акустическая дисграфия

Характеризуется специфическими ошибками,

связанными с недостатками звукопроизношения и

несформированным фонематическим

восприятием. На письме проявляется в заменах

букв в соответствии с искаженными звуками в

речи, пропусках звуков в речи и букв на письме.

Акустическая

дисграфия

Характерна для школьников с чистым

звукопроизношением, но не сформированным

фонематическим слухом, когда различение

сходных фонем затруднено. Это касается как

согласных (заменяются мягкие на твердые,

шипящие на свистящие, аффрикаты на мягкие),

так и гласных. Это один из наиболее

распространенных видов дисграфии у младших

школьников.

Основанная на

несформированном

языковом анализе и

синтезе

Типичными ошибками в этом случае будут

перестановки букв или слогов, слитное написание

отдельных слов в предложении или разделение

слова на отдельные части без видимых причин, в

словах могут появиться лишние буквы, либо часть

слова «потеряется», ребенок «забудет» ее

написать.

Аграмматическая

дисграфия

Нарушение согласования и управления слов в

конкретном предложении. Чаще всего встречается

у детей с диагнозом общего недоразвития речи и

является сопутствующей в других видах

дисграфии. При таком письме нарушаются

морфологические и синтаксические принципы

построения предложений и сочетания слов между

собой.

Оптическая дисграфия

Связана с искажением образа буквы на письме,

путаются схожие по написанию буквы, либо

буквы, имеющие похожие элементы (крючки,

петельки) и направления движения руки.

Нарушение очертания букв может встречаться как

изолированно, так и в слове.

Коррекция дисграфии. Лечение дисграфии у школьников и детей

Несмотря на многообразие видов дисграфии, сложность и специфичность

нарушения, профессиональные логопеды давно и успешно помогают детям

преодолевать его. Следует помнить, что без своевременно начатой работы по

коррекции дисграфии, у младших школьников не будет успешного письма и

чтения.

В современной школьной практике для обозначения дисграфии используется два

диагноза, которые базируются на основных нарушенных функциях.

Недостатки чтения, письма, обусловленные фонетико-фонематическим

недоразвитием речи. В основе этого диагноза лежит нарушение

звукопроизношения и несформированность фонематического слуха.

Недостатки чтения, письма, обусловленные общим недоразвитием речи. Этот

диагноз подразумевает, что у учащихся, помимо нарушенного

звукопроизношения и несформированного фонематического слуха, еще

присутствует недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.

В любом случае, логопедическая коррекционная программа,

например, коррекция дисграфии у младших школьников, строится на

преодолении недоразвития не только письменной речи, но и всех сторон устной.

Только комплексное развитие речи способно быстро и успешно преодолеть

трудности письма и чтения.

Поэтому при малейших сомнениях в успешности обучения чтению и письму

вашего ребенка следует посетить консультацию логопеда, в том числе, и для

профилактики дисграфии. Своевременная диагностика и успешная коррекция

поможет вашему ребенку избежать многих психологических проблем в

начальной и средней школе. А также сделает его отличным учеником по всем

письменным и устным предметам.



В раздел образования