Авторы: Галина Юрьевна Ганичкина, Корякина Ирина Владимировна
Должность: Учитель дефектолог
Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская КШ-ДС VII вида
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Дисграфия у детей
Раздел: начальное образование
Дисграфия у детей
Дисграфия, специфическое стойкое нарушение письма, известна уже очень
давно. Более того, успешно исправляется. Рассмотрим все стороны этой
проблемы и пути решения.
Надо сразу отметить, что в данной статье будут описаны проблемы дисграфии у
школьников с сохранным интеллектом и без проблем со стороны слуха. Случаи
дисграфии у учащихся со сниженным интеллектом или слухом требуют немного
иного подхода для их коррекции и участия не только логопеда, но и дефектолога
и сурдолога.
Дисграфия – стойкое нарушение письма, характеризующееся «нелогичными»
ошибками, которые не исчезают самостоятельно в процессе обычного
школьного обучения и которые встречаются постоянно во всех письменных
работах.
Общей причиной является несформированность зон коры головного мозга,
отвечающих за функцию письма. К таким специфическим письменным ошибкам
относят замены, пропуски букв или их элементов, слияние отдельных слов и
частей или разделение, перестановки и просто «недописывания». Как правило,
сам ребенок не видит этих ошибок, в более тяжелых случаях – не понимает, что
написано как в отдельном «слове», так и в предложении в целом.
Темп письма может быть разным, но в любом случае сам процесс письма
требует от такого ученика больших усилий, почерк чаще всего «плывет» (буквы
разного размера, непопадание в строку). И как следствие, эти дети не могут
самостоятельно разобрать написанное, да и любому взрослому сложно прочесть.
При дисграфии чаще всего у учеников отмечается и нарушение чтения
(дислексия). Ошибки на письме перекликаются с аналогичными
специфическими ошибками при чтении. Распространенный вариант, когда
дисграфия усложняется дизорфографией – неумением и неспособностью
применять правила данного языка на практике, вследствие несформированности
грамматической стороны речи. При этом простое «незнание» основ
правописания в силу педагогической или социальной запущенности не может
являться признаком дисграфии и дизорфографии.
Классификация дисграфии
В зависимости от специфичности ошибок и характеристик нарушенных функций
письма выделяют несколько видов дисграфий. Как показывает практика, среди
наших школьников редко встречаются «чистые» дисграфики. Чаще всего
происходит смешение нескольких видов дисграфии.
При обследовании логопед, проверяя устную и письменную речь ребенка,
устанавливает преобладающий тип нарушения и сопутствующие. В зависимости
от полученных результатов строится индивидуальная коррекционная программа
для наиболее успешного преодоления трудностей письма и чтения в целом.
В классической логопедической литературе выделяют пять видов дисграфии.
Вид дисграфии
Характеристика
Артикуляторно-
акустическая дисграфия
Характеризуется специфическими ошибками,
связанными с недостатками звукопроизношения и
несформированным фонематическим
восприятием. На письме проявляется в заменах
букв в соответствии с искаженными звуками в
речи, пропусках звуков в речи и букв на письме.
Акустическая
дисграфия
Характерна для школьников с чистым
звукопроизношением, но не сформированным
фонематическим слухом, когда различение
сходных фонем затруднено. Это касается как
согласных (заменяются мягкие на твердые,
шипящие на свистящие, аффрикаты на мягкие),
так и гласных. Это один из наиболее
распространенных видов дисграфии у младших
школьников.
Основанная на
несформированном
языковом анализе и
синтезе
Типичными ошибками в этом случае будут
перестановки букв или слогов, слитное написание
отдельных слов в предложении или разделение
слова на отдельные части без видимых причин, в
словах могут появиться лишние буквы, либо часть
слова «потеряется», ребенок «забудет» ее
написать.
Аграмматическая
дисграфия
Нарушение согласования и управления слов в
конкретном предложении. Чаще всего встречается
у детей с диагнозом общего недоразвития речи и
является сопутствующей в других видах
дисграфии. При таком письме нарушаются
морфологические и синтаксические принципы
построения предложений и сочетания слов между
собой.
Оптическая дисграфия
Связана с искажением образа буквы на письме,
путаются схожие по написанию буквы, либо
буквы, имеющие похожие элементы (крючки,
петельки) и направления движения руки.
Нарушение очертания букв может встречаться как
изолированно, так и в слове.
Коррекция дисграфии. Лечение дисграфии у школьников и детей
Несмотря на многообразие видов дисграфии, сложность и специфичность
нарушения, профессиональные логопеды давно и успешно помогают детям
преодолевать его. Следует помнить, что без своевременно начатой работы по
коррекции дисграфии, у младших школьников не будет успешного письма и
чтения.
В современной школьной практике для обозначения дисграфии используется два
диагноза, которые базируются на основных нарушенных функциях.
Недостатки чтения, письма, обусловленные фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. В основе этого диагноза лежит нарушение
звукопроизношения и несформированность фонематического слуха.
Недостатки чтения, письма, обусловленные общим недоразвитием речи. Этот
диагноз подразумевает, что у учащихся, помимо нарушенного
звукопроизношения и несформированного фонематического слуха, еще
присутствует недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
В любом случае, логопедическая коррекционная программа,
например, коррекция дисграфии у младших школьников, строится на
преодолении недоразвития не только письменной речи, но и всех сторон устной.
Только комплексное развитие речи способно быстро и успешно преодолеть
трудности письма и чтения.
Поэтому при малейших сомнениях в успешности обучения чтению и письму
вашего ребенка следует посетить консультацию логопеда, в том числе, и для
профилактики дисграфии. Своевременная диагностика и успешная коррекция
поможет вашему ребенку избежать многих психологических проблем в
начальной и средней школе. А также сделает его отличным учеником по всем
письменным и устным предметам.