Напоминание

«С.С.Прокофьев – композитор родом из счастливого детства»


Автор: Петрушина Наталья Викторовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУ ДО ИРМО
Населённый пункт: с. Хомутово Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «С.С.Прокофьев – композитор родом из счастливого детства»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкально- литературная композиция

«С.С.Прокофьев – композитор родом из счастливого детства»

К 130-летию со дня рождения С.С.Прокофьева (23.04.1981г.-05.03.1953г)

Подготовила преподаватель МУДО ИРМО «Хомутовская ДМШ»

Петрушина Наталья Викторовна

В старину была традиция - собираться долгими вечерами в гостиных и

музицировать, читать стихи, слушать музыку.

У нас сегодня музыкальная гостиная, которая посвящена 130-летию со дня

рождения русского и советского композитора, пианиста и дирижёра Сергея

Сергеевича Прокофьева. (23.04.1891г.- 05.03.1953г.)

Музыковеды давно заняты поиском наиболее точных слов, передающих

впечатление от «прокофьевской» музыки. Зная биографию композитора о

ней можно сказать и так: это музыка человека, у которого было счастливое

детство.

На Украине, недалеко от Донецка, есть скромное село Красное (бывшая

Сонцовка). Небольшой помещичий дом, окружённый садом, полями с

пшеницей и цветущими лугами. В просторных комнатах дома чисто и уютно.

Днём из окон раздавались звонкие голоса и смех крестьянских ребятишек, а

вечерами – звуки красивых украинских песен. Именно там 23 апреля 1891 г.

родился Прокофьев.

С детства он увлекался верховой ездой, ходьбой на ходулях, шахматами,

водил дружбу с крестьянскими ребятишками, придумывал весёлые игры,

театральные постановки. Очень любил цветы, знал названия и характерные

признаки многих растений. Систематически наблюдал за природой. Гуляя по

лесу с интересом рассматривал муравейники, по-детски восхищаясь, как

разумно и рационально в них организована жизнь.

Его отец Сергей Алексеевич Прокофьев –учёный агроном- привил любовь к

природе.

А мама Мария Григорьевна привила любовь к музыке, была хорошей

пианисткой и часто играла сыну Ф. Шопена Л.В.Бетховена. П.И.Чайковского.

Ещё не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то «своё». И

по нотам он выучился главным образом только для того, чтобы это «своё»

записывать. Уже в детстве, Прокофьев, будущий автор прославленных опер,

балетов, симфоний – обнаружил редкую наблюдательность, любовь к

литературе и театру – сочинял рассказы, романы, пьесы – в стихах и прозе,

каждое воскресенье ставил спектакль с труппой из дворовых детей.

Отец и мать были по-настоящему просвещёнными людьми. В доме было

много книг, выписывали столичные журналы, газеты. Ежегодно из Москвы

привозились в большом количестве ноты, которые сначала проигрывала

мама, а потом Сергей.

Его хорошо воспитывали, многому учили, никогда не принуждая. Он рос

среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством, вовсю используя

известное лишь ребёнку удивительное свойство времени – когда день

огромен и может вместить в себя бесконечное множество событий.

Беззаботный мир детства…Прокофьев всегда страстно тяготел к детскому

миру, любовно и чутко вслушивался в своеобразный мир и наблюдая сам

поддавался его обаянию. Прокофьев всю жизнь помнил своё счастливое

детство. Сохранил детскую жизнерадостность и непосредственность. Чего

только стоит весёлая, смешная, детская песенка- скороговорка «Болтунья»

В 1936 году у Прокофьева состоялась новая встреча с детством, когда он

вместе с семьей побывал на спектаклях центрального детского театра под

руководством Наталии Сац. Сразу «своим» он вошёл в мир детского театра.

Наталия Ильинична предложила Прокофьеву написать для своего театра

симфоническую пьесу со словами, на манер сказки, чтобы дети

знакомились с тембрами различных музыкальных инструментов

симфонического оркестра.

Музыкальный словарь;

Тембр- окраска звука.

Сергей Сергеевич был очень изобретательным, остроумным, у него богатое

воображение, и он уже знал, как будет звучать эта сказка. Он сам написал

либретто. И через 4 дня – симфоническая сказка «Петя и волк» была готова.

Прокофьеву были близки и понятны мышление и интересы мальчишек,

потому, что в нём самом жило «мальчишество», которое он мог легко

передать в своей музыке. Несмотря на то, что он был взрослым, высоким и

большим, он оставался озорным, любил новое в музыке, экспериментировал

и изобретал свою музыку.

Симфоническая сказка «Петя и волк» - одно из лучших произведений

Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных

стран, она стала уникальным произведением, исполняется и как

симфоническая сказка и как балет.

А главный герой сказки, симпатичный мальчик Петя вот уже 85 лет находится

в своём чудесном пионерском возрасте.

У каждого композитора свой музыкальный язык, у Прокофьева он настолько

яркий, необычный, что его мелодии, ритмы, гармонию вы никогда не

перепутаете с музыкой другого композитора. Считается, что в прошлом

столетии именно Прокофьев изменил музыкальный язык. Он был

художником дерзким, своенравным, не терпящим никаких штампов и его

произведения, как правило были новым словом в искусстве. За это его

любили, боготворили им восхищались, но вместе с тем он был столь нов и

своеволен, что не все слушатели понимали его музыку, с его концертов

возмущённая публика спешно уходила, многие его произведения не

понимались, и не принимались даже артистами коллегами- музыкантами.

Так было с музыкой балета «Ромео и Джульетта». Музыканты оркестра,

танцоры и балетмейстеры жаловались, что музыка не пригодна для танца.

Знаменитая трагедия Шекспира заканчивается широко известной фразой

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Эти

строки послужили поводом к переделке среди артистов и оркестрантов

бывшего Мариинского театра, и звучала популярная шутка так «Нет музыки

печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»

Можно и сегодня улыбнутся остроумию шутников, как улыбался всегда

чужому юмору Прокофьев.

Однако эта музыка получила высочайшую оценку. Балет «Ромео и

Джульетта» - стал вершиной мирового балетного искусства.

Для Прокофьева жить – значило сочинять музыку, а сочинять – значило

всегда придумывать что- ни будь новое.

Цикл фортепианных пьес- миниатюр «Мимолётности», композитор написал

в период с 1915- 1917 год. (фр.visions fugitives) ор.22. Сборник фортепианных

миниатюр.

Музыкальный словарь:

Миниатюра – небольшая пьеса (по-итальянски miniature- небольшое

художественное украшение)

Название цикла родилось из стихотворения Константина Бальмонта, строки

из которого Прокофьев выбрал в качестве эпиграфа:

«В каждой мимолётности вижу миры

полные изменчивой, радужной игры»

Прокофьев записывал маленькие пьески, как страницы дневника, они

становились одновременно и отражением впечатлений, и творческой

лабораторией. В цикле очень много гармонических и мелодических находок.

Композитор словно стремился «остановить мгновение», зафиксировать

каждое мимолётное настроение, каждую мысль или фантазию.

Творчество Прокофьева – кратко изложить невозможно. Он написал

огромное количество музыки, работал в совершенно разных жанрах,

начиная с небольших фортепианных пьес и заканчивая музыкой к

кинофильмам. Сергей Сергеевич Прокофьев- принадлежит к числу тех

музыкантов, которые составили славу русского музыкального искусства 20

века.

Радостно, что учащиеся и преподаватели нашей школы играют и понимают

музыку этого талантливого композитора, ведь она проникнута духом

деятельной энергии, разнообразна по содержанию, прочно связана с

традициями прошлого.

Музыкальные номера.

1.С.С.Прокофьев. слова А.Барто соч.68. №1 «Болтунья».

2.С.С.Прокофьев. Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта».

3. С.С.Прокофьев. Монтекки и Капуллетти из балета «Ромео и Джульетта».

4. С.С. Прокофьев Менуэт из балета «Ромео и Джульетта».

5 С.С.Прокофьев. Фрагмент из симфонической сказки «Петя и волк»

6 С.С.Прокофьев. Мимолётность №10 Ridicolosamente (с итал. Буквально

«насмешливо») b moll 1915г.

7.С.С.Прокофьев. Мимолётность №11 Con vivacita 1917г.( с

живостью,резвостью,непосредственностью)

8.С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для

фортепиано) №1. Утро.

9. С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для

фортепиано) №6. Вальс.

10. С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для

фортепиано) №10. Марш.

11.С.С.Прокофьев. Песня без слов

12.С.СМ.Прокофьев Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для

фортепиано) №3 Сказочка .



В раздел образования