Автор: Петрушина Наталья Викторовна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУ ДО ИРМО
Населённый пункт: с. Хомутово Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «С.С.Прокофьев – композитор родом из счастливого детства»
Раздел: дополнительное образование
Музыкально- литературная композиция
«С.С.Прокофьев – композитор родом из счастливого детства»
К 130-летию со дня рождения С.С.Прокофьева (23.04.1981г.-05.03.1953г)
Подготовила преподаватель МУДО ИРМО «Хомутовская ДМШ»
Петрушина Наталья Викторовна
В старину была традиция - собираться долгими вечерами в гостиных и
музицировать, читать стихи, слушать музыку.
У нас сегодня музыкальная гостиная, которая посвящена 130-летию со дня
рождения русского и советского композитора, пианиста и дирижёра Сергея
Сергеевича Прокофьева. (23.04.1891г.- 05.03.1953г.)
Музыковеды давно заняты поиском наиболее точных слов, передающих
впечатление от «прокофьевской» музыки. Зная биографию композитора о
ней можно сказать и так: это музыка человека, у которого было счастливое
детство.
На Украине, недалеко от Донецка, есть скромное село Красное (бывшая
Сонцовка). Небольшой помещичий дом, окружённый садом, полями с
пшеницей и цветущими лугами. В просторных комнатах дома чисто и уютно.
Днём из окон раздавались звонкие голоса и смех крестьянских ребятишек, а
вечерами – звуки красивых украинских песен. Именно там 23 апреля 1891 г.
родился Прокофьев.
С детства он увлекался верховой ездой, ходьбой на ходулях, шахматами,
водил дружбу с крестьянскими ребятишками, придумывал весёлые игры,
театральные постановки. Очень любил цветы, знал названия и характерные
признаки многих растений. Систематически наблюдал за природой. Гуляя по
лесу с интересом рассматривал муравейники, по-детски восхищаясь, как
разумно и рационально в них организована жизнь.
Его отец Сергей Алексеевич Прокофьев –учёный агроном- привил любовь к
природе.
А мама Мария Григорьевна привила любовь к музыке, была хорошей
пианисткой и часто играла сыну Ф. Шопена Л.В.Бетховена. П.И.Чайковского.
Ещё не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть на рояле что-то «своё». И
по нотам он выучился главным образом только для того, чтобы это «своё»
записывать. Уже в детстве, Прокофьев, будущий автор прославленных опер,
балетов, симфоний – обнаружил редкую наблюдательность, любовь к
литературе и театру – сочинял рассказы, романы, пьесы – в стихах и прозе,
каждое воскресенье ставил спектакль с труппой из дворовых детей.
Отец и мать были по-настоящему просвещёнными людьми. В доме было
много книг, выписывали столичные журналы, газеты. Ежегодно из Москвы
привозились в большом количестве ноты, которые сначала проигрывала
мама, а потом Сергей.
Его хорошо воспитывали, многому учили, никогда не принуждая. Он рос
среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством, вовсю используя
известное лишь ребёнку удивительное свойство времени – когда день
огромен и может вместить в себя бесконечное множество событий.
Беззаботный мир детства…Прокофьев всегда страстно тяготел к детскому
миру, любовно и чутко вслушивался в своеобразный мир и наблюдая сам
поддавался его обаянию. Прокофьев всю жизнь помнил своё счастливое
детство. Сохранил детскую жизнерадостность и непосредственность. Чего
только стоит весёлая, смешная, детская песенка- скороговорка «Болтунья»
В 1936 году у Прокофьева состоялась новая встреча с детством, когда он
вместе с семьей побывал на спектаклях центрального детского театра под
руководством Наталии Сац. Сразу «своим» он вошёл в мир детского театра.
Наталия Ильинична предложила Прокофьеву написать для своего театра
симфоническую пьесу со словами, на манер сказки, чтобы дети
знакомились с тембрами различных музыкальных инструментов
симфонического оркестра.
Музыкальный словарь;
Тембр- окраска звука.
Сергей Сергеевич был очень изобретательным, остроумным, у него богатое
воображение, и он уже знал, как будет звучать эта сказка. Он сам написал
либретто. И через 4 дня – симфоническая сказка «Петя и волк» была готова.
Прокофьеву были близки и понятны мышление и интересы мальчишек,
потому, что в нём самом жило «мальчишество», которое он мог легко
передать в своей музыке. Несмотря на то, что он был взрослым, высоким и
большим, он оставался озорным, любил новое в музыке, экспериментировал
и изобретал свою музыку.
Симфоническая сказка «Петя и волк» - одно из лучших произведений
Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных
стран, она стала уникальным произведением, исполняется и как
симфоническая сказка и как балет.
А главный герой сказки, симпатичный мальчик Петя вот уже 85 лет находится
в своём чудесном пионерском возрасте.
У каждого композитора свой музыкальный язык, у Прокофьева он настолько
яркий, необычный, что его мелодии, ритмы, гармонию вы никогда не
перепутаете с музыкой другого композитора. Считается, что в прошлом
столетии именно Прокофьев изменил музыкальный язык. Он был
художником дерзким, своенравным, не терпящим никаких штампов и его
произведения, как правило были новым словом в искусстве. За это его
любили, боготворили им восхищались, но вместе с тем он был столь нов и
своеволен, что не все слушатели понимали его музыку, с его концертов
возмущённая публика спешно уходила, многие его произведения не
понимались, и не принимались даже артистами коллегами- музыкантами.
Так было с музыкой балета «Ромео и Джульетта». Музыканты оркестра,
танцоры и балетмейстеры жаловались, что музыка не пригодна для танца.
Знаменитая трагедия Шекспира заканчивается широко известной фразой
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Эти
строки послужили поводом к переделке среди артистов и оркестрантов
бывшего Мариинского театра, и звучала популярная шутка так «Нет музыки
печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»
Можно и сегодня улыбнутся остроумию шутников, как улыбался всегда
чужому юмору Прокофьев.
Однако эта музыка получила высочайшую оценку. Балет «Ромео и
Джульетта» - стал вершиной мирового балетного искусства.
Для Прокофьева жить – значило сочинять музыку, а сочинять – значило
всегда придумывать что- ни будь новое.
Цикл фортепианных пьес- миниатюр «Мимолётности», композитор написал
в период с 1915- 1917 год. (фр.visions fugitives) ор.22. Сборник фортепианных
миниатюр.
Музыкальный словарь:
Миниатюра – небольшая пьеса (по-итальянски miniature- небольшое
художественное украшение)
Название цикла родилось из стихотворения Константина Бальмонта, строки
из которого Прокофьев выбрал в качестве эпиграфа:
«В каждой мимолётности вижу миры
полные изменчивой, радужной игры»
Прокофьев записывал маленькие пьески, как страницы дневника, они
становились одновременно и отражением впечатлений, и творческой
лабораторией. В цикле очень много гармонических и мелодических находок.
Композитор словно стремился «остановить мгновение», зафиксировать
каждое мимолётное настроение, каждую мысль или фантазию.
Творчество Прокофьева – кратко изложить невозможно. Он написал
огромное количество музыки, работал в совершенно разных жанрах,
начиная с небольших фортепианных пьес и заканчивая музыкой к
кинофильмам. Сергей Сергеевич Прокофьев- принадлежит к числу тех
музыкантов, которые составили славу русского музыкального искусства 20
века.
Радостно, что учащиеся и преподаватели нашей школы играют и понимают
музыку этого талантливого композитора, ведь она проникнута духом
деятельной энергии, разнообразна по содержанию, прочно связана с
традициями прошлого.
Музыкальные номера.
1.С.С.Прокофьев. слова А.Барто соч.68. №1 «Болтунья».
2.С.С.Прокофьев. Танец девушек с лилиями из балета «Ромео и Джульетта».
3. С.С.Прокофьев. Монтекки и Капуллетти из балета «Ромео и Джульетта».
4. С.С. Прокофьев Менуэт из балета «Ромео и Джульетта».
5 С.С.Прокофьев. Фрагмент из симфонической сказки «Петя и волк»
6 С.С.Прокофьев. Мимолётность №10 Ridicolosamente (с итал. Буквально
«насмешливо») b moll 1915г.
7.С.С.Прокофьев. Мимолётность №11 Con vivacita 1917г.( с
живостью,резвостью,непосредственностью)
8.С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для
фортепиано) №1. Утро.
9. С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для
фортепиано) №6. Вальс.
10. С.С.Прокофьев. Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для
фортепиано) №10. Марш.
11.С.С.Прокофьев. Песня без слов
12.С.СМ.Прокофьев Детская музыка ор.65(двенадцать легких пьес для
фортепиано) №3 Сказочка .