Автор: Аммосова Алла Валерьевна
Должность: учитель русского языка и лит
Учебное заведение: Сордоннохская СОШ им. Т.И.Скрыбыкиной
Населённый пункт: с.Орто-Балаган Оймяконского района Республика Саха
Наименование материала: урок развития речи в 9 классе
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Раздел: полное образование
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сордоннохская средняя общеобразовательная школа им. Т.И.Скрыбыкиной»
Урок развития речи русского языка в 9 класс
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(по заданию 9.3 ОГЭ)
подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Аммосова Алла Валерьевна
МКОУ « Сордоннохская средняя
общеобразовательная школа
имени Т.И.Скрыбыкиной»
Тип урока – урок развития речи, подготовка к сочинению-рассуждению на морально-
этическую тему.
Технология урока: применение ИКТ
Цели урока:
1.
Формирование лингвокультурологической компетенции школьника;
2.
Совершенствование умений находить информацию в различных источниках,
оценивать её с точки зрения содержания, перерабатывать и предъявлять аудитории;
3.
Развитие умения сотрудничать со сверстниками.
Формы организации работы:
1.
Индивидуальная;
2.
Групповая;
3.
Фронтальная.
Наглядность:
1.
Презентация к уроку
2.
Словари
План-конспект урока
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
«Что такое малодушие»
(по заданию 9.3 ОГЭ)
Этап урока,
формы работы
Содержание
слайды
Приветствие
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем соседа справа. Дай пять
соседу слева. Пожелаем хорошего дня! Начинаем наш урок
развития речи. Продолжим цикл изучения нравственных
понятий
Постановка цели
и определение
задач урока
Беседа
Позвольте начать урок с одной маленькой притчи.
Собака яростно лаяла. Перед ней сидел маленький котенок,
зажмурив свои глаза.
Неподалеку сидели два мальчика и ждали, что будет дальше.
В окно выглянула женщина и отогнала собаку. Потом сердито
крикнула мальчикам: «Как вам не стыдно?!»
«А что здесь стыдного? Мы ничего не делали, - удивились
мальчики.
- Вот это-то и страшно, сказала женщина.
- О чем мы сегодня будем говорить?
В нашем языке есть особые слова, это слова-понятия, в которых
отразился духовно-нравственный и культурно-исторический
опыт народа. Осмысление этих понятий важно для каждого
человека. Именно такие слова-понятия и являются темами
сочинений 9.3
Сегодня тема урока: подготовка к написанию сочинения 9.3
ОГЭ
«Что такое малодушие»
- Определите цель урока…? (готовность писать сочинение 9.3 по
данной теме)
- Какие задачи нам надо решить?
Задачи:
1.
осмыслить понятие «малодушие»
2.
подобрать материал для своего сочинения
3.
определить композицию сочинения 9.3
Титульный
слайд
Цель и задачи
записаны
Работа над
определением
композиции
сочинения по
заданию 9.3
Работа в группах:
определение
композиции
сочинения
- Познакомьтесь с текстом задания и определите композицию
сочинения 9.3
В результате работы ученики называют последовательность
элементов сочинения и сверяют с предложенным учителем
вариантом.
Эта композиция отражена на Листах для индивидуальной
работы:
1.
Определение слова.
2.
Комментарий определения.
3.
Пример-аргумент из текста.
4.
Пример-аргумент из жизненного опыта.
5.
Вывод.
Слайд 2
Слайд 3
Лист для
индивидуаль-
ной работы
Работа над
определением
выражения
МАЛОДУШИЕ
1. Работа в
группах:
поиск в словаре
.
2. Работа в
группах:
определение
ассоциативного
поля понятия.
3. Работа в
группах:
использование
различных
способов
толкования
значения слова.
4. Индивидуальная
работа: как
начать
сочинение?
- На основе словарной статьи «Малодушие» толкового словаря
С.И.Ожегова попробуйте дать определение.
Малодушие – отсутствие твердости духа, решительности,
робость, склонность поддаваться мелочным расчетам
- Удовлетворены ли Вы определением? Почему? (Возможно, оно
покажется трудным и недостаточным).
- Как же сделать определение более понятным?
Создайте «Дерево ассоциаций». Возможно, у ребят будут такие
слова:
Прилагательные
Существительные
Глаголы
-Мы знаем, что существуют и разные способы определить
значение слова, назовите их.
-Сопоставьте определение и способ, которым оно дано.
Проверьте свою работу.
- Какой из способов кажется более лёгким? Более
информативным?
- Прочитайте Типовые конструкции для вступления.
Напишите своё определение.
-Прочитайте
Словарь
С.И.Ожегова
Слайд 4
Лист бумаги
для создания
дерева
ассоциаций.
Разрезанная
таблица (на
материале
слайда 6)
Слайды 5 и 6
Запись начала
сочинения на
листе для
индивидуаль-
ной работы
(см.
приложение).
Готовим
комментарий
1. Работа в
группах:
составление
коллективной
смысловой схемы
понятия.
- Что значит «прокомментировать»?
Прокомментировать – значит показать роль данного качества в
жизни людей и своё отношение к нему. Помочь
прокомментировать понятие может Смысловая схема, на
которой отражена информация о сходном, противоположном,
причинах и следствии.
-Поработайте в группе.
Группы обсуждают вопросы:
1. Синонимы Какие качества человека сходны с малодушием?
(боязнь, страх, испуг, нерешительность, несмелость, робость,
трусость)
2.Антонимы: (бесстрашие, героизм, геройство, мужество,
смелость, отвага, доблесть, храбрость
3. Причина. В каких жизненных обстоятельствах это качество
необходимо? (Нужно победить физическую слабость, победить
врага, помочь в беде людям, поддержать других людей. Сила
духа народа помогает одержать победу в освободительной
войне)
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9.
2. Беседа:
оцениваем
комментарии.
3.1. Гиперонимы: порок, недостаток
4. Следствие малодушия: испугаться, промолчать, пройти мимо,
сделать вид, что не знал, не заметил, бояться, предать
(В результате появляется кластер.
-Видим, что наше понятие многогранно.
О чём написать в комментарии? Какую грань рассмотреть?
Прежде всего, зависит от предложенного текста.
-Рассмотрите варианты комментария учеников к
предложенному тексту. Какой из них неудачен? Почему?
1. «Человек, обладающий силой духа, может горы свернуть,
достичь многих целей, у такого человека все в жизни
получится».
2. «Человек, способный проявить силу духа, не будет зависеть от
обстоятельств. Он сможет сохранить человеческое достоинство,
когда физические силы на исходе. Победив свою слабость, он
способен одержать и победу над врагом. Особенно это качество
пригодилось нашему народу во время Великой Отечественной
войны. Без него невозможны были бы ни взятие Сталинграда, ни
победа на Курской дуге, ни героическая оборона Москвы – ни
одна большая и маленькая победа великой войны».
- О чем нужно помнить, давая комментарий? (Он должен
соответствовать понятию и должен быть связан с содержанием
текста).
-Дома, работая над черновиком, самостоятельно
прокомментируйте данное определение.
Работа с текстом
Беседа.
Выразительное чтение текста учениками.
- Значения каких слов остались непонятыми?
- Какова тема текста?
Текст
Приводим
аргументы
1.Самостоятельн
ая работа;
обсуждение
предложенного
варианта.
2.Беседа
- Опираясь на типовые конструкции для основной части,
запишите первый пример-аргумент.
Слайд 10
Работа с
черновиком.
Запись первого
примера-
аргумента.
- Что такое «пример-аргумент из жизненного опыта»?
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин при
захвате крепости Пугачевым, нарушив присягу, перешел на
сторону бунтовщика.
Евгений Онегин не смог отказаться от дуэли, так как испугался
общественного мнения.
Главный герой повести В.Распутина «Живи и помни Андрей
Гуськов, дезертирует из своей воинской части, обрекая тем
самым на гибель всех тех, ради кого он ушел на войну защищать
Слайд 12
Заключение
- О чем нужно сказать в конце сочинения?
Чтение материалов слайда.
-Работая над черновиком дома, подберите пословицу или
цитату для заключения.
Слайд 13
Подведение
итогов
Беседа
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Удалось ли достичь цели?
- Кого хотели бы оценить за работу в группе? Аргументируйте,
используя критерии.
Домашнее
задание
Дописать черновик сочинения.
Рекомендуемый объём частей представлен на слайде.
Слайд 14
Рефлексия
Беседа
- Продолжите предложения:
Мы познакомились…
Было непросто…
У нас получилось…
Хотелось бы…
Мы попробуем…
Слайд 15
Дополнительный
материал
- Прочитайте список понятий для сочинения 9.3 с сайта ФИПИ.
Скажите, важно ли человеку в жизни задумываться над этими
словами?
-Задумывались ли вы? Когда?
Осмысление этих понятий помогает нам сформировать свою
личность и научиться жить в обществе.
Слайд17
Использованная литература:
1.
Е.С.Богданова «Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в
старших классах и ЕГЭ». Издательство АСТ, Москва, 2017
2.
Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной
подготовки». Легион, Ростов-на-Дону, 2017
3.
Сайт ФИПИ