Автор: Никитина Валентина Викторовна
Должность: постинтернатный воспитатель Службы сопровождения выпускников
Учебное заведение: МОУ школа-интернат №3
Населённый пункт: д.Марусино, г.о. Люберцы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Постинтернатное сопровождение выпускников
Раздел: среднее профессиональное
Постинтернатное сопровождение выпускников.
Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных
учреждений (и приёмных семей) всегда существовала с самого начала их создания, острота
вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста
воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает
навыки продуктивного общения. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до
подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого
человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к
тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно
сегодня
становится
актуальной
проблема
разработки
и
реализации
технологии
постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.
Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В
широком
аспекте
-
как
система
осуществляемых
на
основе
межведомственного
взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной
социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности
их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных
структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)
Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего
деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов (юрисконсульт в том числе),
оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства,
получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о
постинтернатном сопровождении.
Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и
детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда
выпускник входит в самостоятельную жизнь.
Под термином «сопровождение» следует понимать
комплекс действий представителей государственных и общественных структур,
направленных на социализацию выпускников.
Задачами постинтернатного сопровождения являются:
- содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, организации
досуга, помощь в реализации и защите имущественных, жилищных и личных прав;
- оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи;
- обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период,
повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов.
Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных
конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.
Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов
уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в
отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.
Служба постинтернатного сопровождения МОУ школы-интерната №3 «Развитие» г.о.
Люберцы взаимодействует с
Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов
«Дети всей страны» (Председатель Альберт Сарбалаев)
– участие в Окружном семинаре-совещании (2020г.) (на платформе zoom), на котором
затрагивались вопросы о правах детей-сирот на получение высшего образования и
предоставление рабочих мест по окончании обучения; прохождение курсов по интересующей
профессии, ежегодной диспансеризации, обеспечение лекарственными средствами и многое
другое; II Всероссийском форуме выпускников детских домов «Мы нужны друг другу» (2021г);
Благотворительный фонд «Счастье» (Президент Диана Менибаева)
- участие в профессиональных кулинарных конкурсах GASTREET International Restaurant
Show (2018г. Айрапетов Юрий – победитель, Соболева Анастасия – участник; 2021г. Паранёв
Александр - участник)
- оказание помощи в трудоустройстве (
Starbucks)
Благотворительный Фонд «Забота близко»
Региональная
общественная
организация
помощи
детям-сиротам
«Эра
милосердия»,
Молодёжный
ресурсный
центр
г.Москва,
Проект
«Планета
профессий» (руководитель проекта Елена Соловьёва)
- адресная помощь молодым родителям, помощь в трудоустройстве, консультирование
по профопределению; участие в мастер-классах, интерактивных тематических занятиях,
профориентационных играх (онлайн и оффлайн), организация свободного времени
(посещение Русского Академического театра им. Евгения Вахтангова г.Москва)
АНО «Центр социальных инноваций «Гражданский вызов» г.Дзержинский
- адресная помощь молодым родителям и другим выпускникам (средства гигиены
новорожденным, детская одежда, детское питание, канцтовары и др.)
АНО «Центр поддержки материнства и безопасного детства «Мария мама»
социальный проект «Школа первой помощи детям»
- практический семинар «Школа первой помощи детям»
участники - Клуб молодых родителей «Аистёнок», постинтернатные воспитатели,
специалисты Службы сопровождения выпускников
Кожуховский муниципальный приют для бездомных животных
- реализация социального проекта «#собаки-дворняги» от Клуба выпускников «Феникс»
помощь в выгуле собак, покупка корма, медикаментов
Проблемы
постинтернатного
сопровождения
нашли
свое
отражение
в
развитии
отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025
года
предполагает
организацию
социально-психолого-педагогического
сопровождения
процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных
учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как
технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания
Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения
Президента
РФ,
где
поднимались
задачи
разработки
и
реализации
программ
постинтернатного
сопровождения
детей,
выпускающихся
из
таких
государственных
учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.
К таким учреждениям относятся:
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области
Окружное управление социальной защиты населения
Центр занятости населения
Управляющие компании ЖКХ и ТСЖ
Городской суд
Образовательные
организации,
в
которых
обучаются
выпускники
(ВУЗы,
колледжи,
техникумы)
МФЦ
Пенсионный Фонд РФ
Отдел учёта и предоставления жилой площади, комитет по управлению жилищным фондом
Благотворительные фонды, АНО НКО, наставники и волонтёры
Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации
форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного
взаимодействия;
- оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских
домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного
социума.
- создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения,
соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям.
Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений
существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня
заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия
механизмов интеграции в обществе. Дети-сироты и приемные дети являются одной из
категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не
выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то
же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с
особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и
социальным развитием (в том числе с ОВЗ)
В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности
с устройством на работу, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять
и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических
конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать
новое жизненное пространство (чаще всего это новое жильё или квартира, в которой они
были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки
выпускников ограничиваются набором элементарных умений. Они не имеют опыта
обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.
Работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, включает следующее:
1.
Диагностическая
работа заключается в изучении уровня благополучия
выпускника, а именно: физическое состояние, наличие заболеваний, условия и
сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного
напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление
фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.
2.
Развивающая
и
коррекционная
работа.
Разработка
индивидуальных
маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия
собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения
эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями
эффективной
коммуникации:
механизмы
межличностного
восприятия,
психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание,
правила конструктивного общения.
3.
Информационно-просветительская
работа.
Размещение
на
сайте
государственных
учреждений
информации
и
материалов
по
вопросам
постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение
листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи.
Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и
специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами
занятости.
4.
Организационно-методическая
работа. Участие в работе методических
объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением
выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе
учреждения.
Обеспечение
социально-правовой
документацией
и
методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и
издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих
постинтернатное
сопровождение
выпускников
учреждений.
Разработка
программ по постинтернатному сопровождению.
5.
Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по
проблемам самочувствия, межличностных отношений; профессиональной
самореализации
и
саморегуляции
в
деловых
отношениях;
семейного
консультирования, правовых отношений.
Таким
образом,
в
настоящий
момент
становление
системы
постинтернатного
сопровождения
можно
охарактеризовать
как
поиск
инновационных
форм,
способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной
интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.