Напоминание

Постинтернатное сопровождение выпускников


Автор: Никитина Валентина Викторовна
Должность: постинтернатный воспитатель Службы сопровождения выпускников
Учебное заведение: МОУ школа-интернат №3
Населённый пункт: д.Марусино, г.о. Люберцы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Постинтернатное сопровождение выпускников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Постинтернатное сопровождение выпускников.

Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных

учреждений (и приёмных семей) всегда существовала с самого начала их создания, острота

вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста

воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает

навыки продуктивного общения. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до

подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого

человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к

тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно

сегодня

становится

актуальной

проблема

разработки

и

реализации

технологии

постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В

широком

аспекте

-

как

система

осуществляемых

на

основе

межведомственного

взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной

социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности

их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных

структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего

деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов (юрисконсульт в том числе),

оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства,

получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о

постинтернатном сопровождении.

Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и

детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда

выпускник входит в самостоятельную жизнь.

Под термином «сопровождение» следует понимать

комплекс действий представителей государственных и общественных структур,

направленных на социализацию выпускников.

Задачами постинтернатного сопровождения являются:

- содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, организации

досуга, помощь в реализации и защите имущественных, жилищных и личных прав;

- оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи;

- обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период,

повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов.

Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных

конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.

Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов

уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в

отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.

Служба постинтернатного сопровождения МОУ школы-интерната №3 «Развитие» г.о.

Люберцы взаимодействует с

Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов

«Дети всей страны» (Председатель Альберт Сарбалаев)

– участие в Окружном семинаре-совещании (2020г.) (на платформе zoom), на котором

затрагивались вопросы о правах детей-сирот на получение высшего образования и

предоставление рабочих мест по окончании обучения; прохождение курсов по интересующей

профессии, ежегодной диспансеризации, обеспечение лекарственными средствами и многое

другое; II Всероссийском форуме выпускников детских домов «Мы нужны друг другу» (2021г);

Благотворительный фонд «Счастье» (Президент Диана Менибаева)

- участие в профессиональных кулинарных конкурсах GASTREET International Restaurant

Show (2018г. Айрапетов Юрий – победитель, Соболева Анастасия – участник; 2021г. Паранёв

Александр - участник)

- оказание помощи в трудоустройстве (

Starbucks)

Благотворительный Фонд «Забота близко»

Региональная

общественная

организация

помощи

детям-сиротам

«Эра

милосердия»,

Молодёжный

ресурсный

центр

г.Москва,

Проект

«Планета

профессий» (руководитель проекта Елена Соловьёва)

- адресная помощь молодым родителям, помощь в трудоустройстве, консультирование

по профопределению; участие в мастер-классах, интерактивных тематических занятиях,

профориентационных играх (онлайн и оффлайн), организация свободного времени

(посещение Русского Академического театра им. Евгения Вахтангова г.Москва)

АНО «Центр социальных инноваций «Гражданский вызов» г.Дзержинский

- адресная помощь молодым родителям и другим выпускникам (средства гигиены

новорожденным, детская одежда, детское питание, канцтовары и др.)

АНО «Центр поддержки материнства и безопасного детства «Мария мама»

социальный проект «Школа первой помощи детям»

- практический семинар «Школа первой помощи детям»

участники - Клуб молодых родителей «Аистёнок», постинтернатные воспитатели,

специалисты Службы сопровождения выпускников

Кожуховский муниципальный приют для бездомных животных

- реализация социального проекта «#собаки-дворняги» от Клуба выпускников «Феникс»

помощь в выгуле собак, покупка корма, медикаментов

Проблемы

постинтернатного

сопровождения

нашли

свое

отражение

в

развитии

отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025

года

предполагает

организацию

социально-психолого-педагогического

сопровождения

процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных

учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как

технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания

Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения

Президента

РФ,

где

поднимались

задачи

разработки

и

реализации

программ

постинтернатного

сопровождения

детей,

выпускающихся

из

таких

государственных

учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

К таким учреждениям относятся:

Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области

Окружное управление социальной защиты населения

Центр занятости населения

Управляющие компании ЖКХ и ТСЖ

Городской суд

Образовательные

организации,

в

которых

обучаются

выпускники

(ВУЗы,

колледжи,

техникумы)

МФЦ

Пенсионный Фонд РФ

Отдел учёта и предоставления жилой площади, комитет по управлению жилищным фондом

Благотворительные фонды, АНО НКО, наставники и волонтёры

Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации

форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного

взаимодействия;

- оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских

домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного

социума.

- создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения,

соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям.

Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений

существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня

заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия

механизмов интеграции в обществе. Дети-сироты и приемные дети являются одной из

категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не

выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то

же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с

особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и

социальным развитием (в том числе с ОВЗ)

В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности

с устройством на работу, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять

и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических

конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать

новое жизненное пространство (чаще всего это новое жильё или квартира, в которой они

были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки

выпускников ограничиваются набором элементарных умений. Они не имеют опыта

обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.

Работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, включает следующее:

1.

Диагностическая

работа заключается в изучении уровня благополучия

выпускника, а именно: физическое состояние, наличие заболеваний, условия и

сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного

напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление

фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.

2.

Развивающая

и

коррекционная

работа.

Разработка

индивидуальных

маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия

собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения

эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями

эффективной

коммуникации:

механизмы

межличностного

восприятия,

психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание,

правила конструктивного общения.

3.

Информационно-просветительская

работа.

Размещение

на

сайте

государственных

учреждений

информации

и

материалов

по

вопросам

постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение

листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи.

Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и

специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами

занятости.

4.

Организационно-методическая

работа. Участие в работе методических

объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением

выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе

учреждения.

Обеспечение

социально-правовой

документацией

и

методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и

издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих

постинтернатное

сопровождение

выпускников

учреждений.

Разработка

программ по постинтернатному сопровождению.

5.

Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по

проблемам самочувствия, межличностных отношений; профессиональной

самореализации

и

саморегуляции

в

деловых

отношениях;

семейного

консультирования, правовых отношений.

Таким

образом,

в

настоящий

момент

становление

системы

постинтернатного

сопровождения

можно

охарактеризовать

как

поиск

инновационных

форм,

способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной

интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



В раздел образования