Напоминание

Лирика Б.Л.Пастернака


Автор: Жохова Елена Михайловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ " Синявинская СОШ"
Населённый пункт: П. Синявино
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Лирика Б.Л.Пастернака
Раздел: полное образование





Назад




УРОК НА ТЕМУ:

Счастливый поэт Б.Л.Пастернак

Автор работы - педагог

Жохова Елена Михайловна

2020

1

ЦЕЛЬ УРОКА

Путем комментирования строк стихотворений ввести учащихся в мир поэта ,

научить осмысливать многозначное слово художника в контексте его

времени и судьбы.

При этом использовать приемы создания образов-ассоциаций,

выразительного чтения, создания проблемных ситуаций.

ЗАДАЧИ

Образовательные :

1. Познакомить учащихся с некоторыми моментами биографии

Б.Л. Пастернака.

2. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.

Развивающие :

3. Развивать ассоциативное и логическое мышление учеников, умение

обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

4. Воспитывать талант понимания счастья как ощущения неповторимости

каждого мгновения бытия, гармонии с природой .

Метапредметные связи: с живописью и музыкой.

ОБОРУДОВАНИЕ

Презентация к уроку.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

2. Краткое слово учителя о Б.Л.Пастернаке.

3. -Прочитайте слова М.Цветаевой : «Можно сказать , что у Пастернака

читатель пишет сам».

- Как вы понимаете эти слова? Можем ли мы сейчас доказать их

справедливость или поспорить с ними ?

-Давайте вернемся к ним позже, когда мы познакомимся с некоторыми

стихотворениями Пастернака, его биографией.

2

- Посмотрите в окно… Сегодня пасмурный день начала марта, когда весна

только рождается. Я прочитаю вам раннее стихотворение Б.Л.Пастернака

«Февраль». (У поэта февраль - по старому стилю, сейчас - это начало марта).

...

- Какой эпитет цвета важен в стихотворении?

- «Черный».

- Какие ассоциации вызывает у вас этот цвет?

- Черный , мрачный , темный…У Булгакова в «Мастере...» - символ смерти.

- Можно ли здесь поставить знак равенства : «черный- мрачный »?

- Нет! Это цвет земли ,только что показавшейся из-под снега, цвет

обновления жизни.

- У кого из русских художников мы видим такой же черный цвет?

- Картина Саврасова « Грачи прилетели».

- Как рассматривали весну древние славяне?

- Это вечное обновление жизни, мира.

- Чем интересна звукопись стихотворения?

-"Пролетка - ливень - слезы- колеса - клик - благовест- слагаются -лужи…

(нежный «л»)

-Лужи - обрушат –сухую - грусть…"

-Мир представляется звучащим на все лады: это музыка приближающейся

весны. (Напевность , шуршание , грохот).

- Назовите зримые пастернаковские детали.

- Грачи , пролетка…И нет возвышенного и обыденного - все это чудо

жизни ! И все это прекрасно!

- Как связаны здесь мир природы и мир человека?

- Они гармоничны. Весеннее пробуждение природы заставляет человека

творить. Последнее слово стихотворения-«навзрыд». Какой глагол обычно

употребляется с этим словом?

- «Плакать». А у Б.Л.Пастернака - «писать стихи»!

В этом стихотворении есть зримые образы, и здесь есть музыка.

Чтобы понять эту черту творчества Пастернака, обратимся к его биографии.

Б.Л.Пастернак родился 10 февраля1890 года. Его отец был художником

,мама- блестящей пианисткой. Первое детское воспоминание : ребенок

слышит звуки музыки и идет на них. Гостем дома в тот вечер был

Л.Н.Толстой. Такие волхвы были у колыбели Бориса Пастернака.

А потом было время мучительного выбора между музыкой и

литературой, изучение философии в Московском университете и немецком

Марбурге.

Но вернемся к лирике Пастернака. Ощущение жизни как чуда есть в

каждом его стихотворении. Я прочитаю вам мое любимое стихотворение, это

пастернаковский перевод грузинского поэта-романтика Николоза

Бараташвили , прожившего на земле 27 лет.

3

(Звучит «Элегия» Рахманинова).

- А какие ассоциации рождает у вас синий цвет?

- Продолжаем выстраивать ассоциативные ряды.

Я клавишей стаю кормил с руки...

Под хлопанье крыльев ,плеск , клекот.

(Музыкант у рояля- черные и белые клавиши- черные и белые лебеди - добро

и зло- жизнь и смерть – Орфей и Эвридика).

- Может ли ассоциативный ряд быть другим?

Вернемся к словам М.Цветаевой. Можете ли вы объяснить их сейчас ?

- Чтение Пастернака - сотворчество!

Музыка для Бориса Леонидовича - это тоже чудо жизни, рождающее

благоговение.

- Послушайте песню «Зимняя ночь» на стихи Пастернака.

- Какие слова являются рефреном?

«Свеча горела на столе».

Свеча-символ поэзии Пастернака.

Словарь символов: «Свеча - это образ духовного света во тьме невежества.

Она является важным символом христианских традиций , эмблемой Христа,

церкви, благодати , веры. Краткостью своего существования она

символизирует трепетную человеческую душу».

- Назовите детали стихотворения.

Мир по-домашнему уютен : «башмачки», «потолок», «ночник», «свечи».

ДЕТАЛЬ У ПАСТЕРНАКА - это проявление бесконечного чуда жизни.

Драматург и поэт А.Володин назвал Бориса Пастернака счастливым

человеком . Я помню, как удивили меня эти слова.

В 1956 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за

«выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение

благородных традиций великой русской литературы».

Но началась чудовищная травля Бориса Леонидовича. Решался вопрос о

выдворении Пастернака из страны. Поэт и его любимая женщина Ольга

Ивинская приняли решение , если это произойдет, вместе уйти из жизни.

В 1956 году Пастернак перенес инфаркт. Когда боль отступала, он смотрел

на дерево и слезы волнения и радости мешали видеть его. Тогда он написал

стихотворение «В больнице».

-Почему же Пастернака так часто называли счастливым человеком люди,

знавшие трагические обстоятельства его жизни?

-ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ПАСТЕРНАКА - ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ МИРУ,

ЖИЗНИ , СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.

4

А сейчас я хочу показать вам любимую игру студентов - филологов : играем

в пастернаковские метафоры:

1. Очки растерял палисадник. (блики солнца)

2. Это круто налившийся свист,

Это- щелканье сдавленных льдинок,Это –ночь ,леденящая лист,

Это-двух соловьев поединок. (поэзия)

3.капелька воска на пере творца. ( поэт)

4.обугленные груши .(грачи)

- Какое видение мира отражают метафоры Пастернака?

- Удивление , чистый взгляд на мир.

Б.Л.в одном из стихотворений рассказывает о человеке , который выписался

из больницы и словно заново видит божий мир. ( "Воздух синь , как узелок с

бельем у выписавшегося из больницы".)Так и поэзия Пастернака помогает

увидеть мир ясным , почти детским взглядом.

-Читаем стихотворение «Не плачь…».

Что вы поняли о пастернаковском отношении к женщине , к любви?

- Что было на сегодняшнем уроке самым важным? Трудным? Новым?

- Слушаем песню «Снег идет» в исполнении Юрия Фиронова.

Спасибо за внимание!

5



В раздел образования