Автор: Жохова Елена Михайловна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ " Синявинская СОШ"
Населённый пункт: П. Синявино
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Лирика Б.Л.Пастернака
Раздел: полное образование
УРОК НА ТЕМУ:
Счастливый поэт Б.Л.Пастернак
Автор работы - педагог
Жохова Елена Михайловна
2020
1
ЦЕЛЬ УРОКА
Путем комментирования строк стихотворений ввести учащихся в мир поэта ,
научить осмысливать многозначное слово художника в контексте его
времени и судьбы.
При этом использовать приемы создания образов-ассоциаций,
выразительного чтения, создания проблемных ситуаций.
ЗАДАЧИ
Образовательные :
1. Познакомить учащихся с некоторыми моментами биографии
Б.Л. Пастернака.
2. Совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения.
Развивающие :
3. Развивать ассоциативное и логическое мышление учеников, умение
обобщать и делать выводы.
Воспитательные :
4. Воспитывать талант понимания счастья как ощущения неповторимости
каждого мгновения бытия, гармонии с природой .
Метапредметные связи: с живописью и музыкой.
ОБОРУДОВАНИЕ
Презентация к уроку.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Краткое слово учителя о Б.Л.Пастернаке.
3. -Прочитайте слова М.Цветаевой : «Можно сказать , что у Пастернака
читатель пишет сам».
- Как вы понимаете эти слова? Можем ли мы сейчас доказать их
справедливость или поспорить с ними ?
-Давайте вернемся к ним позже, когда мы познакомимся с некоторыми
стихотворениями Пастернака, его биографией.
2
- Посмотрите в окно… Сегодня пасмурный день начала марта, когда весна
только рождается. Я прочитаю вам раннее стихотворение Б.Л.Пастернака
«Февраль». (У поэта февраль - по старому стилю, сейчас - это начало марта).
...
- Какой эпитет цвета важен в стихотворении?
- «Черный».
- Какие ассоциации вызывает у вас этот цвет?
- Черный , мрачный , темный…У Булгакова в «Мастере...» - символ смерти.
- Можно ли здесь поставить знак равенства : «черный- мрачный »?
- Нет! Это цвет земли ,только что показавшейся из-под снега, цвет
обновления жизни.
- У кого из русских художников мы видим такой же черный цвет?
- Картина Саврасова « Грачи прилетели».
- Как рассматривали весну древние славяне?
- Это вечное обновление жизни, мира.
- Чем интересна звукопись стихотворения?
-"Пролетка - ливень - слезы- колеса - клик - благовест- слагаются -лужи…
(нежный «л»)
-Лужи - обрушат –сухую - грусть…"
-Мир представляется звучащим на все лады: это музыка приближающейся
весны. (Напевность , шуршание , грохот).
- Назовите зримые пастернаковские детали.
- Грачи , пролетка…И нет возвышенного и обыденного - все это чудо
жизни ! И все это прекрасно!
- Как связаны здесь мир природы и мир человека?
- Они гармоничны. Весеннее пробуждение природы заставляет человека
творить. Последнее слово стихотворения-«навзрыд». Какой глагол обычно
употребляется с этим словом?
- «Плакать». А у Б.Л.Пастернака - «писать стихи»!
В этом стихотворении есть зримые образы, и здесь есть музыка.
Чтобы понять эту черту творчества Пастернака, обратимся к его биографии.
Б.Л.Пастернак родился 10 февраля1890 года. Его отец был художником
,мама- блестящей пианисткой. Первое детское воспоминание : ребенок
слышит звуки музыки и идет на них. Гостем дома в тот вечер был
Л.Н.Толстой. Такие волхвы были у колыбели Бориса Пастернака.
А потом было время мучительного выбора между музыкой и
литературой, изучение философии в Московском университете и немецком
Марбурге.
Но вернемся к лирике Пастернака. Ощущение жизни как чуда есть в
каждом его стихотворении. Я прочитаю вам мое любимое стихотворение, это
пастернаковский перевод грузинского поэта-романтика Николоза
Бараташвили , прожившего на земле 27 лет.
3
(Звучит «Элегия» Рахманинова).
- А какие ассоциации рождает у вас синий цвет?
- Продолжаем выстраивать ассоциативные ряды.
Я клавишей стаю кормил с руки...
Под хлопанье крыльев ,плеск , клекот.
(Музыкант у рояля- черные и белые клавиши- черные и белые лебеди - добро
и зло- жизнь и смерть – Орфей и Эвридика).
- Может ли ассоциативный ряд быть другим?
Вернемся к словам М.Цветаевой. Можете ли вы объяснить их сейчас ?
- Чтение Пастернака - сотворчество!
Музыка для Бориса Леонидовича - это тоже чудо жизни, рождающее
благоговение.
- Послушайте песню «Зимняя ночь» на стихи Пастернака.
- Какие слова являются рефреном?
«Свеча горела на столе».
Свеча-символ поэзии Пастернака.
Словарь символов: «Свеча - это образ духовного света во тьме невежества.
Она является важным символом христианских традиций , эмблемой Христа,
церкви, благодати , веры. Краткостью своего существования она
символизирует трепетную человеческую душу».
- Назовите детали стихотворения.
Мир по-домашнему уютен : «башмачки», «потолок», «ночник», «свечи».
ДЕТАЛЬ У ПАСТЕРНАКА - это проявление бесконечного чуда жизни.
Драматург и поэт А.Володин назвал Бориса Пастернака счастливым
человеком . Я помню, как удивили меня эти слова.
В 1956 году Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия за
«выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение
благородных традиций великой русской литературы».
Но началась чудовищная травля Бориса Леонидовича. Решался вопрос о
выдворении Пастернака из страны. Поэт и его любимая женщина Ольга
Ивинская приняли решение , если это произойдет, вместе уйти из жизни.
В 1956 году Пастернак перенес инфаркт. Когда боль отступала, он смотрел
на дерево и слезы волнения и радости мешали видеть его. Тогда он написал
стихотворение «В больнице».
-Почему же Пастернака так часто называли счастливым человеком люди,
знавшие трагические обстоятельства его жизни?
-ГЛАВНАЯ ЧЕРТА ПАСТЕРНАКА - ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ МИРУ,
ЖИЗНИ , СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ.
4
А сейчас я хочу показать вам любимую игру студентов - филологов : играем
в пастернаковские метафоры:
1. Очки растерял палисадник. (блики солнца)
2. Это круто налившийся свист,
Это- щелканье сдавленных льдинок,Это –ночь ,леденящая лист,
Это-двух соловьев поединок. (поэзия)
3.капелька воска на пере творца. ( поэт)
4.обугленные груши .(грачи)
- Какое видение мира отражают метафоры Пастернака?
- Удивление , чистый взгляд на мир.
Б.Л.в одном из стихотворений рассказывает о человеке , который выписался
из больницы и словно заново видит божий мир. ( "Воздух синь , как узелок с
бельем у выписавшегося из больницы".)Так и поэзия Пастернака помогает
увидеть мир ясным , почти детским взглядом.
-Читаем стихотворение «Не плачь…».
Что вы поняли о пастернаковском отношении к женщине , к любви?
- Что было на сегодняшнем уроке самым важным? Трудным? Новым?
- Слушаем песню «Снег идет» в исполнении Юрия Фиронова.
Спасибо за внимание!
5