Напоминание

"Дом живет благодаря любви"


Автор: Ельченко Жанна Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Дом живет благодаря любви"
Раздел: среднее образование





Назад




Дом живет, благодаря любви.

Мерой нашего солнечного света является тот блеск,

Который мы зажигаем в глазах других людей.

П.Брегг

Это мое признание в любви всем тем, кто сегодня рядом со мной, тем, кто живет в этом

доме, который называется школой…

Одни становятся педагогами потому, что в детстве они видели очень хороших учителей и

захотели подражать им. Другие, наоборот, становятся педагогами только потому, что в

детстве их учили очень плохо, и захотелось самим найти лучшие способы воспитания и

обучения.

Педагоги от радости и педагоги от боли… В этом смысле мне повезло, я считаю себя

педагогом от радости. Суть моей педагогической концепции можно передать в

нескольких словах: любовь к ученикам, а через эту любовь- привитие им любви к учению.

Сегодня я- учитель физики и заместитель директора по воспитательной работе, а значит, я

могу сделать немало. Замечу, что не «воспитывать», не «формировать», а именно помочь

ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, если он сам того захочет

и приложит для достижения цели значительные усилия. Это трудная и интересная задача,

тем более, что она не имеет однозначного решения и в каждом новом классе ее

приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы, но в любом случае

я убеждена, что образование-процесс, безусловно, обоюдный и без активных усилий

ученика обречен на провал.

Много моего внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, безопасности для

ученика, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях.

Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи. В том числе и так

называемые «мелочи».

Стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилиям, ученики при ответе с

места на уроке не встают, а отвечают сидя, еще один важный аспект- те ученики, которые

выходят к доске отвечать на вопросы своего товарища, знают, что при любом ответе они

не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую

получить могут, поэтому без опасений выходят к доске. И я с искренним удовольствием

восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто

выражать свои чувства.

Считаю важным бережно относиться к атмосфере урока, нетерпима к опозданиям

учащихся, всячески пресекаю попытки высмеять товарища, обратить внимание на

неудачную фразу или ошибку.

Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески- очень важная для меня

педагогическая задача. Когда начинаю новую тему, даю список дополнительной

литературы, указываю другие возможные подходы к этой теме. Стараюсь не навязывать

своего мнения ученикам, а рекомендую выработать свое, особенное, в обучении

возникают свобода выбора и мотивация его, учеба превращается в увлекательный

процесс. Кстати говоря, всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку

или неточность в доказательстве или решении задачи. Для меня физика, обучение физике

не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика, развития ее, поэтому

для меня главное- давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

Физика как предмет изучения дает возможность развития таких качеств личности, как

наблюдательность, аккуратность, точность в изложении своих мыслей, систематичность в

работе, активность, ответственность. Особо хочу выделить честность. Наличие четких

критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формировать

правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои

амбиции и желания с реальностью. В этой связи хочу отметить, что для меня равно важны

как успехи моих учеников в изучении углубленного курса физики, так и те случаи, когда

общение со мной помогает кому-то из ребят осознать, что физика- это не его судьба.

Несколько слов о поведении, дисциплине, построении взаимоотношений с учащимися.

Если ребенок чувствует себя в безопасности на своем месте и нужным окружающим, он

не может стать дисциплинарной проблемой. Важно обращать внимание на то, как

чувствует себя ученик, а для этого он должен иметь возможность выражать свои чувства.

Думаю, что дисциплина должна основываться на чувстве, а не на контроле и подавлении.

Такой подход к дисциплине требует отделять человека от его поступка, действия. «Мне не

нравится, как ты поступил, но я тебя люблю и верю, это больше не повторится». Поступок-

всегда результат чувств, важно понять эти чувства и научиться с ними обращаться. Даже

если необходимо наказание, учителю вовсе необязательно быть судьей, достаточно

просто быть выразителем общепринятых норм, нарушенных учеником, поэтому в

общении с учеником стараюсь ни в коем случае не оказаться с ним в конфронтации, так

сказать « по разные стороны баррикады».

В этой связи добавлю еще, что для меня важно избегать манипуляции в общении с

учениками. Стараюсь решать все вопросы с самими учащимися, не обращаясь без

крайней нужды к помощи родителей; пресекаю доносы учеников друг на друга;

отказалась от любимчиков, предъявляю одинаковые требования ко всем учащимся.

Избегаю создания атмосферы неизвестности- заранее сообщаю критерии отметок, решаю

вопросы перевода из класса в класс и т.п.

Стремлюсь высказывать уважение к личности ученика, даже в случае несогласия с ним по

какому-либо вопросу, не использую отметку как наказание. Мое отношение к таким

манипулятивным методам воздействия на учеников очень точно передал И.М. Губерман:

Добро, не отвергая средства зла.

По ним и пожинает результаты:

В раю, где применяется смола,

Архангелы копытны и рогаты!...

…Но вот звенит последний звонок, и близок выпускной вечер. Со светлой грустью и

радостью, трепетом каждый год провожаю выпускников. Они похитили часть моего

сердца, моей энергии, моего тепла. Хотелось бы верить, что на своем жизненном пути

они также кого-то согреют.

На выпускном вечере я желаю своим милым друзьям найти свою «частичку любви», к

которой бы их тянуло, как меня в школу, где поняли, оберегли. Как сложится жизнь

дальше? Зависит от них. Не один раз слышала я слова благодарности от детей, слышала и

объяснения в любви от бывших учеников. Любви, от которой становишься сильнее и

лучше. Наверное, лучше благодарности для учителя и женщины не бывает.

Я счастлива, что есть любимая работа, есть прекрасные люди рядом, а значит, и жизнь в

моем доме не прекращается. Дом живет благодаря любви и дружбе.

Спасибо вам, люди, и вам, маленькие человечки, за дружбу со мной.



В раздел образования