Автор: Ельченко Жанна Анатольевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Дом живет благодаря любви"
Раздел: среднее образование
Дом живет, благодаря любви.
Мерой нашего солнечного света является тот блеск,
Который мы зажигаем в глазах других людей.
П.Брегг
Это мое признание в любви всем тем, кто сегодня рядом со мной, тем, кто живет в этом
доме, который называется школой…
Одни становятся педагогами потому, что в детстве они видели очень хороших учителей и
захотели подражать им. Другие, наоборот, становятся педагогами только потому, что в
детстве их учили очень плохо, и захотелось самим найти лучшие способы воспитания и
обучения.
Педагоги от радости и педагоги от боли… В этом смысле мне повезло, я считаю себя
педагогом от радости. Суть моей педагогической концепции можно передать в
нескольких словах: любовь к ученикам, а через эту любовь- привитие им любви к учению.
Сегодня я- учитель физики и заместитель директора по воспитательной работе, а значит, я
могу сделать немало. Замечу, что не «воспитывать», не «формировать», а именно помочь
ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, если он сам того захочет
и приложит для достижения цели значительные усилия. Это трудная и интересная задача,
тем более, что она не имеет однозначного решения и в каждом новом классе ее
приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы, но в любом случае
я убеждена, что образование-процесс, безусловно, обоюдный и без активных усилий
ученика обречен на провал.
Много моего внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, безопасности для
ученика, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях.
Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи. В том числе и так
называемые «мелочи».
Стараюсь обращаться к ученикам по именам, а не по фамилиям, ученики при ответе с
места на уроке не встают, а отвечают сидя, еще один важный аспект- те ученики, которые
выходят к доске отвечать на вопросы своего товарища, знают, что при любом ответе они
не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую
получить могут, поэтому без опасений выходят к доске. И я с искренним удовольствием
восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто
выражать свои чувства.
Считаю важным бережно относиться к атмосфере урока, нетерпима к опозданиям
учащихся, всячески пресекаю попытки высмеять товарища, обратить внимание на
неудачную фразу или ошибку.
Развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески- очень важная для меня
педагогическая задача. Когда начинаю новую тему, даю список дополнительной
литературы, указываю другие возможные подходы к этой теме. Стараюсь не навязывать
своего мнения ученикам, а рекомендую выработать свое, особенное, в обучении
возникают свобода выбора и мотивация его, учеба превращается в увлекательный
процесс. Кстати говоря, всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку
или неточность в доказательстве или решении задачи. Для меня физика, обучение физике
не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика, развития ее, поэтому
для меня главное- давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.
Физика как предмет изучения дает возможность развития таких качеств личности, как
наблюдательность, аккуратность, точность в изложении своих мыслей, систематичность в
работе, активность, ответственность. Особо хочу выделить честность. Наличие четких
критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формировать
правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои
амбиции и желания с реальностью. В этой связи хочу отметить, что для меня равно важны
как успехи моих учеников в изучении углубленного курса физики, так и те случаи, когда
общение со мной помогает кому-то из ребят осознать, что физика- это не его судьба.
Несколько слов о поведении, дисциплине, построении взаимоотношений с учащимися.
Если ребенок чувствует себя в безопасности на своем месте и нужным окружающим, он
не может стать дисциплинарной проблемой. Важно обращать внимание на то, как
чувствует себя ученик, а для этого он должен иметь возможность выражать свои чувства.
Думаю, что дисциплина должна основываться на чувстве, а не на контроле и подавлении.
Такой подход к дисциплине требует отделять человека от его поступка, действия. «Мне не
нравится, как ты поступил, но я тебя люблю и верю, это больше не повторится». Поступок-
всегда результат чувств, важно понять эти чувства и научиться с ними обращаться. Даже
если необходимо наказание, учителю вовсе необязательно быть судьей, достаточно
просто быть выразителем общепринятых норм, нарушенных учеником, поэтому в
общении с учеником стараюсь ни в коем случае не оказаться с ним в конфронтации, так
сказать « по разные стороны баррикады».
В этой связи добавлю еще, что для меня важно избегать манипуляции в общении с
учениками. Стараюсь решать все вопросы с самими учащимися, не обращаясь без
крайней нужды к помощи родителей; пресекаю доносы учеников друг на друга;
отказалась от любимчиков, предъявляю одинаковые требования ко всем учащимся.
Избегаю создания атмосферы неизвестности- заранее сообщаю критерии отметок, решаю
вопросы перевода из класса в класс и т.п.
Стремлюсь высказывать уважение к личности ученика, даже в случае несогласия с ним по
какому-либо вопросу, не использую отметку как наказание. Мое отношение к таким
манипулятивным методам воздействия на учеников очень точно передал И.М. Губерман:
Добро, не отвергая средства зла.
По ним и пожинает результаты:
В раю, где применяется смола,
Архангелы копытны и рогаты!...
…Но вот звенит последний звонок, и близок выпускной вечер. Со светлой грустью и
радостью, трепетом каждый год провожаю выпускников. Они похитили часть моего
сердца, моей энергии, моего тепла. Хотелось бы верить, что на своем жизненном пути
они также кого-то согреют.
На выпускном вечере я желаю своим милым друзьям найти свою «частичку любви», к
которой бы их тянуло, как меня в школу, где поняли, оберегли. Как сложится жизнь
дальше? Зависит от них. Не один раз слышала я слова благодарности от детей, слышала и
объяснения в любви от бывших учеников. Любви, от которой становишься сильнее и
лучше. Наверное, лучше благодарности для учителя и женщины не бывает.
Я счастлива, что есть любимая работа, есть прекрасные люди рядом, а значит, и жизнь в
моем доме не прекращается. Дом живет благодаря любви и дружбе.
Спасибо вам, люди, и вам, маленькие человечки, за дружбу со мной.