Напоминание

«Целостный подход в изучении темы «Интервал» в курсе сольфеджио начальных классов Детской музыкальной школы».


Автор: Лисак Елена Семеновна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО Ордынская детская школа искусств
Населённый пункт: р.п.Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: Методическая работа по сольфеджио
Тема: «Целостный подход в изучении темы «Интервал» в курсе сольфеджио начальных классов Детской музыкальной школы».
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Ордынская детская школа искусств».

Методическая работа по сольфеджио на тему:

«Целостный подход в изучении темы «Интервал» в курсе сольфеджио

начальных классов Детской музыкальной школы».

Выполнила:

преподаватель МБУ

ДО

«Ордынская

детская

школа

искусств»

Лисак

Елена Семеновна.

2021г.

2

Содержание

1..Всестороннее развитие музыкального слуха - основная задача в преподавании

сольфеджио.

2.. Методические аспекты изучения темы «Интервалы»:

а) слуховые восприятия гармонических и мелодических интервалов.

б) работа с интервалами в ладу.

3..Образно - эмоциональная характеристика интервалов (на примере

пособий музыкантов- педагогов и теоретиков - обзор методических

пособий.)

4. .Использование приемов наглядно-игровой методики (из

личного опыта).

5..Заключение.

6..Список используемой литературы.

3

"Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных

способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика...

Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать

музыку, переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении. Эти задачи и

являются конечной целью музыкального образования. Поскольку музыкальный слух

- это главное орудие музыканта, постольку значение предмета сольфеджио очень

велико".

Ученые-психологи подразделяют всех людей на четыре типа, каждый из

которых предпочитает пользоваться своими излюбленными каналами восприятия:

аудиалы предпочитают воспринимать окружающий мир на основе звуковых

образов; визуалы получают информацию о мире посредством зрительных образов;

кинестетики из всех каналов восприятия выделяют те, которые дают им

осязательные впечатления; дигиталы - самый редкий тип людей, основным каналом

восприятия для них является письменность. Поэтому в поисках эффективной

методологии освоения интервалов желательно использовать все эти каналы в

информационном обмене между учителем и учеником.

Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель,

стоящую

в

основе

изучения

курса

предмета

«Сольфеджио»,

в

рамках

дополнительного образования в ДМШ и ДШИ - развитие музыкального слуха.

Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных

сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным

слуховым представлениям, в практической работе с интервалами, осуществляется

приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять

знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности,

написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы

«интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального

слуха учащегося, но

важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на

постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в

изучении данной темы.

Специфика преподавания сольфеджио в подготовительных и младших классах

4

состоит в том, что любые, самые сложные категории, термины, правила педагог

должен объяснять таким языком, чтобы его понимали все - даже самые слабые

ученики. Должна быть полностью исключена запись длинных и наукообразных

правил под диктовку преподавателя. Простота и доступность - важнейший

методический

принцип,

который

является

признаком

профессионализма

в

деятельности педагога. Первые два года обучения теоретический материал должен

даваться только в устной форме, а основой усвоения нового материала должно быть

эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений.

Поэтому творчески мыслящие педагоги начальных классов находятся в постоянном

поиске новых методов и технологий освоения теоретического материала.

Развитие музыкального слуха, невозможно без долгой и кропотливой работы

над интервалами, начинающейся уже в 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающийся на

протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль

интервала,

его

выразительных

возможностей

в

музыке

огромна.

Интервал

«составляет сердце и душу музыки» (Л.Бернстайн), «это поистине живая клеточка

музыки. В нём часто заключена самая соль гармонии» (Г.Виноградов, Е.Красовская

стр.89 «Занимательная теория музыки»).

Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идет об

интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю,

что интервал - одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть

выявление интервалов".

Методические стадии изучения темы «Интервалы».

Работать

следует

над

двумя

основными,

в

освоении

этого

элемента

музыкального языка, сторонами:

1) первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала

как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных

свойствах консонантности и диссонантности;

2) вторая – на изучение мелодического свойства интервала – основы строения,

выразительности мелодической линии.

5

Поэтому при изучении и освоении мелодического, гармонического интервала,

необходимо ставить следующие задачи:

1) гармонический интервал трактовать как созвучие,

обладающее

тембровой

и

функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и

тембрового слуха.

2) мелодический

интервал

изучать

«как

интонацию,

как

наименьшую

выразительную ячейку, «измеритель

эмоционального

строя

звукопроизнесения»

(Б.Асафьев).

Умение слышать

гармонический

интервал,

даёт

возможность

впоследствии

структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать

мелодические

интервалы,

открывает

возможность

точного,

осмысленного

воспроизведения

мелодии.

Слуховые восприятия гармонических и мелодических интервалов.

Работа

над

интервалами

позволяет

одновременно

активизировать

многие

процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия.

Возможность правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме даёт

возможность приобретения, развития

интервального слуха, то есть осознанных

интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха –

результат

развития

относительного

слухового

восприятия.

Ведь

учащиеся,

обучающиеся в ДМШ, ДШИ, далеко не все, на первом этапе знакомства с музыкой,

имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо

развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на

начальном этапе курса сольфеджио, является ладовое чувство.

Работа с интервалами в ладу.

По словам П.Бережанского «Известно, что ладовое чувство подразделяется на

два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам

по себе как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени

напряжения,

направлению

тяготения

и

разрешения

в

тонику.

При

этом

6

воспринимается

ступеневое

качество

звука,

формируется

индивидуальный

ступеневый

«портрет»

каждого

отдельного

звука

лада

и

в дальнейшем - его

ступеневое представление. В другом случае

усваивается

соотношение

между

предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается интервальное

качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в

дальнейшем - интервальные представления». «Для лиц, не имеющих абсолютного

слуха, отдельные звуковысотные

ступени сами по себе не имеют никакой

индивидуальности. Эта

индивидуальность присуща только отношению между

звуками, то есть

интервалам», - верно отмечал Б. М. Теплов, потому что

«Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат

основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал

может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество

интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками. «С одной

стороны, интервал узнается

слухом как таковой, независимо от того, в каком

ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует

столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же

интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых

вариантов может

приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е. В. Назайкинский. Таким образом,

«Каждый звук имеет два значения, - писал А. П.

Агажанов, - первое - его

местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе - роль

данного звука, его функция в конкретной тональности».

Задача

педагога

научить

учащихся

точно

и

осмысленно

воспроизводить

голосом

скачки

на

любые

интервалы,

в

любом

направлении,

в

любых

метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в

мелодическом,

так

и

в

гармоническом

звучании

в

ладу,

учитывая

его

функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу.

При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На

этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет

упражнение на тактильность и зрительную память -

показывать

на

трафарете-

клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и чёрных клавиш по

порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение

7

быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без

них,

проигрывать

на инструменте фортепиано, а также считать от любого

предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и

легко считать

определённую

заданную

тоновую

величину

в

восходящем

и

нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы

«интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как

правило,

общее,

нужно

кратко

и

понятно

дать

определение этому

важному

элементу музыкального языка, имеющего нижний звук - основание и верхний -

вершину.

С

теоретической

точки

зрения

познакомить

с

названиями,

их

обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в

интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связанны названия

интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать

заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом,

добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш

вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов, нужно

обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположения звуков,

особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро

и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу.

Например, звуки примы можно

назвать

«близнецами»,

«двойняшками»,

по

видимому повторению одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как

звуки там расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со

«столбиком», у которого пропущен один звук. В практической части

важно

разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по

гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная

сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует ещё более

внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют сначала

знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с малыми и большими,

но освоение в другом порядке тоже возможно, это в первую очередь зависит от

возраста и уровня способностей учащихся в группе.

Образно-эмоциональная характеристика

интервалов

(обзор

методических

8

пособий).

На

начальном

этапе,

при

первом

знакомстве

с

конкретным

интервалом

важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе

изучения, что происходит в младших классах, многие преподаватели используют

образно-зрительную систему ассоциаций.Такую методику разработал музыкант,

преподаватель Владимир Викторович Кирюшин. У В.В.Кирюшина есть сказка «О

длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», она создана для того, чтобы

объяснить детям названия и строение основных музыкальных интервалов, дать им

эмоциональные характеристики.

Данная

книга

является

одной

из

серии

музыкальных

мифов-сказок,

в

которых детям самого разного возраста даются основные понятия из области теории

музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия основных интервалов,

посредством их образно-эмоциональной характеристики. При чтении, знакомстве с

новым героем, можно одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для

наиболее яркого представления образа героя-интервала. В приложениях книги даны

задания, вопросы, а также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано,

которые помогут объяснить строение каждого интервала,

аккорда, лада и прочих

«премудростей» музыкального языка. По словам В.Кирюшина, толчок к развитию

его художественно-образной системы дали сами дети. «Так, схватывая суть, дети

находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом

определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка и крысу разом с

двумя большими иглами (поскольку, секунда в переводе с латинского — два).

Терция же для детей — это что-то нежное, мягкое, отсюда — пушистые зверьки,

похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку,

терция переводе с латинского — три)». Но здесь следует отметить, что любая

методика требует индивидуального подхода и

понимания, учитывая возраст и

интересы учащихся. На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и

мелодическую природу

звучания интервала через конкретный пример, образ,

который будет доступен для учащихся данного возраста. Педагог на этом этапе

должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об

ассоциациях,

связанных со звучанием гармонического «фонизма» интервала. В

9

мелодическом освоении помогут краткие песенки-попевки, сочинённые на каждый

интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов.

Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в

мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно

проиграть её на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии

подобрать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок

использовалось как восходящее, так и нисходящее движение на данный интервал.

Самостоятельно работая над данным

упражнением, при проигрывании его на

фортепиано, у учащегося

активизируется

и

развивается

память

как

слуховая,

образная, так и тактильная. Сочиняя или заимствуя песенки-попевки из пособий

других

музыковедов,

нужно

учитывать

возраст

учащихся.

Например,

есть

замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной

«Путешествие в страну

интервалов»,

Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», где на каждый интервал дана выразительная

песенка про персонажа-животного сказочного героя, вызывающая конкретный образ

у учащихся. Такие пособия подойдут для учащихся 1-2 классов по

семилетнему курсу обучения, для учащихся 1-2 классов по пятилетнему курсу, эти

песенки кажутся «детскими», в силу их возрастных ограничений. Более того, у

ребят

этого возраста возникают стеснения, и даже нежелание исполнять песенки-попевки,

предложенные

в

пособиях

Т.Смирновой,

Л.Лёхиной,

считая

их

«слишком

детскими». Поэтому с учащимися народных, духовых отделений по пятилетнему

обучению следует выбирать подходящую для них тематику образов,

советоваться

с

ними,

сочинять,

подбирать

те

примеры,

которые

будут им

интересны. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов,

мультфильмов, современных песен . Но песенки- попевки, отрывки должны быть

простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости от своих

способностей мог проиграть

их

самостоятельно

на

инструменте,

желательно,

конечно, на фортепиано. В своей практике, обучая учащихся пятилетнего курса

обучения предмета «сольфеджио», использую собственные песенки-попевки. На

первых уроках, при знакомстве с названиями интервалов можно выучить простую

песенку-правило из пособия Т.Сиротиной «Интервалы», она поможет учащимся

10

быстро запомнить порядок интервалов и наглядно в

мелодии,

тактильно

при

проигрывании

почувствовать

разное

расстояние

между звуками в момент

пропевания конкретного интервала. С подготовительными группами или группами 1

класса

семилетного

курса

обучения можно разучить песенку «Интервалы» из

пособия

Л.Алексеевой

«От примы до октавы» . В сборнике Л.Алексеевой нет

песенок-попевок, она предлагает свою методику освоения данной темы.

Знакомство с данными элементами музыкального языка автор представляет в

звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях. Автор на примерах ярких

песен, пьес других авторов, заимствованных из

профессиональной, народной

музыки, создаёт определённые образные

ассоциации у учащихся, позволяющие

легко и быстро запомнить мелодию и характер звучания интервала. Цель пособия:

развить интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов,

обучить

элементарной

импровизации.

Для

хорового,

вокальных

отделений

учащихся семилетнего образования можно использовать песенки более сложные, с

более широким диапазоном, так как у учащихся этих отделений быстрее развивается

голосовой

аппарат.

Можно

выборочно

пользоваться

пособием В.Соколова,

В.Попова,

Л.Абелян

«Школа

хорового пения». В этом пособии в песенках-

упражнениях, сочинённых

на определённый интервал нет конкретного образа-

персонажа, герой этих песен сам интервал. Мелодии песенок просты, интересны,

легко

запоминаются,

а

выразительное

сопровождение

подчёркивает

общий

индивидуальный характер звучания. Мелодии песенок построены на интонациях

одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что

даёт возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в

двух направлениях. Это своего рода музыкальные упражнения-правила: в текстах

песенок указаны

название интервала и количество тонов в нём. На своём

педагогическом

опыте убедилась в том, что учащиеся быстро запоминают эти

песенки, и с лёгкостью отгадывают интервалы на слух, приобретают первичный

навык интонирования данного интервала. Впоследствии, выбранные и выученные

песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать

на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно, пропевать от

основания к вершине

анализировать характер звучания данного интервала,

11

вспоминать,

подбирать

по

памяти

подходящую,

знакомую

песенку,

затем

отгадывать.

Пропевая

расстояние в интервале между звуками, у учащихся

происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со

временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние, диапазон

увеличивается, и, соответственно, определить его тоже будет не сложно по этому

дополнительному признаку.

Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать

правильную и точную характеристику звучания каждого

интервала, ведь при

систематических занятиях, у каждого создаётся свой образ, ассоциации. Нужно,

чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного

«звукового образа», через

внутреннее интонирование, а также обращение к

«памяти» голосовых

связок. При проигрывании интервалов нужно всё время

активизировать

внимание

учащихся,

например,

поставить

задачу

«из

шести

проигранных

интервалов, определить, сколько прозвучало малых секунд, или

диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в

восходящем порядке, затем спросить какие и т.д.».

Уместно приучать учащихся находить самые выразительные

элементы в

музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или

роли его в аккомпанементе, рассуждать о его выразительном свойстве, значении в

данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух

способность точно оценить

интервал

как

высотное

соотношение

двух

звуков, обладающих определенным

устойчивым выразительным

свойством. Прежде всего, необходимо различать

выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его

мелодической форме. Решающее значение для выразительности гармонического

интервала имеет степень сложности одновременного

сочетания

его

звуков,

его

консонантность или диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа

гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта:

1) определить по звучанию консонанс или диссонанс;

2) определить, пропевая от основания к вершине расстояние между звуками – узкий

интервал или широкий;

3) определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой

12

характеристики.

Для мелодического интервала решающее значение имеет направление

(восходящее или нисходящее), которым интервал образуется. Для обеих сторон

интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое

значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр и характер исполнения.

Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или

музыкальном предложении, в котором оно появляется: в начале, середине, в момент

кульминации, цезуры, в кадансе; участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции

и т.д. В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать так:

ч.1 – повторение одного и того же звука, унисон.

м.2

гармоническая

хар-ка

:

узкий,

близкий,

жалобный

диссонанс,

резкий,

«фальшивый»; мелодическая хар-ка: разрешение в восходящем порядке, скорбь,

плачь в нисходящем.

б.2

гармоническая

характеристика

:

узкий,

светлый,

уверенный,

твёрдый

диссонанс;

мелодическая

характеристика

: похож на начало гаммы в восходящем порядке, на

окончание гаммы в нисходящем.

м.3 – гармоническая

хар-ка

: узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс;

мелодическая

хар-ка

:

ласковый,

певучий,

покачивающийся,

начало минорного

трезвучия.

б.3 – гармоническая

хар-ка

: светлый, весёлый, мягкий консонанс;

мелодическая

хар-ка

: бодрый, весёлый, певучий, начало мажорного трезвучия.

ч.4 – гармоническая

хар-ка

: гордый, уверенный, твёрдый, яркий консонанс;

мелодическая

хар-ка

: интонация гимна, фанфар, призыва.

ч.5 – гармоническая

хар-ка

: пустой, холодный, спокойный консонанс;

мелодическая

хар-ка

: крайние звуки трезвучия.

м.6 – гармоническая

хар-ка

: широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс,

обращение терции; мелодическая

хар-ка

: певучий, ласковый.

б.6 – гармоническая

хар-ка

: широкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс,

13

обращение терции; мелодическая

хар-ка

: певучий, размашистый, уверенный.

м.7 – гармоническая

хар-ка

: широкий, мягкий диссонанс, хочется разрешить

вниз, обращение секунды; мелодическая

хар-ка

: требует разрешения, допевания,

неустойчивое звучание.

б.7 – гармоническая хар-ка: широкий, резкий, острый диссонанс, хочется разрешить

вверх, в октаву, обращение секунды; мелодическая

хар-ка

:

далёкий,

требует

разрешения,

допевания,

ярко

выраженное

неустойчивое

звучание.

ч.8 – широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте.

Для запоминания количества тонов в интервалах можно пользоваться наглядным

пособием-таблицей «Интервалы». В различных пособиях

встречаются разные

подобные таблицы, у Л. С. Синяевой есть наглядное

пособие

«Интервалы,

ступеневая

и

тоновая

величина»,

но

в

своей

практике пришла к выводу, что

учащимся младших классов мало понятна запись десятичных обозначений тонов,

поэтому в своей разработанной таблице указываю двойное обозначение количества

тонов. Например, в малой терции: 1.5 (1 тон + полутон). Цель: понятно и доступно

обозначить, для

понимания на данном этапе обучения, количество тонов в

интервалах, имеющих в своём составе полутон. Со временем, учащиеся запоминают

и десятичное обозначение, благодаря двойному наглядному обозначению.

Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа

над

интонированием в ладу. Здесь следует сказать, о том, что явно возрастает значение

песенок- попевок, опирающихся на ладовые ощущения, то есть, на каком-то этапе

при работе с интервалами стирается грань между работой в ладу и вне лада. У

учащегося при работе в ладу должен быть хорошо закреплён в сознании характер

звучания

каждой

ступени,

это

поможет

ему

осознанно

ориентироваться,

интонировать в тональности.

I

ступень тоника, самая опорная и главная в тональности, она начало и конец

звучания;

II

ступень неустойчивая, осторожная, близкая к тонике, хочется разрешать в неё

нисходящим движением;

III

ступень опорная, терцовая по отношению к тонике, в мажоре светлая, весёлая,

14

в миноре – грустная, печальная;

IV ступень самая уверенная, твёрдая из всех неустойчивых благодаря квартовому

расстоянию от тоники, хочется допеть, разрешить в III;

Vступень

опорный,

устойчивый

квинтовый

тон

тонического

трезвучия,

доминанта;

VI

ступень характеризуется в мажоре светлой, лёгкой, в миноре – жалобной,

печальной, хочется разрешать в нисходящем направлении в V ступень;

VII

ступень

по

характеру

звучания

острая,

неустойчивая,

стремящаяся

разрешиться вверх. Звучание каждой ступени сопровождается ручным

знаком,

позволяющим наглядно определить место положения ступени в тональности. В

своей практике пришла к выводу изменить ручные знаки при обозначении III, VI,

VII ступеней в ладах, натуральных видах мажора и минора. В миноре, поскольку

меняется ладовое звучание III, VI, VII

(нат.) ступеней, изменяю на другие,

указывающие на грустное, печальное настроение.

Одним из эффективных упражнений для работы в ладу является

пение

ломаной гаммы. Сначала при пении в восходящем порядке гаммы возвращаемся к

тонике в первой октаве, если в До мажоре, то к ноте до первой октавы, а при пении в

нисходящем порядке – возвращаемся к тонике во второй октаве. При пении данного

упражнения участвует ладовое взаимоотношение ступеней, тяготений неустойчивых

к устойчивым.

И. П. Гейнрихс отмечает, что «ступеневые» представления

формируются

значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных

выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем

лучше

развиты

у

учащихся

ступеневые

представления,

тем

точнее

ими

воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные

слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых

представлений

является

поэтому

основой

развития

ладового

чувства

и,

следовательно,

музыкального слуха».

Е. В. Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и

ступеневых

представлений,

считает,

что

возможен

подход,

при

котором «умение

строить

интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада».

15

И далее: «...Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не

только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха».

Итак, опираясь на ладовую систему в работе с интервалами следует начинать

с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений.

Интервалы

на

устойчивых ступенях: от I ↑ - ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре, от V ↑–ч.4, б.3 в

натуральном мажоре, гармоническом виде минора, б.2 ↑ от V,

от III ↓ - б.3 в

мажоре,

м.3

в

миноре,

м.6

в

мажоре,

б.6

в

миноре;

м.2 от III

↑, от

неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию секунды м.2 от VII ↑,

интонацию м.3 от VII ↑ или II ↓ , интонацию б.6 от II ↑ и т .д.

В пособии Т.Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены

упражнения

в

ладу,

даны

секвенции,

что

позволяет

активизировать ладовые

представления. Целью в создании такого пособия было систематическое, поэтапное

освоение материала,

опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ.

Целесообразно

пропевать

интервальные

последовательности

двухголосно,

гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком

задании

развивается

гармоническое

мышление,

способность

слушать

одновременное

звучание голосов, следить за своим голосом.

Методическое

пособие

Т.А.Боровик

«Изучение

интервалов

на

уроках

сольфеджио» по сравнению с предыдущими (выше перечисленными), появилось не

так давно и было специально

разработано для подготовительных групп и 1-2

классов семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ. В нём обобщён опыт работы

над

интервалами

на

начальном

этапе

обучения,

основанный

на

ассоциативно-

образном опыте детей с использованием пластических и графических символов

интервалов.

Данный метод требует более детального изучения и подхода к

освоению. В пособии даны интересные задания и примеры, применяемые в данной

методике.

Индивидуальность

образа

интервала

здесь

выражена

не

только во

множественных

словесных

характеристиках,

также

в

пластических

ручных

символах, и графических обозначениях, позволяющих наглядно изобразить нужный

интервал.

Использование приемов наглядно-игровой методики.

Вопрос оптимизации современного музыкального образования

является

16

важнейшей проблемой в последние годы. Наверное, каждый

преподаватель

сольфеджио

понимает,

что

старый

академический

стиль

преподавания

для

современных детей не подходит.

В последние годы в социально-культурной сфере наметились серьезные изменения

и портрет нашего ученика выглядит таким образом:

- полное отсутствие слухового опыта, начальных навыков пения, отсутствие чувства

ритма. Что называется, «берем всех!»;

- ученик

не

вполне

здоровый

физически,

гиперактивный,

а

часто

и

имеющий

ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Уставший

из-за

перегрузок

в

общеобразовательной

школе,

где

кроме

учебных

предметов,

ученик

посещает

уроки

по

внеурочной

деятельности,

спортивные секции, лингвистические курсы. Часто не желающий обучаться, учится

потому, что так хотят родители. Подавляющее большинство родителей отдает своих

детей в муз. школу для того, чтобы ребенок не бегал на улице, не думая о том, что

пробуждение интереса к музыке и само обучение требует систематической работы, а

получать удовольствие на уроках сольфеджио ничего не делая дома,

никак не

получится. К 4-5 классу желание обучаться у ребенка пропадает совсем.

Основная

причина

изменения

социально-культурной

сферы

бурное

развитие

научно-технического

прогресса.

Тотальная

компьютеризация

и

информационный бум кардинально изменили весь уклад общественной

жизни.

Стремительное развитие техники привело к тому, что дети с одной

стороны

насыщены различной информацией (планшеты, телефоны не выпускаются из рук), а

с другой стороны вся эта информация воспринимается поверхностно. Развивается

калейдоскопичность, бессистемность мышления. С появлением и развитием средств

звукозаписи облегчился доступ музыки и информации к слушателю: он может

получить ее, не прилагая к этому никаких усилий. Родители учащихся ДШИ часто

задают вопрос: «Зачем столько усилий на обучение и нужно ли вообще учиться

музыке?». Особенно этот вопрос коснулся сольфеджио. Среди родителей и детей

закрепилось стойкое мнение, что сольфеджио – это очень сложный, теоретический

предмет, совсем не интересный и, поэтому, ненужный…

Перед современным преподавателем сольфеджио стоит задача за время урока

17

в 60 минут заинтересовать ученика, донести объем теоретических сведений, развить

вокально-интонационные,

слуховые,

метроритмические

навыки,

навыки

музыкального диктанта, и все это с игровыми и творческими моментами,

на

позитиве и эмоциональном подъеме.

И, конечно же, основная задача -

не

перегрузить учебным материалом здоровье ребенка. В последнее время все чаще

идет речь о здоровьесберегающих технологиях в обучении, применение которых

стало популярным направлением в современной педагогике. Естественно, все это

вместить в урок при использовании традиционной системы и академического стиля

преподавания сольфеджио невозможно.

Одной из наиболее значимых форм работы над интервалами является

слуховой анализ. Учиться определять интервалы на слух дети должны на каждом

уроке. Позволю себе привести несколько методических рекомендаций. При анализе

элементов музыкального языка, в частности, интервалов, следует использовать их

контрастные сочетания. К примеру, после секунды играть октаву, после терции -

септиму. Контрасты по высоте и по диссонантности помогут лучше запомнить

звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом

этапе обучения, при знакомстве с интервалами.

Еще один прием для начального этапа: интервалы играются не по

отдельности, а в параллельном движении, то есть несколько параллельных секунд,

терций, кварт или квинт. При таком методе подачи значительно усиливается окраска

интервала.

Письменные построения интервалов не менее важны в процессе их изучения,

чем слуховой анализ. Так же, как вышеуказанные формы работы, интервальные

построения должны повторяться из урока в урок. Повторение - один из важнейших

методических принципов. Следует, однако, предостеречь. "Повторение не должно

быть монотонно-механическим, иначе будет явный крен в сторону бессмысленной

зубрежки. Во всяком повторении должен быть какой-то элемент новизны, тогда это

будет интересно и ученику, и педагогу. Таким образом, все пройденные темы,

повторяясь из урока в урок, из года в год, "обрастают" разными дополнениями,

поправками, одним словом - варьируются".

Каковы возможные варианты письменных построений интервалов? Это

18

может быть задание легкого уровня: подпиши интервалы (на начальном этапе

определяется лишь ступеневая величина, с Iкласса - и ступеневая, и тоновая).

Можно строить интервалы в ладу и вне лада. Вне лада можно строить различные

интервалы от одной и той же ноты и, наоборот, одинаковые интервалы от разных

нот.

Построение

интервалов

возможно

в

восходящем

либо

нисходящем

направлении, а также "по цепочке", когда все время меняется направление

движения. Можно строить интервалы с обращениями и без них. Можно предложить

построить от ноты вверх или вниз сначала все малые, затем все большие и, наконец,

все чистые интервалы. Интересны для детей задания с элементами игры, когда

ученик примеряет на себя "маску" учителя: исправь ошибки в обозначении или

допиши, где необходимо, недостающие знаки. Увлекательны творческие задания,

например: сочини мелодию с использованием заданного интервала или нескольких

интервалов.

В процессе поиска путей оптимизации преподавания урока сольфеджио мое

внимание остановилось на наглядно-игровом методе. Как показывает практика - это

один из наиболее эффективных

и здоровье

сберегающих способов обучения,

главной целью которого является возбуждение и удержание интереса учащихся.

Именно игра как естественная форма существования ребенка, является лучшим

способом

для достижения психологически комфортного

состояния на уроке,

способствует воспитанию самостоятельности и творческой инициативы,

более

осмысленному отношению ребенка к музыке. Дети легко и быстро воспринимают и

усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес.

Остановлюсь

лишь

на

некоторых

формах

работы

с

применением

наглядно-игрового метода, которые использую на своих уроках. Кроме песенок-

правил из пособий приведенных выше ,которые с большим успехом использую в

своей практике, конкретно по теме «Интервалы» применяются игры с карточками,

(изучение ступеневой и тоновой велечины интервалов; ассоциативные слайды,

картинки; деревянные колышки-отрезки, (ассоциативное мышление, закрепление в

памяти); работа с трафаретом клавиатуры (изучение понятий «Тон- полутон» и

работа с изучением расстояния между звуками) .

- стихотворная форма изложения материала легка и удобна для запоминания.

19

В стихотворном тексте песен используются различные тропы и фигуры речи:

олицетворения ("чистая прима, как одинока ты, как красива", "малая секунда робко

шагает, секунда большая смело выступает", терции "малая грустная, веселая -

большая"), сравнения ("словно гордый звук трубы в кварте слышим я и ты", "квинты

чистый голосок, словно пастушка рожок"), риторические обращения ("Чистая

октава, как широка ты!"), инверсии в песнях о квинте, октаве. Все эти и другие

средства

художественной

выразительности

текста

помогают

пробудить

воображение и фантазию детей, сделать так, чтобы абстрактные интервалы стали

понятны детям, мышление которых пока что конкретно.

Я рассказала лишь о некоторых, самых эффективных и доступных на обычном

уроке формах работы с применением наглядно-игрового метода, которых на самом

деле огромное множество. Конечно же, в процессе подготовки и практики урока

возникают

новые

и

новые

формы

заданий

и

упражнений. Педагогическая

«копилка» постоянно дополняется и расширяется. Успех, несмотря на сложность

кризисной ситуации в преподавании сольфеджио, обеспечивается в первую очередь

за счет

творческого подхода и неугасаемого энтузиазма наших педагогов-

теоретиков.

Новый

подход

с

применением

наглядно-игрового

метода,

инновационных педагогических методик и технических средств поможет достичь

положительных результатов, которые уже констатируют практикующие педагоги -

теоретики.

Заключение.

В заключении хочется сделать несколько обобщений. Развитие творческой

инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более

эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению учащихся к музыке,

раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает

интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его

освоения, помогает в исполнительской практике.

Все

дети

обладают

задатками

к

художественному

творчеству,

поэтому

практически все дети могут научиться сочинять. Задача ДМШ состоит не в том,

20

чтобы всех сделать композиторами, а в том, чтобы максимально развить творческие

способности каждого ребенка, чтобы каждый ребенок стал личностью, художником.

В творческом развитии детей обязательно должна быть система - стройное

движение от простого к сложному. Давно замечено, что малыши гораздо лучше

включаются в творческий процесс, чем учащиеся средних и старших классов; и эту

особенность активности возраста нужно всецело поощрять и развивать. Воспитание

творческих навыков должно начинаться с донотного периода и основываться на

опыте, приобретенном детьми в процессе общения с музыкой, т.к. в раннем возрасте

эмоциональное

начало

играет

ведущую

роль. Развитие

творческих

навыков

на

уроках сольфеджио активизирует слуховое внимание, тренирует различные стороны

музыкального

слуха

(ладо-интонационный,

гармонический,

чувство

метроритма,

формы, музыкальную память), а также развивают вкус и наблюдательность.

Развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе

обучения,

способствует

эмоциональному

отношению

к

музыке,

раскрывает

индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес к предмету, что является

необходимой

предпосылкой

для

успешных

занятий

не

только

в

классе

«Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся. При освоении темы

«Интервал» и в работе над данными элементами музыкального языка,

можно

использовать разные приёмы и методы из разных источников –

пособий. Не

обязательно использовать материал только одного автора, можно его варьировать,

дополнять другими примерами, или же осуществлять свой собственный подход к

данной теме. Главной целью

должно быть желание педагога, заинтересовать,

доступным образом донести материал в интересной форме для учащихся данного

возраста, отделения при обучении предмету «Сольфеджио». На начальном этапе

ознакомления с данной темой, для облегчения усвоения материала, использовать

образно-ассоциативный метод характеристик: наглядных пособий в виде рисунков,

сказок, стихов, загадок. Подбирать яркие музыкальные примеры и анализировать,

рассуждать о роли «интервала» в музыке. В работе в ладу – опираться на ладовые

взаимосвязи,

ступеневые

представления

и

их

взаимодействия,

влияния,

чередования.

Умение

осознанно

пользоваться

полученными

навыками

в

интонировании

21

«интервалов» при чтении с листа, написании диктанта, пении вне лада, быстро и

точно

определять

их

в

заданиях

по

слуховому

анализу, является результатом

трудоёмкой работы преподавателя и ученика. Кропотливый и многомасштабный

труд в освоении интонационной мелодической «ячейки» интервала, гармонической

основы

«фонизма»,

взаимоотношений

функциональных

связей

звуков

в

ладу

является ступенью к достижению главной цели – развить разносторонне грамотный

музыкальный слух.

22

Приложение

Примеры песенок из мультфильмов, популярные произведения.

м.2:Л.Бетховен «К Элизе», песенка из м/ф «Чебурашка» «Песенка

Крокодила

Гены»,

песенка

«Чебурашки»

муз.

Э.Успенского,

сл.В.Шаинского,

песенка Водяного из м/ф «Летучий корабль» припев.

б.2:

Муз.

Б.

Флиса,

сл.Ф.В.

Готтера

«Спи

моя

радость

усни»,

«Колыбельная

медведицы» Е.Крылатова из м/ф «Умка», песенка « Антошка» из м/ф «Карусель».

м.3:

Песня

из

к/ф

«Золушка»

«Добрый

жук»,

слова

Е.

Шварца,

музыка

А.

Спадавеккиа, «Елочка» М. Красева, «Песенка Мамонтёнка» из м/ф «Мама для

мамонтёнка», автор музыки: В.Виноградов ,В.Шаинский , автор текста: Д.

Романович ,

колыбельная «Спят усталые игрушки», автор музыки: Аркадий

(Авраам) Островский, автор текста: Зоя Петрова.

б.3: Песенка-попевка на мелодию песенки «Чижик-

Пыжик»,

с

изменёнными

словами.

ч.4: "В траве сидел кузнечик" автор слов – В.Носов, композитор –В. Шаинский ,

гимн Российской Федерации.

ч.5: Русская народная песня «По малину в сад пойдём».

м.6 «Прекрасное далёко» из к/ф гостья из будущего. Автор слов – Ю.Энтин ,

композитор –Е. Крылатов , «В лесу срубили елочку».

б.6: «В лесу родилась Ёлочка» муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашева.

м.7: Танго Х.М.Родригес «Кумпарсита».

б.7: Песенка-попевка.

ч.8: песня «Кабы не было зимы» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина из м/ф «Зима в

Простоквашино».

23

24

25

26

23

27

28

Список использованной литературы:

1.

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб.пособие - М:

Наука, 1986 - 160 стр.

2.

Ж. Металлиди. А. Перцовская. Сольфеджио 1 кл. (учебник, рабочая тетрадь,

задания, аудиоприложение) «Композитор» 2011 г.. С.-П.

3.

Т. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. « Классика-XXI

в.» 2007 г Москва.

4.

Б.

Цейтлин.

По

ступенькам

музыкальных

знаний.

(Учебное

пособие

по

сольфеджио)

«Композитор» 2004 г Москва

5.

Л. Абелян. Забавное сольфеджио. «Классика XXI в.» 2005 г. Москва.

6.

Т. Зебряк. Соль+фа=сольфеджио. Приложение к сольфеджио для I-II кл.

«Кифара» 2008 г. Москва.

7.

А. Барабошкина Сольфеджио 2 кл. «Музыка» 1987 г. Москва.

8.

Т.Зебряк. Играем на уроках сольфеджио. М., «Советский композитор»,1997г

9.

Е. Золина. Интервалы, аккорды. М., Классика XXI.2004г.

10.

Л.Н. Лехина «Путешествие в страну интервалов 2010г. «Классика XXI»



В раздел образования