Автор: Марина Викторовна Петрова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: школа - гимназия №38 им. Барпы Алыкулова
Населённый пункт: г. Ош, Кыргызстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Раздел: среднее образование
Тема
Сатирическое изображение нравственных пороков общества в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как
мужик двух генералов прокормил»
Цель
Выявить в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» нравственные пороки
общества через образы главных героев.
Планируемый
результат
Предметные
умения
Формировать УУД
Научиться
характеризовать
средства
выразительности в
сказке.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Формирование навыков
исследовательской
деятельности,
готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
1.Мотивировать
к
деятельности,
устанавливать
связь
с
реальными
объектами
повседневной жизни;
2. формулировать тему
урока
и
его
последующее
содержание;
3.
ставить
и
решать
проблему,анализировать
условия
и
пути
её
достижения;
4.высказывать
предположения
на
основе наблюдений;
5.прогнозировать,
корректировать
свою
деятельность;
6.самостоятельно делать
выводы;
7.осуществлять
познавательную
и
личностную рефлексию;
1. Слушать и понимать
других;
2.
договариваться
и
приходить
к
общему
решению в совместной
деятельности;
3. работать в парах –
чётко
и
правильно
излагать свои мысли и
адекватно
воспринимать на слух
чужие мысли.
4. воспроизводить текст
по памяти в устной и
письменной форме;
5. свободно и правильно
излагать свои мысли;
6.
выступать
перед
аудиторией
1. самостоятельно вести
поиск информации;
2.
владеть
приёмами
отбора
и
систематизации
материла;
3.
самостоятельно
производить
переработку
информации,
полученной в результате
чтения и письма;
4.
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую (текст в
таблицу), разграничивая
основную
и
дополнительную
информацию;
5.выявлять
сущность
явлений,
на
основе
анализа делать выводы,
систематизировать
и
обобщать.
8.оценивать
достигнутые
результаты.
сверстников;
7.
оценивать
свою
и
чужую речь;
8.
стремиться
к
координации действий в
сотрудничестве.
6.
осуществлять
самоконтроль
и
самооценку.
Основные понятия
Сатира, порок, общество, нравственность, гипербола, гротеск, ирония, насмешка, сарказм
Межпредметные
связи
Изобразительное искусство, география, история
Ресурсы
Презентация, тетрадь, учебник, рабочие листы, компьютер, проектор
Тип урока
Объяснения нового материала
Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Организ.
момент
Мобилиза-
ция.Включе
ние в деят.
Проверка готовности учащихся к уроку. Лист
самоконтроля.
1. Знакомство с биографией писателя
(проверка домашнего задания):
Ассоциативный диктант на слайде
Село Спас-Угол
Евграф Васильевич
Ольга Михайловна Забелина
Учащиеся комментируют показанное.
- родовое поместье Салтыковых
- отец писателя
- мать писателя, несмотря на властность и
жестокость по отношению к сыну, очень
любила
его
и
дала
ему
отличное
домашнее образование. К шести годам
Михаил легко общается на французском и
Регулятивные:
1. самостоятельно делать выводы;
2. осуществлять познавательную
и личностную рефлексию;
3. оценивать достигнутые
результаты
Коммуникативные:.
1.слушать и понимать других;
2. договариваться и приходить к
общему решению в совместной
Крепостной живописец Павел
Царскосельский лицей
Канцелярия Военного министерства
"Запутанное дело"
Вятка
немецком. Быстро выучился писать по–
русски.
- познакомил с русской грамотой
- учился Салтыков-Щедрин, с ним были
связаны
первые
литературные
опыты
писателя. В Лицее на каждом курсе
объявлялся
очередной
продолжатель
Пушкина.
В
своем
классе
им
стал
Салтыков
-
служил
после
окончания
лицея,
сотрудничает
с
журналами
«Современник»,
«Отечественные
записки», пишет рецензии, стихи
- одна из первых повестей писателя
-
отбывал
ссылку
писатель.
После
публикации повести «Запутанное дело»
Салтыков – Щедрин был сослан в ссылку
в Вятку (нынешний Киров)
деятельности;
3. свободно и правильно излагать
свои мысли;
4. выступать перед аудиторией
сверстников;
5. оценивать свою и чужую речь;
6. стремиться к координации
действий в сотрудничестве.
Познавательные:
1. владеть приёмами отбора и
систематизации материла;
2.
самостоятельно
производить
переработку
информации,
полученной в результате чтения
3. осуществлять самоконтроль и
самооценку.
II.Целеполагание. Постановка цели и проблемы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: сатирическое изображение
нравственных пороков общества в повести М. Е. Салтыкова-
Щедрина
«Повесть
о
том,
как
мужик
двух
генералов
прокормил».
Найдите в названии темы ключевое слово или выражение
Как вы это понимаете?
- нравственные пороки
- порок-недостаток, переходящий в
привычку: пьянство, мусорить, ругаться;
нравственность - внутренние качества,
этические нормы.
Коммуникативные:
1.
строить
речевое
монологическое высказывание в
соответствии
с
поставленными
задачами.
Познавательные:
1. Постановка и формулирование
проблемы
2. Делать выводы, обобщения.
Регулятивные:
Какая цель будет сегодня на уроке?
Постановка проблемы. «Мир грустен – и я грущу вместе с ним;
мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я
приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною читателя» -
писал
Салтыков-Щедрин.
Над
чем
грустит
С-Щедрин?
Обратите внимание на его взгляд. Какой он?
Наблюдая за нами,
он как будто хочет спросить, «А вы
думающий читатель?» Ведь он свои сказки создавал для
внимательного, думающего читателя. Давайте, постараемся
оправдать его надежды!
- выявить нравственные пороки общества
через образы главных героев и через
приёмы сатиры.
-
строгий,
грустный,
внимательный,
суровый взгляд, проникающий в самую
глубь души – настоящий судья …)
1. самостоятельно делать выводы;
2. осуществлять познавательную
и личностную рефлексию;
3. оценивать достигнутые
результаты.
III. Актуализация и углубление изученного. Цель – актуализация знаний
А теперь закройте глаза.
Представьте себе, что вы, по щучьему
велению, по моему хотению вдруг очутились на необитаемом острове,
как герои сказки Салтыкова-Щедрина.
Перед генералами “с одной
стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок
земли, за которым стлалось всё то же безграничное море”.
Генералы недоумевали: «И как мы попали сюда! Кто тот злодей,
который над нами такую штуку сыграл!"
- Как вы думаете, ребята, кто?
Поразмышляем, и все-таки почему же отправляет автор генералов на
необитаемый остров?
Где начинается действие произведения?
- В чем географическая особенность Петербурга?
- автор
- В Петербурге
- Город расположен на 47 островах
реки Невы. Это многочисленные
острова, разъединенные речными
протоками
или
рукавами
(Васильевский,
Адмиралтейский,
Петроградский).
Некоторые
Познавательные:
1.делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и
самооценку;
3. преобразовывать информацию
из одной формы в другую.
Регулятивные:
1. высказывать предположения на
основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные:
1.
строить
речевое
монологическое высказывание в
соответствии
с
поставленными
задачами.
2. выступать перед аудиторией
сверстников;
- Чем отличается жизнь генералов в Петербурге и на необитаемом
острове?
Как жили генералы в Петербурге? (найдите в тексте и прочитайте
описание)
От слов «Служили генералы….» до «…получали пенсию». Принесли
ли они пользу государству, обществу?
- Понаблюдаем, как ведут себя герои на необитаемом острове?
Нравственные пороки общества Салтыков-Щедрин умело изобразил с
помощью сатиры. Что такое сатира? Подберите антоним к слову
САТИРА
Смешное в тексте автор может показать с помощью «юмора» и
«сатиры»
Сегодня мы определим нравственные пороки общества, которые
изобразил С-Щ в сказке с помощью сатиры через поведение, поступки
генералов и мужика. Анализируя, мы будем мастерить собственное
представление о сказке. По ходу урока вам нужно будет записывать
пороки общества, встретившиеся в сказке.
Задание. Опишите, как изображаются генералы? Что высмеивает
автор?
островки в дельте Невы так и
остались безымянными. Значит это
Город на островах, и генералы
всегда жили на острове.
- Зачитывают
- Нет.
- «Вдруг оба генерала взглянули
друг на друга: и в глазах их
светился
зловещий
огонь,
зубы
стучали, из груди вылетало глухое
рычание.
Они
начали
медленно
подползать друг к другу и в одно
мгновение
ока
остервенились.
Полетели клочья, раздался визг и
оханье…»
- юмор (смех доброжелательный), а
сатира (смех, обличающий,
Портреты генералов
– в ночных
рубашках, а на шеях висит по
ордену…
Речь – перемешаны разные стили:
3. оценивать свою и чужую речь;
4.
стремиться
к
координации
действий в сотрудничестве.
Задание. Как показан в сказке мужик? В чем обличает его автор?
Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе
называют
друг
друга
«ваше
превосходительство», а используют
просторечия «ежели", «теперича»;
встречаются канцелярские обороты
–
«получишь
искомое»
и
т.п.
щедрин
использует
специально
такой «языковой винегрет», чтобы
разоблачить глупость, невежество,
тупость своих героев.
Отношение к мужику – меняется в
зависимости
от
обстоятельств.
Генералы убеждены, что мужик
есть везде, что он все должен
уметь, что мужик должен работать
на них и не ждать благодарности,
относятся
к
нему
по-хозяйски:
«накинулись
на
него»,
стали
приказывать – «марш работать»…
Даже когда мужик их накормил,
они
называют
его
мысленно
тунеядец.
Генералы глупы, ничтожны. Они
отупели, т.к. всю жизнь провели в
регистратуре.
Трусливы,
невежественны, не умеют и не
хотят трудиться, привыкли жить за
счет труда мужиков… когда им
становится особенно трудно, то они
становятся похожими на зверей,
готовы съесть друг друга.
раскрывающий пороки-недостатки.
- Его ловкость, изобретательность
поистине сказочны (в пригоршне
веревку?
Каков иносказательный смысл этого эпизода?
Одинаков ли смех, который возникает при чтении эпизодов про
генералов и при чтении эпизода, когда мужик сам себе плетет
веревку?
варит
суп,
силок
делает
из
собственных волос, генералов в
посудине умудряется переправить
через океан). Он все умеет делать, и
все-таки
покорно
выполняет
приказы генералов, не пытается
убежать, не пытается бунтовать, все
терпит.
- мужик не осознает, что своим
терпением
он
сам
помогает
угнетать его.
- В «Повести…» автор осмеивает, с
одной
стороны,
полную
неприспособленность генералов к
жизни, их привычку пользоваться
плодами чужого труда, праздное
пустословие
важных
персон,
с
другой – рабскую покорность и
угодливость мужика.
IV. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Первичное закрепление материала. Фронтальная работа
Заполните таблицу
Генералы
Мужик
Ничего не хотят и не могут
делать
Глуп в некоторых ситуациях
(свил себе верёвку)
Беспомощны
Обладает определённым запасом
знаний
Заполняют,
обмениваются
(взаимопроверка)
Регулятивные:
1. мотивировать к деятельности,
устанавливать связь с реальными
объектами повседневной жизни;
2.ставить
и
решать
проблему,
анализировать условия и пути её
достижения;
3.определять последовательность
действий;
4. высказывать предположения на
основе наблюдений;
5.
прогнозировать,
корректировать
свою
Невежественные ("...примите
уверение в...")
Покорен, выполняет все желания
генералов, во всё им подчиняется
Построена на принципе антитезы.
Где ещё антитеза есть в тексте?
Таким образом, с помощью использования сказочных выражений,
сатирических приемов С-Щ. раскрыл пороки общества. А как много в
сказке комических ситуаций, которые вызывают смех?
Самостоятельная работа
1 вариант ищет элементы реальные в произведении, а 2 вариант -
сказочные мотивы.
-глупость
генералов
противопоставлена
смекалке
и
находчивости мужика.
2 генерала-1 мужик, город-остров
Реальные. 1. Генералы - это не
значит, что они военные. В старой
России генеральский чин может
быть
получен
на
любой
государственной службе.
2. Регистратура - учреждение, в
существовании
которой
нет
никакого
смысла
и
которая
никаким
полезным
делом
не
занимается.
3. Школа военных кантонистов -
школа для нищих военных чинов.
4. Газета "Московские ведомости".
5. Пенсия.
6. Мужик.
Сказочные.1. Необитаемый остров.
2. Сказочные мотивы, устойчивые
деятельность;
6. самостоятельно делать выводы;
7. осуществлять познавательную
и личностную рефлексию;
8.
оценивать
достигнутые
результаты.
Познавательные:
1. самостоятельно вести поиск
информации;
2. владеть приёмами отбора и
систематизации материла;
3.
самостоятельно
производить
переработку
информации,
полученной в результате чтения и
письма;
4. преобразовывать информацию
из
одной
формы
в
другую
(таблица),
разграничивая
основную
и
дополнительную
информацию;
5.выявлять сущность явлений, на
основе анализа делать выводы,
систематизировать и обобщать.
6. осуществлять самоконтроль и
самооценку.
Коммуникативные:
1. слушать и понимать других;
2. договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности;
Физкультминутка. Игровое задание. По всему кабинету развешаны
пороки наших героев, распределите их под иллюстрациями (собирают
по кабинету).
А теперь по щучьему велению, по моему хотению, мы тоже вместе
с
героями
на
корабле
возвратимся
в
Петербург
(работа
с
выражения "по щучьему велению,
по
моему
хотению",
«сказано-
сделано», «ни в сказке сказать, ни
пером описать», «там был, мед-
пиво пил, по усам текло, в рот не
попало», «долго ли коротко».
3. Суп в пригоршне.
4. Повторы: «а мужик все гребет да
гребет»
5.
Постоянные
эпитеты:
«Нева-
матушка», «океан-море»
6.
Разговорная
речь:
«ихний»,
«убёг», «обособливо»
7.
Ограниченное
число
действующих лиц.
8.
Высмеивает
человеческие
пороки.
-
Мужик:
рабская
покорность,
угодливость, не пытается убежать,
не пытается бунтовать, все терпит,
сам помогает угнетать себя
Генералы:
трусость,
несамостоятельность,
лень,
неблагодарность,
покорность,
беспомощность,
невежество,
глупость,
безнравственность,
паразитизм, неприспособленность к
жизни,
пользоваться
плодами
чужих, пустословы, уподобились
зверям,
ничтожность,
тупость,
злость, бесчеловечность
3. чётко и правильно излагать
свои
мысли
и
адекватно
воспринимать
на
слух
чужие
мысли.
4.
воспроизводить
текст
по
памяти в устной и письменной
форме;
5. свободно и правильно излагать
свои мысли;
6. выступать перед аудиторией
сверстников;
7. оценивать свою и чужую речь;
8.
стремиться
к
координации
действий в сотрудничестве.
иллюстрациями)
Как герои вернулись домой?
Обратимся к названию сказки «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Что означает слово прокормил?
Вернёмся к поставленной проблеме. Вы поняли из-за чего грустит
С-Щ?
Как смеётся Щедрин над своими героями?
Действительно, герои «Повести…» смешны. Да и вся сказка пронизана
смехом автора. Уже в самом названии сказки уловима авторская
ирония, так как слово «повесть» настраивает на спокойно-эпический,
ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки звучит уже
подчёркнуто пародийно и горько: "…веселись, мужичина!"
- заснули и проснулись домой, так
же как и попали на остров; их
спасли случайно; мужик построил
корабль
- взял на своё попечение; всегда;
везде;
прокормить
-
значит
содержать иждивенца (нахлебника),
полностью
отвечать
за
его
благополучие.
-
Смех
писателя
может
быть
разным: от лёгкой иронии до злой
сатиры.
-
Сатирик
смеётся
по-разному.
Генералы изображены автором со
злой, откровенной иронией; порой
он издевается над ними. К мужику
отношение иное: он нарисован с
симпатией, но вызывает горечь и
недоумение.
V. Рефлексия
Рефлексия: заполнить рабочие листы. Подведение итогов урока.
Чему научила вас сказка? Начинайте с фразы "Сказка научила меня…"
ВЫВОД:
Финал
сказки
оптимистичен,
ведь
«человеческое
никогда
не
погибало… И впредь оно не погибнет… Необходимо только одно:
Заполняют, выставляют оценки
Сказка научила меня...
Коммуникативные:
1. оценивать свою и чужую речь;
2.
стремиться
к
координации
действий в сотрудничестве.
осветить сердца и умы сознанием…». Так считал М.Е.Салтыков -
Щедрин., он верил в торжество разума и справедливости. Чтобы люди
задумались, как они живут, в каком обществе, справедливо ли оно
устроено.
Я надеюсь, ребята, что вы всегда найдете правильные пути –решения
из трудных жизненных ситуаций, не потеряв свое человеческое
достоинство. Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Составьте синквейн по вариантам:
1 вариант – генералы
2 вариант - мужик
Желающим можно взять оба слова
Правила написания синквейна
1.
Одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2.
Два прилагательных, характеризующих героя;
3.
Три глагола, обозначающих действия героя;
4.
Короткое предложение, раскрывающее сущность данного героя;
5.
Одно слово (вывод), - существительное – синоним ключевого
слова.
Регулятивные:
1. высказывать предположения на
основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
Познавательные:
1. владеть приёмами отбора и
систематизации материла;
2.
самостоятельно
производить
переработку
информации,
полученной в результате чтения;
3.выявлять сущность явлений, на
основе анализа делать выводы,
систематизировать и обобщать.
4. осуществлять самоконтроль и
самооценку.
Регулятивные:
1. мотивировать к деятельности,
устанавливать связь с реальными
объектами повседневной жизни;
2. высказывать предположения на
основе наблюдений;
3.
прогнозировать,
корректировать
свою
деятельность;
4. самостоятельно делать выводы;
5. осуществлять познавательную
и личностную рефлексию;
6.
оценивать
достигнутые
результаты.