Автор: Ермакова Ирина Александровна
Должность: учитель физики, математика, информатики
Учебное заведение: МКОУ "Высоковская СШ"
Населённый пункт: село Высокое Новодугинского района Смоленской облатси
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: ПроекториУм
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО»
Протокол
заседания
педагогического
совета
от
28.08.2020
№ 1
Председатель
педагогического
совета
___________ Соколова Л.Д.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора школы
по УВР
_________ Гращенкова Н.Н.
28.08.2020 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказ от 28.08.2020 № 80
Директор школы
_________Соколова Л.Д.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
«Проектори УМ»
для
9
класса
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе: 34 часа (1 час/нед.)
Составитель: Ермакова И.А.
с. Высокое
2020 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 об утверждении
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа
от 31.12.2015 г.).
Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
образовательного
стандарта
общего
образования».
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 25.05.2015 г. № 996).
Основ государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 года (утверждены
распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р).
Областной государственной программы «Развитие образования и молодёжной политики в
Смоленской области» на 2014-
2024 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской
области от 29.11.2013 г. № 984, с изменениями на 23 октября 2020 года).
Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-
образовательной
среде
Смоленской
области
(утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области от 26 июля 2019 года N 1247-р/адм).
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Высоковская
СШ».
Положения о внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ».
Положения о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская
СШ».
Плана внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «Высоковская СШ» на 2020-2021 учебный
год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «ПроекториУМ» разработана по интеллектуальному
направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности
сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований
проведенных с помощью методики «Сфера интересов» О.И. Моткова, область интересов обучающихся
9 класса – познавательная деятельность. По результатам анкетирования «Выбор курсов внеурочной
деятельности» большинство обучающихся выбрало кружок «ПроекториУМ». В анкете для родителей по
изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей, наиболее
привлекательным оказалось интеллектуальное направление внеурочной деятельности. Родители хотели
бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию познавательных,
интеллектуальных способностей своего ребенка.
Актуальность
программы
определяется
необходимостью
успешной
социализации
ребёнка
обладающего актуальными знаниями и умениями, способного реализовать свой потенциал в
современном обществе. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» определяется способность реализовать потенциал самим обучающимся как одна из приоритетных
задач в сфере воспитания, среди ключевых направлений воспитательной деятельности указывается
популяризация
научных
знаний,
развитие
компетенций
молодёжи
по
средствам
проектной
деятельности, формирования креативного мышления. Основы государственной молодёжной политики
РФ на период до 2025 года определяют приоритетную задачу подготовки человека имеющего
современное общее образование, соответствующее структуре и динамике современного производства.
Интеллектуальное развитие выступает одним из важнейших условий человеческой деятельности.
Способности
человека
развиваются
в
деятельности,
для
их
развития
необходима
высокая
познавательная
активность.
Вовлекая,
знания
в
свою
деятельность
человек
развивает
свои
индивидуальные способности, формирует себя как личность. Интеллектуальные способности являются
основой развития личности, поскольку на их основе формируются и развиваются такие предпосылки
познавательной деятельности как восприятие, внимание, память, интеллект, мышление и речь и др.
2
Отличительными особенностями и новизной программы
«ПроекториУМ» является системно-
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами познавательной деятельности,
где школьник выступает в роли исследователя; принцип креативности – предполагает максимальную
ориентацию на творчество ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей, раскрепощение
личности. Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями
обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. В
подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период
от 10 до 17 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия,
становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Занятия познанием
закономерностей окружающего мира в подростковом возрасте направлены на помощь в становлении
самосознания подростка, на корректировку личностных проблем подростка.
Целью программы является
создание условий для интеллектуального развития личности
обучающегося средствами познавательно-проектной деятельности, содействие их жизненному и
профессиональному самоопределению.
Реализация программы обеспечивается решением следующих задач:
создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального интеллектуального
потенциала обучающихся;
формирование
навыков
познавательно-проектной
деятельности
у
обучающихся
посредством исследования закономерностей окружающего мира, выполнения проектов, развития
элементов алгоритмического мышления, обеспечивающих более разнообразную практическую
деятельность;
расширение кругозора учащихся, через переработку информации из научных источников,
Интернет-ресурсов: для проведения исследований;
оформление и презентация продуктов деятельности обучающихся, с целью развития
компетенций различных видов;
создание плодотворного творческого коллектива.
Программа кружка «ПроекториУМ» рассчитана на обучающихся 9 класса (возраст 15-16 лет).
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год. Занятия проводятся в
кабинете, где предусмотрено проведение практических занятий с возможностью использования
специального ПО, Интернет-ресурсов, лабораторного оборудования. Основными формами проведения
занятий являются инструктажи по основам проведения экспериментов, практические работы, поиск и
обработка информации, посещение библиотек, работа в малых группах, интеллектуальный тренинг,
экскурсия, выступление, групповые и индивидуальные занятия.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«ПроекториУМ
»
Критерии
Показатели
Инструментарий
(диагностические
средства)
Сроки
проведения
Личностные
результаты:
формирование
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
Прогнозируемый
воспитательный результат:
имеют
представления
о
закономерностях
устройства
окружающей
действительности;
(1 уровень)
Методика «Сфера
интересов» (О.И.
Мотков»
сентябрь
3
общественной
практики.
(базовая ценность наука)
формирование
уважительного отношения к
познавательной деятельности
и её результатам;
формирование
умения
самоопределяться
(делать
выбор) (2 уровень)
Методика «Мотивы
выбора профессии»
(Р.В. Овчарова)
март
проявление
инициативы
в
организации и презентации
продуктов
познавательной
деятельности.
(3 уровень)
Методика
«Направленность
личности»
(С.Ф.Спичак, А.Г.
Синицин)
апрель
Прогнозируемый
воспитательный эффект:
обучающиеся
становятся
исследователями
окружающей
действительности
–
активными
участниками
проектной
деятельности,
предметных
мероприятий
(олимпиад,
недель
и
др.)
научно-практических
конференций,
осознают
ценность
своей
интеллектуально-
познавательной деятельности
для окружающих.
Мини-сочинение: «Я-
исследователь».
апрель
Диагностика
уровня
воспитанности
май
Метапредметные
результаты:
Регулятивные УУД
Умение
самостоятельно
определять цели, ставить и
формулировать новые задачи
в деятельности
Умение
самостоятельно
планировать пути достижения
целей,
осуществлять контроль своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
принимать решение.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной задачи, собственные
возможности
ее
решения
(последействие).
Методика изучения
общей
самоэффективности
(Р. Шварцер, М.
Ерусалем, В. Ромек)
январь
Коммуникативные УУД
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками;
Умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
Методика выявления
коммуникативных
склонностей
(Р.В.
Овчарова)
Тест «Оценка уровня
общительности»
(В.Ф. Ряховский)
февраль
май
4
задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей и потребностей для
планирования
и
регуляции
своей деятельности.
Метод
«Рефлексивная
мишень»
В
течение
учебного
года
после
участия
в
защите
проектных
работ,
предметных
мероприятий
, НПК, НИК,
публичных
выступлений
.
Познавательные УУД
Решение
учебных
и
познавательных
задач,
смысловое чтение, выявление
причинно-следственных
связей,
экологическое
мышление,
проведение
и
обработка
результатов
экспериментов.
Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования
поисковых систем.
Школьный
тест
умственного
развития – ШТУР.
Тест
для
исследования
оперативной памяти.
Методика
«Оценка
познавательных
и
коммуникативных
способностей» (Е.И.
Рогов)
Методика
«Исследование
гибкости мышления»
февраль
март
апрель
май
Содержание курса внеурочной деятельности «ПроекториУМ»
1.
Основы проектной деятельности (11 часов).
Учебный проект и учебный процесс. Типы проектов и их особенности. Направленность и
структура проекта. Исследование как неотъемлемая часть проекта. Методы исследования. Методы
эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Рассмотрение текста с точки
зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Применение информационных технологий в
исследовании, проекте. Организация работы с научной литературой. Возможные формы представления
результатов проектной деятельности. Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
МКОУ «Высоковская СШ» Новодугинского района Смоленской области.
2.
Выполнение и защита индивидуальных проектов
(23 часа).
Подготовительный этап проектной деятельности. Практический этап проектной деятельности.
Камеральный этап проектной деятельности. Оформление проекта. Презентационный этап проектной
деятельности. Приложения: проектная папка, паспорт проекта. Психологический тренинг «Я защищаю
проект». Защита проектов. Рефлексивный этап проектной деятельности. Экспертиза проектов.
Виды деятельности
Формы реализации/ уровень воспитательных
результатов
1. Основы проектной деятельности
(11 часов)
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Презентация,
мини-лекция,
познавательная
беседа,
решение учебных и познавательных задач, смысловое
чтение, выявление причинно-следственных связей (1
уровень)
5
Обмен мнениями. (2 уровень)
2. Выполнение и защита индивидуальных проектов
(23 часа)
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Игровая деятельность
Решение учебных и познавательных задач, смысловое
чтение, выявление причинно-следственных связей (1
уровень)
Обмен мнениями, обучающая игра, творческая работа,
коллективная рефлексия, обучающая игра, проведение
экспериментов,
поиск
и
обработка
информации,
выполнение
исследований
рамках
проектной
деятельности, составление анкет для социологических
опросов. ( 2 уровень)
Презентация проектов. Экспертиза проектов (3 уровень)
Тематическое планирование
№
п\п
Содержание курса
Кол-во часов
Дата
Теория
Практика
1. Основы проектной деятельности
(11 часов)
1
Учебный проект и учебный процесс
0,5
0,5
03.09.
2
Типы проектов и их особенности. Направленность и структура проекта
0,5
0,5
10.09.
3
Исследование как неотъемлемая часть проекта. Методы исследования
0,5
0,5
17.09.
4
Методы эмпирического исследования
0,5
0,5
24.09
5
Методы теоретического исследования
0,5
0,5
01.10
6
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры
0,5
0,5
08.10
7
Виды переработки чужого текста
0,5
0,5
15.10
8
Применение информационных технологий в исследовании, проекте
0,5
0,5
22.10
9
Организация работы с научной литературой
0,5
0,5
29.10
10
Возможные формы представления результатов проектной
деятельности
0,5
0,5
12.11
11
П.р. «Ознакомление с положением об итоговом индивидуальном
проекте обучающихся МКОУ «Высоковская СШ» Новодугинского
района Смоленской области»
0,5
0,5
19.11
2. Выполнение и защита индивидуальных проектов (23 часа)
12
Подготовительный этап проектной деятельности
0,5
0,5
26.11
13
Подготовительный этап проектной деятельности
0,5
0,5
03.12
14
Подготовительный этап проектной деятельности
0,5
0,5
10.12
15
Практический этап проектной деятельности
0,5
0,5
17.12
16
Практический этап проектной деятельности
0,5
0,5
24.12
17
Практический этап проектной деятельности
0,5
0,5
14.01
18
Камеральный этап проектной деятельности
0,5
0,5
21.01
19
Камеральный этап проектной деятельности
0,5
0,5
28.01
20
Камеральный этап проектной деятельности
0,5
0,5
04.02
21
Оформление проекта
0,5
0,5
11.02
22
Оформление проекта
0,5
0,5
18.02
23
Оформление проекта
0,5
0,5
25.02
6
24
Презентационный этап проектной деятельности
0,5
0,5
04.03
25
Презентационный этап проектной деятельности
0,5
0,5
11.03
26
Презентационный этап проектной деятельности
0,5
0,5
18.03
27
Приложения: проектная папка, паспорт проекта
0,5
0,5
01.04
28
Приложения: проектная папка, паспорт проекта
0,5
0,5
08.04
29
Приложения: проектная папка, паспорт проекта
0,5
0,5
15.04
30
Психологический тренинг «Я защищаю проект»
0,5
0,5
22.04
31
Промежуточная аттестация. Защита проектов
0,5
0,5
29.04
32
Рефлексивный этап проектной деятельности
0,5
0,5
33
Рефлексивный этап проектной деятельности
0,5
0,5
13.05
34
П. р. «Я эксперт»
0,5
0,5
20.05
Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Учебно-
методические
компоненты
комплекса
Учителя
Ученика
Информационное
обеспечение
Литература:
1. учебник – Босова, Л.Л.
Информатика: Учебник для 9
класса/Л.Л.Босова,
А.Ю.Босова. –М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017.-
184 с.: ил. ISBN 978-5-9963-
3261-8.
2. Физика. 9 кл. : учебник/ А.
В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.
– 4-е изд., стереотип. – М. :
Дрофа, 2017. – 319, [1] c. :
ил. ISBN 978-5-358-17995-0.
3. Методическая разработка
«Проектная деятельность»
составитель Гайжутене
Елена Ионасовна
Завкафедрой учителей
математики, физики и
информатики
учитель физики высшей
категории школы № 33 г.
Смоленска
Презентации.
Видеоролики: мультфильмы,
фильмы,
видеоролики
на
YouTube.
Записи, учебник – Босова, Л.Л.
Информатика: Учебник для 9
класса/Л.Л.Босова,
А.Ю.Босова.
–М.:
БИНОМ.
Лаборатория
знаний,
2017.-
184 с.: ил. ISBN 978-5-9963-
3261-8.,
978-5-9963-3261-8.
Физика. 9 кл. : учебник/ А. В.
Пёрышкин, Е.М. Гутник. – 4-е
изд., стереотип. – М. : Дрофа,
2017. – 319, [1] c. : ил. ISBN
978-5-358-17995-0.
Положение
об
итоговом
индивидуальном
проекте
обучающихся
МКОУ
«Высоковская
СШ»
Новодугинского
района
Смоленской области.
Экспертные листы.
Алгоритмы
деятельности
Алгоритм:
выполнения
проекта, экспертизы проекта,
исследования,
проведения
эксперимента,
решения
задачи, игры, использования
поисковой системы.
Этапы работы с текстом.
Контрольно-
Анкеты и тесты
1. Фото-видеоотчеты.
7
измерительные
материалы
диагностических методик.
2. Грамоты, дипломы.
3. Разработки.
4. Анкеты.
5. Тесты.
6. Портфолио.
7. Отзывы.
8. Проекты.
9. Презентация творческого
альбома «Мои достижения»
Техническое оснащение, необходимое для реализации программы курса внеурочной деятельности:
компьютер, экран, проектор, сканер, принтер, локальная сеть, выход в Интернет, операционная
система Windows, браузер «Хром», лабораторное оборудование.
8