Автор: Лукашёва Валентина Владимировна Должность: воспитатель, старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №3" Населённый пункт: посёлок Коренево, Курская область Наименование материала: статья Тема: "Проблема, о которой говорят шёпотом." Раздел: дошкольное образование
Консультация родителям.
«Проблема, о которой говорят шёпотом»
Сегодня я хочу поднять очень деликатную тему, на которую трудно говорить и взрослым друг с
другом, и взрослым с детьми.
Как известно, дети начинают познавать мир сразу, как появляются на свет. И в первую очередь, они
изучают мир руками и на вкус. Только потом глазами, а ещё позже – словами и образами, чему их
нужно учить (начиная с 3-х лет).
Конечно, они изучают своё и чужое тело. И ничего удивительного в том, что изучают они его руками.
Если вы заметили у своего ребёнка интерес к каким-то отдельным частям своего (или чужого, чаще
сверстника противоположного пола) тела, не пугайтесь и не ругайтесь! Помните, что ребёнок просто
изучает окружающий мир. Однако, прореагировать всё же нужно! Что можно сделать? Во-первых,
объясните малышу, что есть части тела (и свои и чужие), которые нельзя трогать руками просто так:
лицо, глаза, нос, рот, и конечно, то что в трусиках. Всё это нужно мыть (под присмотром взрослого)
и следить чтобы туда не попала инфекция (коньюктивиты, стоматиты, циститы, молочница и т.д.). А
во-вторых, расскажите ребёнку, что болеть – плохо и неприятно, опишите последствия. Кстати, если
ребёнок испытывает неудобства, проверьте, может там уже есть какая-нибудь инфекция.
Да, у детей могут быть сексуальные игры, но нужно помнить, что для ребёнка первична не
сексуальность, а игра. Они повторяют в своей игре то, что видят в мире взрослых. И игры в дочки-
матери повторяют отношения в семье, а игра в доктора демонстрирует интерес к запретному. Точно
так же запретным может быть мамина косметичка или папины инструменты. Тут тоже очень важно
разговаривать с ребёнком. Объясните, что инструменты у папы свои, а у малыша – свои (так же и
косметика). И есть вещи неприличные, которые взрослые не делают (а он же у вас уже большой!):
«Ты разве когда-нибудь видел, чтобы мама (или папа, или воспитатели, или любой взрослый)
снимали штаны (или ковырялись в носу) при всех? Если тебе где-то неудобно - конечно поправь
(отвернись и высморкайся, пойди умойся, попроси помыть), скажи, чтобы взрослый помог…»
Так же, ребёнок может совершать навязчивые движения, или тики. Засовывать пальцы в рот или в
трусы, мусолить волосы, одежду. Вспомните, может и вы, когда нервничаете грызёте ручку (или
курите), крутите что-то в пальцах? Это проявление тревожности, сигнал о том, что у вашего ребёнка
есть проблемы, которые его беспокоят. У некоторых детей так может проявляться их характер, их
личностная тревожность, может быть, у вас сложная ситуация в семье, которую нужно менять, а
может быть, вашему ребёнку требуется медицинская помощь. Чтобы точно выяснить, что происходит
с малышом, поговорите с воспитателем, психологом, педиатром, неврологом.
Иногда бывает, что ребёнок уже выяснил, что эти навязчивые движения приносят удовольствие или
успокаивают его. И малыш, зная, что так нельзя, когда его никто не видит (или когда ему плохо)
засовывает руки в рот или в трусы. Что же делать взрослым?
Во-первых: не ругайте, не бейте и не наказывайте малыша! Он ни в чём не виноват!
Во-вторых: разговаривайте с ребёнком (примерные темы я уже писала).
В-третьих: не давайте малышу возможности выполнять навязчивые действия. Вытаскивайте руку,
обнимайте, гладьте и держите его за ручки, или просите оставить их на виду. Меняйте тему
разговора или пугающее его поведение. Рассказывайте ребёнку сказки, покажите пальчиковые игры,
гимнастики. Дайте игрушку-защитника, которого нужно обнимать.
Проконсультируйтесь со специалистами: воспитателем, психологом, врачом.