Автор: Тарасова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. В.З. Петрашова г. Курска
Населённый пункт: Курск
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная деятельность младших школьников на логопедических занятиях
Раздел: начальное образование
Тарасова Т.А.
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ №2 г.Курска
им. В.З.Петрашова»
Коммуникативная деятельность младших школьников на логопедических
занятиях
Речь – важное условие и средство коммуникации. Коммуникации –
смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен
информацией между людьми.
Общение является одним из основных условий развития ребёнка,
важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом
человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя
через посредство других людей. В процессе коллективного труда создавалась
сложная коммуникативная система речи. Главными коммуникативными
качествами
речи
принято
считать:
правильность,
чистоту,
точность,
логичность, выразительность и уместность.
Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей
природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью
происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда
у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход
речевого развития.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и
зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространенные и
длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия,
ринолалия, алалия - характеризуются сложным симптомокомплексом и в
ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Данные речевые
нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают
формирование личности, затрудняют социальную адаптацию. Трудности
общения
школьников,
страдающих
стойкими
нарушениями
речи,
со
сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их
личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации,
тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.
У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.
Суть
логопедического
воздействия
заключается
в
направленном
формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание
и на образец, создаваемый логопедом). Одним из основных направлений
логопедической работы должно стать формирование коммуникативной
компетентности. Коммуникативная компетентность – это знания о способах
ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и
невербальными средствами общения. Учителя – логопеды, работая в данном
направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными
и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой
замысел
во
взаимодействии
субъектов
общения
в
различных
коммуникативных ситуациях. Коррекционно-развивающая работа учителей-
логопедов должна быть направлена на развитие:
1.
сенсорных и моторных функций;
2.
вербальной коммуникации;
3.
невербальной коммуникации;
4.
эмоционально-волевой сферы;
5.
формирование
черт
гармоничной
и
незакомплексованной
личности.
Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности
и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе
интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.
Логопедические занятия должны быть ориентированы на психическую
защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном
общении со сверстниками и учителем – логопедом, на развитие у
обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование
коммуникативных
навыков
учебного
сотрудничества,
расширение
2
словарного запаса в области чувств и эмоций. Логопедические занятия
должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения:
повышение
собственной
активности,
формирование
адекватности
эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение
личностной позиции в процессе общения. Основой для построения общения
в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность
детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная
деятельность. Процесс формирования коммуникативной компетентности
должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с
уровнем сформированности языков средств.
У детей с заиканием, дизартрией, ринолалией, алалией, нарушениями
артикуляции, голоса, дыхания и ритма ограничены коммуникативные
возможности.
Коррекционно-развивающая
и
формирующая
работа
на
логопедических занятиях в специальном коррекционном учреждении должна
включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические
тренинги, способствующие
формированию
коммуникативной
компетентности у детей с речевой патологией.
В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели
используются следующие типы коммуникативных упражнений:
индивидуальные
упражнения
направлены
на
восстановление
и
дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное
выражение состояний и отношений;
парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к
партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
групповые
упражнения
дают
ребёнку
навыки
взаимодействия
в
коллективе через организацию совместной деятельности.
На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать
следующие виды коммуникативных упражнений:
упражнения для совершенствования невербальных способов общения;
тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;
3
упражнения для совершенствования психологических, логических и
этических умений.
Учителя-логопеды
могут
включать
в
логопедическое
занятие
различные упражнения для
совершенствования
невербальных
способов
общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и
жестов
научиться
понимать
определенные
эмоциональные
состояния
окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для
эффективного
взаимодействия
с
людьми.
В
процессе
коррекционно-
педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений:
«Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость»,
«Игра
с
облаком»,
«Безмолвный
разговор»,
«Неозвученная
беседа»,
«Говорящие руки». Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых
разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают
воображение, способность действовать в различных вымышленных и
реальных жизненных ситуациях.
Поведение человека в ситуациях, которые кажутся одинаковыми,
бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те
же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти
вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в
разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в
логопедической
работе
разнообразные упражнения
«Тренинга
навыков
конструктивного взаимодействия с собеседником». Задачи упражнений:
развивать
коммуникативные
способности;
освоить
формы
и
технику
общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять
своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.
Рекомендации по проведению упражнений «Тренинга»:
Упражнения выполняются с партнером. Вовлеките в игровое общение
окружающих.
Продумайте, как построить разговор. Выберите наиболее подходящую
технику и приемы общения с учетом ситуации.
4
Отрепетируйте ваши реплики и движения перед зеркалом или с
помощью магнитофона.
Начните с самого простого, а затем переходите к тому, что представляет
для вас наибольшую трудность.
Фиксируйте ваши собственные реакции на каждое упражнение, а также
реакции, которые вам удалось вызвать у других людей.
Продолжайте тренировки до тех пор, пока достигнете свободного,
непринужденного поведения в каждой из предложенных ситуаций.
Используйте любые жизненные ситуации для закрепления нового
речевого навыка, речевой смелости, умения управлять своими эмоциями.
Постепенно увеличивайте продолжительность высказываний, почувствуйте
себя интересным собеседником.
Задачи
упражнений
для
совершенствования
психологических,
логических и этических умений:
осознать свою позицию в общении;
выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;
научиться держать определенную позицию в диалоге;
овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных
ситуациях.
Психотерапевтические
тренинги, используемые
на
логопедических
занятиях, способствуют расслаблению,
самонаблюдению, воспоминанию
событий и ощущений. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью
настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе
занятия опыта. Цель тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие
лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения,
создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт
характера.
Изотерапия –
универсальный
психотерапевтический
метод,
используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на
устранение
или
уменьшение
нервно-психических
расстройств,
5
восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных факторов,
формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в
процессе занятия целенаправленными видами творчества.
Рисование
помогает
снимать
напряжение
у
детей
с
тяжелыми
нарушениями речи. Цель рисунка - помочь ребёнку в осознании самого себя,
своего мира, расширения границ сознания. Рисунок – это материал для
осознания тех чувств, которые возникли у ребёнка в процессе рисования.
«Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не
могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего
аффективного словаря.
На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать
такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью
шаблонов, условных фигурок, мандола, игра в кляксы, тематическое и
свободное рисование.
Среди вспомогательных средств общения самым действенным и
организующим является музыка. Музыкотерапия - метод, способствующий
развитию
межличностного
общения,
повышающий
эстетические
потребности и социальную потребность больных детей, регулирующий их
эмоциональное состояние. Восприятие музыки не требует предварительной
подготовки и доступно детям. Музыкальное сопровождение способствует
улучшению
взаимоотношений
в
процессе
логопедической
коррекции
(коммуникативное действие) и снятию нервно-психического напряжения. С
помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной
системы ребенка, урегулировать неправильные и лишние движения, умерить
слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных
детей.
Ритмические
задания
помогают
вовлекать,
активизировать
и
пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с
помощью музыкального ритма развивает у ребят внимание, память,
внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное
напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения. На
6
логопедических занятиях можно использовать следующие музыкальные
программы:
Лечебная музыка «Шум моря»;
Пение птиц;
Журчание ручья.
Библиотерапия –
метод,
оказывающий
лечебное
воздействие
на
психику ребёнка при помощи чтения книг. Самовыражение через творческое
сочинение и писание любым стилем на заданную или свободную тему
(дневники, письма, рассказ, стих).
Куклотерапия – метод, позволяющий в игровой форме, с помощью
кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую
ситуацию и снять травмирующий фактор.
Куклотерапия
используется
в
работе
с
детьми
и
основана
на
идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется данная методика при трудностях в развитии коммуникативной
сферы, различных нарушениях поведения и т.д. Технология проведения
куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем при
помощи «пальчиковых» кукол разыгрывается в лицах в «режиссерской игре»
история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры
добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он,
сочувствуя герою, идентифицировался с ним.
«Оживляя» куклу, ребёнок ощущает взрослую ответственность за
действия куклы, за её «жизнь», слова, поведение, учится находить адекватное
телесное
выражение
различным
эмоциям,
состояниям,
развивать
произвольное внимание и способность к общению с другими людьми.
Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных
систем. Занятия с «пальчиковыми» куклами способствуют развитию мелкой
моторики руки, творческому воображению и речи. Играть с куклой можно
по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за
ширмы, манипулировать в воздухе и т.п.
7
Кукла становится продолжением руки, т.к. активизируются механизмы
проекции и идентификации. Человек осознанно наделяет её особыми
чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.
Кукла может иметь одно или сменные лица, что создает условия для
моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев.
Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же
кукла из отрицательного персонажа превращается в положительного, из
трусишки – в храбреца и т.п. Интересными элементами во время игры
являются: подбор имён для кукол. А измененный голос вызывает интерес к
игре даже у самых застенчивых и они с удовольствием включаются в
общение.
Темы логопедических занятий могут выбираться произвольно или в
соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции.
На
логопедических
занятиях
можно
использовать
разнообразные
приемы, побуждающие ребёнка к вербальной и невербальной коммуникации
в благоприятной атмосфере взаимного понимания и доверия.
Например:
Придумать историю, которую кукла рассказала бы о себе.
Можно попросить других ребят помочь рассказать историю.
Придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля.
Театротерапия – способ, позволяющий раскрыть свои творческие
способности и приобрести необходимые в жизни навыки мастерства,
ораторского искусства и работы в коллективе. Задача упражнений, игр и
этюдов по театропедагогики заключается в том, чтобы гармонизировать
отношения ребенка с окружающим миром, овладевать навыками общения и
коллективного
творчества,
развивать
сферу
чувств,
соучастия,
сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный
интерес.
8