Автор: Иосифова Анна Викторовна Должность: учитель, педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБОУ СОШ №223 с углублённым изучением немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: "Двойной мазок" (ДПИ; свободная кистевая роспись) Раздел: дополнительное образование
Статья: «Двойной мазок»
Иосифова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №223 с углублённым изучением
немецкого языка Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В представленной статье автор предлагает методические рекомендации по
проведению
мастер-класса
«Двойной
мазок»
на
примере
детского
объединения
изостудии:
«Мир
прекрасного»
(возраст
обучающихся
–
13
лет).
Мастер-класс
неоднократно апробирован.
Ключевые слова. Дополнительное образование, художественная техника «двойной
мазок»
-
свободная
кистевая
роспись,
технология
сотрудничества,
методические
р
е
к
о
м
е
н
д
а
ц
и
и
.
Введение
Техника «двойной мазок» прошла через века и переживает сегодня повышенное
внимание. Родились такие росписи в старой Европе. В славянских странах развились
целые территориальные стили и художественные направления: Хохлома, Петриковская
роспись, Урало-Сибирская, Жостово, Гжель и наша «местная» роспись – Волховская.
«Двойной мазок» – это удивительно изящная, очень декоративная техника. Смотрится
чрезвычайно эффектно, а делается просто и быстро.Освоить технику «двойного мазка»
довольно легко. Мы попробуем это доказать.
Материалы и принадлежности для работы в технике:
1. Кисти : плоские (скошенные, кисти сложных форм, «мохнатые» - синтетический
ворс). Вода
2. Пластиковая палитра (тарелочка из твёрдого пенопласта)
3. Фигурные губки для рисования , спонжики. Тряпочка для кисти
4. Акриловые краски (например, FolkArt), темпера, гуашь – на выбор
5. Подставка под кисти, под руку
Рабочая поверхность: бумага, дерево, стекло и т.д.
Основная часть
Активная практическая деятельность
в
ходе
работы обучающихся возможна
только
при
наличии
серьёзной
и
устойчивой
мотивации.
Самый
сильный
мотивирующий фактор – практическое применение данного материала.
Практическая
работа
по
выполнению
декоративных
росписей
–
работа,
требующая
известного
напряжения, поэтому нужно сразу приучать школьников к правильной посадке.
От
посадки за рабочим местом зависит степень напряжения, которая приводит к
усталости
и,
в
конечном
счёте,
к
снижению
качества
росписи.
Рабочие
принадлежности
при
работе
необходимо
располагать справа (правша), источник - света слева.
Выполнение простейших элементов росписи.
А) Подготовка кисти к «двойному мазку».
Рабочая поверхность кисти – «загрузка краски на кисть»
1. Обмакнуть край плоской кисти в краску первого цвета.
Консистенция акриловой краски должна напоминать нежирную
сметану.
Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает
идеальную линию. 2. Обмакнуть край плоской кисти в краску второго цвета.
Делаем
простое упражнение – тянем прямую линию. Так вы поймете, какой именно густоты
должна быть краска для достаточно длинного мазка. Помыли кисточку, промокнули
салфетку, и пробуем изогнутую линию нажимом кисти. Стрелка на рисунке показывает
направление, в котором ведем мазок. Сначала кладём кисточку всем ворсом на бумагу,
и, не прекращая движения, постепенно «поднимаем». В конце только тоненький кончик
проходится по бумаге. Действие занимает несколько секунд.
1
Основная сложность новой техники заключается в том, чтобы набрать достаточное
количество краски на оба края, так каждый элемент делается одним движением – очень
часто, особенно изначально, края начинают “рваться” еще на середине. Почувствовать
готовность
кисти
можно
только
после
выполнения
многократных
несложных
упражнений.
Напряжение внимания и особая сосредоточенность позволят максимально качественно
выполнять элементы росписи. Однако необходима смена заданий и тренировочных
упражнений
для
устойчивого
сохранения
внимания.
Это
необходимо
учитывать
в
данной возрастной категории (13 лет). 3. Провести кистью по палитре в одну и другую
сторону, сняв излишки краски.
Б)
Постановка руки для работы в технике: Кисть в работе должна находиться в
строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть
руки полностью свободна, дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на
гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В
процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им
изделия. Во время проведения цветового мазка кисть можно «провинчивать» в руке.
В) Виды «двойного мазка».
Мазок – «большая слеза». Рисуем цветок мазками «большая
слеза».
Кисть
держим
правой
рукой
(правша)
тремя
скрещенными
пальцами
в
месте
соединения
деревянного
черенка кисти с металлической обшивкой.
Необходимо научится проводить такие элементы росписи на
одном дыхании, когда каждый мазок является результатом
округлого,
ритмично
повторяемого
движения
руки,
спиралевидное
движение
должно получиться слитным. Сначала элементы рисуют, как прописи, ровными
рядами, затем – в расчёте на определённую композицию. Необходимо сразу
приучаться к цветным фонам, поэтому даже первоначальные упражнения следует
выполнять на окрашенной поверхности.
Составляем из простейших мазков цветок.
Рисуем
лист
одним
движением
плоской
кисти.
Рисуем
лист
несколькими движениями плоской кисти – лист с фестончатыми
краями. Рисуем лист плоской кистью винтовыми движениями.
ВНИМАНИЕ! Не
отрываем
руку,
выполняя
один
мазок.
Одно
движение
–
одна
линия.
Технические
приёмы:
Кисть
можно
поворачивать «на ребро» во время движения.
Технология сотрудничества предполагает строить процесс общения
на
продуктивном
негласном
договоре
взаимодействия
и
взаимопомощи
в
сложившихся
трудных
ситуациях.
Только
в
процессе сотрудничества обучающегося с педагогом возможен результат.
ВНИМАНИЕ!Как можно чаще, после 1-2 мазков мойте кисть и набирайте новую
краску.
Тогда
переход
будет
ясным
и
красивым.
Под
руку
при
необходимости
подкладывайте подушечку или специализированную подставку под кисть.
Создание цветочной композиции - декоративный букет в технике «двойной
мазок» из простейших элементов росписи для будущего переноса композиции в
материал.
Терминология: цветовой раствор, фор-эскиз (выполнение композиции в карандаше),
эскиз (выполнение композиции в цвете), декоративная композиция, отделка элементов
росписи.
Выполнение цветочной композиции в технике «двойного мазка» работа более
сложная и требует знаний в области композиции и цветоведения. В данном случае
технология сотрудничества обучающегося и педагога работает безупречно. Педагог
направляет,
подсказывает,
вместе
повторяет
материал
и
в
совместном
общение
2
определяются
пути
решения
поставленной
практической
задачи задания. Задание определено под данную возрастную
категорию – 13 лет.
1.
Эскиз
цветочной
ко м п о з и ц и и .
При
построении
декоративной композиции главное — это стилевое единство
орнамента и соблюдений пропорций букета в листе. Готовим
эскиз. Либо просто карандашом на бумаге фор-эскиз, либо
подробный в цвете - эскиз. Так вам будет гораздо легче
работать потом. Готовим поверхность листа бумаги: отрезаем необходимый размер,
тонируем
лист
бумаги
приготовленным
цветовым
раствором.
Фон
под
цветочную
композицию может быть различным: от цвета слоновой кости до глубоких тёмных
тонов. Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна
быть более яркая, и наоборот, если для фона использовалась киноварь или алый цвет, то
гамма выбирается приглушенная. На черном фоне применяют для теневки белый или
желтый цвет. Для выполнения фона лучше всего использовать кисточки № 5 — 8, чтобы
краска
легла
более
ровным
слоем. Покрываем акриловым грунтом, сушим. Можно
ускорить процесс бытовым феном.
Приступаем к созданию декора в технике «двойной мазок». На высохшей поверхности
намечаем
простым
карандашом
примерное
размещение
цветом.
С
опытом
необходимости это делать не будет. Наносим сначала крупные детали – зелень листьев.
Затем поверх прокладываем многослойные цветы. Потом более мелкие цветы.
Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен -
например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны -
связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему
и мало влияют на общую композицию.
Пробуем набирать на кисть три цвета – темный, светлее и еще
светлее. Получатся более сложные цветовые переходы. Больше чем
три цвета не набирают – будет грязь.
2. Рисуем листья с фестончатыми краями двумя способами: свет
внутри, свет у края.
Еще кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Такой
прием возможен во время рисования травы и листьев. Он создаст
эффект переломленного листа. Не забываем держать кисти в чистоте.
Если забытая кисточка осталась валяться на столе, хотя бы минут
пятнадцать, она безнадежно засохнет, и спасти-отмыть ее будет уже
невозможно.
3. Выполнение цветка с использованием мазка «большая слеза». Рисуем губкой
сердцевину цветка.
Точечными движениями творим серединки цветов и россыпь малюсеньких цветочков.
Если сделали ошибку – под рукой у вас спиртовая салфетка. Но когда ошибка не грубая
– не стирайте. По высохшему акрилу можно скорректировать новым слоем. Толщину
линии определяем нажатием кисти. Плавность движений мы выработали во время
тренировок.
4. Декоративная отделка элементов росписи: проработка мелких деталей цветка.
5. Оживка; выполнение отделки элементов росписи «двойной мазок». "Оживка" или
"разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с
помощью черной и белой краски.
Отделка элементов росписи - это дуги, капельки, штрихи и точки . Главное, делая
оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком
кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся
красота работы.
6. Завершение работы над букетом.
3
ЭТО ВАЖНО: В росписи подобного плана лучше что-то недоделать, чем переделать.
Оставляйте пустое пространство между элементами. Дайте возможность выгодно им
смотреться. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в
ч у в с т в е
м е р ы
—
и с т и н н о е
б л а г о » .
При первых опытах росписи берите за образец уже готовые росписи опытных
мастеров. Со временем выработаете свой почерк, и потребность такая отпадет. Но
вначале, если хотите красивую вещь, учитесь у мастеров.
Заключение
Навыки работы в данной технике пригодятся в быту. Покрывать декоративным
слоем можно как новые, так и старые вещи. После реставрации мебели вы придадите
ей совершенно новый стиль с помощью техники двойного мазка. Отдекорированный
предмет, будь-то столик, табуретка, хлебница, поднос, разделочная доска, вешалка и
т.д., впишется в самый строгий интерьер. Главное – подобрать подходящую цветовую
гамму, например, сдержанные палевые оттенки на черном фоне, или розовые оттенки
на золотом, или холодная цветовая гамма на фоне цвета слоновой кости. Такой предмет,
расписанный со вкусом, станет изюминкой вашего дома. Один, два, три, несколько
предметов в одном ключе, но не больше, иначе дом станет музеем Петриковской
росписи. Предмет с декором в технике двойного мазка станет хорошим подарком
друзьям и родственникам.
Список литературы:
1. Русский музей. «Народное искусство. Путеводитель» - СПБ. Paiace Editions, 2007.
131с.
2. Русские художественные промыслы. -М.: Мир энциклопедий. Аванта+Астрель,
2010.180 с.
3. Голубева З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи. Учебно-
методическое пособие. -Издательство «Союз художников», СПб., 2012, 128 с., илл.
4. Н.Величко Русская роспись. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. –М.: АСТ-
ПРЕСС КНИГА, 2009. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
5. Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А., Основы изобразительной грамоты. –
СПб: НИУ ИТМО, 2011. – 70 с.
6. Полежаев Ю.О. Художник росписи по дереву: учебное пособие для учащихся
начального профессионального образования - М. Изд. центр «Академия», 2008.–192 с.
7. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для Вузов,
обучающихся «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 120 с.
Информация об авторе:
Иосифова Анна Викторовна
Образование: высшее, ЛГПИ им.А.И.Герцена, учитель изобразительного
искусства, черчения и трудового обучения средней школы,1989 года.
Стаж педагогической работы: 27 лет
iosifova.
anna@yandex.
ru
8921-747-73-91
4