Напоминание

20 ноября-Всемирный день прав ребенка


Автор: Шестопалова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 c. Федоровка
Населённый пункт: с.Федоровка
Наименование материала: Всемирный день прав ребенка
Тема: 20 ноября-Всемирный день прав ребенка
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:

«

»

Всемирный день прав человека

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и

«обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к

противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам

других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Ход классного часа

I. Игра «Имена»

- Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята

международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со

своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я на-

чинаю первой. Учитель называет свое имя, например: «Анна - аккуратная».

Интерактивная беседа «Право на имя

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас

зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии? Наши имена,

фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает?

Там еще записаны имена наших родителей

А еще то что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в

том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Мини-лекция «Конвенция о твоих правах

- Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах

ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это

авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у

десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой

войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные

бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям,

но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и

внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах

ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию,

согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на свободу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушают-

ся права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы

это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Д и м а. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над

детьми!

Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как

и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе.

Ее права действуют, если не нарушаются права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности? А другие имеют право сидеть за чистой партой.

Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

П е т р о в. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров? Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и

нарушал их права. Петров не уважает права других людей. Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не

принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и

помогать ей.

- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? Конвенцию «О правах ребенка».

А чего они совершенно не знают? Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

- Как же примирить свои права с правами других людей? - Если ты будешь уважать права других, то и

твои права будут уважать. - Нельзя ставить права свои выше прав других людей.

Подведение итогов (рефлексия)

- Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? Знать свои права очень полезно, это дает

уверенность в себе.

Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.



В раздел образования