Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста
Автор: Антропова Надежда Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 78" Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Свердловская область Наименование материала: Консультация для педагогов Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного
возраста»
Одним
из
важнейших
аспектов
развития
дошкольников
является
развитие мелкой моторики и координация пальцев рук. Значение развития
мелкой моторики рук у детей получило научное обоснование и не нуждается
в дополнительных доказательствах.
Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и
речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей
были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка
аналогичен:
сначала
развиваются
тонкие
движения
пальцев
рук,
затем
появляется
артикуляция
слогов,
а
все
последующие
совершенствования
речевых
реакций
стоят
в
прямой
зависимости
от
степени
тренировки
движения пальцев рук.
На практике достаточно часто происходит так, что внимание развитию
мелкой моторики уделяется в основном в раннем и младшем дошкольном
возрасте,
потом
о
необходимости
развивать
координацию
пальцев
рук
забывают
и
вспоминают
о
ней
при
подготовке
детей
к
школе.
Сегодня
хотелось
бы
обратить
внимание
педагогов
на
необходимость
развивать
мелкую моторику рук у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Для начала следует отметить, что способов развития мелкой моторики
достаточно
много
–
это
и
хорошо
знакомые
всем
пальчиковые
игры,
и
нетрадиционные техники рисования, а так же разнообразные игры с крупами,
песком и водой, мелкими предметами, игры по системе Марии Монтессори.
Вторым моментом на который хотелось бы обратить внимание – это то,
что во время игр на развитие мелкой моторики, у детей развивается речевая
активность, пополняется активный и пассивный словарь, устанавливаются
доброжелательные отношения со взрослым.
Для развития мелкой моторики необходимо:
1.
Обязательно установите личный контакт с детьми:
- обращайтесь к ребенку по имени;
-
занимайте
позицию
на
уровне
глаз
ребенка,
чтобы
он
не
чувствовал
давление со стороны взрослого;
-
помогайте ребенку в том, что у него не получается, но не слишком
настаивайте, если он не хочет этого делать.
2. Используйте нетрадиционные техники в организации занятий по
развитию мелкой моторики:
-
рисование
пальчиками
и
ладошками
развивает
т актильную
чувствительность всей поверхности руки;
-
тестопластика так же развивает тактильную чувствительность всей ладони
и,
кроме
того,
позволяет
сделать
пальцы
рук
сильнее,
а
руку
тверже,
движения уверенней;
-
игры
с
мелкими
предметами
по
системе
Марии
Монтессори .
Использование
таких
игр
способствует
формированию
у
детей
навыков
захвата мелких предметов, улучшает двигательную активность пальцев рук,
позволяет работать с мелкими предметами (бусинки, фасоль, бисер и т.п.);
-
игры с водой – это естественно. Они позволяют мышцам рук ребенка
расслабляться, оказывают массируюущее действие. Все игры и упражнения с
водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности,
мелкой
моторики
рук,
зрительно-моторной
координации,
обогащают
сенсорный опыт ребенка;
-
игры с песком и сыпучими продуктами (гречка, манка, фасоль, горох,
другие
крупы)
обеспечивают
разнообразие
ощущений
и
массаж
речевых
центров;
-
самомассаж рук с использование разнообразных предметов (карандашей,
шишек, су-джок, шариков для пинг-понга, ковриком «травка» и т.п.) и без
них. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря
которой
в
мозг
поступает
мощный
поток
импульсов
от
рецепторов,
расположенных
в
коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в
речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает
информация,
которая
не
только
оказывает
тонизирующее
воздействие
на
центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных
возможностей функционирования головного мозга. Рекомендуется проводить
игровой самомассаж в виде отдельного 2-3-минутного занятия ежедневно или
в виде динамической паузы на занятиях в детском саду.
-
пальчиковая гимнастика - это весёлое, увлекательное и полезное занятие!
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи,
творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не
только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.
Если в течение всего периода раннего и дошкольного возраста педагоги
будут уделять достаточно внимания развитию мелкой моторики, это будет
происходить в системе, то в результате ребенок освоит все упражнения,
пальцы
и
кисти
его
рук
приобретут
силу,
гибкость
и
подвижность,
что
облегчит
овладение
навыками
письма.
Кроме
того,
умелые
и
ловкие
пальчики рук залог будущего успеха ребенка в рисовании, конструировании,
рукоделии.
Подготовили :
Антропова Надежда Александровна, воспитатель, муниципальное бюджетное
дошеольное
образовательное
учредждение
«Детский
сад
№78»
г.Каменск-
Уральский Свердловская область
Устинова
Елена
Игоревна,
воспитатель,
муниципальное
бюджетное
дошеольное
образовательное
учредждение
«Детский
сад
№78»
г.Каменск-
Уральский Свердловская область