Напоминание

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста


Автор: Антропова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 78"
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Свердловская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация для коллег

«Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного

возраста»
Одним из важнейших аспектов развития дошкольников является развитие мелкой моторики и координация пальцев рук. Значение развития мелкой моторики рук у детей получило научное обоснование и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук. На практике достаточно часто происходит так, что внимание развитию мелкой моторики уделяется в основном в раннем и младшем дошкольном возрасте, потом о необходимости развивать координацию пальцев рук забывают и вспоминают о ней при подготовке детей к школе. Сегодня хотелось бы обратить внимание педагогов на необходимость развивать мелкую моторику рук у детей на протяжении всего дошкольного детства. Для начала следует отметить, что способов развития мелкой моторики достаточно много – это и хорошо знакомые всем пальчиковые игры, и нетрадиционные техники рисования, а так же разнообразные игры с крупами, песком и водой, мелкими предметами, игры по системе Марии Монтессори. Вторым моментом на который хотелось бы обратить внимание – это то, что во время игр на развитие мелкой моторики, у детей развивается речевая активность, пополняется активный и пассивный словарь, устанавливаются доброжелательные отношения со взрослым. Для развития мелкой моторики необходимо:
1. Обязательно установите личный контакт с детьми: - обращайтесь к ребенку по имени; - занимайте позицию на уровне глаз ребенка, чтобы он не чувствовал давление со стороны взрослого; - помогайте ребенку в том, что у него не получается, но не слишком настаивайте, если он не хочет этого делать. 2. Используйте нетрадиционные техники в организации занятий по развитию мелкой моторики: -
рисование
пальчиками и ладошками развивает т актильную чувствительность всей поверхности руки;
-

тестопластика
так же развивает тактильную чувствительность всей ладони и, кроме того, позволяет сделать пальцы рук сильнее, а руку тверже, движения уверенней;
-

игры

с

мелкими

предметами

по

системе

Марии

Монтессори
. Использование таких игр способствует формированию у детей навыков захвата мелких предметов, улучшает двигательную активность пальцев рук, позволяет работать с мелкими предметами (бусинки, фасоль, бисер и т.п.);
-

игры с водой
– это естественно. Они позволяют мышцам рук ребенка расслабляться, оказывают массируюущее действие. Все игры и упражнения с
водой способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, обогащают сенсорный опыт ребенка;
-

игры с песком
и сыпучими продуктами (гречка, манка, фасоль, горох, другие крупы) обеспечивают разнообразие ощущений и массаж речевых центров;
-

самомассаж
рук с использование разнообразных предметов (карандашей, шишек, су-джок, шариков для пинг-понга, ковриком «травка» и т.п.) и без них. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 2-3-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях в детском саду.
-

пальчиковая гимнастика
- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Если в течение всего периода раннего и дошкольного возраста педагоги будут уделять достаточно внимания развитию мелкой моторики, это будет происходить в системе, то в результате ребенок освоит все упражнения, пальцы и кисти его рук приобретут силу, гибкость и подвижность, что облегчит овладение навыками письма. Кроме того, умелые и ловкие пальчики рук залог будущего успеха ребенка в рисовании, конструировании, рукоделии.
Подготовили
:
Антропова Надежда Александровна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошеольное образовательное учредждение «Детский сад №78» г.Каменск- Уральский Свердловская область Устинова Елена Игоревна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошеольное образовательное учредждение «Детский сад №78» г.Каменск- Уральский Свердловская область


В раздел образования