Автор: Проскурякова Ольга Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 4"
Населённый пункт: г.о.Мытищи Московской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Воображение как метод формирования пианистических навыков учащихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств № 4» городского округа Мытищи
Методический доклад
«Воображение – как метод формирования
пианистических навыков учащихся ДШИ»
Выполнила: преподаватель
фортепианного отделения
Проскурякова О.А
.
2022 г.
Воображение – это психический процесс, процесс создания нового в форме
образа, представления или идеи.
Оно неотъемлемая составляющая творческого мышления, которое является
залогом творчества вообще. Поэтому воображение – главный объект
формирования и развития творческих способностей.
Процесс воображения присущ только человеку и является основным и
необходимым условием его трудовой деятельности. Именно в процессе труда
воображение возникло и развивалось. Вместе с тем, всё, что создаётся
фантазией человека, неизбежно произрастает из действительности. Поэтому
воображение можно назвать одной из форм действительности. Чем больше
знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Поэтому
распространённое мнение, что у детей воображение развито лучше, чем у
взрослого – ошибочно. Так как воображение берёт своё начало из
жизненного опыта, а у ребёнка этот опыт ещё невелик. Зато воображение
гораздо свободней, чем у взрослого человека. Именно эту свободу часто
воспринимают за богатство. А значит перед педагогом стоит очень важная
задача – развитие воображения ребёнка!
Зачем развивать воображение у детей? Оно и так намного ярче и
оригинальнее воображения взрослого, так думают многие. Это не совсем так.
Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается
постепенно, по мере накопления им определенного опыта. Иными словами,
чем больше и разностороннее наш опыт, тем выше потенциал нашего
воображения. Именно поэтому, воображение ребенка никак не богаче, а во
многих
отношениях
беднее
воображения
взрослого.
У
него
более
ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для
фантазии. Вместе с тем, в жизни ребенка воображение играет более важную
роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и значительно
легче отрывается от реальной действительности. С его помощью дети
познают мир и самого себя. Воображение ребенка необходимо развивать с
детства. «Воображение, - как писал психолог С.М. Дьяченко, - это как бы тот
чуткий
музыкальный
инструмент,
овладение
которым
открывает
возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения
своих собственных замыслов и желаний». Воображение может творчески
преобразовать действительность, его образы гибки, подвижны, а их
комбинации позволяют делать новые и неожиданные результаты. В связи с
этим, развитие этой психической функции является также основой для
совершенствования
творческих
способностей
ребенка.
Творческое
воображение
развивает
личность
ученика,
помогает
ему
усваивать
моральные и нравственные, жизненные и культурные нормы, различать
добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и находчивость. Исполняя
музыкальные произведения, ребенок отражает в них свое понимание и
отношение к миру, учится оценивать и видеть прекрасное. Все дети любят
заниматься
искусством:
поют,
танцуют,
играют
на
музыкальных
инструментах, выступают на сцене, участвуют в концертах и конкурсах.
Творческое воображение делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и
интереснее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от
места и времени, но самое главное независимо от личных комплексов. Есть
особая
сфера
жизни
ребенка,
которая
обеспечивает
специфические
возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической
функцией,
обеспечивающей
игру,
является
творческое
воображение.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя
целый ряд личностных свойств: справедливость, смелость, честность,
чувство юмора и т.д. Через работу творческого воображения происходит
компенсация пока еще недостаточных, реальных возможностей ребенка, в
преодолении жизненных трудностей и конфликтов. Занимаясь творчеством,
ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При
одухотворенности
творческое
воображение
включено
во
всю
познавательную деятельность, сопровождаясь особыми положительными
эмоциями.
А детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё
отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком
зиждется на активной деятельности воображения.
В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно
важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют
созданию в нашем сознании художественных образов и наоборот – благодаря
активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей,
маленький пианист постепенно овладевает средствами музыкальной
выразительности, в том числе и пианистическими приёмами. Помимо
музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития
музыкального воображения, оно имеет огромное значение для развития
личности ребёнка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Он
становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы
решения одной задачи. Он учиться по-разному реагировать не только на
разную по характеру музыку, но и музыку одного характера, находя при
каждом новом прослушивании новые детали и нюансы. Становится
эмоционально более развитым, отзывчивым.
Музыка во многом отличается от других видов искусств – её
выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи,
театра и кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка обращается
преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного
образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства. Содержание
музыки познаваемо, но нет точного предметного соответствия между
звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно
передавать настроения в очень условных звуковых образах.
Возрастные особенности развития творческого воображения у учащихся
младших классов ДМШ.
Творческое
воображение
составляет
основу
творческой
деятельности
ученика. Творческой деятельностью называют такую деятельность, которая
создает нечто новое, необычное и интересное. Творчески относится к своему
любимому делу, значит выполнять нужно его качественно, на более высоком
уровне. От творческих возможностей зависит жизненный уровень ученика.
Если творческое воображение не развивать, то оно постепенно притупляется,
становиться
пассивным.
Помогают
ученикам
развивать
творческое
воображение окружающие их люди: родители, учителя, воспитатели,
педагоги.
А.Н. Лук выделял три типа воображения:
1.
логическое – выводит будущее из настоящего с помощью логических
преобразований;
2.
критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении;
3.
творческое – рождает принципиально новые идеи.
Творческому воображению А.Н. Лук отводил ведущую роль в развитии
общества.
В
современном
мире
творчество
ценится
очень
высоко.
Творческая профессия всегда очень востребована. Основой творчества
является комбинаторная деятельность воображения. Развитие творческого
воображения зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и
особенностей развития, индивидуальных особенностей личности ученика; от
оценочной структуры образа «я» … и т.д. В процессе творческого развития
ученика, развивается его воображение.
Творческое воображение начинает развиваться у ребенка довольно рано. Оно
занимает большое место в его жизни. В пределах каждого возраста
наблюдаются
большие
индивидуальные
различия.
При
исследовании
детского воображения, выделены следующие этапы его развития:
Первый этап: до 3-х лет.
Предпосылками
воображения
выступают
представления,
которые
появляются на 2 году жизни. Развивается условное, избирательное действие
и активность («покажи, как»). Воображение носит пассивный, воссоздающий
характер. Ребенок идет от действия к мысли.
Второй этап: 3 года.
Происходит
становление
словесных
форм
воображения.
Ребенок
не
планирует
результат.
Здесь
творческое
воображение
становится
самостоятельным процессом.
Третий этап: 4-5 лет.
Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок
уже может представить состояние другого человека. В возрасте 5 лет у детей
появляются мечты о будущем.
Четвертый этап: 6-7 лет.
У ребенка развивается умение действовать в образном плане и возникает
интериоризированное воображение. Происходит целостное планирование. В
6-7 лет творческое воображение носит активный характер. Вот тут и встает
очень серьезная и трудная задача, для педагогов и родителей.
Пятый этап: 8-9 лет.
Формирование и развитие творческого воображения начинающего пианиста
тесно
взаимосвязано
с
развитием
осознанного
восприятия
музыки,
осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара.
Процесс
развития
творческого
воображения
длинен
и
сложен.
Он
воспитывается путём определённой тренировки памяти и максимальной
заинтересованностью ученика. Большое значение имеет максимальная
сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на
себя,
то
ученики
останутся
пассивными,
инициатива
их
не
станет
развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на
учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти
до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу.
Творческое воображение нужно постоянно развивать и поддерживать в
тонусе, увлекая, и все дальше уводя учеников в волшебный мир музыки.
Цели и задачи в развитии творческого воображения у учащихся
фортепианных классов ДМШ.
Занятия музыкой должны способствовать общепедагогическим задачам,
воспитывая в ученике чувство дисциплины, работу и развитие творческого
воображения, умение преодолевать возникающие трудности при игре на
фортепиано. Основа начального обучения игре на фортепиано – это
воспитание у учащихся любви к музыке, развитие его творческого
воображения,
для
передачи
им
определенного
музыкального
образа,
внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости
на музыкальные впечатления, на разные эмоциональные состояния. Как
говорил Б.В. Асафьев: «Музыкальное творчество – самый действенный
способ развития детей». Главной целью развития творческого воображения у
учащихся младших фортепианных классов ДМШ является формирование
художественной
культуры
учащихся
в
контексте
различных
видов
творческого познания действительности и оптимизирования созидательных
качеств творческой личности. Усилился интерес и тенденция в современной
педагогике – развивать творческое воображение у учеников. Это обусловлено
объективными
факторами:
высокой
ролью
творчества
в
познании
окружающего мира, необходимостью всестороннего развития творческой
личности,
природной
активностью
ребенка,
требующей
творческой
деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Если во время обучения учащиеся открывают «для себя» законы, которые
составляют достояние человечества, а не просто получают их в готовом виде,
то в определенной мере они приобщаются к музыкальному творчеству, к
процессу открытия. Творческий процесс выявляет и развивает творческую
активность
ученика,
и
он
тесно
связан
с
его
раскрепощением
от
обязательного
заучивания,
запоминания.
Детское
творчество
на
фортепианных уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую
музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с
умениями
оперировать
своими
знаниями,
наработанными
навыками,
применять их в ранее известных условиях, в новых видах практики.
Большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные
образы, например, хорошо знакомый герой сказки, с ярко выраженными
образными чертами, например, зайка прыгает, мишка большой и тяжёлый,
колобок катится, и он весёлый…
Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в
область сознательного отражения. Поэтому для развития воображения важно
стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки.
Стимулировать, задавая открытые вопросы: «Какой у тебя ёжик?», «Куда
катится твой колобок?», «О чём плачет зайка?». И чем большее количество
ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти ребёнок, тем лучше
активизируется его воображение.
Чтобы творческие проявления детей на уроках фортепиано имели
активный и эмоциональный характер, преподавателю, в своей работе,
необходимо знать следующее:
1. Для активизации воображения необходимо вызвать в памяти ребёнка
как можно больше ассоциативных связей. А для этого следует подбирать
яркий, доступный, звукоизобразительный репертуар, направленный на
активную работу фантазии. «Колобок», «Ёжик», «Плакса», «Дразнилка»,
голоса животных, дождик, колокольчики – это очень, доступно для ребёнка.
Эти образы понятны, знакомы, ассоциативны. Для вербализации образа
педагог может предложить ребёнку сочинить слова, нарисовать рисунок к
пройденным пьескам, а значит, детское воображение активизируется,
фантазия проснётся, творческий процесс обеспечен.
2. Подобранный педагогом репертуар должен являться основой
формирования конкретных творческих навыков и в тоже время отвечать
учебным требованиям.
3. Использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие
созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности,
всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново
открывать, включая ученика в активную, творческую работу. Используя
детское воображение можно самые сложные или элементарные задачи
сделать интересными и волнующими.
4. Разрабатывать серию творческих заданий.
Например, придумать ребус с названием нот, решить ритмические задачки,
придумать сказку, сочинить стишок на заданный ритм, изобразить на
инструменте природное явление (гром, водопад, солнечное затмение,
дождик…) или поиграть в игру под интригующим названием «Давай
пошалим!». Суть игры заключается в формировании у ребёнка понятия о
взаимосвязи пианистического приёма и художественного замысла,
взаимосвязи между тем «о чём играю и как играю». А значит, постепенно
приходит осознание того, что исполнять можно по- разному, и изобразить
можно кого угодно, главное захотеть. Эта игра довольно хулиганистая,
потому, что все штрихи в нотном тексте мы исполняем наоборот, то есть:
там, где у автора стаккато - исполняем легато, там, где легато - играем
стаккато. Также меняем динамику, а значит меняется и тембр звука,
следовательно, меняется образ, художественный замысел композитора.
Совместное музицирование педагога и ученика тоже развивает творческое
воображение. Творческий ребенок – проявляет свою фантазию на деле.
Творчество детей на музыкальных уроках понимается как умение и желание
сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно, даже оригинально.
«Спой, сыграй, станцуй, как ты хочешь» - вот эти магические слова, которые
распахивают
перед
ребенком
невидимые
ворота
в
мир
фантазии,
находчивости, изобретательности, в развитии творческого воображения, где
он не скован почти никакими ограничениями. Такая совместная работа
раскрепощает,
вдохновляет ученика. Он чувствует себя партнёром, созидателем. Вживаясь в
рождённую в совместном творчестве историю, мы рождаем эмоцию,
наполняем конкретным содержанием и переживанием музыкальные образы.
А далее мы обращаемся к физическому воплощению художественного
образа, то есть к поиску нужного штриха, тембра, динамики, к
формированию пианистического приёма.
Подбор развивающего репертуара у учащихся младших классов.
Основная
задача
педагога
по
фортепиано
младших
классов
ДМШ,
заключается в качественном подборе развивающего репертуара, в выборе
музыкального произведения для своих учеников, учитывая их возраст,
интересы, музыкальные способности, психические свойства (в частности,
эмоциональность),
развитость
их
творческого
воображения
и
фантазии. Выбор
музыкального
репертуара
для
детей
должен
осуществляться
по
следующим
критериям: основные –
художественность,
педагогическая
целесообразность,
воспитательная
значимость, доступность…т.д.; дополнительные - увлекательность, яркость,
динамичность
музыкальных
образов,
небольшой
объем,
принцип
совершенствования умений и навыков в исполнительской деятельности.
Репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя
произведения классической музыки всех эпох. Велика роль классического
наследия в воспитании и образовании детей и юношества. Восприятие
произведений композиторов-классиков – ведущий принцип музыкального
воспитания ребенка, движущая сила его личностного развития. Приобщать
детей к высоким образцам музыкальной классики необходимо начинать с
раннего детства.
Для детей в возрасте от 5 до 9 лет написано много разных нотных
сборников, пособий, которые включают в себя небольшие пьесы, очень
яркие, образные, развивающие, включающие в себя картинки, стихи и
иллюстрации,
что
очень помогает
развивать у учеников
творческое
воображение, память, фантазию, слух и т.д. Очень заинтересовывает и
повышает активность ученика, если пьеса имеет название. Тогда фантазия
ребенка – безгранична. Творческое воображение сразу рисует ему образ,
который складывается из разных образных и эмоциональных, звуковых и
ритмических, словесных и речевых, двигательных и моторных ассоциациях.
Первое
прослушивание,
показ
педагога,
очень
важен
для
ученика.
Отношение и впечатления складываются уже после 5-6 прослушанных
музыкальных тактов. Самое главное, чтобы музыкальное произведение
понравилось,
заинтересовало
и
вдохновила
ученика
для
дальнейшей
творческой работы.
«Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо
стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться
им утомительным и скучным», пишет А. Артоболевская. Можно сделать
девизом методы работы с детьми ее слова: «Больше сказки, больше
фантазии».
На основе анализа программ Ю. Б. Алиева, Д. Б. Кабалевского, Н. А.
Ветлугиной, О. П. Радыновой, Г. С. Ригиной следует придерживаться
содержательно-тематического принципа подбора репертуара. Образный
строй произведений очень широк: это природа, человеческие чувства,
сказочные образы, мир детских игр.
Рекомендуемые произведения для работы над развитием музыкального
воображения.
Б. Берлин «Марширующие поросята»
Д. Кабалевский «Ёжик»
Русская народная песня «Дождик»
Е. Накада «Танец дикарей»
В. Косенко «Дождик»
И. Кореневская «Дождик»
Ю. Виноградов «Танец медвежат»
И. Стрибогг «Вальс петушков»
А. Гедике «На слонах в Индии» далее проверить
Ё. Накада «Гоночная машина»
С. Майкакор «Маленький командир»
Д. Кабалевский «Каваллеристская»
Э. Сигмейстер «Поезд идет»
Д. Кабалевский «Клоуны»
Р. Шуман «Смелый поездник»
О. Хромушин «Колыбельная для Барби»
О. Хромушин «Бармалей»
Г. Свиридов «Колдун»
Р. Шуман «Отзвуки театра»
Э. Григ «Кобальд», «Танец эльфов»
И. Неймарк «Веселый почтальон»
Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно»
И. Неслюкевич «Девочка и Баба-Яга»
Г. Порнов русский танец «Ванечка»
Смелков «Колобок», «Малыш-Кибальчиш»
В. Косенко «Балетная суета»
Е. Рушанский «Маленькая балерина»
Г. Свиридов «Парень с гармошкой»
В. Витлин «Страшилище»
Г. Портнов «Бабушкина сказка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
творческий
поиск,
импровизацию
учителя
музыки,
должны
побуждать сами ученики. Каждый ученик по-своему интересен, талантлив и
индивидуален от природы. Задача учителя, в первую очередь, найти особый
подход к каждому ученику в отдельности, заинтересовать их, увлечь
музыкальным процессом, помочь развить их творческое воображение,
раскрыть и воспитать в каждом творческую личность. Кроме того,
бесстрашно рисковать, пробуя в классе новые приемы, для улучшения и
обогащения
музыкального
и
творческого
процессов.
Проблемы
музыкального воспитания ставят перед педагогами задачи по обновлению
методов
музыкального
обучения.
Применяемые
методы
должны
соответствовать задачам, поставленным на уроке педагогом, обогащать
словарный запас ученика, развивают внимание, воображение и фантазию.
Музыка открывает ученикам новые неизведанные, прекрасные горизонты для
музицировали, выступления перед публикой, интересного проведения своего
свободного времени, культурно обогащаться. Для многих впоследствии,
музыкальный
творческий
процесс,
будет
являться
средством
самоутверждения,
духовно-творческих
исканий,
формирования
разносторонней,
культурно
развитой,
самостоятельно
музыкальной,
индивидуальной творческой личности. Уроки музыки – импульс для
достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель
музыки, который должен всегда стремиться к творчеству, к прогрессу, к
движению вперед. Тогда ученик, в свою очередь, будет с большим
увлечением заниматься музыкой, усердно посещать музыкальные уроки,
стремиться совершенствовать свои музыкальные способности, развивать
свой внутренний и духовный потенциал и обогащать свои музыкальные
знания, повышая уровень своего творческого воображения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – М., 1997
2.
Aртоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М., 1899
3.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967
4.
Дьяченко О.М. Пути активизации воображения у детей / Вопросы
психологии, №1. – М., 1988
5.
Копчевский Н. Планирование педагогической работы. – М., 1977
6.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1982
7.
Рибо Т. Творческое воображение. – П., 1901
8.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей, - Я., 1969
9.
Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов
начального обучения, основанных на содержательном обобщении».
Издательство: Пеленг, 1929.
10. Баренбойм Л.А. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства».
Л.: Музыка, 1929г.