Напоминание

Сопоставление этнической картины мира в названиях геральдических животных народа Саха


Авторы: Максимова Айталина Васильевна, Айталина Васильевна Максимова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Саха (Якутия) "Верхневилюйский техникум
Населённый пункт: с.Верхневилюйск, Верхневилюйский р-н, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Сопоставление этнической картины мира в названиях геральдических животных народа Саха
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Сопоставление этнической картины мира в названиях

геральдических животных народа Саха

Автор:

Максимова

Айталина

Васильевна, преподаватель

В статье предпринята попытка обобщить и сопоставить фрагмент картины мира,

представленный в названиях животных: как она реализуется в гербовой символике.

Актуальность темы исследования обусловлена в изучении мифологемы животных

в контексте этнической картины мира как результата взаимодействия двух знаковых

систем - языка и культуры. Это позволит по-новому взглянуть на многие проблемы,

касающиеся вопросов лингвистики и этнологии как гипотеза ностратического языка,

научная обоснованность которой была доказана В.М. Иллич-Свитычем, а также

сравнительно-историческое изучение этнокультурных явлений.

Гипотеза исследования: Использование животных в геральдике.

Основной целью данной работы является исследование животных в традиционной

культуре якутов, ее генезиса, символики, социокультурных функций в этнологическом

аспекте. В связи с этим определены следующие задачи:

Проанализировать имеющуюся литературу, посвященную геральдике;

Изучить Интернет-ресурсы по геральдике;

Изучить геральдические знаки и символы.

Изучить историю происхождения геральдики и приемов построения гербов;

Проанализировать изображения, каких животных и почему используются в

современной геральдике;

Обобщить полученные сведения.

Объектом исследования

является мифологема животных

в традиционной

культуре якутов.

Предметом исследования стал образ геральдических животных, отраженный в

названиях родов и племени.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования данного

исследования в дальнейшей разработке темы.

В

прошлом

каждый

якутский род

считал

своим священным

предком и

покровителем какое-нибудь животное, которое нельзя убивать, есть и называть по имени.

В число таких тотемных животных входили: лебедь, гусь, ворон, орел, белогубый

жеребец, сокол, ястреб, сойка, ворона, горностай, белка и бурундук.

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного

знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из

родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный

период их истории. Родовые знаки и символы называются тотемами, они - самые близкие

родственники гербов. Культ тотема некогда был очень распространен у разных племен и

народов всех народностей. Актуальность тотемов существует и в настоящее время.

Термин тотем заимствован у народа племени оджибва (Северная Америка), totem на их

языке означает название, герб клана, а также название животного, которому этот клан

поклоняется. Выбор животного или растения является прародителем или покровителем,

от которого все члены племени ведут свое происхождение. Тотем символизирует связь

человека с природой. Позднее в качестве тотема стали выступать явления природы (у

африканских племен): дождь, гроза, солнце, вода, ветер, а также металлы, даже части

растений и животных, например, кончики листьев, голова черепахи. Но чаще всего

используются различные виды животных и растений. В одном из племен Северной

Америки, состоящем из 23 родов, для каждого из них в качестве тотема выступает особое

животное (медведь, волк, бобр), птица или рыба. У некоторых африканских племен

тотемами служат стебель маиса и смоковница. В Австралии тотемами могут быть как

животные, птицы, насекомые, так и явления природы, и различные предметы (орудия

труда).

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на

военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности.

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака

имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Но эти знаки

использовались как украшение, произвольно менялись владельцами, не передавались по

наследству и не подчинялись никаким правилам.

Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались

постоянно - на монетах, медалях и печатях. Эмблемой Афин была сова, Коринфа - Пегас,

Самоса - павлин, острова Родос - роза. В этом уже можно усмотреть зачатки

государственной геральдики.

Большинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы

геральдики, например, систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно

будет связана с геральдикой. Эти знаки выдавливались в глине, вырезались в камне и

отпечатывались на папирусе.

В Ассирии, Вавилонской империи и Древнем Египте печати использовались так

же, как и в Средневековой Европе – для удостоверения документов. Уже в третьем

тысячелетии до нашей эры существовал "герб" шумерских государств - орёл с львиной

головой. "Гербом" Византии фактически был двуглавый орёл, заимствованный позднее

некоторыми европейскими государствами, в том числе и Россией.

В

XVII-XVIII

веках

высказывались

предположения,

что

предки

якутов

переселились из Прибайкалья на среднюю Лену, спустившись по реке на плотах. Начало

переселения историки относят к периоду до X века, последнюю волну - к XIV-XV векам.

Причиной столь массового переселения явилось вытеснение предков якутов более

сильными скотоводческими племенами. На новых местах переселенцы вступали с

проживавшим там местным населением - эвенками и юкагирами - в многообразные

хозяйственные,

культурные

и

бытовые

отношения.

В

результате

произошло

формирование нового народа. Когда русские в 1620-1630 годах появились в бассейне

Лены, они встретились там уже с единым народом - якутами, компактно расселенными в

амгинско-ленском междуречье, на Вилюе, отдельными группами в устье Олекмы и на

верхней Яне.

Название "якуты", "якольцы" русские переняли от эвенков. Оно закрепилось не

только в России. Вот почему парламент утвердил двойное название - Саха и Якутия, в

котором

удачно

соединилось

самоназвание

народа

и

утвердившееся

за

ним

распространенное и привычное наименование.

В 30-х годах XVII века Якутия вошла в состав Российского государства.

Присоединение Якутии к России положило конец междоусобной борьбе тойонов -

племенной знати, старейшин и военных предводителей.

Предки якутов были, как считают, скотоводческими тюркскими племенами. За это

говорит весь уклад их жизни - пришельцы, как и народы Центральной Азии, были

скотоводами, местные же племена занимались охотой и рыболовством. По своему строю,

по словарному запасу язык якутов свидетельствует о тюркском происхождении так же,

как и верования, предания и искусство. Продвинувшись далеко на север, вплоть до

берегов Ледовитого океана и Колымы, якуты оказались как бы изолированным островком

среди народов Сибири, оторванными от других скотоводческих народов Азии. Доказано,

что и якутская лошадь, являвшаяся основой хозяйства, ведет происхождение от лошадей

Центральной Азии.

Тотемизм наших предков отражает их примитивные и мистические взгляды в

вопросах этногенеза. Древние считали, что люди произошли от животных или птиц.

Опираясь на китайские источники, Л.Н.Гумилёв пишет о том, что предки тюркских

народов верили в происхождение от волка, предки тибетских народов верили, что от

обезьяны.

В одном из преданий, распространенных еще в древнетюркское время, речь идет об

окончательной гибели гуннов возле одного большого болота, т.е. Западного моря (Каспия,

Азова) от рук врагов. В этой войне уцелел один единственный мальчик десяти лет. Враги,

найдя его, отрубили ему правую руку, одну ногу, выцарапали один глаз, самого бросили в

болото. Обреченного на смерть мальчика подобрала и воспитала волчица. Через десять

лет этот парень погиб в бою с врагами. А волчица скрылась в степи, окруженной горами,

и там рожает десятерых детей мужского пола. Вот с этого и начинается история десяти

тюркских племен.

В

прошлом

каждый

якутский род

считал

своим священным

предком и

покровителем какое-нибудь животное, которое нельзя убивать, есть и называть по имени.

В число таких тотемных животных входили: лебедь, гусь, ворон, орел, белогубый

жеребец, сокол, ястреб, сойка, ворона, горностай, белка и бурундук /Щукин, 1933, с.276/.

В начале 2003 года в Якутии была разработана единая политика в области

геральдики и популяризации государственных символов Российской Федерации и

Республики Саха (Якутия). Главная цель геральдической политики - создать уникальную

символику каждого муниципального образования республики:

Хангаласский улус

Дата принятия: 17.06.2005

Автор/авторы герба: Федоров Прокопий Ефимович .

Птица похожая на фигуру орла это – тотем

Хангаласского улуса. Кроме того, орел, символизирует

содружество двух наций. Хангалассцы в свою очередь,

орла почитали как своего ангела-хранителя и считали

его своим тотемом.

Усть-Янский улус

Дата принятия: 29.12.2004

Автор/авторы герба: Матвеев Артур Матвеевич).

Фигура мамонта указывает, что на территории Усть-

Янского улуса проживали мамонты. Мамонт

символизирует мужество, выносливость людей,

проживающих в суровых условиях Заполярья. Бивни

мамонта и ногти на лапах аллегорически отражают

экономическую специфику экономики Усть-Янского

улуса, являющегося центром золотодобывающей

(золотой цвет) и оловодобывающей (серебряный цвет)

промышленности Якутии. Пурпурный мамонт –

символ самоотверженности, благородства, силы и

надежды.

Усть-Майский улус

Дата принятия: 25.06.2004

Золотой соболь символизирует богатство края

пушниной. Традиционным занятием коренного

населения улуса – эвенков является охотничий

промысел

Томпонский улус

Олень служит эмблемою воина, пред которым бежит

неприятель.

Оленекский улус

Олень служит эмблемою воина, пред которым бежит

неприятель.

Оймяконский улус

Бык есть символ плодородия земли

Нюрбинский улус

Дата принятия: 18.11.2004

Автор/авторы герба: Д.И. Саввинов

Центральной фигурой является гиперболизированное

изображение Сокола (Мохсо5ол). Прародительницей

поселения под названием Нюрба (название исходит от

некогда существовавшего гигантского озера) была

Нюрбакан, сила, ум и могущество которой

олицетворялись духом Сокола. Сокол показан

сидящим на двух скрещенных ветвях молодой березы –

«чэчир» с 19 листьями. Каждый лист ветви

соответствует одной административной единице улуса.

Щит на груди сокола показан в виде солнца, как оно

изображается в якутском орнаменте – символ жизни,

вечности, незыблемости

Нижнеколымский улус

Дата принятия: 11.03.2005

Автор/авторы герба: А.М. Матвеев

Обоснование символики:

Основная фигура герба – белый медведь изображен на

фоне солнечного диска. Белый медведь отражает

природно-климатические особенности Арктического

улуса; олицетворение уверенности, твердости, доброй

силы, спокойствия, миролюбивого характера

многонационального населения улуса.

Нерюнгринский улус

Дата принятия: 29.10.2003

Автор/авторы герба: Нефедьев Сергей, Старцев

Василий Васильевич.

Название город получил по реке Нерюнгри, что в

переводе с эвенкийского означает «хариусная»,

«тысяча хариусов», «много рыбы», что в гербе

показано золотыми рыбами – уложенными в кольцо по

ходу солнца. Символика рыб неотделима от символики

воды и означает всеобщее обновление природы.

Коренные жители Южной Якутии издревле занимались

оленеводством, коневодством, скотоводством, - это в

композиции герба аллегорически показано коновязями

- «сэргэ».

Коновязь (столб) - символ надежности, постоянства.

Намский улус

Дата принятия: 25.11.2004

Автор/авторы герба: Петухов Михаил Романович

Серебряный лебедь с червлеными клювом и лапами,

прямо летящий и обернувшийся вправо. У удегейского

рода, присоединившегося к намскому роду во времена

правления Тыгына, тотемом, покровителем и

прародительницей рода, божественной птицей

считался белый лебедь. С тех пор весь Намский улус

боготворит и поклоняется лебедю.

Момский улус

Дата принятия: 30.06.2005

Автор/авторы герба: П.П. Ефимов

У якутов исключительным уважением пользуется

птица - кыталык (стерх).

Появление летающих стерхов над какой-либо

местностью порождает мысль о счастливой судьбе. А

тому, кто увидит танец священных птиц, предвещается

счастливое будущее.

Стерх олицетворяет светлое, доброе, счастливое

начало во всей нашей многоликой и изменяющейся

жизни. Символ вечности.

Мирнинский улус

Дата принятия: 26.04.2008 Автор Славко Валентина

Антоновна

Образ «лисы» в гербе навеян легендами о том, что еще

за долго до начало геологических изысканий первые

охотники находили алмазы в норах лисиц.

Мегино-Кангаласский улус

Дата принятия: 25.11.2004

Автор/авторы герба: Константинова Анастасия

Михайловна

Центральная фигура герба – всадник на коне,

запечатленном в прыжке вперед и вверх налево.

Всадник олицетворяет образ легендарного

национального героя Василия Манчары, уроженца

Мегино-Кангаласской земли.

Кобяйский улус

Дата принятия: 30.08.2005

Автор/авторы герба: О.Г. Александров,

Золотой карась в лазури отображает знаменитого

кобяйского карася, которым славится улус. Карась -

символ богатства, справедливости, великодушия.

Серебряный лебедь отражает нахождение на

территории улуса природоохраняемой зоны Усть-

Вилюйского заказника. Серебряный соболь с черными

носом, глазами, грудью и концами лап показывает

богатство улуса полезными ископаемыми, в первую

очередь углем и газом.

Жиганский улус

Соболь – богатство пушниной.

Рыба – символ богатства, великодушия

Верхоянский улус

Дата принятия: 24.11.2004

Автор/авторы герба: Матвеев Артур Матвеевич

Верхоянский улус известен на весь мир как Полюс

холода. Согласно якутской народной мифологии

крепкие морозы и туман происходят от дыхания

могучего мифического Быка Зимы. Изображение

ножек чорона в виде конских ног указывает на то, что

здесь развито коневодство, производится кобылий

кумыс

Верхнеколымский улус

Дата принятия: 26.05.2004

Соболь колымского кряжа имеет темный окрас и

признан одним из ценнейших в мире мехов данного

вида.

Рыбы на гербе свидетельствуют о промышленной

рыбодобычи в районе

Верхневилюйский улус

Дата принятия: 02.03.2005

В центре герба художественно-стилизованное

изображение якутского национального лировидного

узора «Кэ5уэр ойуу» (растительный узор). Узор

представляет орнамент в виде коровы, двуглавого коня

и стрелы. Корова, лошадь, колосья пшеницы

символизируют сельскохозяйственную направленность

экономики улуса. Две головы лошади означают

равноправие двух ветвей власти: представительной и

исполнительной. Гривы коней – сеяние злаковых

культур.

Анабарский улус

Дата принятия: 23.11.2004

Автор/авторы герба: Спиридонов Юрий Васильевич

Основным традиционным занятием местных жителей

является оленеводство. В анабарской тундре

оленеводством занимались с древних времен.

Сохранились изделия из кости, оленья утварь,

относящиеся к XVII-XVIII вв., на которых изображен

оленный человек. Олень и человек – как единый,

неразделимый символ тундры, ибо для северного

человека без оленя нет жизни.

Алданский улус

Дата принятия: 10.02.2005

Автор/авторы герба: Матвеев Артур Матвеевич

Медведь – символ уверенности, твердости, доброй

силы и спокойствия. Соболь – «мягкое золото»

золоторудного Алданского района, издревле являлся

основным промысловым видом пушных зверей для

коренных жителей – эвенков.

Абыйский улус

Дата принятия: 27.10.2004

Автор/авторы герба: Ефимова Сардана Яковлевна

Рисунок герба состоит из сочетающихся фигур сэргэ

(коновязи), лебеди, лошади и северного оленя.

Изображения лошади и сэргэ олицетворяют атрибуты,

связанные с мотивами национального фольклора,

обычаев, древних верований народа саха. Северный

олень, обладающий величественностью, гордостью,

упорством и силой, символизирует суровый климат

Абыйского улуса, жители которого с давних времен

занимались традиционной отраслью Севера –

оленеводством. По верованиям народа саха, лебедь –

священная птица, символизирующая красоту, чистоту,

верность, невинность.

Герб Якутии

Центральная эмблема герба — древний всадник со

знаменем. Это одна из фигур наскальных рисунков

(писаниц), найденных у деревни Шишкино, выше г.

Верхноленска, участниками Великой северной

экспедиции Российской академии наук в 1745 году. На

писаницах изображены скотоводы курумчинцы —

предки якутов, вытесненные из Прибайкалья более

сильными соседями. Три хвоста знамени

символизируют единство племен, составляющих

вместе один народ — курумчинцы. Знамя в целом

подчеркивало силу и залог существования народа.

Обрамляющие герб семь ромбических кристалликов

ограненного алмаза означают единство издавна

проживающих на территории Якутии народов: якутов,

русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Таким образом, самыми распространенными животными в гербах являются:

соболь-богатство пушниной;

олень - эмблема воина, перед которым бежит неприятель, и символ улусов, занимающихся

оленеводством;

лошадь - основа жизнедеятельности в традиционной культуре народа Саха;

лебедь- священная птица, символизирующая красоту, чистоту, верность, невинность;

рыба - символ богатства, справедливости, великодушия и промышленного рыболовства;

бык- символ плодородия земли;

медведь

-

олицетворение

уверенности,

твердости,

доброй

силы,

спокойствия,

миролюбивого характера многонационального населения улуса.

Выводы:

Изображения животных используются в современной геральдике;

В современной геральдике преобладают изображения реальных животных, хотя

встречаются и изображения выдуманных животных;

Изображения животных перешли в современные гербы городов, стран из предыдущих

тотемных животных.

Таким образом, этническая картина мира, является основополагающей компонентой

культуры этноса и, следовательно, индивидуален для каждой культуры.



В раздел образования