Напоминание

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Колмакова Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №105 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Невский район
Наименование материала: Статья
Тема: Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего

дошкольного возраста.

Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в

результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье,

общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые

для всестороннего гармоничного развития личности.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений,

производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском

саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за

столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую

нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и

работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки,

плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации

движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются

быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою

очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая

повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. И

ведущей формой такой деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности,

которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребёнка,

характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в

молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!»,

«Стой!» и др. Существуют сюжетные, а также бессюжетные подвижные игры с

элементами соревнований, с предметами; игры-забавы, аттракционы, спортивные игры.

С их помощью мы можем решать проблему гиподинамии; мы можем в полной мере

развивать у дошкольников быстроту, ловкость, силу, выносливость.

Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой

воспитания в детском саду» и особенностями физического развития детей той или иной

группы.

Особенности физического развития 5-6 лет

Возраст от пяти до шести лет — старший дошкольный период, который является очень

важным этапом в жизни ребёнка. Это период интенсивного физического и психического

развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер

ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Что касается темпов физического развития, то с 5 до 6 лет они существенно не

меняются. В среднем ребёнок подрастает а год на 5-7 см и набирает 1,5 — 2 кг веса.

Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. В старшем

дошкольном возрасте физические возможности ребёнка значительно возрастают, он

владеет в общих чертах всеми видами основных движений: улучшается координация,

развиваются ловкость, движения становятся всё более уверенными. При этом

сохраняется постоянная необходимость движения, активно развивается крупная и

мелкая моторика. Но необходимо дозировать физические нагрузки, так как мышцы в

данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт.

Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных

видах движений и физкультурных упражнений, берясь за выполнение любой

двигательной задачи, ещё не умеет соразмерять свои силы, учитывать свои реальные

возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия,

ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом

он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью. Следовательно, детям

необходимо давать время для отдыха.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание должно быть уделено развитию

быстроты и ловкости.

Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также

перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях.

Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних

движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления

решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Быстрота — это способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с

постепенно нарастающей скоростью), а также в подвижных играх, когда дети

вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Для развития быстроты необходимо использовать хорошо освоенные виды движений,

при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их

здоровья. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но

последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной.

Для развития ловкости и быстроты в старшей группе целесообразно проводить такие

подвижные игры, как: «Повар и котята», «Бездомный заяц», «Лягушки и цапли»,

«Перелёт птиц», «Найди своё место!», «Лохматый пёс», «Птички и кошка», «У медведя

во бору», «Лиса в курятнике», «Кот и мыши», «Мышеловка» и т. д.

Подвижные игры — школа движений. Важно использовать подвижные игры не только

для совершенствования двигательных навыков. Но и для раскрытия индивидуальных

способностей ребёнка, воспитания его здоровым, жизнерадостным, активным, умеющим

решать самые разнообразные задачи.



В раздел образования