Автор: Колмакова Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №105 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург, Невский район
Наименование материала: Статья
Тема: Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего
дошкольного возраста.
Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье,
общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые
для всестороннего гармоничного развития личности.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений,
производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском
саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за
столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую
нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и
работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки,
плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации
движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются
быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою
очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая
повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. И
ведущей формой такой деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности,
которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребёнка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами. Специфика подвижной игры состоит в
молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!»,
«Стой!» и др. Существуют сюжетные, а также бессюжетные подвижные игры с
элементами соревнований, с предметами; игры-забавы, аттракционы, спортивные игры.
С их помощью мы можем решать проблему гиподинамии; мы можем в полной мере
развивать у дошкольников быстроту, ловкость, силу, выносливость.
Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой
воспитания в детском саду» и особенностями физического развития детей той или иной
группы.
Особенности физического развития 5-6 лет
Возраст от пяти до шести лет — старший дошкольный период, который является очень
важным этапом в жизни ребёнка. Это период интенсивного физического и психического
развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер
ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Что касается темпов физического развития, то с 5 до 6 лет они существенно не
меняются. В среднем ребёнок подрастает а год на 5-7 см и набирает 1,5 — 2 кг веса.
Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. В старшем
дошкольном возрасте физические возможности ребёнка значительно возрастают, он
владеет в общих чертах всеми видами основных движений: улучшается координация,
развиваются ловкость, движения становятся всё более уверенными. При этом
сохраняется постоянная необходимость движения, активно развивается крупная и
мелкая моторика. Но необходимо дозировать физические нагрузки, так как мышцы в
данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт.
Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных
видах движений и физкультурных упражнений, берясь за выполнение любой
двигательной задачи, ещё не умеет соразмерять свои силы, учитывать свои реальные
возможности. Убедившись в непосильности выполнения двигательного действия,
ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом
он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью. Следовательно, детям
необходимо давать время для отдыха.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание должно быть уделено развитию
быстроты и ловкости.
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также
перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях.
Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних
движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления
решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Быстрота — это способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с
постепенно нарастающей скоростью), а также в подвижных играх, когда дети
вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Для развития быстроты необходимо использовать хорошо освоенные виды движений,
при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их
здоровья. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но
последовательность действий и эпизодов остаётся при этом постоянной.
Для развития ловкости и быстроты в старшей группе целесообразно проводить такие
подвижные игры, как: «Повар и котята», «Бездомный заяц», «Лягушки и цапли»,
«Перелёт птиц», «Найди своё место!», «Лохматый пёс», «Птички и кошка», «У медведя
во бору», «Лиса в курятнике», «Кот и мыши», «Мышеловка» и т. д.
Подвижные игры — школа движений. Важно использовать подвижные игры не только
для совершенствования двигательных навыков. Но и для раскрытия индивидуальных
способностей ребёнка, воспитания его здоровым, жизнерадостным, активным, умеющим
решать самые разнообразные задачи.