Напоминание

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в группе как средство развития индивидуальности каждого ребенка


Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в группе как средство развития индивидуальности каждого ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №41

Ахмедулина Л.Г. , заместитель заведующего

Индивидуализация развивающей

предметно-пространственной среды в группе как средство развития

индивидуальности каждого ребенка

Все дети, как известно, разные и каждый дошкольник имеет право на

собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы

условия, как для развития всего детского коллектива, так и для отдельно взятого

ребенка, который может проявить свою индивидуальность и творчество. А значит

необходимо создать предметно-пространственную развивающую среду, которая

поможет наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с

учетом его интересов, склонностей и уровня активности.

Детские шкафчики, кроватки и стульчики в нашей группе отмечены

наклейками с изображениями, выбранными самими детьми. Особенно такое

обозначение удобно на стульчиках дети не занимают чужие стульчики и с

легкостью находят свои. Наклейки могут меняться, т.к. интересы детей меняются

тоже

Приходя в детский сад, каждый ребенок участвует в таком моменте, как «Я

пришел, здравствуйте!». Дети размещают кружки со своими фотографиями в

кармашек, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить

к взаимодействию с детьми и воспитателями. Ребенок, размещая фотографию,

начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых. Также

ребенок, выбирая кружок желтого или синего цвета, означающие хорошее и

плохое настроение, оценивает свое эмоциональное состояние, и лучше понимает,

что происходит с настроением товарищей по группе.

Для

развития

различных

сюжетов

в

творческих

играх

используются

мотиваторы, которые служат подсказками для детей «как играть в ту или иную

игру» - т.е алгоритм действий. Мотиваторы созданы с учетом возрастных

особенностей детей, игровых умений детей группы в целом.

В нашей группе очень популярен уголок уединения – место, где ребенок

может улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться, отдохнуть от суеты,

успокоиться. Уголок уединения – это, прежде всего, место, где ребенок чувствует

себя защищенным. Здесь есть мягкие

подушки

и

коврик

на

которых

можно

полежать, пуфик, на котором можно посидеть отгородившись от окружающих и

поиграть любимыми игрушками. Есть и игрушки–антистресс с различными

наполнителями для снятия нервного напряжения. И подушка-подружка, которую

можно не только обнять в плохом настроении, но и рассказать на ушко свои

секреты и желания. Также в уголке есть коврик злости, чтобы дети могли

избавляться от отрицательных эмоций (вытирать ноги). Есть и наушники тишины,

одевая которые ребенок оказывается в отдельной тихой комнате.

В социально-коммуникативном уголке есть «Коробочка успеха», в которой

находятся

карточки:

самый

быстрый,

самый

внимательный,

аккуратный,

отзывчивый и т.д. Дети по итогам занятия, прогулки или других режимных

моментов сами выбирают кому присваивается такая карточка.

РППС организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься

любимым делом.

Размещение

оборудования

и

пособий

по

секторам

позволяет

детям

сгруппироваться по общим интересам. Пространство группы зонировано так,

чтобы зоны – антогонисты находились подальше друг от друга, а если это

невозможно, то нам помогает ширма или мягкие модули, что позволяет ребятам во

время игр не мешать друг другу. Например, уголок мальчиков и девочек разделен

именно такой ширмой. Во время настольных игр дети используют настольные

ширмы.

В группе часто возникают спонтанные выставки, где дети представляют свои

работы, сделанные в самостоятельной деятельности и прикрепляют на них

прищепку с изображением совпадающим с изображением стульчика.

Здесь

помещаются

работы,

которые

показывают

определенный

уровень

достижении ребенка. Такие же прищепки используются и в уголке книги, где есть

небольшое место, специально отведенное для книг, принесенных детьми из дома.

Называется оно «Полочка любимой книжки». Принося книгу из дома, ребенок

прикрепляет на нее прищепку с индивидуальной картинкой. Так ребенок

рассказывает

о

своих

предпочтениях

и

новинках.

Ребята

с

огромным

удовольствием слушают принесенные из дома книги, рассматривают их, а иногда

даже берут домой, чтобы почитать с родителями.

В уголке дежурных сделан небольшой съемный карман под названием

«Малоежки» и «Всеежки», в котором ребята также размещают свои картинки,

которые во время приема пищи находятся под тарелочкой ребенка. Данный стенд

очень хорошо стимулирует ребят с плохим аппетитом.

В физкультурном уголке находится «Тихий тренажер», который используется

для

обеспечения

двигательной

активности

детей,

развивает

координацию

движении и зрительное восприятие, а также формирует пространственное

восприятие. При создании данного пособия мы также учитывали интересы детей –

ребята выбирали цвет ладошек, помогали выбрать расположение ладошек и

обводили свои ладошки. Таким образом, многие ребята говорят – это моя ладошка!

Предметно-пространственную среду мы организовали так, чтобы каждый

ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Разработали и изготовили с помощью родителей бизиборд (стенд, модуль).

Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития

детей. Известный педагог и психолог Мария Монтессори первая доказала

значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями,

которые размещены на специальном стенде

Доска Бизиборд не имеет возрастных ограничений, нам захотелось, чтобы

модуль был интересен, доступен, безопасен и эстетически-привлекателен, чтобы

ребенок не просто включал-выключал, открывал-закрывал, снимал-одевал, но и

думал, общался и при этом, чтобы у него развивались психологические процессы.

На нашем

бизиборде

все игры для развития у детей памяти, внимания,

воображения, пространственного мышления. Дети могут выложить картинку на

геоконте, подобрать к числу цифру, сложить с помощью кубиков определенный

узор, помочь матрешкам добраться до назначенного места.

В ожидании Нового года мы изготовили Адвент-календарь (приближение,

пришествие), который придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать

ожидание Рождества более "интересным". Эта традиция пришла и в Россию,

календарь адаптирован для наших праздников. Календарь мы сделали с помощью

маленьких бумажных подарочных пакетов, где для детей предлагались задания на

каждый день. Такой календарь помогает почувствовать течение времени,

научиться его понимать и осознавать. И, конечно же, он создает ту неповторимую

атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год.

Дети

каждое утро заглядывали в пакеты, с большим удовольствием

выполняли ежедневные задания, такие как "Напишите письмо Деду Морозу",

"Выучите стихотворение о зиме", "Сделайте 3 добрых дела", "Украсьте группу к

празднику", "Раскрасьте большую елку" и тому подобные.

Также в нашей группе есть 2 стула для взрослых, мы решили, что их тоже

можно использовать. Так у нас появилась накидка для именинника, которую мы

одеваем на стул, и он становится «троном». Вместе с детьми мы поднимаем

именинника на этом сиденье столько раз, сколько ему исполнилось лет, ребенок

сидит на нем в течение целого дня, если захочет. А когда в группе нет

именинников – данная накидка не используется. Она является и ожиданием

сюрприза, и хорошим настроением ребенка.

Другая накидка – это «плита» для использования в игре «Дочки-матери». Ребята

самостоятельно одевают ее на стул и расставляют на ней посуду так, как пожелают

сами. На ней сшиты кармашки для кухонных приборов, а на кружочках, которые

изображают конфорки, можно ставить кастрюльки, сковородки. После игры

накидку снимают и убирают в коробочку вместе с посудой.

А еще мы сделали своими руками мебель, которой дети с удовольствием

пользуются. Это два очень не обычных кресла собраны они были из жестяных

банок детского питания, картона, поролона и чехла из мебельной ткани.

Они получились достаточно, мобильными и дети самостоятельно могут

перемещать их в разные зоны.

Наши дидактические пособия находятся в открытом доступе. Ребенок имеет

возможность поиграть с понравившимся предметом, опробовать разные способы

взаимодействия и манипулирования с предметами, придумать свои. В процессе

игры ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои

ошибки, исправлять их, ищет различные способы разрешения проблемных

ситуаций,

накапливает

социальный

опыт.

В

процессе

игры

ребенок

экспериментирует, это имеет большое значение интеллектуального развития, а так

же способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной

деятельности, саморазвитию ребенка.



В раздел образования