Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в группе как средство развития индивидуальности каждого ребенка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №41
Ахмедулина Л.Г. , заместитель заведующего
Индивидуализация развивающей
предметно-пространственной среды в группе как средство развития
индивидуальности каждого ребенка
Все дети, как известно, разные и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы
условия, как для развития всего детского коллектива, так и для отдельно взятого
ребенка, который может проявить свою индивидуальность и творчество. А значит
необходимо создать предметно-пространственную развивающую среду, которая
поможет наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с
учетом его интересов, склонностей и уровня активности.
Детские шкафчики, кроватки и стульчики в нашей группе отмечены
наклейками с изображениями, выбранными самими детьми. Особенно такое
обозначение удобно на стульчиках дети не занимают чужие стульчики и с
легкостью находят свои. Наклейки могут меняться, т.к. интересы детей меняются
тоже
Приходя в детский сад, каждый ребенок участвует в таком моменте, как «Я
пришел, здравствуйте!». Дети размещают кружки со своими фотографиями в
кармашек, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить
к взаимодействию с детьми и воспитателями. Ребенок, размещая фотографию,
начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых. Также
ребенок, выбирая кружок желтого или синего цвета, означающие хорошее и
плохое настроение, оценивает свое эмоциональное состояние, и лучше понимает,
что происходит с настроением товарищей по группе.
Для
развития
различных
сюжетов
в
творческих
играх
используются
мотиваторы, которые служат подсказками для детей «как играть в ту или иную
игру» - т.е алгоритм действий. Мотиваторы созданы с учетом возрастных
особенностей детей, игровых умений детей группы в целом.
В нашей группе очень популярен уголок уединения – место, где ребенок
может улучшить свое эмоциональное состояние, успокоиться, отдохнуть от суеты,
успокоиться. Уголок уединения – это, прежде всего, место, где ребенок чувствует
себя защищенным. Здесь есть мягкие
подушки
и
коврик
на
которых
можно
полежать, пуфик, на котором можно посидеть отгородившись от окружающих и
поиграть любимыми игрушками. Есть и игрушки–антистресс с различными
наполнителями для снятия нервного напряжения. И подушка-подружка, которую
можно не только обнять в плохом настроении, но и рассказать на ушко свои
секреты и желания. Также в уголке есть коврик злости, чтобы дети могли
избавляться от отрицательных эмоций (вытирать ноги). Есть и наушники тишины,
одевая которые ребенок оказывается в отдельной тихой комнате.
В социально-коммуникативном уголке есть «Коробочка успеха», в которой
находятся
карточки:
самый
быстрый,
самый
внимательный,
аккуратный,
отзывчивый и т.д. Дети по итогам занятия, прогулки или других режимных
моментов сами выбирают кому присваивается такая карточка.
РППС организуется так, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься
любимым делом.
Размещение
оборудования
и
пособий
по
секторам
позволяет
детям
сгруппироваться по общим интересам. Пространство группы зонировано так,
чтобы зоны – антогонисты находились подальше друг от друга, а если это
невозможно, то нам помогает ширма или мягкие модули, что позволяет ребятам во
время игр не мешать друг другу. Например, уголок мальчиков и девочек разделен
именно такой ширмой. Во время настольных игр дети используют настольные
ширмы.
В группе часто возникают спонтанные выставки, где дети представляют свои
работы, сделанные в самостоятельной деятельности и прикрепляют на них
прищепку с изображением совпадающим с изображением стульчика.
Здесь
помещаются
работы,
которые
показывают
определенный
уровень
достижении ребенка. Такие же прищепки используются и в уголке книги, где есть
небольшое место, специально отведенное для книг, принесенных детьми из дома.
Называется оно «Полочка любимой книжки». Принося книгу из дома, ребенок
прикрепляет на нее прищепку с индивидуальной картинкой. Так ребенок
рассказывает
о
своих
предпочтениях
и
новинках.
Ребята
с
огромным
удовольствием слушают принесенные из дома книги, рассматривают их, а иногда
даже берут домой, чтобы почитать с родителями.
В уголке дежурных сделан небольшой съемный карман под названием
«Малоежки» и «Всеежки», в котором ребята также размещают свои картинки,
которые во время приема пищи находятся под тарелочкой ребенка. Данный стенд
очень хорошо стимулирует ребят с плохим аппетитом.
В физкультурном уголке находится «Тихий тренажер», который используется
для
обеспечения
двигательной
активности
детей,
развивает
координацию
движении и зрительное восприятие, а также формирует пространственное
восприятие. При создании данного пособия мы также учитывали интересы детей –
ребята выбирали цвет ладошек, помогали выбрать расположение ладошек и
обводили свои ладошки. Таким образом, многие ребята говорят – это моя ладошка!
Предметно-пространственную среду мы организовали так, чтобы каждый
ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Разработали и изготовили с помощью родителей бизиборд (стенд, модуль).
Бизиборд – уникальное пособие, которое успешно используется для игр и развития
детей. Известный педагог и психолог Мария Монтессори первая доказала
значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями,
которые размещены на специальном стенде
Доска Бизиборд не имеет возрастных ограничений, нам захотелось, чтобы
модуль был интересен, доступен, безопасен и эстетически-привлекателен, чтобы
ребенок не просто включал-выключал, открывал-закрывал, снимал-одевал, но и
думал, общался и при этом, чтобы у него развивались психологические процессы.
На нашем
бизиборде
все игры для развития у детей памяти, внимания,
воображения, пространственного мышления. Дети могут выложить картинку на
геоконте, подобрать к числу цифру, сложить с помощью кубиков определенный
узор, помочь матрешкам добраться до назначенного места.
В ожидании Нового года мы изготовили Адвент-календарь (приближение,
пришествие), который придумала немка фрау Ланг для своего сына, чтобы сделать
ожидание Рождества более "интересным". Эта традиция пришла и в Россию,
календарь адаптирован для наших праздников. Календарь мы сделали с помощью
маленьких бумажных подарочных пакетов, где для детей предлагались задания на
каждый день. Такой календарь помогает почувствовать течение времени,
научиться его понимать и осознавать. И, конечно же, он создает ту неповторимую
атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год.
Дети
каждое утро заглядывали в пакеты, с большим удовольствием
выполняли ежедневные задания, такие как "Напишите письмо Деду Морозу",
"Выучите стихотворение о зиме", "Сделайте 3 добрых дела", "Украсьте группу к
празднику", "Раскрасьте большую елку" и тому подобные.
Также в нашей группе есть 2 стула для взрослых, мы решили, что их тоже
можно использовать. Так у нас появилась накидка для именинника, которую мы
одеваем на стул, и он становится «троном». Вместе с детьми мы поднимаем
именинника на этом сиденье столько раз, сколько ему исполнилось лет, ребенок
сидит на нем в течение целого дня, если захочет. А когда в группе нет
именинников – данная накидка не используется. Она является и ожиданием
сюрприза, и хорошим настроением ребенка.
Другая накидка – это «плита» для использования в игре «Дочки-матери». Ребята
самостоятельно одевают ее на стул и расставляют на ней посуду так, как пожелают
сами. На ней сшиты кармашки для кухонных приборов, а на кружочках, которые
изображают конфорки, можно ставить кастрюльки, сковородки. После игры
накидку снимают и убирают в коробочку вместе с посудой.
А еще мы сделали своими руками мебель, которой дети с удовольствием
пользуются. Это два очень не обычных кресла собраны они были из жестяных
банок детского питания, картона, поролона и чехла из мебельной ткани.
Они получились достаточно, мобильными и дети самостоятельно могут
перемещать их в разные зоны.
Наши дидактические пособия находятся в открытом доступе. Ребенок имеет
возможность поиграть с понравившимся предметом, опробовать разные способы
взаимодействия и манипулирования с предметами, придумать свои. В процессе
игры ребенок учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои
ошибки, исправлять их, ищет различные способы разрешения проблемных
ситуаций,
накапливает
социальный
опыт.
В
процессе
игры
ребенок
экспериментирует, это имеет большое значение интеллектуального развития, а так
же способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной
деятельности, саморазвитию ребенка.