Автор: Кудряшова Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 22
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы рисования
Раздел: дошкольное образование
Статья «Нетрадиционные формы рисования»
Формирование творческой личности - одна из важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней
начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А.
Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому
необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие
способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация).
Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со
способами создания объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от
элементарного наглядно чувственного впечатления до создания
оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно -
выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для
его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем
значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо
вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет
ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.
Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается
имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю
кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает
отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными
разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА,
налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не
станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть
различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для
снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и
приклеивается на основу.