Автор: Савенков Артур Олегович
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: Спортивное ориентирование
Раздел: дополнительное образование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
План
Факт
Всего
Теори
я
Практика
1.
Инструктаж по технике
безопасности.
1
1
04.09
04.09
2.
Что такое спортивное
ориентирование
1
1
05.09
05.09
3.
Тренировочное занятие по
спортивному ориентиванию в
заданном направлении.
1
1
05.09
05.09
4.
Гигиена спортивной тренировки.
1
1
11.09
11.09
5.
Требования к экипировке.
1
1
12.09
12.09
6.
Тренировочное занятие по
спортивному ориентированию на
дистанции по выбору.
1
1
12.09
12.09
7.
Режим питания.
1
1
18.09
18.09
8.
Закаливание
1
1
19.09
19.09
9.
Как оказать помощь при травме.
1
1
19.09
19.09
10.
Движение по маркированной
дистанции.
1
1
25.09
25.09
11.
Определение объектов в местах
остановки.
1
1
26.09
26.09
12.
Знакомство с основными
правилами соревнований
1
1
26.09
26.09
13.
Подвижные игры на местности с
элементами ориентирования.
1
1
02.10
02.10
14.
Оборудование дистанции (старт,
финиш) и контрольных пунктов
(КП).
1
1
03.10
03.10
15.
Движение по маркированной
дистанции с определением
объектов в местах остановки.
1
1
03.10
03.10
16.
Заполнение контрольных
карточек.
1
1
09.10
09.10
17.
Отметка на КП участником в
контрольной карточке.
1
1
10.10
10.10
18.
Как проводятся соревнования в
ориентировании по выбору.
1
1
10.10
10.10
19.
Возрастные группы в спортивном
ориентировании
1
1
16.10
16.10
20.
Виды соревнований по
спортивному ориентированию.
1
1
17.10
17.10
21.
Как проводятся соревнования в
заданном направлении.
1
1
17.10
17.10
22.
Изображение дистанции на
спортивных картах.
1
1
23.10
23.10
23.
Старт, КП, финиш и др.
1
1
23.10**
23.10
информация.
24.
Изображение дистанции на
спортивных картах.
1
1
24.10
24.10
25.
Как проводятся соревнования на
маркированной дистанции.
1
1
24.10
24.10
26.
Заполнение контрольных
карточек.
1
1
30.10
30.10
27.
Отметка компостером в
контрольной карточке.
1
1
31.10
31.10
28.
Развитие быстроты мышления с
помощью игровых видов и
специальных упражнений.
1
1
31.10
31.10
29.
Символьные легенды КП.
1
1
06.11
06.11
30.
Особенности объекта КП.
1
1
07.11
07.11
31.
Положение КП на объекте.
1
1
07.11
07.11
32.
Комбинированные игровые и
беговые эстафеты.
1
1
13.11
33.
Обязанности участников при
движении по дистанции.
1
1
14.11
34.
Разрядные требования.
1
1
14.11
35.
Специальная разминка
ориентировщика перед стартом.
1
1
20.11
36.
Растяжки, медленный бег,
ускорения
1
1
21.11
37.
Условия подготовки и проведения
соревнований по спортивному
ориентированию.
1
1
21.11
38.
Движение по заданному маршруту
с определением азимутов на
заданные ориентиры.
1
1
27.11
39.
Карта в спортивном
ориентировании.
1
1
27.11**
40.
Соревнования по спортивному
ориентированию на дистанции в
заданном направлении.
1
1
28.11
41.
Виды компасов.
1
1
28.11
42.
Как пользоваться компасом.
1
1
04.12
43.
Как пользоваться компасом.
1
1
05.12
44.
Движение по маркированной
дистанции с нанесением точечных
и линейных ориентиров.
1
1
05.12
45.
Как подготавливается и
составляется карта для
спортивного ориентирования.
1
1
11.12
46.
Соревнования по спортивному
ориентированию на дистанции по
выбору.
1
1
12.12
47.
Тренировка и составление целой
1
1
12.12
карты из разрезанных кусочков.
48.
Упражнения на развитие памяти
карты.
1
1
18.12
49.
Ориентирование на местности по
памяти.
1
1
19.12
50.
Условные знаки спортивных карт.
1
1
19.12
51.
Изображение элементов рельефа
на спортивных картах.
1
1
25.12
52.
Подвижные игры на местности с
элементами спортивного
ориентирования.
1
1
26.12
53.
Условные знаки спортивных карт.
1
1
26.12
54.
Изображение гидрографии,
растительности.
1
1
15.01
55.
Скалы, камни, искусственные
объекты, дорожная сеть.
1
1
16.01
56.
Изображение на спортивных
картах искусственных объектов.
1
1
16.01
57.
Понятие азимута
1
1
22.01
58.
Измерение расстояний на карте и
на местности.
1
1
23.01
59.
Нанесение растительности,
гидрографии, искусственных
объектов на черно-белую карту.
1
1
23.01
60.
Составление карты из разрезанных
кусочков.
1
1
29.01
61.
Корректировка спортивной и
топографической карты на
местности.
1
1
30.01
62.
Движение по маркированной
дистанции и корректировка
спортивной карты.
1
1
30.01
63.
Символьные легенды КП. Рельеф,
скалы, камни.
1
1
05.02
64.
Символьные легенды КП.
1
1
05.02**
65.
Гидрография, растительность.
1
1
06.02
66.
Символьные легенды КП.
1
1
06.02
67.
Искусственные объекты.
1
1
12.02
68.
Повторение условных знаков
спортивных карт, обозначение
дистанции.
1
1
13.02
69.
Гидрография, растительность.
1
1
13.02
70.
Ориентирование на местности по
топографической карте.
1
1
19.02
71.
Корректировка карты на
местности.
1
1
20.02
72.
Выбор ориентиров для установки
1
1
20.02
КП.
73.
Виды контроля на дистанции.
1
1
26.02
74.
Контроль направления.
1
1
27.02
75.
Виды контроля на дистанции.
1
1
27.02
76.
Контроль расстояния.
1
1
05.03
77.
Сбор и анализ предстартовой
информации
1
1
05.03**
78.
Виды контроля на дистанции.
Контроль ситуации.
1
1
06.03
79.
Сбор и анализ предстартовой
информации
1
1
06.03
80.
Характеристика местности,
техническая информация.
1
1
12.03
81.
Стартовые параметры, сведения о
КП, подготовка к старту.
1
1
13.03
82.
Тактические действия спортсмена-
ориентировщика в командных
соревнованиях и эстафетах.
1
1
13.03
83.
Разбивка пути движения по
дистанции на этапы и способы
поиска КП.
1
1
19.03
84.
Медленный бег в сочетании с
разными видами ходьбы
1
1
20.03
85.
Бег в гору, с горы, по горизонтали.
1
1
20.03
86.
Составление тактического плана
прохождения КП.
1
1
26.03
87.
Распределение сил на дистанции.
1
1
27.03
88.
Бег в гору, с горы, по горизонтали.
1
1
27.03
89.
Особенности бега.
1
1
02.04
90.
Особенности тактических и
технических действий спортсмена
в неблагоприятных погодных
условиях.
1
1
03.04
91.
Особенности тактических и
технических действий спортсмена
в неблагоприятных погодных
условиях.
1
1
03.04
92.
Специфические особенности бега
в лесу, по пересеченной
местности.
1
1
09.04
93.
Кроссовая подготовка в условиях
леса.
1
1
10.04
94.
Разбивка пути движения между
КП на этапы, движение по
привязкам.
1
1
10.04
95.
Кроссовая подготовка в условиях
сильно пересеченной местности.
1
1
16.04
96.
Удлинение КП с помощью
1
1
17.04
линейных и точечных привязок.
97.
Движение по линейным
ориентирам и привязкам.
1
1
17.04
98.
Выход на КП.
1
1
23.04
99.
Интервальный бег в гору, с горы,
по горизонтали.
1
1
24.04
100.
Удлинение КП с помощью
линейных и точечных привязок.
1
1
24.04
101.
Выбор скорости движения по
дистанции в зависимости от
рельефа.
1
1
30.04
102.
Выбор скорости движения по
дистанции в зависимости от
растительности, гидрографии.
1
1
07.05
103.
Подбор скорости бега в
зависимости от рельефа, грунта.
1
1
08.05
104.
Подбор скорости бега в
зависимости от растительности,
погоды, различных препятствий.
1
1
08.05
105.
Круговая подготовка на развитие
общей выносливости.
1
1
14.05
106.
Медленный интервальный бег по
густой растительности.
1
1
14.05**
107.
Выбор вариантов пути движения
по дистанции с разбивкой на
этапы.
1
1
15.05
108.
Определение набора высоты,
длины этапа.
1
1
15.05
109.
Медленный интервальный бег по
сильно пересеченной местности
1
1
21.05
110.
Поиск и определение заданных
участков карты.
1
1
22.05
111.
Выбор вариантов пути движения
по дистанции с разбивкой на
этапы.
1
1
22.05
112.
Кроссовая подготовка в условиях
леса.
1
1
28.05
113.
Определение набора высоты,
длины этапа.
1
1
29.05
114.
Кроссовая подготовка в сильно
пересеченной местности.
1
1
29.05
Всего:
114
83
31
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Направление программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное, в ходе выполнения
программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Целью программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности
посредством занятий спортивным ориентированием.
Реализация цели программ соотноситься с решением следующих задач:
охрана окружающей среды;
соблюдать навыки спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
укрепление здоровья, соблюдать требования личной и общественной гигиены, гигиена тренировки,
четкая организация врачебного контроля;
повышать уровень общей и специальной физической подготовки;
совершенствовать техническую и тактическую подготовку;
пропаганда спортивного ориентирования среди школьников – как средство для активного отдыха;
формировать представление о межпредметных связях и получении дополнительного образования по
дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография, краеведение, экология;
совершенствовать знания и умения, полученные на занятиях, на соревнованиях.
В основу программы заложены следующие принципы:
1.
Принцип сознательности и активности. Формирование у детей сознательного подхода к занятиям и
устойчивого интереса к ним. Основной момент принципа – формирование у детей устойчивой
мотивации к занятиям туризмом. Демонстрация разнообразной наглядности, встречи и беседа с
людьми, имеющими достижения в изучаемых областях, собственный пример и опыт руководителя,
объяснение перспектив занятий ориентированием.
2.
Принцип доступности и индивидуальности. Построение процесса обучения и воспитания с учетом
возрастных, физиологических, психологических особенностей занимающихся и в соответствии с
этим определением меры доступности освоения учебного материала.
3.
Принцип гуманистичности. Обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей и здоровья
человека, свободного развития личности. Реализуется с помощью воспитательных методов и средств:
убеждение, объяснение, беседа, пример, инструктаж, упражнение, приучение, поручение,
педагогические требование, мотивация, соревнования, поощрение, наказание. На первое место
ставится здоровье ребенка.
4.
Принцип реалистичности. Возможность для ребенка объективно оценить себя и своих товарищей во
время соревнований и походов, а также других мероприятий. После каждого похода и соревнования
проводиться подведение итогов, где каждый может оценить свои достижения или неудачи и сделать
выводы.
5.
Принцип последовательности. Планирование содержания развивающегося по восходящей линии, где
каждое новое знание отражается на предыдущем и вытекает из него.
6.
Принцип систематичности. Рассмотрение изучаемых знаний, формируемых умений и навыков в
систему дополнительного образования школьников и в общую систему человеческой культуры.
7.
Принцип коллективизма. Понимание себя не только личностью (индивидуальностью), но и частью
коллективного целого.
2.
Общая характеристика курса «Спортивное ориентирование»
Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических
процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях двигательной
сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки. Поэтому
необходимо с максимальной осторожностью отнестись к содержанию и интенсивности
оздоровительной двигательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу
социальной адаптации детей с нарушением зрения, имеющих свою специфику и особенности.
Занятие ориентированием содействует умственному и физическому развитию, укреплению здоровья,
помогает познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное
значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу
и будущему воину.
При занятиях ориентированию вырабатываются такие необходимые человеку качества, как
самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели,
умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических
нагрузок. Спортсмен ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием
совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках математики, физкультуры. Для
плодотворной и успешной работы учитель и его ученики должны видеть итоги своего труда. Учитель
– для определенной эффективности применяемых средств и методов, ученик – как стимул для
дальнейшего продвижения вперед.
Содержание программы строиться на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в
разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в
убеждения и умения. На каждом занятии осуществляется практическая и развивающая
направленность учебно-познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской
технологии и развития УУД в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС.
Основные формы организации учебных занятий:
тренировочные (работа с картой, планом местности);
соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);
сюжетно-ролевая игра;
занятие – путешествие, экскурсии, презентация.
Особенность программы – как можно больше упражнений в игровой форме: тренировки,
соревнования и тестирования. В процессе освоения содержания программы ее результативность
предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических
тестов, наблюдения, анкетирования.
3.
Описание места курса «Спортивное ориентирование» в плане внеурочной деятельности.
Курс «Спортивное ориентирование» изучается в 3 и 4 классах из расчета 3 час в неделю, 114 часа в
год. Срок реализации рабочей программы 1 год.
4.
Описание ценностных ориентиров курса «Спортивное ориентирование»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в
бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение
к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии,
её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к
поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви
к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
4.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Спортивное ориентирование»
Личностные результаты освоения программы
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями
и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения программы
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих
обучающихся предметные результаты должны отражать:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению;
профилактика вторичных нарушений физического развития;
сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);
овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация,
гибкость, равновесие);
формирование потребности в занятиях физической культурой.
6.
Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование»
1.Основы знаний, теоретическая подготовка
знакомство с функциональными возможностями организма человека;
соблюдение техники безопасности на занятии;
знакомство с историей развития спортивного ориентирования;
соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему
коллективу;
укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки,
четкая организация врачебного контроля.
Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования.Охрана природы
Познакомить учащихся с историей возникновения спортивного ориентирования, правилами
соревнований. Знать одежду и снаряжения ориентировщика. Разучить строение и функции
организма человека, повторить правила соблюдения режима дня, правильное
питание. Соблюдать технику безопасности на занятиях, при использование инвентаря и
оборудования.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение
ориентировщика.
Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль спортсмена.
2. Практическая подготовка
повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
совершенствование технической и тактической подготовки у обучающихся;
углубленное изучение основных элементов, приемов и способов ориентирования;
пропаганда спортивного ориентирования среди школьников - как средства для
активного отдыха;
знакомство с картами, планами местностями, маршрутами;
расширить знания о родном городе, знакомство с маршрутами школьников,
достопримечательностями.
формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительных
знаний: физиология человека, гигиена, топография, краеведение, экология;
совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях, соревнованиях;
приобретение соревновательного опыта.
Физическая подготовка (соревнования, спортивные игры на свежем воздухе).
Выполнять подводящие и специальные упражнения.
Соблюдать поручения учителя по физической и специальной подготовке.
Земля и карта.
Изучить формы и размеры земли, выдающиеся географические объекты.
Разучить топографию и условные знаки. Уметь работать по карте, составлять самостоятельно.
Понятия о топографической и спортивной карте.
Топография. Условные знаки.
Соревнования по спортивному ориентированию.
Познакомить учащихся с правилами проведения соревнований по спортивному
ориентированию. Разучить тактику прохождения дистанции, основные правила соревнований.
Ориентирование на местности. Действия в случае потери ориентировки.
Научиться находить отличительные ориентиры, крупные ориентиры.
Знать достопримечательности города, осуществление экскурсии, изучить основные ориентиры в
городе.
Подготовка к экскурсии. Экскурсия по достопримечательностям города.
Основы туристской подготовки
Сюжетно-ролевые игры
Изучить сюжетно-ролевые игры, соблюдать правила игры.
Изучение маршрутов школьников. Составление своего маршрута.
Научиться составлять собственный маршрут, уметь пользоваться схемами и карта.
Формирование представлений о городе. Экскурсии. Изучение маршрутов городского транспорта.
Изучить ориентирование с помощью карты, виды компаса. Знать правила обращения с компасом.
Познакомиться с примечательными местами родного города. Изучить маршруты городского
транспорта
Способы ориентирования. Компас. Работа с компасом.
Ориентировка в определении своего местонахождения в городе. Изучение сложных маршрутов.
Контрольные упражнения и соревнования.
Участие в внутришкольных и городских соревнованиях по спортивному
ориентированию. Сдача нормативов и контрольных упражнений.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
СОГЛАСОВАНО
методист
________________
«29» июня 201
6
г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №
_________
«30» июня 201
6
г.
приказ № 02-14-207 от 30.06.2016г .
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
Направленность программы спортивно-оздоровительная
Возраст обучающихся 9-11 лет
Количество детей в группе 25
Количество часов в год 114 (3 час в неделю/38 недель)
Тип программы компилятивная
Педагог, реализующий программу Савенков Артур Олегович
СУРГУТ
2020-2021
Методическое обеспечение программы
Форма занятий
Приёмы и методы
проведения занятий
Дидактические материалы,
ТСО
Форма
подведения
итогов
Беседа, индивидуальная
работа, коллективная
работа, работа в группах,
игры, тесты.
Наглядный, практический,
комбинированный,
словесный
1. Условные знаки спортивных
карт РФ.
2.
Цветные
учебно-
топографические карты масштаба
1:5000, 1 : 10 000, 1 : 25 000.
3. Спортивные карты масштаба
1:10 000, 1-15 000, 1 :20 000.
4.
Расчлененные
спортивные
карты
(содержание
которых
может
быть
представлено
рельефом,
ситуацией,
сетью
дорог и т. д.).
5
Учебные
плакаты
или
диапозитивы:
формы
рельефа
местности и их изображения на
карте, план местности и условные
знаки, план и рисунок местности.
6 Объемные модели.
беседа,
тест
Литература :
1.
Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймаков Е.С. Сборник задач и
упражнений по спортивному ориентированию. – М.: ФиС, 2015.
2.
Тыкул
В.И.
Спортивное
ориентирование
на
местности.
–
М.:
Просвещение,2017.
3.
Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов -
ориентировщиков. – М.:ФиС, 2018.
4.
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение,2019.
5.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. – М.: ТЦ
Сфера, 2018
6.
Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком. – М.:
Издательский дом «Карапуз», 2017. -416с, ил