Напоминание

Спортивное ориентирование


Автор: Савенков Артур Олегович
Должность: Педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: Спортивное ориентирование
Раздел: дополнительное образование





Назад




Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

План

Факт

Всего

Теори

я

Практика

1.

Инструктаж по технике

безопасности.

1

1

04.09

04.09

2.

Что такое спортивное

ориентирование

1

1

05.09

05.09

3.

Тренировочное занятие по

спортивному ориентиванию в

заданном направлении.

1

1

05.09

05.09

4.

Гигиена спортивной тренировки.

1

1

11.09

11.09

5.

Требования к экипировке.

1

1

12.09

12.09

6.

Тренировочное занятие по

спортивному ориентированию на

дистанции по выбору.

1

1

12.09

12.09

7.

Режим питания.

1

1

18.09

18.09

8.

Закаливание

1

1

19.09

19.09

9.

Как оказать помощь при травме.

1

1

19.09

19.09

10.

Движение по маркированной

дистанции.

1

1

25.09

25.09

11.

Определение объектов в местах

остановки.

1

1

26.09

26.09

12.

Знакомство с основными

правилами соревнований

1

1

26.09

26.09

13.

Подвижные игры на местности с

элементами ориентирования.

1

1

02.10

02.10

14.

Оборудование дистанции (старт,

финиш) и контрольных пунктов

(КП).

1

1

03.10

03.10

15.

Движение по маркированной

дистанции с определением

объектов в местах остановки.

1

1

03.10

03.10

16.

Заполнение контрольных

карточек.

1

1

09.10

09.10

17.

Отметка на КП участником в

контрольной карточке.

1

1

10.10

10.10

18.

Как проводятся соревнования в

ориентировании по выбору.

1

1

10.10

10.10

19.

Возрастные группы в спортивном

ориентировании

1

1

16.10

16.10

20.

Виды соревнований по

спортивному ориентированию.

1

1

17.10

17.10

21.

Как проводятся соревнования в

заданном направлении.

1

1

17.10

17.10

22.

Изображение дистанции на

спортивных картах.

1

1

23.10

23.10

23.

Старт, КП, финиш и др.

1

1

23.10**

23.10

информация.

24.

Изображение дистанции на

спортивных картах.

1

1

24.10

24.10

25.

Как проводятся соревнования на

маркированной дистанции.

1

1

24.10

24.10

26.

Заполнение контрольных

карточек.

1

1

30.10

30.10

27.

Отметка компостером в

контрольной карточке.

1

1

31.10

31.10

28.

Развитие быстроты мышления с

помощью игровых видов и

специальных упражнений.

1

1

31.10

31.10

29.

Символьные легенды КП.

1

1

06.11

06.11

30.

Особенности объекта КП.

1

1

07.11

07.11

31.

Положение КП на объекте.

1

1

07.11

07.11

32.

Комбинированные игровые и

беговые эстафеты.

1

1

13.11

33.

Обязанности участников при

движении по дистанции.

1

1

14.11

34.

Разрядные требования.

1

1

14.11

35.

Специальная разминка

ориентировщика перед стартом.

1

1

20.11

36.

Растяжки, медленный бег,

ускорения

1

1

21.11

37.

Условия подготовки и проведения

соревнований по спортивному

ориентированию.

1

1

21.11

38.

Движение по заданному маршруту

с определением азимутов на

заданные ориентиры.

1

1

27.11

39.

Карта в спортивном

ориентировании.

1

1

27.11**

40.

Соревнования по спортивному

ориентированию на дистанции в

заданном направлении.

1

1

28.11

41.

Виды компасов.

1

1

28.11

42.

Как пользоваться компасом.

1

1

04.12

43.

Как пользоваться компасом.

1

1

05.12

44.

Движение по маркированной

дистанции с нанесением точечных

и линейных ориентиров.

1

1

05.12

45.

Как подготавливается и

составляется карта для

спортивного ориентирования.

1

1

11.12

46.

Соревнования по спортивному

ориентированию на дистанции по

выбору.

1

1

12.12

47.

Тренировка и составление целой

1

1

12.12

карты из разрезанных кусочков.

48.

Упражнения на развитие памяти

карты.

1

1

18.12

49.

Ориентирование на местности по

памяти.

1

1

19.12

50.

Условные знаки спортивных карт.

1

1

19.12

51.

Изображение элементов рельефа

на спортивных картах.

1

1

25.12

52.

Подвижные игры на местности с

элементами спортивного

ориентирования.

1

1

26.12

53.

Условные знаки спортивных карт.

1

1

26.12

54.

Изображение гидрографии,

растительности.

1

1

15.01

55.

Скалы, камни, искусственные

объекты, дорожная сеть.

1

1

16.01

56.

Изображение на спортивных

картах искусственных объектов.

1

1

16.01

57.

Понятие азимута

1

1

22.01

58.

Измерение расстояний на карте и

на местности.

1

1

23.01

59.

Нанесение растительности,

гидрографии, искусственных

объектов на черно-белую карту.

1

1

23.01

60.

Составление карты из разрезанных

кусочков.

1

1

29.01

61.

Корректировка спортивной и

топографической карты на

местности.

1

1

30.01

62.

Движение по маркированной

дистанции и корректировка

спортивной карты.

1

1

30.01

63.

Символьные легенды КП. Рельеф,

скалы, камни.

1

1

05.02

64.

Символьные легенды КП.

1

1

05.02**

65.

Гидрография, растительность.

1

1

06.02

66.

Символьные легенды КП.

1

1

06.02

67.

Искусственные объекты.

1

1

12.02

68.

Повторение условных знаков

спортивных карт, обозначение

дистанции.

1

1

13.02

69.

Гидрография, растительность.

1

1

13.02

70.

Ориентирование на местности по

топографической карте.

1

1

19.02

71.

Корректировка карты на

местности.

1

1

20.02

72.

Выбор ориентиров для установки

1

1

20.02

КП.

73.

Виды контроля на дистанции.

1

1

26.02

74.

Контроль направления.

1

1

27.02

75.

Виды контроля на дистанции.

1

1

27.02

76.

Контроль расстояния.

1

1

05.03

77.

Сбор и анализ предстартовой

информации

1

1

05.03**

78.

Виды контроля на дистанции.

Контроль ситуации.

1

1

06.03

79.

Сбор и анализ предстартовой

информации

1

1

06.03

80.

Характеристика местности,

техническая информация.

1

1

12.03

81.

Стартовые параметры, сведения о

КП, подготовка к старту.

1

1

13.03

82.

Тактические действия спортсмена-

ориентировщика в командных

соревнованиях и эстафетах.

1

1

13.03

83.

Разбивка пути движения по

дистанции на этапы и способы

поиска КП.

1

1

19.03

84.

Медленный бег в сочетании с

разными видами ходьбы

1

1

20.03

85.

Бег в гору, с горы, по горизонтали.

1

1

20.03

86.

Составление тактического плана

прохождения КП.

1

1

26.03

87.

Распределение сил на дистанции.

1

1

27.03

88.

Бег в гору, с горы, по горизонтали.

1

1

27.03

89.

Особенности бега.

1

1

02.04

90.

Особенности тактических и

технических действий спортсмена

в неблагоприятных погодных

условиях.

1

1

03.04

91.

Особенности тактических и

технических действий спортсмена

в неблагоприятных погодных

условиях.

1

1

03.04

92.

Специфические особенности бега

в лесу, по пересеченной

местности.

1

1

09.04

93.

Кроссовая подготовка в условиях

леса.

1

1

10.04

94.

Разбивка пути движения между

КП на этапы, движение по

привязкам.

1

1

10.04

95.

Кроссовая подготовка в условиях

сильно пересеченной местности.

1

1

16.04

96.

Удлинение КП с помощью

1

1

17.04

линейных и точечных привязок.

97.

Движение по линейным

ориентирам и привязкам.

1

1

17.04

98.

Выход на КП.

1

1

23.04

99.

Интервальный бег в гору, с горы,

по горизонтали.

1

1

24.04

100.

Удлинение КП с помощью

линейных и точечных привязок.

1

1

24.04

101.

Выбор скорости движения по

дистанции в зависимости от

рельефа.

1

1

30.04

102.

Выбор скорости движения по

дистанции в зависимости от

растительности, гидрографии.

1

1

07.05

103.

Подбор скорости бега в

зависимости от рельефа, грунта.

1

1

08.05

104.

Подбор скорости бега в

зависимости от растительности,

погоды, различных препятствий.

1

1

08.05

105.

Круговая подготовка на развитие

общей выносливости.

1

1

14.05

106.

Медленный интервальный бег по

густой растительности.

1

1

14.05**

107.

Выбор вариантов пути движения

по дистанции с разбивкой на

этапы.

1

1

15.05

108.

Определение набора высоты,

длины этапа.

1

1

15.05

109.

Медленный интервальный бег по

сильно пересеченной местности

1

1

21.05

110.

Поиск и определение заданных

участков карты.

1

1

22.05

111.

Выбор вариантов пути движения

по дистанции с разбивкой на

этапы.

1

1

22.05

112.

Кроссовая подготовка в условиях

леса.

1

1

28.05

113.

Определение набора высоты,

длины этапа.

1

1

29.05

114.

Кроссовая подготовка в сильно

пересеченной местности.

1

1

29.05

Всего:

114

83

31

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование» разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения

адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Направление программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное, в ходе выполнения

программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.

Целью программы является формирование здоровой, всесторонне-образованной и развитой личности

посредством занятий спортивным ориентированием.

Реализация цели программ соотноситься с решением следующих задач:

охрана окружающей среды;

соблюдать навыки спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

укрепление здоровья, соблюдать требования личной и общественной гигиены, гигиена тренировки,

четкая организация врачебного контроля;

повышать уровень общей и специальной физической подготовки;

совершенствовать техническую и тактическую подготовку;

пропаганда спортивного ориентирования среди школьников – как средство для активного отдыха;

формировать представление о межпредметных связях и получении дополнительного образования по

дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография, краеведение, экология;

совершенствовать знания и умения, полученные на занятиях, на соревнованиях.

В основу программы заложены следующие принципы:

1.

Принцип сознательности и активности. Формирование у детей сознательного подхода к занятиям и

устойчивого интереса к ним. Основной момент принципа – формирование у детей устойчивой

мотивации к занятиям туризмом. Демонстрация разнообразной наглядности, встречи и беседа с

людьми, имеющими достижения в изучаемых областях, собственный пример и опыт руководителя,

объяснение перспектив занятий ориентированием.

2.

Принцип доступности и индивидуальности. Построение процесса обучения и воспитания с учетом

возрастных, физиологических, психологических особенностей занимающихся и в соответствии с

этим определением меры доступности освоения учебного материала.

3.

Принцип гуманистичности. Обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей и здоровья

человека, свободного развития личности. Реализуется с помощью воспитательных методов и средств:

убеждение, объяснение, беседа, пример, инструктаж, упражнение, приучение, поручение,

педагогические требование, мотивация, соревнования, поощрение, наказание. На первое место

ставится здоровье ребенка.

4.

Принцип реалистичности. Возможность для ребенка объективно оценить себя и своих товарищей во

время соревнований и походов, а также других мероприятий. После каждого похода и соревнования

проводиться подведение итогов, где каждый может оценить свои достижения или неудачи и сделать

выводы.

5.

Принцип последовательности. Планирование содержания развивающегося по восходящей линии, где

каждое новое знание отражается на предыдущем и вытекает из него.

6.

Принцип систематичности. Рассмотрение изучаемых знаний, формируемых умений и навыков в

систему дополнительного образования школьников и в общую систему человеческой культуры.

7.

Принцип коллективизма. Понимание себя не только личностью (индивидуальностью), но и частью

коллективного целого.

2.

Общая характеристика курса «Спортивное ориентирование»

Дети с нарушением зрения характеризуются своеобразием развития психических и физических

процессов, что проявляется в недостаточной двигательной активности, особенностях двигательной

сферы. В свою очередь, это вызывает у них трудности пространственной ориентировки. Поэтому

необходимо с максимальной осторожностью отнестись к содержанию и интенсивности

оздоровительной двигательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья.

Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу

социальной адаптации детей с нарушением зрения, имеющих свою специфику и особенности.

Занятие ориентированием содействует умственному и физическому развитию, укреплению здоровья,

помогает познавать и понимать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности ориентирование имеет большое прикладное

значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу

и будущему воину.

При занятиях ориентированию вырабатываются такие необходимые человеку качества, как

самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели,

умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических

нагрузок. Спортсмен ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием

совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках математики, физкультуры. Для

плодотворной и успешной работы учитель и его ученики должны видеть итоги своего труда. Учитель

– для определенной эффективности применяемых средств и методов, ученик – как стимул для

дальнейшего продвижения вперед.

Содержание программы строиться на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в

разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в

убеждения и умения. На каждом занятии осуществляется практическая и развивающая

направленность учебно-познавательной деятельности учащихся, с применением исследовательской

технологии и развития УУД в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС.

Основные формы организации учебных занятий:

тренировочные (работа с картой, планом местности);

соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);

сюжетно-ролевая игра;

занятие – путешествие, экскурсии, презентация.

Особенность программы – как можно больше упражнений в игровой форме: тренировки,

соревнования и тестирования. В процессе освоения содержания программы ее результативность

предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических

тестов, наблюдения, анкетирования.

3.

Описание места курса «Спортивное ориентирование» в плане внеурочной деятельности.

Курс «Спортивное ориентирование» изучается в 3 и 4 классах из расчета 3 час в неделю, 114 часа в

год. Срок реализации рабочей программы 1 год.

4.

Описание ценностных ориентиров курса «Спортивное ориентирование»

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в

бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью

природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение

к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии,

её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,

важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:

физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и

милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,

понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной

среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к

поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния

нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но

свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого

всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами

справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,

представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви

к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для

существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к

многообразию их культур.

4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Спортивное ориентирование»

Личностные результаты освоения программы

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических

и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому

труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств

ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы

достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей

изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных

технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,

фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,

звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями

и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и

составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и

ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с

содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные

связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том

числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей слабовидящих

обучающихся предметные результаты должны отражать:

укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному

развитию, успешному обучению;

профилактика вторичных нарушений физического развития;

сформированность первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и другие);

овладение основными физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, координация,

гибкость, равновесие);

формирование потребности в занятиях физической культурой.

6.

Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивное ориентирование»

1.Основы знаний, теоретическая подготовка

знакомство с функциональными возможностями организма человека;

соблюдение техники безопасности на занятии;

знакомство с историей развития спортивного ориентирования;

соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему

коллективу;

укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиена тренировки,

четкая организация врачебного контроля.

Вводное занятие. История возникновения и развития спортивного ориентирования.Охрана природы

Познакомить учащихся с историей возникновения спортивного ориентирования, правилами

соревнований. Знать одежду и снаряжения ориентировщика. Разучить строение и функции

организма человека, повторить правила соблюдения режима дня, правильное

питание. Соблюдать технику безопасности на занятиях, при использование инвентаря и

оборудования.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Одежда и снаряжение

ориентировщика.

Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена, врачебный контроль и

самоконтроль спортсмена.

2. Практическая подготовка

повышение уровня общей и специальной физической подготовки;

совершенствование технической и тактической подготовки у обучающихся;

углубленное изучение основных элементов, приемов и способов ориентирования;

пропаганда спортивного ориентирования среди школьников - как средства для

активного отдыха;

знакомство с картами, планами местностями, маршрутами;

расширить знания о родном городе, знакомство с маршрутами школьников,

достопримечательностями.

формирование представлений о межпредметных связях и получение дополнительных

знаний: физиология человека, гигиена, топография, краеведение, экология;

совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях, соревнованиях;

приобретение соревновательного опыта.

Физическая подготовка (соревнования, спортивные игры на свежем воздухе).

Выполнять подводящие и специальные упражнения.

Соблюдать поручения учителя по физической и специальной подготовке.

Земля и карта.

Изучить формы и размеры земли, выдающиеся географические объекты.

Разучить топографию и условные знаки. Уметь работать по карте, составлять самостоятельно.

Понятия о топографической и спортивной карте.

Топография. Условные знаки.

Соревнования по спортивному ориентированию.

Познакомить учащихся с правилами проведения соревнований по спортивному

ориентированию. Разучить тактику прохождения дистанции, основные правила соревнований.

Ориентирование на местности. Действия в случае потери ориентировки.

Научиться находить отличительные ориентиры, крупные ориентиры.

Знать достопримечательности города, осуществление экскурсии, изучить основные ориентиры в

городе.

Подготовка к экскурсии. Экскурсия по достопримечательностям города.

Основы туристской подготовки

Сюжетно-ролевые игры

Изучить сюжетно-ролевые игры, соблюдать правила игры.

Изучение маршрутов школьников. Составление своего маршрута.

Научиться составлять собственный маршрут, уметь пользоваться схемами и карта.

Формирование представлений о городе. Экскурсии. Изучение маршрутов городского транспорта.

Изучить ориентирование с помощью карты, виды компаса. Знать правила обращения с компасом.

Познакомиться с примечательными местами родного города. Изучить маршруты городского

транспорта

Способы ориентирования. Компас. Работа с компасом.

Ориентировка в определении своего местонахождения в городе. Изучение сложных маршрутов.

Контрольные упражнения и соревнования.

Участие в внутришкольных и городских соревнованиях по спортивному

ориентированию. Сдача нормативов и контрольных упражнений.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

СОГЛАСОВАНО

методист

________________

«29» июня 201

6

г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ №

_________

«30» июня 201

6

г.

приказ № 02-14-207 от 30.06.2016г .

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

Направленность программы спортивно-оздоровительная

Возраст обучающихся 9-11 лет

Количество детей в группе 25

Количество часов в год 114 (3 час в неделю/38 недель)

Тип программы компилятивная

Педагог, реализующий программу Савенков Артур Олегович

СУРГУТ

2020-2021

Методическое обеспечение программы

Форма занятий

Приёмы и методы

проведения занятий

Дидактические материалы,

ТСО

Форма

подведения

итогов

Беседа, индивидуальная

работа, коллективная

работа, работа в группах,

игры, тесты.

Наглядный, практический,

комбинированный,

словесный

1. Условные знаки спортивных

карт РФ.

2.

Цветные

учебно-

топографические карты масштаба

1:5000, 1 : 10 000, 1 : 25 000.

3. Спортивные карты масштаба

1:10 000, 1-15 000, 1 :20 000.

4.

Расчлененные

спортивные

карты

(содержание

которых

может

быть

представлено

рельефом,

ситуацией,

сетью

дорог и т. д.).

5

Учебные

плакаты

или

диапозитивы:

формы

рельефа

местности и их изображения на

карте, план местности и условные

знаки, план и рисунок местности.

6 Объемные модели.

беседа,

тест

Литература :

1.

Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймаков Е.С. Сборник задач и

упражнений по спортивному ориентированию. – М.: ФиС, 2015.

2.

Тыкул

В.И.

Спортивное

ориентирование

на

местности.

М.:

Просвещение,2017.

3.

Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов -

ориентировщиков. – М.:ФиС, 2018.

4.

Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение,2019.

5.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. – М.: ТЦ

Сфера, 2018

6.

Ермолин А. Навигатор третьего тысячелетия или как стать разведчиком. – М.:

Издательский дом «Карапуз», 2017. -416с, ил



В раздел образования