Современный урок в свете стандартов второго поколения
Автор: Козырева Наталия Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №72 имени Ю. В. Лукьянчикова Населённый пункт: Воронежская область Наименование материала: статья Тема: Современный урок в свете стандартов второго поколения Раздел: начальное образование
поколения
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к
счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления
истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны
лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести
свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет
Надежда Егоровна Щуркова.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и
отвечают современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока ?
Современные подходы к
уроку: личностно-ориентированный,
деятельностный, компетентностный
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком
строгим, характеризующимся порядком, проверенной
регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников,
подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным,
характеристики которого рождаются по велению культуры, но не
сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего
свободный урок.
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем
уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей
собственной личности педагогической деятельности
Цели современного урока
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие
личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели
Цели деятельности учащихся
Виды УУД:
Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей
Регулятивные, обеспечивают младшему школьнику организацию
учебной деятельности через
- целеполагание -планирование -самоконтроль - - саморегуляцию-
самооценку
Коммуникативные и
Познавательные:
Типология современных учебных занятий
1.
Урок формирования первоначальных предметных навыков и
УУД, овладения новыми предметными умениями
2.
Урок применения познавательных и др УУД
3.
Урок обобщения и систематизации
4.
Урок повторения или закрепления
5.
Контрольный урок
6.
Коррекционный урок
7.
Комбинированный урок
Нетрадиционные виды уроков
Наряду с уже отработанными нетрадиционными уроками таких как,
литературный салон, пресс-конференция, урок знакомств и т д
актуальны уроки самореализации, уроки проблемных поисков,
уроки интеллектуальных раздумий….
Требования к уроку современного типа:
-- определение темы, цели и задач урока самими учащимися
--осуществление учащимися практических учебных действий по
намеченному плану (используется групповой, индивидуальный
методы)
--осуществление самооценивания, взаимоконтроля, самоконтроля
--выяснение затруднений и осуществление коррекции
самостоятельно
--проведение рефлексии при подведении итогов урока
--выбор домашнего задания из предложенных учителем с учетом
индивидуальных возможностей
В чем эффективность современного урока? Обучение идет через
открытие.
-Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками
зрения по изучаемым вопросам.
-Развитие личности.
-Способность ученика проектировать предстоящую деятельность,
быть ее субъектом.
-Демократичность, открытость.
-Осознание учеником деятельности: того как, каким способом
получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они
были устранены.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он
управляет проблемно – поисковой или исследовательской
деятельностью учащегося. Новый урок- новый учитель. Какой он?
Современный учитель
Чётко и точно формулирует задания
Не даёт новые знания ученикам в готовом виде
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их,
предлагая это сделать самим ученикам
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока
задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза
Не повторяет то, что уже сказали ученики
Не повторяет задание 2 раза
Подбирает комплексные задания
В заключение сказанного, хотелось бы отметить, что
Современный урок –урок действенный, имеющий
непосредственное отношение к интересам, личности ребенка,