Напоминание

Методические подходы к изучению темы "Электронные таблицы"


Автор: Савицкая Елена Григорьевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 17"
Населённый пункт: с. Лукьяновка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические подходы к изучению темы "Электронные таблицы"
Раздел: среднее образование





Назад




Методические подходы к изучению темы «Технология обработки

информации в электронных таблицах» в курсе информатики и ИКТ

Место темы «Технология обработки информации в электронных

таблицах» в курсе информатики и ИКТ

Тема «Технология обработки информации в электронных таблицах»

изучается в основной школе в 8 классе (8 часов). В 9 классе при изучении темы

«Моделирование и формализация» осуществляется закрепления умений и

навыков решения задач с использованием электронных таблиц. В старшей школе

изучение данной темы на базовом уровне предусмотрено в 10 классе (5 часов в

разделе «Информационные технологии»), закрепление – в 11 классе при изучении

тем «Моделирование и формализация» и «Подготовка к ЕГЭ». На профильном

уровне тема изучается отдельным модулем «Технология обработки числовой

информации» в 10 классе – 14 часов. Цели, содержание и методы обучения в

основной и старшей школе различаются.

Изучение темы в основной школе

В основной школе, в соответствии со стандартом, электронные таблицы

осваиваются в качестве инструмента моделирования. Необходимо научиться

вводить данные в таблицу, изменять данные, оперировать математическими

формулами, использовать встроенные функции при решении задач, переходить к

графическому представлению данных, представлять зависимости на графике,

проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей

объектов и процессов.

Основная организационная форма работы – урок, где используются

устоявшиеся в дидактике методы обучения.

Можно выделить следующие вопросы для изучения по данной теме в

основной школе:

основные возможности и области применения электронных таблиц;

структура электронной таблицы;

среда табличного процессора, режимы работы, система команд;

обрабатываемые данные;

методы адресации (виды и способы реализации);

встроенные функции;

графическое представление данных;

сортировка и фильтрация данных;

использование электронных таблиц для решения задач.

На начальном этапе знакомства с возможностями электронных таблиц

используют демонстрацию и практические упражнения. Поскольку интерфейс

программ компании Microsoft сходный, используется методический приём по

выделению знакомых учащимся команд в среде электронной таблицы. Данный

приём нацеливает учащихся на исследовательские методы работы и

вырабатывает самостоятельный поисковый стиль работы. Следует обратить

внимание на переход от небольших упражнений, позволяющих освоить

некоторые приёмы работы, целью которых является именно освоение

электронной таблицы как инструмента для дальнейшего использования при

решении практических задач, к самим содержательным задачам.

Теоретические знания следует закреплять самостоятельными работами, в том

числе выполненными в формате ГИА. Самостоятельные работы рекомендуется

проводить в начале каждого урока в течение 5-7 минут.

Для развития практических умений и формирования устойчивых навыков

работы в среде табличного процессора необходимо подготовить несколько

практических работ по наиболее часто решаемым задачам: статистическая

обработка данных, табулирование функции, сортировка и фильтрация данных,

построение диаграмм. Для закрепления полученных умений и навыков

необходимо подобрать практикоориентированные задачи.

Цели обучения:

Аналитические:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного

средства;

определять условия и возможности применения программного средства для

решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,

предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и

вводимым пользователем формулам;

строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Ключевые понятия:

электронная таблица и ее объекты (ячейка, строка, столбец, диапазон

ячеек);

табличный процессор;

документ табличного процессора;

типы данных и форматы данных;

диаграммы и ее элементы;

Примерное поурочно-тематическое планирование 8 класс

Таблица 1

Тема урока

1

Электронные таблицы: назначение, возможности, структура.

Пользовательский интерфейс табличного процессора

2

Типы данных: числа, формулы, текст. Формат данных. Создание и

редактирование электронной таблицы. Работа с ячейками.

3

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

4

Встроенные функции (математические и статистические). Решение

задач с использование функций

5

Условные и логические функции. Решение задач с использованием

условных и логических функций

6

Построение диаграмм и графиков

7

Сортировка и поиск данных

8

Контрольная работа по теме "Технология обработки числовой

информации"

Если количество часов на изучение данной темы увеличено, то можно

уделить больше внимания решению задач прикладного характера, что дает

неплохие метапредметные результаты.

Содержание учебного модуля «Технология обработки числовой информации

в электронных таблицах»

Электронная таблица – это средство для обработки и хранения числовых

данных. Прикладная программа для работы с электронными таблицами

называется табличный процессор.

Самым распространенным среди пользователей является табличный

процессор Microsoft Excel (первая электронная таблица VisiCalc была разработана

в 1981 году).

Области применения электронных таблиц:

Бухгалтерский и банковский учет;

Планирование распределения ресурсов;

Проектно-сметные работы;

Инженерно-технические расчеты;

Статистическая обработка больших массивов информации;

Исследование динамических процессов.

Основные возможности электронных таблиц:

Решение расчетных задач, проведение вычислений по формулам,

заданным пользователем;

решение оптимизационных задач;

анализ и моделирование на основе результатов вычислений;

оформление таблиц, отчетов;

построение диаграмм требуемого вида;

создание и ведение баз данных с возможностью выбора записей по

заданному критерию и сортировки по любому параметру;

вставка в таблицу информации из документов, созданных в других

программных средствах;

печать итоговых документов;

коллективное

использование

данных,

хранящихся

в

таблицах,

распространение и просмотр электронных таблиц всеми участниками

рабочей группы.

Документом Excel является книга, состоящая из нескольких электронных

таблиц, называемых рабочими листами.

Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Строки пронумерованы (1 -

1048576), столбцы поименованы латинскими буквами и комбинациями букв (A,

B, C, …, AA, AB, …,XFD). На пересечении столбца и строки находится ячейка.

Прямоугольная область таблицы называется блоком (диапазоном) ячеек. Блок

задается адресами верхней левой и правой нижней своих ячеек, перечисленными

через двоеточие (А4:В7).

Каждая ячейка таблицы Excel имеет следующие характеристики:

адрес;

содержимое;

изображение;

формат;

имя;

примечание.

Адрес ячейки состоит из имени столбца и номера строки (А4, В9 и т.д.).

Такой адрес называется относительным адресом. В большинстве случаев это

удобно и практично. При некоторых операциях копирования, удаления, вставки

Excel автоматически изменяет этот адрес в формулах. Использование

относительных адресов в формулах иногда становится источником ошибок.

Чтобы отменить автоматическое изменение адресов данной ячейки, можно

назначить ей абсолютный адрес. Для этого необходимо поставить перед номером

столбца и (или) перед номером строки знак доллара «$». Знак «$», указанный

перед номером столбца, означает, что этот номер не будет изменяться при

операциях копирования формул, вставки и удаления. Например, в адресе $В3 не

будет меняться номер столбца, в адресе А$4 – не будет меняться номер строки, в

адресе $D$6 не будет меняться ни адрес строки, ни адрес столбца.

Содержимым ячейки может быть:

число представляет собой некую последовательность символов, в

которую входят цифры, а также

знаки «+», «-» в начале

последовательности, «E», «,» (как разделитель целой и дробной части)

(-435; 213,7; 1,74Е+8). По умолчанию после фиксации числа Excel

сдвигает его к правой границе ячейки.

формула представляет собой последовательность символов, которая

начинается со знака «=». В формулу могут входить данные разного

типа (константы, адреса ячеек, функции), соединенные между собой

знаками арифметических операций (+,-,*,/,^), скобки для изменения

порядка действий. Набираемая в ячейку формула отображается в

строке формул, а в ячейку после нажатия клавиши «Enter» заносится

результат выполнения данной формулы.

текст - последовательность символов, которая не является ни числом,

ни формулой, она не подвергается каким-либо преобразованиям.

Изображение – то, что пользователь видит на экране монитора. Если

содержимым ячейки является формула, то изображением будет ее значение.

Текст, помещенный в ячейку, может быть виден целиком, либо (если соседняя

ячейка не пуста) будет видно столько символов, какова ширина ячейки.

Изображение чисел зависит от выбранного формата.

Формат ячейки определяется форматом данных, шрифтом, цветом символов,

видом рамки, цветом фона, выравниванием по границам ячейки, наличием

защиты.

В зависимости от решаемой задачи, возникает необходимость применять

различные форматы представления данных:

числовой формат, по умолчанию отображает два десятичных знака

после запятой (например, 192,37).

экспоненциальный формат применяется, если число, содержащее

большее количество разрядов, не умещается в ячейке (например,

число 2000000000 в экспоненциальном формате будет записано в

следующем виде 2,00Е+09).

денежный формат удобен для бухгалтерских расчетов,

форматы дата и время позволяют хранить значения временных

данных,

текстовый формат предназначен для хранения текста и т.д.

Имя употребляется как замена абсолютного адреса ячейки для использования

его в формулах.

Примечание – сопроводительный текст к содержимому ячейки.

Копирование формул

Табличный процессор позволяет копировать формулу в смежные ячейки; при

этом адрес ячейки будет изменен автоматически. Для этого необходимо выделить

ячейку, установить указатель мыши на черный квадратик в правом нижнем углу

курсорной рамки (указатель примет форму черного крестика). Нажать левую

кнопку мыши и смещать указатель вправо по горизонтали так, чтобы смежные

ячейки были выделены пунктирной рамкой. После этого отпустить кнопку мыши.

Excel скопирует формулу в ячейки, причем номера столбцов будут автоматически

изменены на последующие.

Копировать формулу, записанную в выделенные ячейки, можно только по

горизонтали или по вертикали. При этом:

копирование

по

горизонтали

влево

(вправо)

на

одну

ячейку

уменьшает (увеличивает) каждый номер столбца в формуле на

единицу;

копирование вверх (вниз) по вертикали на одну ячейку уменьшает

(увеличивает) каждый номер строки в формуле на единицу.

Функции

Часто в вычислениях приходится использовать формулы, содержащие

функции. В табличном процессоре Excel имеет несколько сотен функций, которые

подразделяются на категории: математические, статистические, финансовые, дата

и время и т.д. Функция записывается следующим образом:

Имя_функции(параметры).

Если параметров несколько, то они записываются через точку с запятой.

Часто для составления формулы необходимо воспользоваться Мастером функций.

Сортировка данных

Электронные таблицы позволяют осуществлять сортировку данных, т.е.

производить их упорядочение. Данные (числа, текст, даты, логические значения)

в электронных таблицах можно сортировать по возрастанию или убыванию. При

сортировке данные выстраиваются в определенном порядке:

числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего

положительного числа;

текст сортируется в следующем порядке: числа, знаки, латинский

алфавит, русский алфавит;

логические значения Ложь предшествует значению Истина;

все ошибочные значения равны;

пустые ячейки всегда помещаются в конце списка.

сортировка

производится

с

помощью

команды

(Данные-

Сортировка…).

Поиск данных

В электронных таблицах можно осуществлять поиск данных (строк) в

соответствие с заданными условиями. Такие условия называются фильтром. В

результате поиска будут найдены те строки, которые удовлетворяют заданному

фильтру.

Построение диаграмм

Табличный процессор дает возможность представить информацию не только

в виде рабочего листа, но и в виде диаграммы, которая отображает данные

нагляднее, облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Диаграмма – это графическое представление данных рабочего листа.

Типы диаграмм:

гистограмма (столбчатая диаграмма) – для сравнения нескольких

величин в нескольких точках; для отражения дискретного изменения

одной или нескольких величин.

круговая – для сравнения значений нескольких величин в одной

точке;

график – для слежения за изменением нескольких величин при

переходе от одной точки к другой. Отражает изменения одной или

нескольких величин в виде непрерывных линий.

Для создания диаграмм используется Мастер диаграмм:

1.

Запустить Мастер диаграмм с помощью команды (Главное меню –

Вставка - Диаграмма…) или кнопки на стандартной панели.

2.

Выбрать тип диаграммы.

3.

Выбрать данные. Окно Диапазон содержит диапазон адресов ячеек,

содержащих данные для диаграммы. Этот диапазон можно изменить.

Окно Ряд содержит данные подписей оси ОХ.

4.

Оформить

диаграмму.

Уточнить

детали

отображения

диаграммы.

Изменить формат диаграммы и легенды (размеры, шрифт, цвета, подписи

и т.д.).

5.

Определить, где разместить диаграмму: на отдельном листе или на листе

вместе с данными.

Построение графиков

Построение графиков является частным случаем построения диаграмм.

Графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за

равные промежутки времени. Графики позволяют анализировать закономерности

изменения величин. Процесс построения графика с помощью Мастера диаграмм

аналогичен рассмотренному выше.

Преимущества использования электронных таблиц при решении задач:

1.

Решение задач с помощью ЭТ освобождает пользователя от составления

подробного алгоритма решения задачи и отладки соответствующей

программы. Нужно только определенным образом записать в таблицу

исходные данные и математические отношения, входящие в модель

решения задачи.

2.

При использовании однотипных формул нет необходимости вводить

их многократно, можно скопировать формулу в нужные ячейки. При этом

произойдет автоматический пересчет адресов ячеек, встречающихся в

формуле. Если же необходимо, чтобы при копировании формулы ссылка

на какую-то ячейку не изменилась, то существует возможность задания

абсолютного адреса ячейки.

3.

Изменение содержимого любой ячейки приводит к автоматическому

пересчету значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на

данную ячейку.

4.

Исходные данные и результаты расчетов можно анализировать как в

числовом виде, так и представить их с помощью деловой графики

(гистограммы, секторные диаграммы, графики зависимостей и пр.).

Причем

изменение

данных,

по

которым

строились

графики,

автоматически отражается в изменении графического образа.

Способы представления зависимостей между данными

в виде

математической модели. Математическая модель – это

совокупность количественных характеристик некоторого объекта

(процесса)

и

связей

между

ними,

представленных

на

языке

математике. Например, зависимость времени падения тела на землю

от первоначальной высоты:

t

=

2 H

g

, зависимость давления от

температуры газа в баллоне:

P

=

P

0

(

1

+

t

0

C

273

)

.

в

табличной

форме.

Например,

результаты

эксперимента

оформленные в виде таблицы.

t

1,1

1,4

1,6

1,7

1,9

2,1

2,2

2,3

2,5

в графической форме. Например, по результатам эксперимента

построен график:

Разработка

заданий

практических

работ

при

изучении

темы

«Технология обработки числовой информации»

8 класс – традиционное начало предпрофильной подготовки, выделение

гуманитарной, естественнонаучной, математической составляющих в обучении.

Поэтому отчетливей проявляется необходимость овладения учащимися умениями

использования средств информационных и коммуникационных технологий в

различных предметных областях, формирования единой информационной

картины мира.

Проанализировав требования государственного образовательного стандарта к

выбранной теме курса нужно выбрать один из вариантов последовательности

понятийного аппарата учебной темы. Результатом этой процедуры является

построение микроцелей. На этом этапе закладываются принципы соответствия

структуры будущей системы задач и соответствия содержания задач понятийному

аппарату, определенному программой курса информатики и ИКТ.

0,0

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

6

9

12

15

18

21

24

27

30

В теме «Технология обработки числовой информации» могут быть выделены

следующие микроцели:

знать:

различные компьютерные средства обработки числовой информации;

определение электронной таблицы;

определение табличного процессора;

основные элементы электронный таблицы и их обозначения;

типы данных электронной таблицы;

форматы данных электронной таблицы;

правила написания формул;

уметь:

запускать программу Excel;

включать и выключать панели инструментов;

создавать новую таблицу;

открывать существующую таблицу;

сохранять таблицу;

работать с листами таблицы (создавать, перемещать, копировать,

удалять, переименовывать, изменять цвет ярлычка листа);

выделять блок ячеек;

выделять строку, столбец электронной таблицы;

изменять ширину столбцов и высоту строк;

выделять все ячейки на листе;

вставлять строки (столбцы);

удалять строки (столбцы);

перемещать строки (столбцы)

копировать строки (столбцы) ;

настраивать ширину столбца (строки) в соответствии с содержимым

выделенных ячеек;

объединять ячейки;

обрамлять ячейки;

скрывать строки (столбцы);

использовать Мастер функций;

использовать Мастер построения диаграмм;

вводить данные в ячейку ЭТ (числа, текст) ;

устанавливать тип и формат данных;

редактировать данные в ячейках;

форматировать данные в ячейках (поворачивать содержимое) ;

очищать содержимое ячеек;

копировать данные ячеек;

перемещать данные ячеек;

заполнять ряд, увеличивая значение в нескольких первых ячейках

(вниз, вправо);

вставлять формулы;

редактировать формулы;

копировать формулы;

определять результат копирования формулы из одной ячейки в

другую;

составлять формулы с использованием относительных адресов;

составлять формулы с использованием абсолютных адресов;

производить вычисления с использованием формул с относительной и

абсолютной адресацией;

уметь присваивать имя ячейки и использовать его в формулах;

производить

расчеты

с

использованием

математических,

статистических и логических функций;

сортировать данные по одному и нескольким;

осуществлять поиск данных в соответствии с заданными условиями

(фильтр);

строить графики и диаграммы на базовом листе и отдельном листе;

форматировать графики и диаграммы;

опираясь на исходные данные составлять электронную таблицу;

составлять формулы для выполнения вычислений;

выбирать необходимые способы решения задачи.

В зависимости от количества часов, отведенных на изучение данной темы,

микроцели объединяются для удобства последующей диагностики. Остановимся

на умениях, которые должны быть сформированы:

1.

Уметь проводить вычисления с помощью электронных таблиц;

2.

Уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;

3.

Уметь

применять

электронные

таблицы

для

построения

и

исследования компьютерных моделей.

В каждом предмете необходимо выделить темы, знания и умения из которых

можно использовать при получении умений в области информатики и

информационных технологий. Несомненно, этот этап работы требует активного

участия учителей предметников, так как учитель информатики не сможет

детально изучить методику другого предмета и не придумает за учителя

предметника, как эффективней использовать информационные технологии, какие

задачи сформулировать. Совместная работа учителя информатики с учителем-

предметником позволит выделить задачи, использование которых на уроках

информатики не только возможно, но, что самое главное, нужно.

Рекомендации по составлению самостоятельных работ

В состав самостоятельной работы желательно включать 4 задания. Два

задания на репродуктивном уровне. В этих заданиях учащиеся должны

продемонстрировать свои умения и знания в стандартных ситуациях. Два задания

одинаковой трудности предлагаются с целью свести к минимуму вероятность

случайных ошибок. Третье задание соответствует вариативному уровню, в нем

учащиеся должны продемонстрировать умение работать с материалом,

отличающимся по каким-то параметрам от материала, предложенного в качестве

учебного. Например, задание может быть усложнено за счет привлечения ранее

изученного материала. Четвертое задание – задание исследовательского уровня,

направленное на проверку умения свободного оперирования с изученным

материалом.

Опираясь на практический опыт работы и на методические особенности

изучения

темы

«Электронные

таблицы»,

я

использую

в

своей

работе

разнообразный раздаточный материал: самостоятельные работы, лабораторные

работы, контрольные работы. Часть работ составлены самостоятельно, часть я

брала из журнала «Информатика в школе», в последние годы активно пользуюсь

ресурсами Интернета. Некоторые работы прилагаются (см. Приложения 1-4).

Особенности изучения темы «Электронные таблицы» в основной школе:

1.

Мотивация к изучению темы достигается за счет демонстрации какой-

нибудь прикладной задачи или ситуации, с которой дети уже сталкивались,

например, задача о распределении груза в рюкзаках туристов или покупка

продуктов в магазине;

2.

Для работы с электронной таблицей нужно обладать логическим и

абстрактным мышлением, нужно заранее представить себе план работы по

той или иной задаче;

3.

Изучить тему без компьютера невозможно, по крайней мере,

восьмикласснику;

4.

Для изучения темы необходимо обладать хорошими математическими

знаниями;

5.

В ячейках можно работать как с числами, так и с текстами;

6.

Существует отличная особенность – интерпретация данных,

представленных в виде таблиц, в наглядном виде - с помощью красивых

диаграмм и графиков;

7.

Основная трудность для учащихся заключается в том, что имя ячейки и ее

содержимое – это разные вещи. При записи формул используют имена

ячеек, а в вычислениях участвуют именно данные, которые в текущий

момент хранятся в ячейках;

8.

Редактировать содержимое ячейки необходимо в строке формул;

9.

Курсор принимает разнообразные формы: большой белый крест – для

выделения ячейки или диапазона ячеек; маленький черный крест – для

копирования или автозаполнения; вертикальная черта – для ввода или

редактирования содержимого ячейки; двойной курсор – для изменения

ширины столбца или высоты строки и др.;

10.Учитель говорит и показывает на компьютере, что должны сделать ученики,

а они повторяют за ним;

11. Учитель может спрашивать учеников, они должны отвечать на

поставленные вопросы;

12. Учитель помогает решить возникшие проблемы, не откладывая на потом;

13. Возможность самостоятельной работы учеников;

14. Проверка правильности выполнения задания учителем проводится

непосредственно на занятии;

15. Ученики имеют возможность закрепить полученные навыки на практике;

16. Учитель помогает преодолеть возможные трудности и выясняет пробелы в

знаниях учеников;

17. Учитель имеет возможность индивидуально работать со слабыми

учениками;

18. Сильные ученики работают самостоятельно, для них нужно иметь

дополнительные задания.

Заключение

Изучение передового педагогического опыта, а также проведенный анализ

нормативно-правовых документов общего образования позволяет считать, что

правильно организованное обучение по теме «Технология обработки числовой

информации в электронных таблицах» должно опираться на систему задач,

которые

учащиеся

могли

бы

применить

в

своей

учебно-познавательной

деятельности.

1.

В ходе анализа психолого-педагогической, учебной, методической и

специальной литературы:

определён обязательный минимум содержания учебного модуля

«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»;

выявлен уровень требований предъявляемых

к знаниям, умениям и

уровню подготовки учащихся;

выявлены недостатки существующих вариативных подходов (учебных

программ и пособий) к изучению модуля «Технология обработки числовой

информации в электронных таблицах»:

выявлено недостаточное количество задач, которые учащиеся могли

бы применить в своей учебно-познавательной деятельности;

выявлено практически полное отсутствие задач на построение

электронной таблицы (в подавляющем большинстве заданий предполагается

использование готовой таблицы).

– разработана методическая система изучения темы «Технология обработки

числовой информации в электронных таблицах», включающая в себя:

описание места данной темы в курсе информатики и ИКТ;

календарно-тематическое планирование изучения темы в основной

школе;

описание содержания темы;

рекомендации по составлению заданий самостоятельных работ для

основной и старшей школы;

основные особенности изучения данной темы;

дидактические материалы.

Литература

1.

ФГОС ООО

2.

Примерная основная образовательная программа основного общего

образования.

3.

Пояснительная записка к завершенной предметной линии

учебников «Информатика» для 5 – 9 классов общеобразовательных

учреждений. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. « БИНОМ.

Лаборатория знаний»

4.

Бородин М. Н. Информатика. УМК для основной школы

[Электронный ресурс] : 5–6 классы. 7—9 классы. Методическое

пособие / Автор-составитель: М. Н. Бородин. — Эл. изд. —М. :

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.— 108 с.

5.

Цветкова М. С. Информатика. УМК для основой школы: 7 – 9 классы

(ФГОС). Методическое пособие для учителя

Авторы: Цветкова М. С., Богомолова О. Б.

— М. : БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2013. — 91 с.

6.

Софронова Н.В. Теория и методика обучения информа

тике: Учеб.

пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. шк., 2014. – 223 с.

7.

Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб.

Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин,

Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.:

Издательский центр «Академия», 2011. – 624 с.

8.

Самылкина Н. Н.

Построение тестовых заданий по информатике :

методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп.—М. : БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2006.— 176 с.

Приложение1

Электронные таблицы

8 класс

Задания для самостоятельной работы по теме «Символьные функции»

1.

В ячейке В5 получите текст, содержащий фамилию, имя и отчество

сотрудника, разделенные пробелами (в ячейки В2-В4 заносите

произвольные фамилию, имя и отчество ):

А

В

1

Задача 1

2

Фамилия сотрудника:

3

Имя сотрудника:

4

Отчество сотрудника:

5

Фамилия, имя, отчество сотрудника:

2.

В ячейке В9 получите число символов текста, введенного в ячейку В8

(текст произвольный):

А

В

7

Задача 2

8

Введите строку символов:

9

Число символов в строке

3.

В ячейке D3 получить слово «форма», используя содержимое ячейки D2:

С

D

1

Задача 3

2

Исходное слово:

Информатика

3

Полученное слово:

4.

В ячейке D7 получить слово «Комбинат», используя содержимое ячейки

D6:

С

D

5

Задача 4

6

Исходное слово:

Комбинаторика

7

Полученное слово:

5.

В ячейке В13 получить слово «байт», используя содержимое ячейки В12:

А

В

11

Задача 5

12

Исходное слово:

Килобайт

13

Полученное слово:

6.

В ячейке D14 получить слово «Информация», в ячейке D15 – слово

«Оператор» используя содержимое ячеек С12 и С13:

С

D

11

Задача 6

12

Первое исходное слово:

Информатор

13

Второе исходное слово:

Операция

14

Первое полученное слово:

15

Второе полученное слово:

Приложение 2

Электронные таблицы

8 класс

Задания для самостоятельной работы

1.

Занесите в ячейку А5 число 89475.

2.

Занесите в ячейку В5 слово «Таблица»

3.

Занесите в ячейку С5 слово «Понедельник», в ячейку С6«Вторник». При

помощи автозаполнения получите остальные дни недели.

4.

При помощи автозаполнения получите названия четвертей.

5.

В ячейку Е5 занесите слово «Отлично». Скопируйте его в четыре нижние

ячейки.

6.

В ячейку F5 занесите число 6084. В ячейке F6 при помощи математической

функции КОРЕНЬ получите квадратный корень из данного числа.

7.

В ячейки G5 и G6 занесите числа 1 и 2. При помощи автозаполнения

получите числа до 10. В ячейку Н5 занесите формулу квадрата ячейки G5 и

продолжите её автозаполнением для остальных чисел.

8.

В ячейке Н15 найдите сумму полученных квадратов при помощи формулы

СУММ.

9.

Выделите ячейки Н5-Н14. Постройте на их основе график.

10.

Очистить таблицу, предварительно показав результаты учителю.

11.

В ячейке В4 Получите текст «Файликов Петя», используя содержимое ячеек

В2 и В3:

А

В

1

2

Фамилия ученика:

Файликов

3

Имя ученика:

Петя

4

Фамилия и имя ученика:

Приложение 3

Электронные таблицы

8 класс

Лабораторная работа

Тема: Построение диаграмм в табличном процессоре

EXCEL

Цель работы: 1) Научиться строить диаграммы по данным электронной

таблицы;

2) Научиться форматировать области диаграмм.

Оборудование: Персональные компьютеры с установленным программным

обеспечением Microsoft Office.

Ход работы:

1.

Выполнить следующие задания по созданию диаграмм в электронной

таблице:

Задача 1. Создайте таблицу по образцу:

Город Костромской

области

Население

(тыс. чел.)

Основан как город

(век)

Буй

29,3

16

Чухлома

5,6

10

Галич

21,2

13

Солигалич

7,3

14

Макарьев

8,5

15

Мантурово

21,9

20

Нерехта

29,2

13

Кологрив

4,1

18

Шарья

26,7

20

Задача 2. Постройте гистограмму по столбцу основания городов.

Задача 3. Постройте круговую диаграмму по столбцу Население.

2.

Отформатируйте полученные диаграммы, используя контекстное меню

области диаграммы (Выбрать данныеэлементы легендыизменить

выделить ячейку Население – ОК; подписи горизонтальной оси -

изменить - выделить первый столбец - ОК и Подписи данных).

Приведите их к виду:

29,3

5,6

21,2

7,3

8,5

21,9

29,2

4,1

26,7

Население

Буй

Чухлома

Галич

Солигалич

Макарьев

Мантурово

Нерехта

Кологрив

Шарья

Б

у

й

Ч

у

х

л

о

м

а

Г

а

л

и

ч

С

о

л

и

г

а

л

и

ч

М

а

к

а

р

ь

е

в

М

а

н

т

у

р

о

в

о

Н

е

р

е

х

т

а

К

о

л

о

г

р

и

в

Ш

а

р

ь

я

0

5

10

15

20

25

16

10

13

14

15

20

13

18

20

Основан как город

Основан как город

Приложение 4

Контрольная работа по теме «Электронные таблицы» 8 класс

Вариант 1

1.Автозаполнение:

а) В ячейках А1-A10 получите числа, кратные 5, начиная с 0;

б) В ячейках В1-В10 получите числа, кратные 7, начиная с 14;

в) В ячейках С1-C7 получите названия дней недели;

г) В ячейках D1-D12 названия месяцев.

2.Формулы символьные

:

а) Из слов общество и знание получить слово обществознание;

б) Из слова кофемолка получить слово кофе;

в) Из слова теленеделя получить слово неделя;

г) Из слова математика получить слово тема.

3

.

Формулы числовые:

а) Из числа 1024 получите число 32;

б) Из числа 12 получите число 144;

в) Для чисел 5 и 12 получите сумму их квадратов;

г) Для чисел 14, 16, 21 и 25 получить среднее значение.

4.Диаграммы и графики:

а) По данным таблицы построить диаграмму.

Страна

Количество медалей

Белоруссия

13

Великобритания

14

Германия

20

Китай

24

Россия

21

США

23

Франция

14

Япония

19

б) Построить график функции у=х

2

.

Оценка «Отлично» ставится за все верно выполненные задания. Допускается

одна ошибка.

Оценка «Хорошо» ставится за верно выполненные три из четырех заданий.

Оценка «Удовлетворительно» ставится за верно выполненные любые два

задания из четырех.



В раздел образования