Автор: Якупова Резеда Зуфаровна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского МР РТ"
Населённый пункт: с.Тюлячи
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное становление молодых педагогов
Раздел: полное образование
Профессиональное становление молодых педагогов
Каждый из нас наверное вспоминает время, когда впервые переступил
порог своей первой школы, вспоминает своих первых наставников в
школьном коллективе, от которых получили поддержку и скорее всего от них
зависела их дальнейшая профессиональная деятельность.
Работа
с
молодыми
специалистами
проводится
по следующим
направлениям:
1.
Занятия в «Школе молодого педагога».
2.
Организация наставничества.
3.
Непрерывная система сопровождения молодого специалиста.
В районе создана «Школа молодого педагога», которая имеет богатый
опыт и традиции. С 2018 года председателем является Алексеева И.Х.,
учитель физики Тюлячинской СОШ.
Для успешного становления молодого специалиста в условиях района
разработан план обучения сроком на пять лет. В него включены следующие
направления:
1.
Адаптационная работа:
знакомство со школой;
закрепление учителя-наставника;
заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;
анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного
года).
2. Организация профессиональной коммуникации:
с наставником – оказание помощи в образовательном процессе;
взаимопосещение
уроков;
анализ
и
коррекция
педагогической
деятельности;
с коллегами по методическому объединению;
с методистом, курирующим работу «Школы молодого педагога»;
с администрацией.
3. Мотивация самообразования:
определение темы самообразования;
курсовая подготовка для молодого учителя;
знакомство с новинками педагогической литературы;
посещение уроков лучших учителей школы;
участие в работе районных семинаров;
участие в профессиональных конкурсах, фестивалях и т.д.
4. Психологическая поддержка:
с
психологом,
который
проводит
консультации,
семинары,
тестирование.
В РМО учителей-наставников входят 10 педагогов (8 учителей из
образовательных организаций и 2 старших методиста из дошкольных
образовательных организаций). Все 8 наставников школ – это победители
конкурсного отбора на соискание гранта «Поддержка профессионального
роста учителей ОО РТ»
в номинации «Учитель-наставник», «Учитель-
мастер».
Задачи, которые стоят перед наставниками:
адаптация молодого педагога и передача профессионального мастерства,
опыта и компетенций, оказание помощи в овладении профессией
развитие заинтересованности со стороны наставников к передаче личного
профессионального опыта новому поколению и со стороны наставляемых к
скорейшему освоению профессии.
Для реализации поставленных задач наставники оказывают помощь в
правильности
оформления
рабочих
программ,
помощь
в
подготовке,
проведении и анализе уроков, использовании различных форм, методов и
приемов обучения, выборе методической темы для самообразования.
Используются различные формы и методы работы с молодыми педагогами:
-круглые столы
-семинар-практикумы
-мастер-классы
- открытые уроки и мероприятия
Ежегодно молодые педагоги принимают участие в конкурсе «Учитель
года» в номинации «Педагогический дебют»: в ходе которого, молодые
педагоги наряду с опытными преподавателями проводят открытые уроки,
мастер-классы.
Победителями
муниципального
этапа
конкурса
стали
Шаймарданова Р.Р., Жукова Р.А., учителя начальных классов, Салахиев Б.Р.,
учитель
физической
культуры,
Нуретдинова
Р.С.,
учитель
ИЗО,
Габдрахманова З.З., педагог-психолог.
Богманова Л.Г., учитель русского языка и литературы в 2022 году
показала мастер-класс «Традиции и инновации на уроках литературы» в
рамках семинара «Интегрированный подход по формированию читательской
грамотности на уроках гуманитарного цикла»
Нуретдинова Р.С., учитель ИЗО мастер-класс по нетрадиционной
живописи на семинаре учителей технологии, ИЗО, музыки
Педагог-психолог
Габдрахманова
З.З.
показала
мастер-класс
«Взаимоотношение школьников в коллективе» в рамках прохождения
слушателями Республиканских курсов повышения квалификации учителей
начальных классов по программе «Особенности системы оценивания
учебных достижений
младших
школьников»,
организаторы
ГАПОУ
«Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»-2019 г. и в рамках
Республиканского семинара, посвященного году Родного языка по теме:
«Туган телебезне яклыйк! Туган телебезне саклыйк!» провела мастер-класс
по теме «Песочная терапия».
Молодые специалисты направляются на конференции и конкурсы
республиканского
и
всероссийского
уровня.
Салахиев
Б.Р.,
учитель
физической культуры принял участие на семинаре Профессионального роста
педагога в условиях цифровизации образования, в 2020г.
Гарифуллина А.Р.
и Жукова Р.А. стали активными участниками Форума молодых педагогов
общеобразовательных организаций РТ «Учитель 2.0: новый формат».
Шаймарданова Р.Р., учитель начальных классов приняла участие на семинаре
молодых педагогов общеобразовательных организаций РТ «Инновационные
методики мотивирования».
Их наставники Гимаева Ания Сальмановна, учитель английского
языка стала победителем в номинации «The best English» регионального
этапа
Всероссийского
конкурса
«Учитель
года»,
Алексеева
Ильсия
Хамитовна стала призером зонального этапа конкурса «Учитель года».
Целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует их
своевременной адаптации, расширению знаний молодых преподавателей.
Позволяет
своевременно
избегать
ошибок
во
взаимоотношениях
с
обучающимися, преподавателями, между собой. Позволяет подготовиться к
самостоятельной работе, осваивая современные технологии, а так же
закрепиться на рабочем месте в школе.
Для новых сотрудников проводятся мастер-классы и открытые уроки.
Своим опытом работы охотно делятся Пашина Алевтина Петровна,
Гузаирова Райса Раисовна и Фархуллина Гульнара Залиловна.
Пашина А.П. 28 марта 2018 г. провела мастер-класс «Школьная
система
оценки
качества
образования»
в
рамках
республиканской
инновационной площадки ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»
«Научно-методическое
и
организационно-
методическое
обеспечение
инновационных
форм,
методов,
технологий
непрерывного
профессионального развития руководящих и педагогических работников
системы образования Республики Татарстан».
В 2022 году для вновь назначенных педагогов и педагогов с опытом
работы меньше 5 лет Гимаева А.С. провела мастер-класс по теме «Как
провести мастер-класс. Методические рекомендации педагогам» и Пашина
А.П. «В поисках утраченного».
Ежегодно на августовском совещании педагогов района проводится
районное мероприятие «Посвящение в педагоги» с напутствием и вручением
памятного подарка от начальника отдела образования.
В первый же день работы молодой педагог получает «Памятку
молодому специалисту, содержащую полезные для скорейшей адаптации
сведения, далее заполняет «Анкету вновь принятого работника». К каждому
новому
работнику
«прикрепляется»
наставник
из
числа
опытных
наставников.
Утверждается
индивидуальный
план
работы.
Наставник
передает профессиональное мастерство и жизненный опыт своей будущей
смене.
Помимо основной трудовой деятельности «новичка» знакомят с
лицами, ответственными за спортивное направление, с лидерами Ассоциации
молодых педагогов, Профсоюзной организации и пр. Таким образом, учитель
сразу получает «прямой доступ» к путям самореализации в интересующих
его направлениях.
Внедрены личные творческие планы, в соответствии с которыми
молодые специалисты в инициативном порядке самостоятельно выполняют
проекты, готовят доклады на конференции и прочее.
В свою очередь, наставники сами повышают знания на курсах
повышения квалификации. Так, Пашина Алевтина Петровна в 2022 году
прошла
курсы
в
Университете
талантов
по
теме:
«Инструменты
наставничества».
Методистом
отдела
образования
Якуповой
Р.З.
в
электронном
образовании создано сообщество «Сотворчество» в разделе «Методическая
работа», где педагоги-наставники делятся материалами накопленного опыта.
Проекты, над которыми нам предстоит работать в районе:
- «Успешный учитель-успешный ученик!» (Пашина А.П., Алексеева И.Х.)
- «Учитель-учителю!» (Гимаева А.С.)
- «Становление учителя профессионала» (Гузаирова Р.Р., Фархуллина Г.З.)
Успешное становление молодого специалиста зависит не только от его
профессиональной подготовки и личных качеств, а и от того, в какой
коллектив
он
попадет,
какие
условия
будут
ему
созданы,
какую
методическую помощь ему будут предоставлять для того, чтобы он мог
развивать инициативность, творческое начало.