Напоминание

Профессиональное становление молодых педагогов


Автор: Якупова Резеда Зуфаровна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тюлячинского МР РТ"
Населённый пункт: с.Тюлячи
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное становление молодых педагогов
Раздел: полное образование





Назад




Профессиональное становление молодых педагогов

Каждый из нас наверное вспоминает время, когда впервые переступил

порог своей первой школы, вспоминает своих первых наставников в

школьном коллективе, от которых получили поддержку и скорее всего от них

зависела их дальнейшая профессиональная деятельность.

Работа

с

молодыми

специалистами

проводится

по следующим

направлениям:

1.

Занятия в «Школе молодого педагога».

2.

Организация наставничества.

3.

Непрерывная система сопровождения молодого специалиста.

В районе создана «Школа молодого педагога», которая имеет богатый

опыт и традиции. С 2018 года председателем является Алексеева И.Х.,

учитель физики Тюлячинской СОШ.

Для успешного становления молодого специалиста в условиях района

разработан план обучения сроком на пять лет. В него включены следующие

направления:

1.

Адаптационная работа:

знакомство со школой;

закрепление учителя-наставника;

заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

анкетирование (выявление затруднений в работе на начало учебного

года).

2. Организация профессиональной коммуникации:

с наставником – оказание помощи в образовательном процессе;

взаимопосещение

уроков;

анализ

и

коррекция

педагогической

деятельности;

с коллегами по методическому объединению;

с методистом, курирующим работу «Школы молодого педагога»;

с администрацией.

3. Мотивация самообразования:

определение темы самообразования;

курсовая подготовка для молодого учителя;

знакомство с новинками педагогической литературы;

посещение уроков лучших учителей школы;

участие в работе районных семинаров;

участие в профессиональных конкурсах, фестивалях и т.д.

4. Психологическая поддержка:

с

психологом,

который

проводит

консультации,

семинары,

тестирование.

В РМО учителей-наставников входят 10 педагогов (8 учителей из

образовательных организаций и 2 старших методиста из дошкольных

образовательных организаций). Все 8 наставников школ – это победители

конкурсного отбора на соискание гранта «Поддержка профессионального

роста учителей ОО РТ»

в номинации «Учитель-наставник», «Учитель-

мастер».

Задачи, которые стоят перед наставниками:

адаптация молодого педагога и передача профессионального мастерства,

опыта и компетенций, оказание помощи в овладении профессией

развитие заинтересованности со стороны наставников к передаче личного

профессионального опыта новому поколению и со стороны наставляемых к

скорейшему освоению профессии.

Для реализации поставленных задач наставники оказывают помощь в

правильности

оформления

рабочих

программ,

помощь

в

подготовке,

проведении и анализе уроков, использовании различных форм, методов и

приемов обучения, выборе методической темы для самообразования.

Используются различные формы и методы работы с молодыми педагогами:

-круглые столы

-семинар-практикумы

-мастер-классы

- открытые уроки и мероприятия

Ежегодно молодые педагоги принимают участие в конкурсе «Учитель

года» в номинации «Педагогический дебют»: в ходе которого, молодые

педагоги наряду с опытными преподавателями проводят открытые уроки,

мастер-классы.

Победителями

муниципального

этапа

конкурса

стали

Шаймарданова Р.Р., Жукова Р.А., учителя начальных классов, Салахиев Б.Р.,

учитель

физической

культуры,

Нуретдинова

Р.С.,

учитель

ИЗО,

Габдрахманова З.З., педагог-психолог.

Богманова Л.Г., учитель русского языка и литературы в 2022 году

показала мастер-класс «Традиции и инновации на уроках литературы» в

рамках семинара «Интегрированный подход по формированию читательской

грамотности на уроках гуманитарного цикла»

Нуретдинова Р.С., учитель ИЗО мастер-класс по нетрадиционной

живописи на семинаре учителей технологии, ИЗО, музыки

Педагог-психолог

Габдрахманова

З.З.

показала

мастер-класс

«Взаимоотношение школьников в коллективе» в рамках прохождения

слушателями Республиканских курсов повышения квалификации учителей

начальных классов по программе «Особенности системы оценивания

учебных достижений

младших

школьников»,

организаторы

ГАПОУ

«Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»-2019 г. и в рамках

Республиканского семинара, посвященного году Родного языка по теме:

«Туган телебезне яклыйк! Туган телебезне саклыйк!» провела мастер-класс

по теме «Песочная терапия».

Молодые специалисты направляются на конференции и конкурсы

республиканского

и

всероссийского

уровня.

Салахиев

Б.Р.,

учитель

физической культуры принял участие на семинаре Профессионального роста

педагога в условиях цифровизации образования, в 2020г.

Гарифуллина А.Р.

и Жукова Р.А. стали активными участниками Форума молодых педагогов

общеобразовательных организаций РТ «Учитель 2.0: новый формат».

Шаймарданова Р.Р., учитель начальных классов приняла участие на семинаре

молодых педагогов общеобразовательных организаций РТ «Инновационные

методики мотивирования».

Их наставники Гимаева Ания Сальмановна, учитель английского

языка стала победителем в номинации «The best English» регионального

этапа

Всероссийского

конкурса

«Учитель

года»,

Алексеева

Ильсия

Хамитовна стала призером зонального этапа конкурса «Учитель года».

Целенаправленная работа с молодыми специалистами способствует их

своевременной адаптации, расширению знаний молодых преподавателей.

Позволяет

своевременно

избегать

ошибок

во

взаимоотношениях

с

обучающимися, преподавателями, между собой. Позволяет подготовиться к

самостоятельной работе, осваивая современные технологии, а так же

закрепиться на рабочем месте в школе.

Для новых сотрудников проводятся мастер-классы и открытые уроки.

Своим опытом работы охотно делятся Пашина Алевтина Петровна,

Гузаирова Райса Раисовна и Фархуллина Гульнара Залиловна.

Пашина А.П. 28 марта 2018 г. провела мастер-класс «Школьная

система

оценки

качества

образования»

в

рамках

республиканской

инновационной площадки ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

«Научно-методическое

и

организационно-

методическое

обеспечение

инновационных

форм,

методов,

технологий

непрерывного

профессионального развития руководящих и педагогических работников

системы образования Республики Татарстан».

В 2022 году для вновь назначенных педагогов и педагогов с опытом

работы меньше 5 лет Гимаева А.С. провела мастер-класс по теме «Как

провести мастер-класс. Методические рекомендации педагогам» и Пашина

А.П. «В поисках утраченного».

Ежегодно на августовском совещании педагогов района проводится

районное мероприятие «Посвящение в педагоги» с напутствием и вручением

памятного подарка от начальника отдела образования.

В первый же день работы молодой педагог получает «Памятку

молодому специалисту, содержащую полезные для скорейшей адаптации

сведения, далее заполняет «Анкету вновь принятого работника». К каждому

новому

работнику

«прикрепляется»

наставник

из

числа

опытных

наставников.

Утверждается

индивидуальный

план

работы.

Наставник

передает профессиональное мастерство и жизненный опыт своей будущей

смене.

Помимо основной трудовой деятельности «новичка» знакомят с

лицами, ответственными за спортивное направление, с лидерами Ассоциации

молодых педагогов, Профсоюзной организации и пр. Таким образом, учитель

сразу получает «прямой доступ» к путям самореализации в интересующих

его направлениях.

Внедрены личные творческие планы, в соответствии с которыми

молодые специалисты в инициативном порядке самостоятельно выполняют

проекты, готовят доклады на конференции и прочее.

В свою очередь, наставники сами повышают знания на курсах

повышения квалификации. Так, Пашина Алевтина Петровна в 2022 году

прошла

курсы

в

Университете

талантов

по

теме:

«Инструменты

наставничества».

Методистом

отдела

образования

Якуповой

Р.З.

в

электронном

образовании создано сообщество «Сотворчество» в разделе «Методическая

работа», где педагоги-наставники делятся материалами накопленного опыта.

Проекты, над которыми нам предстоит работать в районе:

- «Успешный учитель-успешный ученик!» (Пашина А.П., Алексеева И.Х.)

- «Учитель-учителю!» (Гимаева А.С.)

- «Становление учителя профессионала» (Гузаирова Р.Р., Фархуллина Г.З.)

Успешное становление молодого специалиста зависит не только от его

профессиональной подготовки и личных качеств, а и от того, в какой

коллектив

он

попадет,

какие

условия

будут

ему

созданы,

какую

методическую помощь ему будут предоставлять для того, чтобы он мог

развивать инициативность, творческое начало.



В раздел образования