Напоминание

Рабочая программа по литературе для 7 класса (ФГОС)


Автор: Данилов Александр Вячеславович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по литературе для 7 класса (ФГОС)
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе

Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2020 г),

Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе,

Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.- сост.

Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,

2015 и на основе информационно – методических материалов по использованию УМК

«Литература» издательства «Русское слово».

Учебник: Меркин. Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных

учреждений. В 2 ч. – М.: Русское слово, 2015.

Цели и задачи:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим

мировоззрением,

национальным

самосознанием

и

общероссийским

гражданским

сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых

для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой

литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства

слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи

искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,

анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в

художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание

собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными

действиями

(формулировать

цели

деятельности,

планировать

ее,

осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из

различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в

повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература»

тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из

основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и

коммуникативных

навыков.

Изучение

языка

художественных

произведений

способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими

стилистически окрашенной русской речью.

Специфика

учебного

предмета

«Литература»

определяется

тем,

что

он

представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),

которая изучает это искусство.

В 7 классе доминантным должно стать понимание творчества и творческого

процесса, проникновение в отдельные уголки лаборатории писателя.

Центральные

аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть.

Кроме характеристики одного художественного произведения, вводятся элементы

сопоставительного анализа. Производится усвоение понятия, характеризующего одно из

явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Происходит знакомство с

жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся:

приключения, фантастика.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при

изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание

российской гражданской

идентичности,

чувства

любви

к

многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание

истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия

народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и

долга перед Родиной;

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе

формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально

значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное,

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения

к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в

нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным

поступкам;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности;

формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу

жизни;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления;

значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое

отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности

использование

для

решения

познавательных

и

коммуникативных

задач

различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для

чтения.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе

проявляются в:

самостоятельном

определении

цели

своего

обучения,

постановке

и

формулировании для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, развивать

мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельном планировании пути достижения целей, в том числе

альтернативных, умении осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

соотнесении своих действий с планируемыми результатами, осуществлении

контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определении способов

действий в рамках предложенных условий и требований, умении корректировать свои

действия

в

соответствии

с

изменяющейся

ситуации,

оценивать

правильность

выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умении определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение и делать выводы;

умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; осуществлять

планирование и регуляцию своей деятельности; владеть устной и письменной речью;

владении

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятии

решений

и

осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формировании

и

развитии

компетентности

в

области

использования

информационнно-коммуникационных технологий;

формировании и развитии экологического мышления, умения применять его

в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации;

осознании

значимости

чтения

и

изучения

литературы

для

своего

дальнейшего развития; формировании потребности в систематическом чтении как

средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношении человека и

общества, многоаспектного диалога;

понимании литературы как одной из основных национальных культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечении культурной самоидентификации, осознании коммуникативно-

эстетических

возможностей

родного

языка

на

основе

изучения

выдающихся

произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

воспитании квалифицированного читателя с формированным эстетическим

вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и

письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания

аналитического

и

интерпретирующего

характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитии

способности

понимать

литературные

художественные

произведения, отражающие разные этно-культурные традиции;

овладении процедурами смыслового и эстетического анализа текста на

основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от

научного, делового, публицистического и т.п.;

формировании умения воспринимать, анализировать, критически оценивать

и

интерпретировать

прочитанное,

осознавать

художественную

картину

жизни,

отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального

восприятия, но и интеллектуального осмысления;

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-

следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении

работать

с

разными

источниками

информации,

находить

ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских

писателей XIX —XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их

современного звучания;

умение

анализировать

литературное

произведение:

определять

его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать

тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его

героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного

содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе

литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и

культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,

их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных

произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное

чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с

использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы

по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические

высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных

произведений.

Учебный процесс в соответствии с целями и планируемыми результатами строится

на системно - деятельностной основе.

Место учебного предмета в учебном плане

Авторская программа (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев–

7-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2015) рассчитана на 68 часов , из расчета

2 часа в неделю.

В соответствии с учебным планом школы

на изучение данной программы

отводится 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

Введение.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие

курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование.

Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая

история произведения.

Из устного народного творчества. Былины. «Святогор и Микула Селянинович».

Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства

героя. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Прославление силы, мужества,

справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Баллада А.К.Толстого «Илья

Муромец».

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша

Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни

(«Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического

языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба

народа в песне.

Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег

коня своего»),

Поучительный характер

древнерусской литературы, мудрость,

преемственность поколений, Любовь к родине,

образованность, твердость духа,

религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Экскурсия в школьный

музей. Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии

Муромских».

Мудрость,

твёрдость

духа,

религиозность

как

народные

идеалы

древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Заочная

литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия

— Петербург. Теория «трёх штилей» (отрывки). Основные положения и значение

теории о стилях художественной литературы. Классицизм и его связь с идеями русского

Просвещения. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее

величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок),

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о

просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка

оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

Г.Р. Державин.

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича

«Державин»). «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики

стихотворения. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями

Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Драма как

литературный род. Жанр комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии.

Сатирическая

направленность.

Проблемы

воспитания,

образования

гражданина.

Авторская позиция. Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и

имена, речевые характеристики. Смысл финала комедии.

Из русской литературы XIX века

А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы

в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине

сибирских руд...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Заочная

литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов». Любовь к родине,

уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча».

Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес

Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции

народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов

Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в

«Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу

Древней Руси. Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина. Поэма

«Полтава» (в сокращении). Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и

исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы

сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. Образ Петра и

тема России в поэме.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом

произведении. Философский смысл стихотворения «Три пальмы». «Песня про купца

Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их

значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и

Кирибеевича и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти.

Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь

поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление

зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге. Развитие образа «маленького человека» в

русской литературе. Повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным

лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном,

неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода,

отчужденности,

бездушия.

Роль

фантастики

в

идейном

замысле

произведения.

Гуманистический пафос повести.

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Заочная литературная

экскурсия «По тургеневским местам». Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика,

художественное

богатство.

Общая

характеристика

книги

«Записки

охотника».

Многообразие и сложность характеров крестьян. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный

ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. Рассказ

«Певцы».

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ

рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день часу

в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная

– основная тема произведений поэта. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

Судьба

русской

женщины,

любовь

и

чувство

долга,

верность,

преданность,

независимость, стойкость, достоинство.

М.Е.

Салтыков-Щедрин.

Краткие

сведения

о

писателе.

Своеобразие

сатирических литературных сказок. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Гротеск.

Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка «Дикий

помещик».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочные сюжеты,

добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Л.Н.

Толстой

участник

обороны

Севастополя.

Творческая

история

«Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре

месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества –

основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к

героям. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Н.С. Лесков.

Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть

«Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир сказа

«Левша»: Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских

писателей.

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом…»,

«Вечер». Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота

земли; стихотворение-медитация.

Произведения русских поэтов XIX века о России (Н.М. Языков «Песня», И.С.

Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»,

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). Обращение поэтов к картинам русской

жизни.

Изображение

родной

природы.

Инверсия,

риторические

фигуры

в

стихотворениях.

А.П. Чехов. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах Чехова

«Хамелеон», «Смерть чиновника». Роль художественной детали. Смысл названия.

Рассказ «Мальчики». Тема детства на страницах произведения.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Краткие сведения о жизни и творчестве. Бунины в Ефремове. Человек

и природа в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». Образ Родины в

стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя сеть нора…». Размышления о своеобразии

поэзии «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие,

справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение в

раскрытии художественной идеи рассказа.

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная

основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения

людям и добру. Образ доктора в русской литературе. Рассказ-анекдот «Allez!».

Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея.

М. Горький.

Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои

университеты». Повесть «Детство» (выборочные главы). Своеобразие сюжета и образной

системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии

ребенка. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа

(личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть,

равнодушие,

покорность,

непокорность,

гордость,

жалость).

Авторская

позиция.

Контраст как основной приём раскрытия идеи.

А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты).

Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История

Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство Грея, его взросление и

мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как

основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о В.В. Маяковском. Словотворчество и яркая

метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема

назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Литературно-краеведческая экскурсия «По

есенинским местам». Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща

золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…»

Лирический герой и мир природы. Напевность стиха. Песни и романсы на стихи С.А.

Есенина.

И.С.

Шмелёв.

Жизнь

и

творчество

писателя.

Национальный

характер,

изображенный в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического

романа «Лето Господне». Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у

ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования. Сопоставление

с «Левшой» Н.С. Лескова.

Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.

Рассказ ММ. Пришвина «Москва-река», повесть К.Г. Паустовского «Мещерская

сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга»,

«Бескорыстие» - по выбору). Образ рассказчика. Подтекст. Градация.

А.П. Платонов.

Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное

содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская

символика образа цветка.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его

художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство

человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как

средство создания художественной картины жизни природы и человека.

А.Т. Твардовский

«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные

мотивы военной лирики поэта. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два

бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный

герой

в

поэме.

Образ

автора-повествователя.

Особенности

стиха

поэмы,

ее

интонационное многообразие. Своеобразие «книги про бойца».

Военная тема в русской литературе.

Лирика поэтов – участников Великой

Отечественной

войны

(А.Т.

Твардовский

«Рассказ

танкиста»,

Н.П.

Майоров

«Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода

«начало» и др.). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных

военной теме. Образы русских солдат.

Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (отрывок). «Экспонат №…». Название рассказа

и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и

ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Слово о малой родине» (фрагмент).

«Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина. Доброта,

доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с

миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…»,

М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В

горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я.

Яшин «Не разучился ль…», Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой

Дагестан», А.А. Вознесенский др. Образ родины в русской поэзии. Изображение

событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

Литература народов России.

Г. Тукай.

Стихотворения «Родная деревня»,

«Книга». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям

своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».

Ш. Кулиев.

Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой

народ…». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях

балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка. Поэзии, обычаев. Поэт как

вечный должник своего народа.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Ее глаза на звезды не

похожи…» (№130), «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней

во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, так - теперь…», «Люблю, - но реже говорю об

этом…». Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в

сонетах Шекспира.

Мацуо Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со

стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. Хокку (хайку) как

жанр.

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата»,

«Джон Ячменное Зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская

честь, народное представление о добре и силе. Аллегория.

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть

третья, «Мои приключения на суше») Приёмы создания

образов. Находчивость,

любознательность - наиболее привлекательные качества героев.

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть-сказка «Маленький

принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и

Маленького принца. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.

Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Нравственная проблематика сказки

«Маленький принц». Символическое значение образа Маленького принца. Роль

метафоры и аллегории в произведении. Афоризмы в сказке.

Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль

фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей.

Смысл финала произведения. Противопоставление Венеры и Земли.

Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского

народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский —

переводчики Я. Купалы.

Сведения по теории и истории литературы

Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман в стихах). Лирические жанры

(стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры

(басня, баллада, поэма). Драматические жанры Лирический герой. «Вечные» образы в

литературе.

Внутренний монолог. Письма, сны героев. Эпилог. Лирический сюжет.

«Говорящие» фамилии.

Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в

литературе. Сатира.

Изобразительно-выразительные средства (риторические фигуры, аллитерация,

параллелизм, рефрен). Символ. Гротеск.

Литературные роды (эпос, лирика, драма). Эпические жанры (житие, путешествие,

сказ, рассказ-анекдот, сатирический рассказ, фантастический рассказ, сатирическая

сказка, эссе, повесть-сказка, автобиографическая повесть, приключенческий роман).

Лирические

жанры

(ода,

лирическое

стихотворение,

дружеское

послание,

стихотворение-медитация, сонет, хокку, песня). Лироэпические жанры (былина).

Драматические жанры (драма, трагедия, комедия). Движение жанров.

Идеал

человека

в

литературе

Древней

Руси.

Поучительный

характер

древнерусской литературы

Литературное направление классицизм. Классицизм и его связь с идеями русского

Просвещения.

Утверждение непреходящих ценностей (вера, любовь, семья, дружба).

Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в

век грандиозных потрясений, революций и войн. Образы родины, дома, семьи.

п./п.

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

3

Из устного народного творчества

3

4

Из древнерусской литературы

3

(к.кл.соч.-1)

5

Из литературы XVIII века

8

6

Из русской литературы XIX века

32

(к.кл.соч.-

1;к.дом.соч.-1)

7

Из русской литературы XX века

17

(к.дом.соч.-1)

8

Из зарубежной литературы

4

(итог.к.тест-1)

Итого:

68

Класс

Количество часов

Контрольные

сочинения

Внекл.

чтение

Примечание

всего

в п/г

в нед.

всего

классн.

дом.

68

32/36

2

4

2

2

5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 7б

КЛАССЕ

№ Тема урока

Кол-

во

час.

Дата

Примечание

1

Нормы оценки ЗУН по литературе.

Введение. Лихачёв «Любите читать».

Знакомство с учебником. Литературные

роды(лирика, эпос, драма).Жанр и

жанровое своеобразие.

1

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

3

2

Былины(эпические песни).Тематика былин.

«Святогор и Микула Селянинович».

Эпические жанры фольклора. Отражение в

былине народных представлений о

нравственности (сила и

доброта).Своеобразие персонажей.

1

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Конфликт. Поучительная речь былины.

Поэтическая речь былины. Характер и речь

персонажа; ум и мудрость.

1

4

Русские народные песни(Обрядовые,

лирические, лироэпические). Быт,

нравственные представления и судьбы

народа.

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3

5

Из «повести временных лет»( «И вспомнил

1

Олег коня своего..»)Эпические жанры и

жанровое своеобразие в древнерусской

литературе. Поучительный характер

литературы.

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Мудрость, любовь к родине,

образованность, твердость духа.

Религиозность героев.

1

7

Контрольное сочинение об одном из

героев «Повести о Петре и Февронии

Муромских»

1

Кл.соч.-1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

8

8

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта,

просветителя, учёного.

1

9

М.В.Ломоносов. «О вы, которых

ожидает…» Мысли о просвещении, вера в

творческие способности народа.

Особенности поэтического языка оды.

1

10

Основные идеологические и эстетические

принципы классицизма. Теория о стилях

художественной литературы, её основные

положения и значение.

1

11

Гавриил Романович Державин. Биография.

Своеобразие стихотворений Державина в

сравнении со стихотворениями Ломоносова

М.В

1

12

Г.Р.Державин «Властителям и судиям» .

Отражение в названии проблематики и

тематики стихотворения. Тема поэта и

власти в произведении.

1

13

Денис Иванович Фонвизин. Краткие

сведения о писателе. Драма как

литературный род; жанр комедии;

классицизм.

1

14

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Основной

конфликт, проблематика пьесы. Образы

комедии.

1

15

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Основной

конфликт, проблематика пьесы. Образы

комедии.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

32ч

16

А.С.Пушкин. Годы учения.

1

17

Свободолюбивые мотивы лирики Пушкина

А.С. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских

руд…». Дружба и тема долга. Жанр

1

дружеского послания.

18

Человек и природа в лирике А.С.Пушкина.

Стихотворение «Туча»

1

19

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Мотивы судьбы. Вера и суеверие.

1

20

А.С.Пушкин «Полтава». Образ Петра и

тема России.

1

21

«Масса» и персоналии в поэме

А.С.Пушкина «Полтава»

1

22

Михаил Юрьевич Лермонтов. Годы учения.

1

23

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

«Родина».Родина в лирическом и

эпическом произведении. Жанры лирики.

1

24

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана

Васильевича…».Проблематика и основные

мотивы «Песни…»

1

25

Центральные персонажи «Песни…» и

приёмы их создания.

1

26

Художественное богатство «Песни про

царя Ивана Васильевича…»

1

27

Контрольное сочинение по творчеству

М.Ю.Лермонтова

1

Кл.соч.-2

28

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь в

Петербурге. Тема чиновничества в

творчестве Гоголя.

1

29

Н.В.Гоголь «Шинель».Основной конфликт;

трагическое и комическое в произведении

1

30

Образ Акакия Акакиевича. Авторское

отношение к героям и событиям.

1

31

Обучение рецензии на художественное

произведение

1

32

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и

творчество в 60-е годы 19 века. «Записки

охотника». Внеклассное чтение

1

Вн.чт.-1

33

«Хорь и Калиныч». Многообразие и

сложность характеров крестьян. Сложные

социальные отношения в деревне в

изображении Тургенева.

1

34

И.С.Тургенев. Рассказ «Певцы». Основная

тема. Талант и чувство достоинства у

крестьян. Автор и герои.

1

35

Н.А.Некрасов. «Вчерашний день часу в

шестом..» Поэтическое своеобразие

стихотворения.

1

36

Н.А.Некрасов. «Железная дорога».

Народная доля –основная тема

произведений поэта.

1

37

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного

подъезда». Писатель и власть.

1

38

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

Основная проблематика. Тяжёлая судьба

русской женщины.

1

39

Подготовка к контрольному домашнему

сочинению по творчеству Некрасова Н.А.

1

Д.соч.-1

40

М.Е.Салтыков -Щедрин «Повесть о том,

как один мужик двух генералов

прокормил». Своеобразие сюжета.

Проблематика произведения.

1

41

М.Е.Салтыков -Щедрин «Дикий помещик».

Создание образа помещика.

1

42

Контрольная работа по произведениям

И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова,

М.Е.Салтыкова -Щедрина.

1

43

Л.Н.Толстой –участник обороны

Севастополя. Творческая история «

Севастопольских рассказов»

1

44

Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре

месяце». Основные темы рассказа.

1

45

Н.С.Лесков. Повесть «Левша».

Проблематика и центральная идея рассказа.

1

46

А.Фет. Русская природа в стихотворениях

«Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

47

А.П.Чехов «Хамелеон», «Смерть

чиновника». Разоблачение

беспринципности, чинопочитания,

корыстолюбия, самоуничижения.

Своеобразие сюжета.

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

17ч

48

М.Горький «Детство». Становление

характера мальчика. Проблематика

рассказа. Авторская позиция.

Т.л. :автобиографическая проза.

1

49

М.Горький «Легенда о Данко». Контраст

как основной приём раскрытия замысла.

1

50

И.Бунин «Догорел апрельский светлый

вечер». Человек и природа в стихах И.

Бунина.

1

51

И.Бунин . Рассказ «Кукушка». Смысл

названия. Основные проблемы; образы –

персонажи.

1

52

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени».

Основная сюжетная линия и подтекст в

произведении

1

53

А.И.Куприн «Allez!». Художественная идея

1

рассказа.

54

В.В.Маяковский «Необычайное

приключение, бывшее…». Поэт и

общество.

Поэт и поэзия. Художественное

своеобразие стихотворения.

1

55

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…»,

«Я покинул родимый дом..»

Человек и природа. Чувство родины. Образ

–пейзаж.

1

56

И.С.Шмелев «Русская песня».

Проблематика и художественная идея

произведения.

1

57

М.М.Пришвин «Москва –река». Родина,

человек и природа в рассказе.

Образ рассказчика.

1

58

К.Г.Паустовский «Мещерская сторона».

Человек и природа; малая родина.

Образ рассказчика. Обсуждение

фрагментов.

1

59

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе

лениться..». Духовность. Духовный труд –

основное нравственное достоинство

человека.

1

60

А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с

матерями..», «На дне моей жизни».

Основные мотивы лирики.

1

61

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий

Теркин». Война, жизнь и смерть. Подвиг

солдата. Подготовка к контрольному

домашнему сочинению.

1

Д.соч.-2

62

Б.В.Васильев «Экспонат». Проблема

истинного и ложного.

1

63

В.М.Шукшин «Микроскоп». Внутренняя

простота и нравственная высота героя.

1

64

Внеклассное чтение.

1

Вн.чт.-2

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

65

У.Шекспир. Сонеты. Темы и мотивы.

«Вечные» темы в сонетах. Твёрдая форма.

Строфа.

Р.Бёрнс «Возвращение солдата». Чувство

долга, воинская честь. Аллегория.

1

66

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (ч. 3.

«Мои приключения на суше»).

1

Характеристика героя. Т.л.:

приключенческая литература.

67

А. де Сент –Экзюпери «Планета людей».

Основные события и позиция автора.

Подготовка к ПА

1

68

Промежуточная аттестация (тест)

1

ПА(тест)

Описание

учебно-методического

и

материально-технического

обеспечения

образовательного процесса

Меркин. Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч. – М.: Русское слово, 2015.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-

сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское

слово - РС», 2015.

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать

произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной

литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней

отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и

вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,

аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в

различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других

искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её

обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,

поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных

ситуациях

речевого

общения,

сопоставлять

фольклорное

произведение

и

его

интерпретацию

средствами

других

искусств

(иллюстрация,

мультипликация,

художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для

развития

представлений

о

нравственном

идеале

своего

и

русского

народов,

формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской

литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и

письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф,

былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть

навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других

искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других

искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или

под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять

её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).



В раздел образования