Напоминание

Технология "Портфолио" в начальной школе


Автор: Ирина Николаевна Звягинцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология "Портфолио" в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Технология «Портфолио» в начальной школе.

Сегодня, в образовательном пространстве большое внимание уделяется

развитию

ребёнка

как

личности,

с

его

индивидуальным

темпом

и

особенностями

развития,

индивидуальными

способностями, становятся

востребованными такие качества как самостоятельность, ответственность,

инициативность.

Традиционная система обучения не дает подлинной оценки качества

обучения. Полученные обучающимися знания, умения и навыки не могут

быть в достаточной мере проверенными и объективно оцененными.

Проблема оценки качества образования, является на сегодняшний день самой

актуальной для учителя. Современная педагогическая наука поставлена

перед необходимостью перехода от традиционных схем оценивания к

современным технологиям оценки качества. Ставится задача разработки

системы получения объективной информации о результатах обучения

школьников в соответствии с ФГОС начального образования, определения

критериев, форм, процедуры и технологии оценивания. В связи с этим,

педагогические технологии ориентированы на достижение обучающимися

определенных

практических

результатов. Перепробовав

многие

традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии

«портфолио» в качестве эффективного инструмента личностного развития,

творческой

индивидуальности

и

активности. Данная

технология

обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании, позволяет

последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.

Портфолио – это «досье успеха» ученика. Этот «портфель достижений»

представляет целый диапазон его способностей, интересов, позволяет

учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой,

социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику

развития личности.

Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В

образовательном процессе начальной школы он используется как:

процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;

копилка полезной информации;

наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;

повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

ориентирован

на

контроль

новых

приоритетов

современного

образования, которыми являются универсальные учебные действия;

учитывает особенности развития критического мышления учащихся;

позволяет

помочь

учащимся

самим

определять

цели

обучения,

осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том,

что они узнали.

Приоритетными целями использования технологии портфолио являются:

выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. поощрять их активность и самостоятельность;

3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4. формировать

умение

учиться

ставить

цели,

планировать

и

организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность, и как

результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах

являются:

создание

ситуации

успеха

для

каждого

ученика,

повышение

самооценки и уверенности в собственных возможностях;

максимальное

раскрытие

индивидуальных

способностей

каждого

ребенка;

развитие

познавательных

интересов

учащихся

и

формирование

готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений

творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

формирование положительных нравственных качеств личности;

приобретение

навыков

рефлексии,

формирование

умения

анализировать собственные интересы, склонности, потребности и

соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я

идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к

самосовершенствованию.

Функции портфолио:

- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период

времени.

- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.

- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.

- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к

году.

-

Мотивационная -

поощряет

результаты

деятельности

учащихся,

преподавателей и родителей.

- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование

приобретенного опыта.

«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в

начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс

осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к

полученным результатам и осознание своих возможностей.

Исходя из особенностей классного коллектива, я использовала процесс

создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого

потенциала детей, опираясь на мотивационную функцию портфолио.

В

основу структуры портфолио были положены основные компетентности,

которые формируются в начальной школе:

Овладение

общеучебными

умениями

и

навыками,

способами

познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение

любого учебного предмета.

Воспитание

интереса

к

школе

и

учению,

стремление

к

самообразованию,

умения

организовывать,

контролировать

и

оценивать учебную деятельность.

Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания

принимать

участие

в

учебном

диалоге,

формирование

коммуникативной речевой и языковой компетентности.

Сегодня существует много вариантов ведения портфолио в начальной

школе. В нашей школе мы разработали положение о портфолио. Портфолио

учеников состоит из следующих разделов, и работа построена так, чтобы

эффективно шло формирование УУД.

Структура портфолио.

«Мой мир». Данный раздел — это средство диагностики, через которое я,

как учитель, смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как

личности. Это дало мне возможность работать над активизацией творческой

деятельности каждого ученика в отдельности. Раздел включает рубрики:

«Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мои увлечения», «Моя

школа», «Мои цели».

«Мои

достижения». Здесь

были

представлены

грамоты,

дипломы,

сертификаты, благодарственные письма, четвертные и годовые оценки по

предметам

учебного

плана,

графики

роста

скорости

чтения.

«Мои работы». В этом разделе размещались самые удачные творческие

работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне

увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я

использовала для развития его активности, целенаправленности.

«Мои отзывы». Отражается отношение обучающегося к участию в классных

и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя,

родителей и одноклассников.

Чтобы портфолио не стало папкой для сбора документов, были выработаны

единые методы и формы работы (презентация портфолио, которая состоит из

нескольких этапов):

1. презентация в минигруппах;

2. представление портфолио в конце года;

3. показ родителям на родительском собрании в конце года;

4. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года.

Создание Портфолио – это увлекательная совместная работа детей и их

родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись

внимательно

и

серьезно

ведь

это

лицо ребенка.

Важную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не

только источником информации, реальным помощником и поддержкой

ребёнку,

но

и

непосредственными

участниками,

испытать

чувство

сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора

портфолио.

Поэтому

первоначально

привлекаются

самые

активные,

неравнодушные

родители.

Производится

необходимая

система

консультативной помощи. Важно научить наблюдать, замечать все новое и

интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио

родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению

самооценки

ученика,

максимальному

раскрытию

индивидуальных

возможностей

каждого

ребенка,

развитию

мотивации

дальнейшего

творческого роста. Одним из главных результатов работы над портфолио

является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие

изменения, систематизировать их.

В процессе работы над портфолио:

Учащиеся учатся замечать собственные успехи, а значит саморазвиваются и

самореализуются; а те ребята, которым трудно учиться, могут преуспевать в

других

видах

деятельности,

а,

значит,

повысить

самооценку

и

социализироваться в классном коллективе.

Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут

помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.

Классный

руководитель поддерживает

ситуацию

успеха,

оказывает

педагогическую помощь конкретным детям.

Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного

процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка. Работу с

портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный

процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в

обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет

представлять свои успехи и достижения.



В раздел образования