Автор: Ирина Николаевна Звягинцева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Черновского Семёна Александровича»
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология "Портфолио" в начальной школе
Раздел: начальное образование
Технология «Портфолио» в начальной школе.
Сегодня, в образовательном пространстве большое внимание уделяется
развитию
ребёнка
как
личности,
с
его
индивидуальным
темпом
и
особенностями
развития,
индивидуальными
способностями, становятся
востребованными такие качества как самостоятельность, ответственность,
инициативность.
Традиционная система обучения не дает подлинной оценки качества
обучения. Полученные обучающимися знания, умения и навыки не могут
быть в достаточной мере проверенными и объективно оцененными.
Проблема оценки качества образования, является на сегодняшний день самой
актуальной для учителя. Современная педагогическая наука поставлена
перед необходимостью перехода от традиционных схем оценивания к
современным технологиям оценки качества. Ставится задача разработки
системы получения объективной информации о результатах обучения
школьников в соответствии с ФГОС начального образования, определения
критериев, форм, процедуры и технологии оценивания. В связи с этим,
педагогические технологии ориентированы на достижение обучающимися
определенных
практических
результатов. Перепробовав
многие
традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии
«портфолио» в качестве эффективного инструмента личностного развития,
творческой
индивидуальности
и
активности. Данная
технология
обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании, позволяет
последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.
Портфолио – это «досье успеха» ученика. Этот «портфель достижений»
представляет целый диапазон его способностей, интересов, позволяет
учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой,
социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику
развития личности.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В
образовательном процессе начальной школы он используется как:
процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
копилка полезной информации;
наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
ориентирован
на
контроль
новых
приоритетов
современного
образования, которыми являются универсальные учебные действия;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся;
позволяет
помочь
учащимся
самим
определять
цели
обучения,
осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том,
что они узнали.
Приоритетными целями использования технологии портфолио являются:
выявление способностей и возможностей ребенка.
Задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность;
3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;
4. формировать
умение
учиться
–
ставить
цели,
планировать
и
организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность, и как
результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.
Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах
являются:
создание
ситуации
успеха
для
каждого
ученика,
повышение
самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное
раскрытие
индивидуальных
способностей
каждого
ребенка;
развитие
познавательных
интересов
учащихся
и
формирование
готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность и умений
творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
формирование положительных нравственных качеств личности;
приобретение
навыков
рефлексии,
формирование
умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и
соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я
идеальный»);
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Функции портфолио:
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период
времени.
- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к
году.
-
Мотивационная -
поощряет
результаты
деятельности
учащихся,
преподавателей и родителей.
- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование
приобретенного опыта.
«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в
начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс
осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к
полученным результатам и осознание своих возможностей.
Исходя из особенностей классного коллектива, я использовала процесс
создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого
потенциала детей, опираясь на мотивационную функцию портфолио.
В
основу структуры портфолио были положены основные компетентности,
которые формируются в начальной школе:
Овладение
общеучебными
умениями
и
навыками,
способами
познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение
любого учебного предмета.
Воспитание
интереса
к
школе
и
учению,
стремление
к
самообразованию,
умения
организовывать,
контролировать
и
оценивать учебную деятельность.
Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания
принимать
участие
в
учебном
диалоге,
формирование
коммуникативной речевой и языковой компетентности.
Сегодня существует много вариантов ведения портфолио в начальной
школе. В нашей школе мы разработали положение о портфолио. Портфолио
учеников состоит из следующих разделов, и работа построена так, чтобы
эффективно шло формирование УУД.
Структура портфолио.
«Мой мир». Данный раздел — это средство диагностики, через которое я,
как учитель, смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как
личности. Это дало мне возможность работать над активизацией творческой
деятельности каждого ученика в отдельности. Раздел включает рубрики:
«Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная», «Мои увлечения», «Моя
школа», «Мои цели».
«Мои
достижения». Здесь
были
представлены
грамоты,
дипломы,
сертификаты, благодарственные письма, четвертные и годовые оценки по
предметам
учебного
плана,
графики
роста
скорости
чтения.
«Мои работы». В этом разделе размещались самые удачные творческие
работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне
увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я
использовала для развития его активности, целенаправленности.
«Мои отзывы». Отражается отношение обучающегося к участию в классных
и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя,
родителей и одноклассников.
Чтобы портфолио не стало папкой для сбора документов, были выработаны
единые методы и формы работы (презентация портфолио, которая состоит из
нескольких этапов):
1. презентация в минигруппах;
2. представление портфолио в конце года;
3. показ родителям на родительском собрании в конце года;
4. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная работа детей и их
родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись
внимательно
и
серьезно
–
ведь
это
лицо ребенка.
Важную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не
только источником информации, реальным помощником и поддержкой
ребёнку,
но
и
непосредственными
участниками,
испытать
чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора
портфолио.
Поэтому
первоначально
привлекаются
самые
активные,
неравнодушные
родители.
Производится
необходимая
система
консультативной помощи. Важно научить наблюдать, замечать все новое и
интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио
родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки
ученика,
максимальному
раскрытию
индивидуальных
возможностей
каждого
ребенка,
развитию
мотивации
дальнейшего
творческого роста. Одним из главных результатов работы над портфолио
является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие
изменения, систематизировать их.
В процессе работы над портфолио:
Учащиеся учатся замечать собственные успехи, а значит саморазвиваются и
самореализуются; а те ребята, которым трудно учиться, могут преуспевать в
других
видах
деятельности,
а,
значит,
повысить
самооценку
и
социализироваться в классном коллективе.
Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут
помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Классный
руководитель поддерживает
ситуацию
успеха,
оказывает
педагогическую помощь конкретным детям.
Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного
процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка. Работу с
портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный
процесс является целенаправленным, осуществляется прееемственность в
обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет
представлять свои успехи и достижения.