Напоминание

Влияние народно- сценического танца на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Кузнецова Марина Викторовна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МБУК ДО ЕДШИ 6 имени К.Е. Архипова
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Влияние народно- сценического танца на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ НАРОДНО- СЦЕНИЧЕСКОГО

ТАНЦА НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

автор статьи Кузнецова Марина Викторовна

Преподаватель хореографии

МБУК ДО ЕДШИ №6 имени К.Е.Архипова

-

Цель Исследования

Выявить возможности использования народно-сценических танцев в эстетическом развитии детей

дошкольного возраста.

-

Объект исследования

Процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.

-

Предмет исследования

Использование народно-сценических танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

-

Гипотеза исследования

если в работе с дошкольниками использовать народные танцы, то процесс эстетического развития

детей дошкольного возраста будет успешным

.

Задачи исследования

:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.

2. Охарактеризовать процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.

3. Определить методы и средства использования народных танцев в эстетическом развитии детей

дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение);

Эмпирический (изучение педагогических рекомендаций).

Практический(использование движений и музыкального сопровождения)

База практики: ЕДШИ №6 имени К.Е.Архипова

В последнее время возросло внимание к проблеме эстетического

воспитания, которое является важнейшим средством формирования

отношения к действительности, нравственного и умственного

воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой

личности. Хореографии обучают в дошкольных образовательных

учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением

занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной

частью хореографического обучения. Эстетическое воспитание

ребенка средствами народно- сценических танцев играет

немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности

ребёнка. Народные танцы приобщают детей к народным традициям и

обычаям.

ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс

творческой личности, способной воспринимать, чувствовать,

оценивать прекрасное и создавать художественные ценности

(Лихачёв Б. Т.)

Эстетическое воспитание - необходимое условие для

формирования человека высокой культуры. Под эстетическим

воспитанием педагогика понимает воспитание способности

воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать

прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим

универсализмом - и этим наиболее отличается она от

эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни

было оно форме, привлекает и увлекает его. Ребенок любит и

музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические

представления. Ему совершенно чужда черта, столь часто

встречающиеся у взрослых: он не знает нашего

сосредоточения на одном - двух видах искусства - он любит

все виды искусства.

Народно –сценический танец как один из носитель

прекрасного искусство танца также является средством

эстетического воспитания. Реализуя полноценное

эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог

обеспечивает в будущем становление такой личности,

которая будет сочетать в себе духовное богатство,

истинные эстетические качества, нравственную

чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Цель занятий по народно-сценическому

танцу – научить красиво и правильно

двигаться. Необходимо расширять

горизонты музыкального развития

наших обучающихся, воспитывать их

вкус на музыке мелодичной ,

танцевальной, понятной, богатой

мыслями и чувствами. Танец должен

явиться средством, способствующим

закреплению музыкальных впечатлений.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ( 2-3 ГОДА)

В младшем дошкольном возрасте происходят изменения в эстетическом

развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным

произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например

к ритму, рифме, цвету.

У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание

произведения в целом, активно развивается подражание в простейших видах

художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и

потребности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера

художественной деятельности малышей.

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5ЛЕТ)

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского

восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое

восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно

связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо

проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению

поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной

деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться

выразительности образа в танце, в пении, в драматизации

.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ( 6-7 ЛЕТ)

К концу старшего дошкольного возраста постепенно у детей формируется

эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их

сочетании, на простейшие художественные образы. Они начинают не только

видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в

произведениях искусства. У детей формируется интерес к прекрасному в

окружающей жизни.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ИМЕЕТ СВОИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ

ГРУППЫ.

Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Предусматривается следующее:

развивать умения

видеть красоту в природе, поступках, искусстве

понимать прекрасное

воспитывать художественный вкус

потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных

искусств:

обучение детей рисованию

лепке

конструированию

пению

музыкально-ритмическим движениям

Развитие словесного творчества. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои

средства и методы, которые вызывают у детей желание творчества:

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народным танцам относятся,

прежде всего, разнообразные виды самого танца.

В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на проявления прекрасного.

Средствами эстетического воспитания являются также народные праздники и фольклорные

гуляния, концерты ., использование народной произведений искусства музыки и т.п.

Показ, как метод воспитания, используется при первичном знакомстве с предметом

эстетической действительности. Преподавателю важно определить объект показа и создать

условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают.

( предмет, реквизит, аксессуар).

-Предмет в народном танце ( зависит от сюжета танцевальной композиции)

- Реквизит в народном танце ( тамбурин, платок и т.д. и т.п.)

- Аксессуар в народном танце( пояс, рушник, кокошник)

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

- эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных

движений, образное слово.

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ

упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство

восхищения прекрасным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в

танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим

танцем.

Организация занятий основам хореографии по народно-сценическому танцу

обеспечивается ряд методических приемов, которые вызывают у детей желание

творчества. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее

эффективный метод объяснения данного музыкально-двигательного задания.

МЕТОДЫ

Метод показа. Разучивание нового движения педагог предваряет точным

показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение

предстает в законченном варианте. Дети сразу видят художественное

воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в

начале работы, педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы

увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.

При использовании этого метода очень важно, чтобы преподаватель умел

показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами

выражения чувств.

.

Словесный метод. Методический показ не может обойтись без

словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной,

с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается

тем самым мостиком, который служит соединительным звеном

между движением и музыкой. Словесные объяснения должны

быть краткими, точны, образны и конкретны.

-Объяснение -Рассказ -Беседа

-Инструктаж -Лекция -Дискуссия

-Диспут -Работа с учебником

В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой

сказано слово. Словом можно стимулировать активность детей,

но можно и убить их веру в себя. Для дошкольных детей можно

дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но

слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог

своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение

согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная

музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие

исполнители проявляют в танце.

Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет

смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации,

то есть свободного, непринужденного движения, такого, как

подсказывает музыка. Ребята должны сами находить необходимые

движения под непосредственным ее воздействием. Педагогу

следует тактично направить внимание ребенка на подлинный

характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в

исполнении

.

Метод иллюстративной наглядности. Творческая деятельность

детей не может протекать без рассказа о танцевальной культуре

прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными

иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Необходимо

выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а

может быть, и помочь разобраться в увиденном.

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины

Лесгафт П.Ф. еще в конце девятнадцатого века разработал теорию

и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как

упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У

детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш

лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в

обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере

усвоения детьми определенных движений, танцевальных

композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже

предлагает все более сложные упражнения и задания.

Важно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у

детей желание участвовать в художественной деятельности разных

видов. Названные группы задач, методы и средства дадут

положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в

процессе реализации.

Таким образом, особенности эстетического развития детей

дошкольного возраста действительно занимают важное место во всей

системе учебно-воспитательного процесса, так как за ними стоит не

только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в

целом, проведенная нами работа подтверждает гипотезу.

Использование народно - сценических танцев позволяет развивать у

детей чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание

чувства стиля.

На основе проведенного исследования по теме «Влияние народных

танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста» можно

сделать вывод, что использование народных -сценических танцев

является эффективным средством в эстетическом развитии детей

дошкольного возраста, так как при разучивании народного –

сценического танца можно постигать народную культуру, развивать

эстетический вкус.

Список литературы

1. Борисова В. Н. Гимнастика. Основы хореографии. / В. Н. Борисова. - М: Бибком, 2011. -

с. 101

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей

дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е изд., испр. и доп. / А. И. Буренина. -

СПб.: Лира. 2009. - с. 220

3. Головань С. Н. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для

муз. руководителей. / С. Н. Головань, М. В. Спиридонов. - Р н/Дону: Феникс, 2009. - с.

363

4. Зайфферт Д. В. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. / Д. В. Зайфферт. -

Лань: Планета музыки, 2013. - с. 128

5. Затямина Т. А. Музыкальная ритмика. / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетов. - М.: Глобус,

2013. - с. 144

6. Зощенко В. П. Музыкальное сопровождение урока народного танца. / В. П. Зощенко. -

Лань: Планета музыки, 2011. - с. 72

7. Малахова Л. А. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста : пособие для

муз. руководителей / Л. А. Малахова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - с. 214.

8. Подповетная Е. В. Интеграция основного и дополнительного образования как условие

повышения качества эстетического воспитания подростков / Текст. : дис. . канд. пед.

наук : 13.00.01 Е. В. Подповетная. -Мурманск, 2009. c. 210

9. Портнов Г. П. Ну-ка, дети, встаньте в круг! Танцы народов мира. Пособие для

преподавателей ритмики и хореографии, музыкальных руководителей детских

дошкольных учреждений. / Г. П. Портнов. - Санкт-Петербург: Композитор, 2010. - с. 64

10. Пустовойтова М. Н. Ритмика для детей 3-7 лет. / М. Н. Пустовойтова. - М.: Книга по

Требованию, 2009. - с. 184

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г. К.

Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - с. 158

12. Семенова Н. М. Работа Центра детского творчества по интеграции общего и

дополнительного образования детей. Текст № 7. / Н. М. Семенова. - Завуч, 2010. - c. 10-15

Спасибо за внимание.



В раздел образования