Автор: Сушко Марина Осиповна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНО СОШ "Димитриевская"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Виды облаков
Раздел: начальное образование
АНО СОШ ""Димитриевская"
ЦАО г.Москвы
Подготовила и провела урок:
учитель начальной школы Сушко М.О.
сентябрь 2021 год
Предмет: окружающий мир.
Класс: 2 "А".
Тема : "Виды облаков."
Цель урока: Сформировать представление о видах облаков, осадков.
Образовательные цели:
• познакомить с образованием облаков, их видами;
• ввести понятия «метеоролог», «осадки»;
• формировать умение выдвигать гипотезу, наблюдать, делать выводы;
• учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать
выводы;
• формировать умение целенаправленно работать в группах.
Воспитательные цели:
• воспитывать интерес к окружающему миру;
Развивающие цели:
• развивать психические процессы: мышление, память, внимание, устную
речь, воображение;
Дети сидят по группам, по 4-6 человек.
Оборудование:
• чайник с водой;
• предметное стекло, держатель;
• распечатка для доп. чтения;
• карточки с названиями облаков;
• фотографии облаков;
• презентация с проектором;
• чаши для проведения опытов;
• сухой лёд.
Ход урока:
1.Орг. момент. 1 минута.
2. Мотивация деятельности.
Начинается урок со сказки (файл во вложении). После сказки дети сами
могут сказать, какая тема урока. 2-3 мин.
3. Изучение нового материала.
3.1 Рассматриваем облака (у каждого на парте распечатанный файл,
вырезанный и наклеен на картон)в окно через пособие "Поймай облако",
выясняем, какие облака сейчас на небе. Как правило, детям нравится игровой
момент и они живо и с интересов рассказывают, кто какое облако поймал. 5-
7 мин.
3.2 Основные виды облаков. Из ваты, на листе, формируем виды облаков по
образцу. 7 минут.
На этом этапе рассуждаем из чего предположительно состоят облака и как
они образуются. (Облака состоят из мельчайших капель воды и/или
кристалликов льда. Солнце нагревает землю, она в свою очередь нагревает
воздух и он поднимается вверх. Устремляясь вверх воздух охлаждается, и
часть содержащегося в нем водяного пара превращается в капельки воды. Из
этих капелек и состоит облако).
Прошу деток подобрать прилагательные к слову "облака" какие? (белые,
пушистые, сказочные...)
Прошу закончить фразу "облака лёгкие, как..." (пух, вата, пёрышко...)
4. Физкультминутка.
Подвижная игра "Облака" 2-3 минуты
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая
лужа. Лужа- может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить,
взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И
начало нагревать лужу (встать, поднимая руки вверх). Вода начала
нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и
они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются классу, руки держат в
стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки
стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в
одну или несколько тучек). Капелек накопилось так много, что облака стали
тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в
классе, так и присели).
5. Опыт 1.
Предлагаю дотронуться до облаков. 5 минут
Поскольку самые низкие облака слоистые, то с них и начинаем. С помощью
сухого льда, воды и ёмкости, я показываю опыт. Из ёмкости выходит белый
густой пар, застилающий одним сплошным слоем парту, как слоистые
облака небо. Детки стоят вокруг и могут потрогать "облака". Проговариваем,
что облако закрыло парту одним слоем, это слоистое облако.
Далее, переходим к кучевым облакам. 5 минут
Кучевые облака. Пред тем, как провести опыт, мы рассматриваем фото-
картинки облаков, которые на кого-то или на что-то похожи, обводим
карандашом кто и что увидел, делимся своими наблюдениями.
Опыт 2.
В баночки, которые стоят на столе у детей, добавляем к сухому
льду жидкое мыло и воду и образуется большой слой пены, которая очень
похожа на большую легкую кучку и когда берешь в руки, тает волшебным
образом. Проговариваем-5 минут
6. Закрепление полученных знаний и рефлексия.
5 минут
Перед уроком я сделала опыт "Облако в банке" .На банку с крышкой я
положила лёд. В банку налила горячей воды немного и сверху крышки
положила лёд. Тёплый воздух внутри банки поднялся вверх, охладился , а
пар образовал капельки.
Рассматриваем получившийся результат и проговариваем, что же всё-таки
такое облака, из чего они состоят и как образовались.
Узнаю, что понравилось на уроке.