Напоминание

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Научные забавы"


Автор: Логинова Елена Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ"ЦРР-д/с№183"
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Исследовательский проект
Тема: Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Научные забавы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для детей старшего дошкольного возраста «Научные забавы»
Исследовательский проект в ДОУ

Вид проекта
- Исследовательско-творческий
Участники
- Воспитатель, Дети, Родители
Продолжительность
- средней продолжительности
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. - Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); - Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. - Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат:
1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами; 3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1этап- Организационно – диагностический

Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года 3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями. 4. Подборка опытов с описанием проведения. 5. Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности:
Определение актуальности, проблемы, цели. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. Создание условий для детского экспериментирования: Подбор оборудования для проведения опытов. Приобретение набора «Опыты с водой».
2 этап- Формирующий

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория
«Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3 этап- заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года 2. Сравнительный анализ результатов 3. Перспективы
Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.
Перспективный план работы с детьми:
Тема: Вода 1. «Какие свойства» 2. «Помощница- вода», «Умная галка» 3. «Круговорот воды» 4. «Водяной фильтр» Тема: Давление воды 1. «Пульверизатор» 2. «Давление воды» 3. «Водяная мельница» 4. «Подводная лодка» Тема: Воздух 1. «Упрямый воздух» 2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок» 3. «Свечка в банке» 4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается» Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота. 1. «Почему всё падает на землю» 2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук» 4 «Волшебные превращения» 5. «Твёрдые и жидкие» Тема: Превращения Свойства материалов 1. «Смешение цветов» 2. «Исчезающая монета» 3. «Цветной песок» 4. «Соломинка- флейта» 5. «Мир бумаги» 6. «Мир ткани» Тема: Живая природа 1. «Есть ли у растений органы дыхания» 2. «Что у нас под ногами» 3. «Почему говорят «Как с гуся вода» 4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»
Перспективный план работы с родителями
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент. Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой. Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии Беседа: «Как организовать игры с водой». Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку. Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой. Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» «Бумажная страна» Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».
Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).
Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда); • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения; • Пополнять предметно – развивающую среду; • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с. 2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка. 3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 255с. 4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с. 5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с. 7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с. 8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с. 9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Приложение 1
Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы
ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


В раздел образования