Автор: Ольга Петровна Гулящук
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ №205
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №205»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
/
«» 2021г.
Индивидуальный коррекционно- образовательный маршрут
воспитанника группы компенсирующей направленности
(для детей с интеллектуальной недостаточностью)
на 2021-2022 учебный год
Ф.И. ребенка
Дата рождения
Дата начала работы
Дата окончания работы ___________
ФИО ребенка, дата рождения
Нормативно-правовые основы:
Заключение ПМПК:
Заключение ПМПК
ИПРА ребенка-инвалида
Дата поступления в группу
Ребенок относится ко второму варианту развития (см.АООП)
Направление
работы
(специалист)
Режим и форма
организации
работы (время,
кол часов,
форма работы)
Используемые программы и технологии
Критерии достижений
Формы оценки
результатов работы
Ф.И.О.
специалиста
Психологическая и коррекционная помощь:
-педагог-
психолог
Индивидуально
(см.лист
занятости
ребенка)
«Диагностика – развитие - коррекция», Л.Б.
Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зариной,
Н.Д. Соколовой.
Катаева А.А., Стребелева Е.А;
«Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
«Азбука эмоций» Ковалец И.В.
«Пишем и рисуем на песке. Настольная
песочница» Мариелла Зейц
«Упражнения для психомоторного развития
дошкольников». Сиротюк А.Л.
«Театрализованные игры в коррекционно-
развивающей работе с дошкольниками» Под ред.
Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой
Б. Психическое развитие:
Б1. Внимание.
Б2.2. Память.
Б2.3. Мышление
Б4. Эмоционально-волевая
сфера.
«Карта развития
ребенка»
Методика
комплексного
психолого-
педагогического
обследования
ребёнка
с проблемами в
развитии (А. Зарин)
Педагог-
психолог
-учитель-логопед
«Диагностика – развитие - коррекция», Л.Б.
Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зариной,
Н.Д. Соколовой.
Катаева А.А., Стребелева Е.А.
«Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание» Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
«Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи «Коррекция нарушений речи»
Филичева Т.Б.,Г.В.Чиркина
Б2.4. Речь.
Учитель-
логопед
-учитель-
Индивидуально
«Диагностика – развитие - коррекция», Л.Б.
Б. Психическое развитие:
Учитель-
дефектолог
1 половина дня
(см.лист
занятости
ребенка)
Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зариной,
Н.Д. Соколовой.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические
игры и упражнения в обучении умственно
отсталых дошкольников».
«Коррекционно-педагогическая работа в
дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи».
Стребелева Е.А. «Формирование мышления у
детей с отклонениями в развитии» .
Б2. Когнитивное развитие:
Б2.1. Сенсорное развитие
БЗ. Осведомленность:
Б3.1. Знания о себе и об
окружающем мире.
Б3.2. Элементарные
математические
представления
дефектолог
Гулящук Ольга
Петровна
Педагогическая помощь:
-воспитатель
Подгрупповая
работа
(см.лист
занятости
ребенка)
«Диагностика – развитие - коррекция», Л.Б.
Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зариной,
Н.Д. Соколовой.;
Баряева Л.Б. Зарин А.. «Обучение сюжетно-
ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития»;
«Театрализованные игры в коррекционно-
развивающей работе с дошкольниками» под ред.
Баряевой Л.Б., Вечкановой И.Г;
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры – занятия
с природным и рукотворным материалом»;
Гаврилушкина О.П. «Обучение конструированию
в дошкольных учреждениях для умственно
отсталых детей».
Физическое развитие:
А1. Антропометрические
показатели.
А2.Двигательное
развитие:
А.2.2. Ручная моторика.
В1. Игровая
деятельность.
В2. Элементарная
трудовая деятельность.
ВЗ. Конструктивная
деятельность.
В4. Изобразительная
деятельность:
В4.1. Рисование.
В4.2. Лепка.
В4.3. Аппликация.
Г. Поведение
Е. Условия воспитания
ребёнка в семье
Воспитатель
-тьютор
(помощник,
ассистент)
отсутствует
-инструктор
по
физической
культутре
групповая
работа
(см.лист
занятости
ребенка)
Т..И. Осокина, Е.А. Тимофеева «Игры и
развлечения детей на воздухе», М, Просвещение,
1983 г
Л.И. Пензулаева Физкультурные занятия с
детьми 3-4, 4-5, 5-6 лет.
A.
Физическое
развитие:
А2.
Двигательное
развитие:
А2.1. Общая моторика
Инструктор по
физической
культуре
-музыкальный
руководитель
групповая
работа
(см.лист
занятости
Конспекты логоритмических занятий с
детьми 3-4 лет М.Ю. Картушина М.: ТЦ
Сфера, 2008
И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева
В5. Музыкальная
деятельность
музыкальный
руководитель
ребенка)
Программа музыкально-эстетического развития
детей дошкольного возраста «Ладушки»
Лечебно-профилактическая помощь:
-инструктор
ЛФК
отсутствует
-мед.
работник,
специалист
по
массажу
отсутствует
Консультативная помощь
-
консультативный
пункт
по запросу
родителей
Маллер А.Р. «Помощь детям с недостатками в
развитии»
Педагог-
психолог
- служба ранней
помощи
-
Педагог-
психолог
-консультации
разных
специалистов
по результату
работы с
ребенком
«Диагностика – развитие - коррекция», Л.Б.
Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зариной,
Н.Д. Соколовой.;
+ задание успешно
отработано
- не справился с
заданием
* требует отработки
задания
! ребёнок отсутствует
на данном занятии
Журнал
взаимодействия
специалистов
Специалисты
ДОУ
Создание специальных условий
Специальные
условия
Длительность
Характеристика данного условия
Конкретная задача для
ребенка
Ответственный
специалист
Режим
пребывания
в
группе
Первая
половина дня до
обеда
(специфика
питания)
Специалисты работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому,
чтобы иметь единый подход к воспитанию к ребенку и единый стиль работы
в целом. Работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме,
ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество
занятий в неделю не превышает установленных норм. Учитель-дефектолог
является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей
работы на данной группе.
Последовательное
выполнение режимных
моментов
Учитель-
дефектолог,
воспитатель
Создание
безбарьерной
среды
ежедневно
Доступное размещение прогулочной площадки, кабинет учителя –
дефектолога находится в группе, размещение игрового материала доступно
для ребёнка, туалет и спальня приспособлены для работы с детьми –
инвалидами.
Ориентировка в
пространстве помощью
взрослых
воспитатель
Особенности
коррекционно-
развивающей
среды
Ежедневно в
первой
половине дня
между
основными
режимными
моментами
Для работы с ребёнком предусматривается частое использование средств и
оборудования для сенсорного развития (формы- вкладыши, мозаика,
предметы-орудия, игры на формирование зрительного восприятия:
восприятие формы, величины, цвета, целостного образа предмета,
тактильно-двигательного восприятия).
наличие
и
стойкость
интереса к заданию.
Воспитатель
Учитель-
дефектолог
Педагог-
психолог
Охранительные
режимы
Ежедневно в
период
пребывания
ребёнка
Применение профилактических средств физического воспитания,
способствующих снятию напряжения: элементарный массаж рук. Регуляция
физических психоэмоциональных нагрузок. Чередование видов
деятельности в процессе работы с ребенком для предупреждения
переутомления. Исключение факторов отрицательно влияющие на
эмоциональное состояние ( шум, недостаток освещенности в помещениях и
др.).
Стабилизация
эмоционального
состояния
Воспитатель
Учитель-
дефектолог
Педагог-
психолог
Особенности
организации
воспитательно-
образовательной
деятельности
(ООД, режимные
моменты,
самостоятельная
деятельность)
Ежедневно в
период
пребывания
ребёнка
Содержание образования определяется не по годам обучения, а по
этапам, с учетом степени выраженности нарушений развития ребенка.
Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с
онтогенетическим
принципом
строить
коррекционно-образовательную
работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет
восстановить забытое, сделать процесс развития целостным, а обучение
непрерывным. ООД проводится в групповой, подгруппой и индивидуальной
формах. Самостоятельная деятельность под контролем педагога.
Понимание
инструкции;
•самостоятельность
выполнения задания;
•характер деятельности
(целенаправленность и
активность);
Все
специалисты,
воспитатели
Особенности
организации
воспитательной
работы (ребенок,
детский
и
взрослый
коллективы)
В процессе режимных моментов использовать следующие приемы и
методы: показ выполнения каждого элементарного действия и его
последовательности, словесное объяснение, напоминание, похвала,
поощрение. Говорить с ребёнком только спокойным, с медленным темпом,
голосом. Взаимодействие с другими детьми под контролем взрослого,
организовывать взаимодействие с самостоятельно идущими на контакт
сверстниками.
Проявления интереса к
деятельности
сверстников, попыток
установления контакта
с ними
воспитатель
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
Задачи учителя-дефектолога
Задачи воспитателя
Задачи педагога-
психолога
Задачи учителя-
логопеда
Задачи инструктора по
физ.культуре
Задачи муз.руковод.
По образовательным областям
Познавательное развитие
Сенсорное развитие
Учить находить и соотносить
предметы по цвету (основные
цвета),
объемные геометрические тела
(шар-куб), форме (круг-квадрат),
величине (большой-маленький).
Учить определять свойства
природных материалов: воду
(горячая-холодная), песок
(сыпучий, сухой-мокрый), шишки
колючие, желуди-гладкие.
Вылавливать удочкой на магните
предметы из воды, пересыпать
песок, манку совком из одной
емкости в другую.
Учить узнавать по характерным
звукам (звучащие игрушки,
музыкальные инструменты
барабан-погремушка. колокольчик-
бубен)
Учить нанизывать шарики на
штырек.
Конструктивная деятельность
Учить строить по подражанию из
кубиков простые постройки.
(дорожки из кирпичиков разного
цвета, домики, стол, стул)
Развитие представлений о себе и
об окружающем мире
Представления о семье (членах
семьи), узнавать их
Показывать на себя в зеркале.
Учить узнавать по фотографиям
сверстников.
Находить и показывать части
своего тела (голова, туловище,
руки, ноги, глаза и т.д),
Формировать знания об овощах и
фруктах, предметах посуды,
одежды, обуви, мебели.
Развивать знания о животных,
находить на картинках и фигурках,
Формировать
первоначальные
представления о себе, о
ближайшем социальном
окружении (мама, папа)
Формировать
первоначальные
представления о частях
собственного тела, их
назначении и
расположении
Учить проявлять
эмоциональную
реакцию на ласковое
обращение знакомого
взрослого.
Формировать
двигательное
подкрепление
эмоциональной
реакции.
Формировать и
поддерживать
эмоциональный
настрой на ситуацию
пребывания в ДОУ.
Учить
идентифицировать
себя по полу (относить
себя к мальчикам или
девочкам).
Формировать умения
адекватно реагировать
на телесный контакт,
обращенную речь, на
изменение громкости
голоса, интонацию
(ласковую, строгую),
на слова, выражающие
просьбу, запрет (дай,
на, нет, нельзя).
Формировать умения
фиксировать внимание
на лице взрослого,
другого ребенка,
игрушки (лицо куклы,
мордочка мишки) с
целью понимания их
эмоциональных
состояний.
Развитие
слухового и
зрительного
восприятия,
внимания, памяти,
речевого дыхания,
силы голоса,
развитие чувства
ритма, развитие
фонематического
восприятия,
общей моторики и
мелкой моторики
пальцев рук.
Работа по
формированию
понимания речи:
«Покажи
игрушку» (выбор
игрушки и
выполнение
действий в
соответствии с
инструкцией),
«Покажи
картинку: чем мы
режем хлеб? чем
ты ешь суп?».
Работа по
формированию,
уточнению и
обогащению
1)
Звукоподражания
(«Кто как
кричит?»),
лепетные слова
2) Предметный
словарь по
словаря:темам:
«Детский сад»,
«Кабинет
Развивать интерес к
движениям и
потребность в
двигательной
активности. Развивать
интерес к подвижным
играм и формировать
положительное
отношение к ним.
Развивать интерес к
движениям и
потребность в
двигательной
активности.
Обучать основным
видам движений –
ходьба, подлезание,
прыжки.
Развивать ориентировку
в пространстве
спортивного зала,
обучая использовать
пространство для
двигательной
активности, и умения
ориентироваться в нѐм.
Обучать основным
видам движений –
ходьба, прыжки, работе
с мячом.
Формировать
представления о себе и
собственном теле, его
основных частях и их
движениях. Продолжать
развивать интерес к
движениям и
потребность в
двигательной
активности.
Формировать
интерес к игровым
действиям с
игрушками и
музыкальными
инструментами.
Через
разнообразные
игры и танцы
закреплять
названия цветов,
форму.
Вызвать
эмоциональную
на занятиях и в
свободной
деятельности.
Формировать интерес
к предметно-игровым
действиям с
игрушками и
предметами из
ближайшего
окружения.
(равномерную
повторность и
чередование).
Развивать интерес к
движениям и
потребность в
двигательной
активности. Продолжать
формировать
представления о
собственном теле, его
Речевое развитие
Развитие довербальной
коммуникации:
- формировать предпосылки
совместной деятельности;
- Формировать способность к
подражанию движений и звуков.
- Формировать способность к
зрительному контакту во время
общения;
Развивать невербальные
проявления как попытки вступать
в контакт с окружающими людьми
(использование простых жестов)
основных частях и их
движениях.
Развивать координацию
движений обеих рук,
кистей и пальцев рук,
воспроизводя по
подражанию и по
образцу различные
движения. В процессе
игр и игровых
упражнений развивать
выразительность
движений.
Социально-коммуникативное развитие
Взаимодействовать со взрослым
Выполнять движения в паре
Выполнять простые действия с
игрушкой. Формировать простые,
целенаправленные действия с
предметами: «покачай куклу,
покатай коляску.
Обогащать опыт
выполнения детьми
разнообразных бытовых и
орудийных действий
(вместе со взрослым,
самостоятельно) с
предметами домашнего
обихода, с предметами
бытового назначения.
-Развивать потребность
во взаимодействии со
взрослым в процессе
выполнения простых
бытовых действий
-Формировать интерес к
изготовлению поделок из
бумаги, бросовых и
природных материалов.
Продолжать учить
простейшим действиям,
которые помогают им
понять элементарные
правила безопасного
поведения
Формировать умения
проявлять интерес к
игровым действиям
сверстников.
Формировать у детей
эмоциональное
восприятие литературных
произведений и интерес к
ним.
Продолжать учить
простейшим действиям,
которые помогают им
понять элементарные
правила безопасного
поведения (аккуратно
перемещаться между
предметами мебели в
групповой комнате,
спокойно держась за
перила , спускаться по
Вовлекать в
коммуникативные
игры и танцы.
Учить
взаимодействовать
в парных плясках.
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики
Знакомить с предметами
быта, формировать
умение выполнять
орудийные действия
(вместе со взрослым) с
одними –двумя
предметами домашнего
обихода, личной гигиены.
- Развивать общую и
тонкую моторику,
согласованность
движений обеих рук,
способность отслеживать
взглядом движения в
процессе умывания.
- Содействовать
снижению психического
напряжения,
поддерживать
положительный
эмоциональный настрой.
Развивать крупную
и мелкую моторику,
используя в работе
логоритмические
игры и упражнения,
учить ритмично
двигаться,
совершенствовать
знакомые
танцевальные
движения. Учить
двигаться в
хороводе.
Задачи родителей
- Отработка и
выполнение заданий
по рекомендациям учителя-
дефектолога
(См. папка
учителя дефектолога
«Задания для закрепления дома»);
- закрепление пройденного
материала в рамках лексических
тем;
- рекомендации воспитателя по
соблюдению режимных моментов;
- отработка двигательных навыков
крупной и мелкой моторики.
-Поддерживать
познавательный интерес
через развивающие игры
и игры с образными
игрушками;
- организовывать условия
для закрепления интереса
к художественному
творчеству;
-закреплять усвоенные
умения
самообслуживания и
культурно-гигиенических
навыков, привлекать
детей к посильному труду
дома.
- Создавать
эмоционально
благополучную среду
в семье;
- способствовать
развитию
эмоциональной сферы
(понимание своих и
чужих эмоций и
чувств),
формированию
культуры общения;
- использовать
психомоторные игры и
игры, направленные на
развитие
саморегуляции.
- Ознакомление с
правилами
выполнения
домашнего
задания;
-регулярное
выполнениедомаш
него задания (в
рабочих
тетрадях);
-отработка
графомоторные
навыков.
- Соблюдение режима
дня;
- проведение
закаливающих,
здоровьесберегающих
мероприятий;
- соблюдение
сбалансированного
питания.
Закрепление
пальчиковой
гимнастики,
создание
музыкальной
фонотеки.
Инсценировать
маленькие песенки,
используя куклы и
игрушки.
Лист занятости
воспитанника группы №12 компенсирующей направленности
на первое полугодие 2021-2022 учебного года
Ответственные
Учитель - дефектолог
Воспитатели
Педагог-
психолог
Музыкальный
руководитель
Инструктор по
физ.культуре
формы работы
индивидуальные
коррекционные
занятия
Коррекционные
занятия в мини
группах
подгрупповая
(1 подгруппа)
индивидуальные
коррекционные
занятия
групповая
групповая
Дни недели
Понедельник
1 половина дня
8:50-9:05
Сюжетно-ролевая игра
10:20-10:40
-
9:15-9:35
2 половина дня
-
-
Лепка/аппликация
16:00-16:20
-
-
-
Вторник
1 половина дня
10:15-10:40
-
Развитие представлений о себе и
об окружающем мире
9:45-10:05
-
9:15-9:35
-
2 половина дня
-
-
16:20-16:45
-
-
-
Среда
1 половина дня
-
ФЭМП
1 подгруппа
10:25-10:45
-
-
9:15-9:35
2 половина дня
-
-
Ручной труд
16:20-16:45
-
-
-
Четверг
1 половина дня
-
9:45-10:05
9:15-9:35
-
2 половина дня
-
-
Театрализованная игра
16:00-16:20
-
-
-
Пятница
1 половина дня
8:50-9:10
Рисование
9:15-9:35
Физ.культура(на прогулке)
11:20-11:40
-
-
2 половина дня
-
-
Сюжетно-ролевая игра
16:00-16:20
Хозяйственно-бытовой труд
16:30-16:45
-
-