Автор: Бакиева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45 "Волчок"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-компьютерные технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Информационно-компьютерные технологии в детском саду
Цель: расширение знаний педагогов в информационно-компьютерных
технологиях, которые помогают в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:- познакомить педагогов с основными средствами ИКТ, которые можно
использовать в детском саду;
- формировать представления, о том, как ИКТ помогает современному
педагогу в его работе;
- рассказать про опосредованное и непосредственное использование
компьютера;
- познакомить педагогов из личного опыта работы с ИКТ.
Ход консультации:
Организационный момент.
Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют
информационно-компьютерные технологии, но который во многом сформирован
ими. Исследователи, изучающие влияние ИКТ на развитие дошкольников,
распространение ИКТ, сделали выводы:
новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и
какой материал доходит до них через ИКТ;
многие дети дома имеют гораздо больший доступ к ИКТ, чем в
образовательных учреждениях;
педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно
пользуются ими;
уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма
низок;
общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще
всего отсутствует.
Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, как носителях
культуры и знания, необходимо внедрять информационно-коммуникационные
технологии для повышения эффективности образовательного процесса,
обеспечения достижения дошкольниками высокого уровня интеллектуального
развития, необходимого для успешной учёбы в школе, для профессионального
роста педагогов.
Организованная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она
должны быть эмоциональна, яркой, с привлечение большого иллюстративного
материала, с использованием игр. Все это может обеспечить нам компьютерная
техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен
только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Основная часть.
1. Средства ИКТ в детском саду.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Видеомагнитофон
Телевизор
Магнитофон
Фотоаппарат
Видеокамера
Как ИКТ помогает современному педагогу в его работе?
подбор иллюстративного материала к организованной деятельности и для
оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер,
презентация);
подбор дополнительного познавательного материала к организованной
деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать
отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в
дальнейшем только вносить необходимые изменения;
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей
в процессе проведения родительских собраний.
2. Опосредованное и непосредственное использование компьютера.
Использование компьютера для формирование различных умений детей
дошкольного возраста можно разделить:
Опосредованное формирование различных умений.
а) Использование связи Интернет.
Позволяют решить ряд задач для специалистов, работающих в системе
дошкольного образования.
иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации,
видеоматериалы).
дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном
издании.
наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и
дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их
проживания и уровня дохода.
ИКТ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников
зрелищным, комфортным.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов
может быть использована во время подготовки педагога к организованной
деятельности.
Поисковые системы сети Интернет помогают педагогам найти практически
любой материал по вопросам развития и обучения детей для организованной
деятельности.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер помогает воспитателям и специалистам ДОУ в:
подборе иллюстративного и дополнительного материала образовательной
деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; знакомстве со
сценариями праздников и других мероприятий; обмене опытом; знакомстве с
периодикой; использование цифровой фотоаппаратуры и программ
редактирования фотографий; использование компьютера в делопроизводстве ДОУ,
создании различных баз данных; создание электронной почты, ведение сайта;
создание презентаций в программе PowerPoint.
Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих компьютерных программ (если есть кабинет с
компьютерами)
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для
ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт
возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное.
Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять
развивающие программы для детей: исследовательский характер; развитие
широкого спектра навыков и представлений; лёгкость для самостоятельных
занятий ребёнка; высокий технический уровень; возрастное соответствие;
занимательность.
Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:
Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
«Говорящие» словари с хорошей анимацией.
Игры-путешествия, «бродилки».
Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.
Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны
иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть
агрессивности, жестокости, насилия.
В работе с дошкольниками предлагается в основном развивающие, реже
обучающие и диагностические игры.
Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски,
игры по принципу «нажми на кнопку», задания на развитие логики («убери
лишний предмет»), обучающие программы («угадай букву»).
Среди развивающих игр можно выделить игры: на развитие фонематического
слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать»,
«Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; для музыкального
развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер»,
«Учимся рисовать», «Волшебные превращения».направлена на развитие
основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева»,
«Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы»,
«Маленький искатель».
б) Использование мультимедийных презентаций.
Показывание материала в виде презентации позволяет образовательный
процесс сделать ярким, эмоциональным, с привлечением большого
иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и
видеозаписей.
Два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность
выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и
мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения
(в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.
Презентация облегчает запоминание, позволяет сделать организационную
деятельность более динамичной, создать иллюзию соприсутствия,
сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.
В современных условиях при широком внедрении новых ИКТ актуальным
является использование интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы
увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех
мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием
выполняют игровые задания.
3. Личный опыт.
Я считаю, что использовать ИКТ на каждой организованной деятельности нет
необходимости, так как дети теряют интерес к таким занятиям.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую
разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции
художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором
дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического
воздействия.
Компьютер в совокупности с телевизором имеет большие возможности для
демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств
изображения. Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных
материалов на электронных носителях:
1. Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса,
прибоя, дождя, ветра и т. д.;
2. Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров,
посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические
картинки.
3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми,
яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что
значительно улучшает восприятие информации.
4. Медиа-занятия, которые провожу в групповой комнате.
В группе имеется фотоаппарат, телевизор, DVD, с помощью которых
традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания,
беседы, групповые мероприятия становятся интереснее. Используя ИКТ, родители
могут посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ.
Фотографирую детей во время организованной, игровой деятельности, на
прогулке, и собранный материал демонстрируется на родительских собраниях, что
позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в детском саду.
Рефлексия.
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом
поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать
новые педагогические и информационные технологии - все это условия
поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит
инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в
тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без
инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его
качества.
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона,
который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это
мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в
современном образовании необходимо.
Список использованных источников
Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в
дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
2005 г.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008
Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).