Напоминание

Информационно-компьютерные технологии в детском саду


Автор: Бакиева Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №45 "Волчок"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Информационно-компьютерные технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Информационно-компьютерные технологии в детском саду

Цель: расширение знаний педагогов в информационно-компьютерных

технологиях, которые помогают в развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:- познакомить педагогов с основными средствами ИКТ, которые можно

использовать в детском саду;

- формировать представления, о том, как ИКТ помогает современному

педагогу в его работе;

- рассказать про опосредованное и непосредственное использование

компьютера;

- познакомить педагогов из личного опыта работы с ИКТ.

Ход консультации:

Организационный момент.

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют

информационно-компьютерные технологии, но который во многом сформирован

ими. Исследователи, изучающие влияние ИКТ на развитие дошкольников,

распространение ИКТ, сделали выводы:

новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;

родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и

какой материал доходит до них через ИКТ;

многие дети дома имеют гораздо больший доступ к ИКТ, чем в

образовательных учреждениях;

педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно

пользуются ими;

уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма

низок;

общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще

всего отсутствует.

Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, как носителях

культуры и знания, необходимо внедрять информационно-коммуникационные

технологии для повышения эффективности образовательного процесса,

обеспечения достижения дошкольниками высокого уровня интеллектуального

развития, необходимого для успешной учёбы в школе, для профессионального

роста педагогов.

Организованная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она

должны быть эмоциональна, яркой, с привлечение большого иллюстративного

материала, с использованием игр. Все это может обеспечить нам компьютерная

техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен

только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Основная часть.

1. Средства ИКТ в детском саду.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Видеомагнитофон

Телевизор

Магнитофон

Фотоаппарат

Видеокамера

Как ИКТ помогает современному педагогу в его работе?

подбор иллюстративного материала к организованной деятельности и для

оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер,

презентация);

подбор дополнительного познавательного материала к организованной

деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;

оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать

отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в

дальнейшем только вносить необходимые изменения;

создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности

организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей

в процессе проведения родительских собраний.

2. Опосредованное и непосредственное использование компьютера.

Использование компьютера для формирование различных умений детей

дошкольного возраста можно разделить:

Опосредованное формирование различных умений.

а) Использование связи Интернет.

Позволяют решить ряд задач для специалистов, работающих в системе

дошкольного образования.

иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации,

видеоматериалы).

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном

издании.

наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и

дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их

проживания и уровня дохода.

ИКТ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников

зрелищным, комфортным.

Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов

может быть использована во время подготовки педагога к организованной

деятельности.

Поисковые системы сети Интернет помогают педагогам найти практически

любой материал по вопросам развития и обучения детей для организованной

деятельности.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер помогает воспитателям и специалистам ДОУ в:

подборе иллюстративного и дополнительного материала образовательной

деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; знакомстве со

сценариями праздников и других мероприятий; обмене опытом; знакомстве с

периодикой; использование цифровой фотоаппаратуры и программ

редактирования фотографий; использование компьютера в делопроизводстве ДОУ,

создании различных баз данных; создание электронной почты, ведение сайта;

создание презентаций в программе PowerPoint.

Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ (если есть кабинет с

компьютерами)

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт

возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное.

Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять

развивающие программы для детей: исследовательский характер; развитие

широкого спектра навыков и представлений; лёгкость для самостоятельных

занятий ребёнка; высокий технический уровень; возрастное соответствие;

занимательность.

Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

«Говорящие» словари с хорошей анимацией.

Игры-путешествия, «бродилки».

Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны

иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть

агрессивности, жестокости, насилия.

В работе с дошкольниками предлагается в основном развивающие, реже

обучающие и диагностические игры.

Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски,

игры по принципу «нажми на кнопку», задания на развитие логики («убери

лишний предмет»), обучающие программы («угадай букву»).

Среди развивающих игр можно выделить игры: на развитие фонематического

слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;

на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать»,

«Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; для музыкального

развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер»,

«Учимся рисовать», «Волшебные превращения».направлена на развитие

основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева»,

«Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы»,

«Маленький искатель».

б) Использование мультимедийных презентаций.

Показывание материала в виде презентации позволяет образовательный

процесс сделать ярким, эмоциональным, с привлечением большого

иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и

видеозаписей.

Два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность

выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и

мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения

(в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.

Презентация облегчает запоминание, позволяет сделать организационную

деятельность более динамичной, создать иллюзию соприсутствия,

сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

В современных условиях при широком внедрении новых ИКТ актуальным

является использование интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы

увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех

мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием

выполняют игровые задания.

3. Личный опыт.

Я считаю, что использовать ИКТ на каждой организованной деятельности нет

необходимости, так как дети теряют интерес к таким занятиям.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую

разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции

художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором

дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического

воздействия.

Компьютер в совокупности с телевизором имеет большие возможности для

демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств

изображения. Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных

материалов на электронных носителях:

1. Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса,

прибоя, дождя, ветра и т. д.;

2. Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров,

посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические

картинки.

3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми,

яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире.

Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что

значительно улучшает восприятие информации.

4. Медиа-занятия, которые провожу в групповой комнате.

В группе имеется фотоаппарат, телевизор, DVD, с помощью которых

традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания,

беседы, групповые мероприятия становятся интереснее. Используя ИКТ, родители

могут посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ.

Фотографирую детей во время организованной, игровой деятельности, на

прогулке, и собранный материал демонстрируется на родительских собраниях, что

позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в детском саду.

Рефлексия.

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом

поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать

новые педагогические и информационные технологии - все это условия

поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит

инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в

тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без

инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его

качества.

Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона,

который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это

мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в

современном образовании необходимо.

Список использованных источников

Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»

Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в

дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

2005 г.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных

учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008

Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в

воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).



В раздел образования