Напоминание

"Строение тела человека" 3 класс окружающий мир


Автор: Козлова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ БСОШ №1
Населённый пункт: г. Болгар Спасский район Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Строение тела человека" 3 класс окружающий мир
Раздел: начальное образование





Назад




1

Урок окружающего мира в 3 классе по программе Перспектива.

Тема урока: "Строение тела человека"

Цель: сформировать целостное представление о внешнем и внутреннем

строении организма человека как о системе органов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемы результаты:

Предметные:

учащиеся узнают о: внешнем и внутреннем строении тела человека;

частях тела, которые относятся к внешнему строению; внутренних

органах тела, их названиях, месторасположением, выполняемыми

функциями и значением; о системах органов (опорно-двигательной,

пищеварительной, дыхательной, кровеносной и нервной).

учащиеся научатся отличать друг от друга внутренние органы, их

значения для человека;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умеют

с

помощью

учителя

определять

и

формулировать

цель

познавательной деятельности;

преобразуют практическую задачу в познавательную, самостоятельно

оценивают правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД:

развивают умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,

текстов;

развивают

способность

сравнивать,

сопоставлять,

анализировать

полученную информацию, делать правильные выводы и умозаключения.

Коммуникативные УУД:

отрабатывают умение строить речевые высказывания в устной форме;

формулируют собственное мнение;

умеют договариваться и приходить к общему мнению и находить общее

решение в совместной деятельности.

Личностные:

проявляют интерес к новому;

понимают необходимость заботиться о своем здоровье.

Оборудование: для учителя – учебник "Окружающий мир 3 класс", доска,

наглядности "Строение тела человека", ИКТ (презентация, компьютер),

шнур 6 м, воздушный шарик.

Ход урока

2

I Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания

Понадобятся терпенье и старание.

II Актуализация знаний

Учитель предлагает рассмотреть картинку с изображением дома

- Ребята, что вы видите на рисунке?

- Как дом устроен снаружи?

- То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.

- А что находится внутри дома?

- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.

III Постановка учебной задачи

- Ребята посмотрите на эту картинку и попробуйте определить, что общего у

человека и дома? (выслушивает и обобщает ответы детей)

На доске вывешиваю две карточки:

внешнее и внутреннее

- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

- Какую цель поставим на уроке?

Обобщаю сказанное детьми:

- Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим внешнее и внутреннее строение

человека и познакомимся с работой некоторых внутренних органов и систем

органов. (слайд 6)

IV Открытие новых знаний

1)

- У вас на столах и у меня на доске силуэт человека.

Внимательно посмотрите друг на друга, а затем подпишите части тела

человека. Работаем в паре.

-Давайте проверим правильно ли вы записали части тела .

Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

Почешите себе спину.

Погладьте себе живот. Вытяните в сторону правую нижнюю конечность и

слегка потрясите ею.

3

Теперь в сторону вытяните левую нижнюю конечность и тоже потрясите

ею. Слегка подпрыгните на нижних конечностях.

- Это была проверка знаний внешнего строения нашего организма. Молодцы!

Все правильно выполнили действия. Садитесь.

2) Очень давно люди не знали , как они устроены , как надо лечиться, если

заболели? Поэтому в древности жили очень недолго.

-- У вас на столе таблица с временным отрезком и карточки с количеством

лет. Ваша задача определить, сколько лет жили люди в данный промежуток

времени.(Работают в парах)

50000 лет назад-19-20 лет

300 лет назад-30 лет

100 лет назад-до 50 лет

В наше время – 73 года.

-Постепенно ученые накапливали знания о внутренних органах.

3)- Как вы думаете, что мы с вами могли бы увидеть, если бы заглянули

внутрь нашего организма?

- Итак, тело человека внутри состоит из органов.

- Кто может сказать что такое "орган"?

Откройте учебник на стр. 49 и прочитайте определение. (Вывешиваю

табличку «ОРГАНЫ)»

- Для того, чтобы познакомиться с внутренними органами человека я

предлагаю вам разбиться на 6 групп. Вы должны познакомиться с одним из

органов человека, а затем рассказать всему классу.

(Учитель делит детей на группы, раздает задания)

- Итак, у каждой группы есть конверт. В нем карточки с заданиями. Вы

должны прочитать текст, затем рассказать одноклассникам о прочитанном, и

разместить орган на модели человека.

4)- Давайте начнем знакомиться с основными внутренними органами

человека. Для этого я приглашаю 1 группу к доске. О каком органе вы

расскажете своим одноклассникам? (головной мозг)

Под черепом находится головной мозг. Человек может выполнять различные

движения, попасть в цель, вспомнить, что было вчера ли даже прошлым

летом, решать задачи и кажется что все это проходит само собой, но нет,

отвечает за эту работу ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным

пунктом.. Головной мозг заведует всеми органами

- Спасибо, присаживайтесь, а я приглашаю к доске 2 группу.

- С каким органом вы познакомите нас? (легкие)

Приложите обе руки к груди. Вот здесь находятся легкие. Легкие похожи на

губку (показывают губку): когда мы выдыхаем-сжимаются и становятся

4

меньше, когда мы вдыхаем они наполняются воздухом. Лёгкие проделывают

огромную работу. Если бы они качали не воздух, а воду, то за одну ночь

накачали бы 500 литровых банок. (показывают 1л банку).

- Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные,

больные.

- Помните, курение опасно для вашего здоровья!

- Приглашаю к доске 3 группу. О каком органе вы прочитали. (сердце)

- Сердце - находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце

перекачивает 10 тыс. литров крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300

граммов.

. Его можно сравнить с насосом. Сердце работает непрерывно всю жизнь

человека, как только останавливается сердце, человек умирает..

- К доске выходит 4 группа. С каким внутренним органом человека вы

познакомите нас? (желудок)

Желудок находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны.

- Желудок напоминает воздушный шарик. Если он пустой, то он выглядит

так… Если его наполнить, то он выглядит вот так…(надуть воздушный

шарик).

- Необходимо соблюдать режим и правильно питаться, чтобы не испытывать

боли в желудке.

- К доске выходит 5 группа. О каком органе вы прочитали? (печень)

Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в

верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник

и помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий орган, как печка.

Печень обезвреживает отходы и яды.

Печень

единственный

орган

в

нашем

организме,

который

способен восстановиться.

- К доске выходит 6 группа. С каким внутренним органом человека вы

познакомите класс? (кишечник)

Кишечник находится в брюшной полости.. Кишечник человека имеет длину

6 - 8 метров (шнур длиной 6 м, демонстрация) и находится в брюшной

полости, но свернут так плотно, что целиком помещается в животе.

5) Все органы не могут работать отдельно друг от друга. Они образуют

систему органов. Прочитайте определение, что такое система органов в

учебнике. ( на доске вывешиваю карточку «СИСТЕМА ОРГАНОВ»).

-В организме человека выделяются 5 систем органов.:

опорно – двигательная система;

пищеварительная система;

5

дыхательная система;

кровеносная система;

нервная система.

-Сейчас, работая в паре, вы заполните таблицу и должны узнать из чего

состоит и какую работу выполняет система и приклеить рисунок:

Название

системы

органов

Из чего состоит

Какую работу

выполняет

Рисунок

Опорно –

двигательная

система

Пищеварительная

система

Дыхательная

система

Кровеносная

система

Нервная система

-Проверим, что у вас получилось.( На доске появляются данные)

V Итог урока

-Вспомним цели, которые мы ставили вначале урока.

-Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Мне было интересно ..

Меня удивило …

В жизни эти знания нужны ……

VI Самооценка

Дети оценивают себя с помощью «Лесенки успеха»

VII Домашнее задание: (детям даются задания на выбор)

1)стр. 48-51подготовить рассказ об органах

2) стр.51 ответить на вопросы.

3) Закончить таблицу

6

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Под черепом находится головной мозг. Человек

может выполнять различные движения, попасть в

цель, вспомнить, что было вчера ли даже прошлым

летом, решать задачи и кажется что все это проходит

само

собой,

но

нет,

отвечает

за

эту

работу

ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Его еще называют командным

пунктом.. Головной мозг заведует всеми органами

ЛЕГКИЕ

Приложите обе руки к груди. Вот здесь находятся

легкие. Легкие похожи на губку (показывают губку):

когда мы выдыхаем-сжимаются и становятся меньше,

когда мы вдыхаем они наполняются воздухом. Лёгкие

проделывают огромную работу. Если бы они качали

не воздух, а воду, то за одну ночь накачали бы 500

литровых банок. (показывают 1л банку).

СЕРДЦЕ

Сердце - находится в груди человека. Размером оно

всего с кулак. Сердце перекачивает 10 тыс. литров

крови, это целая цистерна, а весит оно всего 300

граммов.

. Его можно сравнить с насосом. Сердце работает

непрерывно

всю

жизнь

человека,

как

только

останавливается сердце, человек умирает..

7

ЖЕЛУДОК

Желудок находится в верхней части живота, под

рёбрами, с левой стороны.

- Желудок напоминает воздушный шарик. Если он

пустой, то он выглядит так… Если его наполнить, то

он выглядит вот так…(надуть воздушный шарик).

-

Необходимо

соблюдать

режим

и

правильно

питаться, чтобы не испытывать боли в желудке.

ПЕЧЕНЬ

Рядом с желудком находится печень. Она находится

справа от желудка в верхней части живота и

вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и

помогает перерабатывать пищу. Это самый горячий

орган, как печка. Печень обезвреживает отходы и

яды.

Печень – единственный орган в нашем организме,

который способен восстановиться.

КИШЕЧНИК

Кишечник находится в брюшной полости. По нему

двигается еще не полностью переваренная пища.

Кишечник человека имеет длину 6 - 8 метров (шнур

длиной 6 м, демонстрация) и находится в брюшной

8

полости,

но

свернут

так

плотно,

что

целиком

помещается в животе.



В раздел образования