Автор: Акова Жаннета Данияловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 35 "Росинка"
Населённый пункт: город Черкесск
Наименование материала: Кружок по речевому развитию «В стране слов»
Тема: "В стране слов"
Раздел: дошкольное образование
Кружок по речевому развитию
«В стране слов»
Пояснительная записка
Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя
формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать
прекрасное в жизни, стремления участвовать в
преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать
все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный
опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и
умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления.
Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов
можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка,
прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические
навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к
созданию новых образов.
Цель
Развивать творческие и словесные способности детей, корректировать
речь и эмоциональное развитие отдельных детей. Развивать фантазию,
воображение. Учить элементам творческого рассказывания
.
Задачи
Образовательные:
-
Формирование и развитие фонематического слуха.
- Развитие произносительных умений.
-Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией
- Знакомство со слоговой структурой слова
- Формирование умения правильно строить предложение
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения
- Расширение словарного запаса детей
- Формирование и развитие звукобуквенного анализа
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия
- Развитие графических навыков
- Развитие мелкой моторики
- Приобщение детей к художественной литературе
Воспитывающие:
- Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости,
доброжелательности по отношению к окружающим.
Сроки реализации программы
Возраст: программа рассчитана для детей 5-6 лет.
Режим занятий: С сентября 2021 года по май 2022 года. Занятия
проводятся со всей группой. Занятие проходит один раз в неделю во второй
половине дня, продолжительность занятия 20-25 минут.
Формы и методы
Словесные формы обучения
:
Устное изложение . Беседы.
Наглядный метод обучения
:
Показ иллюстраций; показ, исполнение
педагогам. Наблюдение. Работа по образцу.
Практические методы о бучения: Игры, игровые упражнения, ситуации.
Ожидаемый результат
:
Развить речь, память, умение составлять самостоятельно небольшие
рассказы, сказки, истории.
Воспитать любовь к литературным произведениям и народному
фольклору.
Планирование работы на сентябрь
Тема и цель занятия
.
Занятие № 1
Заучивание стихотворения об осень.
Цель: Учить детей заучивать наизусть стихотворение. Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Занятие№2
Рассказ по картине «Кошка с котятами».
Цель: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и
котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать
точные слова для характеристики действий Кошке и котятам изображенными
на картине, придумывать концовку;
Занятие №3
Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Учить детей составлять короткий по стихотворению и
описательный
рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по
материалу, по размеру, назначению.
Вспомнить с детьми названия качеств (стеклянный, металлический,
пластмассовый ,активизировать
употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-
мелкая, большой - маленький, высокий
– низкий) многозначных слов
(глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по
качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)
Занятие №4
«Сказка с волшебными растениями»
Цель: Вспомнить сказки, в которых есть сказочные, волшебные растения,
связанные с героями этих сказок. Развить память, воображение.
Выяснить в каких знакомых сказках присутствуют растения, которые
совершают волшебство
(«Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Цветик семицветик»).
Дать возможность вспомнить их самостоятельно.
Планирование работы на октябрь
Тема и цель занятия .
Занятие № 1
Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки.
Цель: Учить давать описание внешнего вида игрушки
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома;
закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова,
пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.
Занятие № 2
Заучивание стихотворения про осень «Осенний букет»
Цель: продолжать учить детей заучивать стихи наизусть.
Детский сад, детский сад
На прогулке будет рад –
Соберем скорей букет
Ах, каких в нем листьев нет.
Вот коричневый дубовый,
Золотистый весь кленовый.
Желтый от березы лист,
А у ивы – серебрист.
Красный – у рябинки,
Бурый – у осинки.
Листья все огнем горят.
В ладошках крепких у ребят.
Мы букет поставим в вазу
И станем любоваться сразу.
Занятие №3
«Добрые и злые герои»
Цель: Учить различать добро и зло, осторожно относиться к плохим
поступкам и характерам героев. Вызвать состояние переживания, сочувствия,
желания помочь.
Обсуждение русских народных сказок «Мальчик с пальчик», «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой»
Занятие №4
«Сочиняем рассказы о животных»
Цель: Развивать способность к самостоятельному творчеству, умению
составлять описательный рассказ о любимом животном
Предложить детям сочинить рассказ о любимом домашнем животном.
Придумать необычную ситуацию, разрешенную с помощью воображения,
фантазии детей.
Планирование работы на ноябрь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие №1
«Природа добрая и злая»
Цель: Научить детей видеть связь человека, животных с природой, ответ
на добрые и недобрые отношения людей и животных к природе.
Вспомнить с детьми произведения, в которых природные явления
показывают свое отношение к поступкам героев: «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Лиса и кувшин»
Занятие №2
«Внешнее превращение героев»
Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, к сравнению,
способность к анализу, память. Учить различать вымысел и реальность,
перенося их в творчество.
Вспоминать с детьми сказки, в которых главные герои превращаются в
животных, птиц, других людей – «Иван Царевич и Серый Волк», «Сказка о
мертвой царевне», «Кот в сапогах», «Золушка» .
Занятие №3
«Волшебные предметы в сказках»
Цель: Предложить развивать фантазию, воображение, желание с помощью
волшебных предметов делать добро.
Предложить детям придумать, что они могли бы сделать хорошего,
доброго с помощью предметов из сказок (скатерть- самобранка, волшебная
дудочка, горшочек.
Занятие №4
«Сочиняем сказку»
Цель: Учить детей самостоятельно творить, радоваться своему успеху и
успеху сверстников. Развивать творческие способности.
Побуждать детей придумывать сказки вместе с родителями и записать их.
Радоваться своему успеху своих и сверстников.
Планирование работы на декабрь
Тема и цель занятия .
Занятие № 1
Заучивание стихотворения о зиме
«Пришла зима»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Занятие № 2
Составление рассказа по картине
«Река замерзла»
Цель: продолжать учить составлять рассказ по картине
При описании событий помочь деткам указывать место и время действия;
тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в
роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять
правильное произношение звуков с и ш.
Занятие № 3
Составление рассказа на тему
«Игры зимой»
Цель: Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыт
Помочь детям отчетливо и внятно произносить
фразы, насыщенные словами со звуками
с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.
План работы на январь
Тема и цель занятия План занятия
Занятие № 1
«Как добро побеждает зло»
Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу
добра над злом при отрицательном отношении к жестокости. Побуждать
детей предлагать разнообразные, знакомые сказки для выявления добра
которое всегда побеждает зло. Поддерживать у детей позицию осуждения
героев с плохими поступками.
Занятие №2
«Чем заканчиваются сказки»
Цель: Продолжать развивать у детей веру в победу добра над злом,
воспитать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать. Вспомнить с
детьми несколько окончаний сказок. Побуждать радоваться хорошему
окончанию и счастью героев.
Занятие №3
«Любимые герои сказок»
Цель: Выявить отношение детей к различным героям сказок. Развивать
память, речь. Вызвать желание рассказать сверстникам о своем сказочном
герое, на которого они хотят быть похожи.
План работы на февраль
Тема и цель занятия .
Занятие №1
Заучивание стихотворения о зиме
«Снегопад»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть
Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Все кругом белым-бело,
Все дороги замело.
В белых ватниках дубки,
Ели в белых платьицах.
Рады зайцы-беляки:
Легче будет прятаться.
Занятие № 2
Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Цель: Учить при описании событий
указывать время действия, используя разные типы предложений
Предложить деткам интересную игру используя ситуацию «письменной
речи»
(ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ, добиваться
четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать
правильно пользоваться вопросительной интонацией.
Занятие №3
«Что заставляет добрых героев пуститься в дорогу»
Цель: Вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания, желание
помочь. Предложить детям в названных ими сказках найти причину,
подвергающую способность спасать друзей, родных и т. д.
Занятие № 4
Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Цель: Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов и выразительно
Объяснить деткам значение слова жать, составлять предложения с
заданными словами, учить в игре составлять из отдельных слов предложение,
учить произносить предложения с разными оттенками интонации
(сердитая, просительная, ласковая)
План работы на март
Тема и цель занятия .
Занятие №1
Заучивание стихотворения о весне «Март»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето
Занятие №2
«Сочини сказку любимой маме»
Цель: Вызвать желание у детей сочинить самую добрую сказку для самого
дорогого человека в их жизни. Развивать воображение, фантазию, творческие
способности. Предложить несколько вариантов для сочинения сказки для
мамы. Учить составлять предложения из набора слов с помощью
воспитателя из двух, трех слов - самостоятельно.
Занятие №3
«Чтение придуманной сказки о весне»
Цель: Вызвать желание у родителей, принимать участие в работе кружка,
сочиняя вместе с детьми необычные истории. Развивать словесное
творчество, самооценку и оценку других. Предложить детям послушать
сочиненные сказки о весне и выбрать лучшее с интересным сюжетом
.
Занятие №4
«Где живут сказочные герои»
Цель: Развивать умение видеть в сказке место расположения героев
сказки, разных животных, человека. Предложить выяснить почему герои
сказки оказываются в местах, в которых в обычной жизни они не живут или
не находятся.
План работы на апрель
Тема и цель занятия.
Занятие №1
«Драматизация сказки «Красная шапочка»
Цель: Развивать актерские способности, дружеские отношения,
диалогическую речь, уверенность в себе. Предложить детям сыграть разные
роли в сказках и выяснить вместе со всеми, какие роли больше всего им
удались.
Занятие №2
«Пушкин сказки нам писал»
Цель: Воспитывать любовь к произведениям А. С. Пушкина. Усидчиво,
внимательно слушать сказки. Вспомнить с детьми какие сказки А. С.
Пушкина они знают, где слышали или видели экранизацию. Выяснить какая
сказка лучше всего понравилась детям.
Занятие №3
«Литературная викторина по сказкам»
Цель: Развивать память, речь, быстроту логического мышления, слуховое
внимание. Предложить детям самостоятельно рассказывать отрывки из
сказок. Отметить самых активных детей.
Занятие № 4
Сочинение рассказа на предложенную тему
Цель: Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный
сюжет Уточнить и закрепить правильное произношение звуков л- л’, р - р’,
изолированных, в словах и фразах; учить четко и внятно произносить слова и
фразы с данными звуками; учить правильно, отгадывать загадки.
План работы на май
Тема и цель занятия .
Занятие №1
Заучивание стихотворения о весне
«Май»
Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.
Распустился ландыш в мае.
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая, Распускается сирень.
Занятие № 2
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Цель: Продолжать учить связно, рассказывать сказку. Предложить деткам
поговорить по ролям персонажей, соблюдать композицию сказки.
Занятие №3
«Весна похожа на сказку»
Цель: Побуждать детей наблюдать за прекрасным временем года. Весна,
видеть красоту и волшебное превращение природы. Выяснить у детей, как
они относятся к Весне, к пробуждению природы, превращение ее в
прекрасный рай.
Занятие №4
«Из чего же сделаны наши девочки и мальчики»
Цель: Развивать разговорную речь, умение составлять небольшой рассказ
из личного опыта .Дать возможность мальчикам высказать свое мнение о
девочках и их отношение к ним. Дать возможность девочкам высказать свое
мнение о мальчиках.