Автор: Надежда Викторовна Шадаева
Должность: учитель музыки и изо
Учебное заведение: МОУ"СОШ с.Липовка Духовницкого района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Липовка Духовницкого района
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Русские народные песни"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по музыке во 2 классе
Тема урока: «Русские народные песни»
Цель урока: Выявить жанровые особенности народных песен.
Задачи:
Предметные:
1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.
2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.
3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах
4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
Метапредметные
1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с
другом (парная, групповая работа)
2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать
одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии
3. Способствовать развитию таких логических операции, как сравнение,
классификация, анализ, синтез.
Личностные
1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать
основы музыкальной культуры и музыкального вкуса.
2.Развивать музыкальные способности (музыкальный слух, чувства ритма,
память).
3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и
танцевальной импровизации.
Урок открытия нового знания
Музыкальный репертуар: русские народные песни, наигрыши и мелодии.
Оборудование:
Детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер,
раздаточный материал, атрибуты для танцев.
Ход урока:
Дети входят в класс под русскую народную песню « Мы вам рады»
( песня №1)
I. Организационный момент:
Приветствие: дети стоя приветствуют учителя.
- Дети, добрый день !
- Добрый день, добрый день!
(первый раз – здороваюсь как обычно, второй – пою на одной нотке и дети
отвечают мелодией)
-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит,
тот лучше поёт.
Музыкальная разминка
1.
Упражнение дыхательное «Свечка»
2.
Упражнение дыхательное «Пушинка». Тихо, осторожно, а затем –
сильнее, резче.
3.
Упражнение на дикцию (б-п,б-п, з-с,з-с) с усилением , нейтрально и
ослаблением звука.
4.
Упражнение на тренинг дикции и дыхания: (медленно, затем с
усилением)
Рок-рок-рок, рок-рок-рок
Начинается урок
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Песню правильно учи.
5.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро-
Мы поедем на метро
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Поскорей вступай в игру.
-Сегодня у нас гости. Поприветствуем их, ребята!
Исполнение песни № 1
« Мы вам рады»
,
Рады мы вас видеть
,
Дорогие наши
Русское спасибо
.
Вам от сердца скажем
***
На земле родимой
,
Мы вас величаем
Доброго здоровья
!
От души желаем
,
Кланяемся низко
Счастья вам желаем
На веселье наше
Всех вас приглашаем
Кланяемся низко
,
,
Быть как дома просим
Как велит обычай
Вам пирог подносим
II.
Актуализация знаний.
-Ребята, вы обратили внимание на предметы, которые находятся у
девочек на стульях и рядом с вами?
- Назовите предметы. (платки с русским орнаментом и
музыкальные инструменты)
Они нам помогут раскрыть тему урока. Необходимо немного
подождать.
Сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие! Будем петь,
танцевать, сочинять музыку и много интересного вас ждет впереди.
Обращаю внимание детей, что на вопросы необходимо отвечать четко и не
выкрикивать с места. Можно отвечать хором по моему знаку.
-Что такое музыка? (искусство музыкальных звуков)
-Какие бывают звуки (музыкальные и немузыкальные)
-Приведите примеры.
-Назовите три главных жанра в музыке. (танец, марш, песня)
-Какой жанр самый распространенный? ( песня)
-Кто создает песни? (композитор и народ)
-Ребята, сейчас прозвучит стихотворение Геннадия Серебрякова «Ты откуда,
русская, зародилась музыка?». Его нам прочитает Тимофеева Надя.
Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки-
Уронили дудки.
Пролетели гуси-
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.
III. Определение темы урока
-Как звучит последняя строчка стихотворения?
-Кем создавались и пелись песни на Руси?
-Найдите три ключевых слова, которые определят тему урока
Составьте из выбранных слов тему урока (карточки со словами :
компьютер, стол, телефон, Русь, портфель, народ, утюг, песня)
-Ребята, определите тему нашего урока. (Русские народные песни)-
Слайд 1
( открываю доску, где написана тема урока и прикреплены
таблички «Обрядовые», «Колыбельные» «Хороводные » «Плясовые» «Игровые»)
Слайд 2
IV. Изучение новой темы
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми жанрами русской
народной песни.
Главная ценность русской народной песни заключается в том, что
она до сих пор живёт и здравствует.
Народные песни слагал народ о своей жизни. Раньше люди,
особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные,
песни сочиняли и передавали друг другу по памяти, от семьи к
семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные
песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и
певучестью.
Слайд 3 Знакомство с жанром «Обрядовая»
-Под какую песню вы входили в класс и приветствовали гостей? (Народная
песня «Рады мы вас видеть»)
Создание музыкального портрета песни по критериям:
-Когда поется эта песня?
-Как она звучит?
-Определите характер этой песни?
-Какие эмоции вы испытывали при исполнении песни?
-Меняется ли интонация при исполнении песни? ( тихо и далее с усилением)
-Какие обряды вы знаете? (сватовство, крещение, венчание, проводы в
армию, встреча солдата из армии, свадьба)
Ритмический рисунок мелодии: отхлопываем ладонями ритм
(Табличку прикрепляем на солнышко) Обрядовая
Слайд 5
Знакомство с жанром «Игровая-Хороводная»
- Ребята, как вы думаете, что было главным в жизни простого
человека, крестьянина?
- Правильно. Вырастить хлеб, дожить до следующего урожая – это
было главным в жизни крестьянина. В связи с этим возникают
крестьянские праздники и обряды
- В это время молодые люди надевали лучшую одежду, ходили на
вечёрки, пели песни, водили хороводы и плясали.
- А женихи присматривали невест. Именно так появилась русская
народная песня:- игра «Бояре, а мы к вам пришли».
Дети объясняют условия игры.
-Проговаривание текста.( мальчики –вопрос, девочки - ответ)
-Как исполняется песня? Вопрос-ответ. ( игриво, весело)
-Как ведут себя девушки при исполнении песни?( хотят
понравиться)
-Как ведут себя парни? (бравые, решительные, хотят понравиться)
Девочки одевают веночки и платки на плечи.
Исполнение песни № 2
Первая группа
Вторая группа
1.Бояре, а мы к вам пришли!
Молодые, а мы к вам пришли!
2. Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
3. Бояре, нам вот эта мила,
Отдавайте, нам невесту навсегда!
1.
Бояре, а зачем вы пришли?
Молодые, а зачем вы пришли?
2.
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Дети рассаживаются под впечатлением от танца.
-Молодцы, ребята, у вас получился замечательный музыкальный диалог.
- Чем отличается от обрядовой?
Ритмический рисунок мелодии: отхлопываем ладонями ритм
Табличку прикрепляем. ИГРОВАЯ
Физминутка ( разучивание)
Ручка левая у нас пальчики сжимает
Этой ручке точно в такт голова кивает
Ручка правая у нас пальчики сжимает
Этой ручке точно в такт голова кивает
Две руки теперь у нас пальчики сжимают
И обеим ручкам в такт голова кивает.
Слайд 6
Знакомство с жанром «Колыбельная»
-А сейчас послушайте тишину!(2 раза повторяю) Слышите?
(Тихо пою колыбельную)
- Баю-баю, баю-бай,
Спи, сыночек, засыпай….
-Ребята, что за мелодию я напевала?
-Когда мы поем эту песню?
- Эта песня отличается от обрядовой и хороводной? ( ритмом, темпом,
низким звучанием)
Беседа о характере песни. Темп, ритм,
Ритмический рисунок мелодии: отхлопываем ладонями ритм или плавными
движениями рук.
Табличку прикрепляем. КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Слайд 7
Работа в парах: Сочинить музыку. «Ты композитор»
Раздаю листочки с колыбельными песнями.
(Хотя-бы начало песни)
Игровой момент:
-Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете народные инструменты и умеете
их отличать от инструментов симфонического оркестра.
задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные
отделить от симфонических.
Какие музыкальные инструменты находятся рядом с вами? Назовите их.
Как вы думаете, на данных инструментах какую музыку легче всего сыграть
– весёлую или грустную?
Слайд 8
Знакомство с жанром «Плясовая»
-Мы учили русскую народную песню «А я по лугу….»
- Что хочется сделать под эту музыку?
-К какому жанру мы её отнесем?
-Где в основном исполняются плясовые? (праздниках, гуляниях)
- Перед тем, как исполним, давайте создадим музыкальный портрет песни.
- Чем отличается от других жанров? ( энергичнее исполняются движения,
быстрый темп, музыкальное сопровождение)
Прикрепляем табличку (Плясовая)
(исполнение песни) № 3 ( по 3 человека 1 строчку куплета, вторую
строчку все повторяем)
Ритмический рисунок мелодии: отхлопываем ладонями ритм
V. Закрепление:
Соотнеси символы и мелодию
«Угадай жанр русской песни»
Слайд 9
VI. Обобщение:
-С какими жанрами мы сегодня познакомились?
- Чем они отличаются друг от друга?
-Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запоминается?
Народная песня ближе и родней людям, ее поют дети и взрослые, ба-
бушки и дедушки.
VII
Домашнее задание:
Найди и раскрась музыкальные инструменты.
Узнать от близких родственников, какие русские песни поют в семье.
Попросить их спеть и по возможности разучить вместе с ними.
VIII Выставление оценок.
Мне очень понравилось, как вы занимались сегодня на уроке!
попробуйте оценить свою работу на уроке.
Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.
Если вы запомнили жанры русской песни, загните второй пальчик.
Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.
Загните еще один пальчик, если запомнили чем отличается колыбельная
песня от плясовой.
И загните 5 пальчик, если вы знаете инструменты народного оркестра.
Если вы загнули 5 пальчиков, смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4
тогда 4.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Я вас угощаю сладостями,
которые всегда славились на Руси. Спасибо, ребята, за работу.
Скажем нашим гостям «До свидания»!