Автор: Зайцева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 59
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: сценарий утренника
Тема: утренник "Прощание с Азбукой"
Раздел: начальное образование
Ученик
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик
Знает каждая девчонка и каждый
мальчишка:
Первый класс – это первая школьная
книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Вбегает Буратино.
Буратино:
Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а
я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и
писать?
Дети: научились!
Буратино:
Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не
был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что
буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник
Мальвину.
Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)
Мальвина
Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились
читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?
Дети: Азбука!
Мальвина
:
А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так
вот, сейчас и произойдет чудо.
(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.
Выходит Азбука.
Азбука:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
Про то, что кругля Земля..
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?
Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух
первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.
1
Мальвина:
Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем
празднике.
Азбука:
Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то
знаете хорошо?
Дети: Да!
Дети поют частушки
Мы собрали пап и мам, ((хором)
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Мы в нарядах нынче новых,(Василиса)
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Елочки-сосёночки (хором)
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Разбудите меня ночью,(Вика)
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим (Саша М.)
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Елочки-сосёночки (хором)
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
С Азбукой кто не в ладу,(Ваня С.)
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!
Мы простимся с Азбукой, (Полина)
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Елочки-сосёночки (хором)
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Ученик
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
2
Ж: Жук упал и встать не может
Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Мальвина:
Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.
3
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жалЬ, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
Мальвина:
Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.
Отгадайте буквы по их описанию.
ЗАГАДКИ НА СЛАЙДАХ
1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….
2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….
3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?
4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….
5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…
Физминутка.
Мальвина:
А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если
слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите
согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга,
школа, ослик, жук, эхо.
Азбука:
Спасибо вам, ребята! А знаете ли вы, когда бЫла напечатана первая азбука
на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется………. лет.
Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”.
Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У
кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск,
квас, пони)
Учитель : Попробуйте угадать героя сказки.
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это Доктор …
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?
3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена …
4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?
4
Азбука:
Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)
Сценка “Овсянка”
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на
страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)
Азбука:
Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не
научились читать.
Буратино
:
Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука:
А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.
Звучит музыка. Выходит Книга для чтения
Книга для чтения:
Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.
Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!
Мальвина:
И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам
многое узнать.
Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем
Любить и беречь!
Стихи:
1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Азбука уходит
4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!
Дети исполняют песню “33 родных сестрицы»
Мальвина:
За всех сегодня Азбуке
Спасибо говорю!
От Азбуки на память вам
Дипломы подарю.
Звучит музыка. Мальвина и Азбука вручают дипломы детям.
ВЗРОСЛЫХ 4 ЧЕЛОВЕКА: МАЛЬВИНА, БУРАТИНО, АЗБУКА, КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
БУКВЫ ВЫСОТОЙ 15 СМ крепятся на ободок (вокруг головы). Цвета букв: каждая первая красная, каждаявторая
синяя, каждая третья зеленая, каждая четвертая желтая(считайте по алфавиту). Оттенки могут быть разные.