Напоминание

«Активные методы обучения в работе с дошкольниками»


Автор: Фокина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-д\с № 132"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Активные методы обучения в работе с дошкольниками»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Активные методы обучения в работе с дошкольниками»

Фокина Наталья Владимировна

Воспитатель

МДОУ «ЦРР-д\с № 132»

г. Магнитогорск

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания,

направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит

надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и

учебно-воспитательный

процесс,

точнее,

применив

игровую

форму

организации

деятельности

детей

для

достижения

образовательных

целей.

Таким

образом,

мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми

образовательной программы.

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе

обучения.

Пройдя цикл семинаров-тренингов по технологии активных методов обучения, я решила

попробовать применять эту технологию в работе с дошкольниками с нарушением зрения.

Утром и в начале образовательной деятельности я стала включать активные методы

приветствия друг друга, например, игра с пением под музыку «В нашей группе все

друзья!», «Передай огонёк душевности»… «Измерим друг друга» (по росту, по длине

волос и т.п.), «Поздороваемся по – разному», «Я рад тебе..», «Солнышко», «Поделимся

радостью, любовью друг с другом» и др. Эти игры-упражнения помогают установлению

контакта между воспитанниками, создают общее воодушевление, собирают внимание

детей.

Методы знакомства, используемые мной, помогают детям выделять какие–то качества

своего характера,

ребята учатся говорить добрые слова друг другу, комплименты.

Например, «Хвастуны», «Скажи про себя»,

«Я такой», «Давайте познакомимся»,

«Комплимент», «Что я люблю делать», «Беги ко мне, кто..» и т.п. Какие –то методы

можно подобрать в копилочке АМО - технологий, какие-то можно придумать

самостоятельно, учитывая особенности детей. Сначала это простые методы, а затем более

сложные.

Во время занятий, учитывая особенности детей, учу их ставить цель на разных этапах,

чтобы она была достижима. Это дает возможность самоутверждения, уверенности в своих

возможностях. Но это удается не всегда даже с детьми старшего дошкольного возраста,

так как большинство не могут её сформулировать. Поэтому в таких случаях это

приходится делать мне. Детям старшего дошкольного возраста я задаю

наводящие

вопросы или даю пример своего варианта решения проблемы, и у некоторых детей тогда

получается самостоятельно высказывать свое мнение, пусть и не очень красноречиво.

Радует то, что ребята начинают самостоятельно мыслить. На этапе целеполагания мы

используем такие методы, как «Сравни картинки». «Лишний предмет», «Ромашка»,

«Рассуждения» и др.

Свои ожидания и опасения ребятам так же трудно выразить самостоятельно, поэтому

я, зная сильные и слабые стороны каждого ребенка, помогаю это сделать с помощью

наводящих вопросов. Детские ожидания и опасения оформляю в виде изображений,

символов, например, «Грустно-весело», «Солнышки настроений», «Цветы и гусеницы».

«Да- нет».

В основной части занятия воспитанники в игровой форме узнают что-то новое. Чтобы

им было интересно, использую компьютерные технологии, наглядный материал. Это

помогает удерживать внимание, интерес на протяжении всей деятельности.

Организация самостоятельной работы в игровой форме помогает развивать у детей

фантазию, любознательность, умение найти решение какой – то проблемы, конечно,

часто

ребятам требуется

помощь педагога в виде наводящих вопросов, примеров

ответов.

Для снятия напряжения, отдыха использую релаксацию: «Холодно-горячо», «Облака»,

«Злая и добрая кошка», «Лимон», «Палуба», «Шалтай - болтай» и др.

Подведение итогов занятия в игровой форме помогает отследить соответствие

результатов ожиданиям и опасениям. Это способствует появлению у детей чувства

удовлетворённости от проделанной работы.

Хочется сказать, что системного и полного применения технологии на всех занятиях

не получается, т.к. для этого требуется хорошая предварительная работа на этапе

планирования занятия, и что самое главное, методическая копилка активных методов,

которая нарабатывается не за один день. Но части этой технологии использую не только

в НОД, но и в режимных моментах.

Используя технологию АМО, проводила занятия для детей: «Спасение солнышка»,

«Букет осени», «Воспоминание о лете», «Осенний переполох», «Спасение эмоций» и др.

Совместно с детьми в таких занятиях участвуют и родители.

Применение этой технологии в мероприятиях для родителей делает их неординарным,

запоминающимся, продуктивным и интересным. С родителями я проводила собрания

«Скоро в школу», «Правила безопасности детей».

Делая выводы о проводимой работе, можно сказать, технология АМО помогает

снимать рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное,

качественное обучение становится выбором самого ребенка. И это главным образом,

определяет эффект данной технологии.



В раздел образования