Автор: Киличева Юлия Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А. и М.Е. Черепановых"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Преподавание специальных дисциплин с применением активных методов обучения
Раздел: среднее профессиональное
«Преподавание специальных дисциплин
с применением активных методов обучения»
Основная задача профессионального образования - подготовка
квалифицированного
работника
соответствующего
уровня
и
профиля,
конкурентоспособного на рынке труда, владеющего своей профессией,
стремящегося к постоянному профессиональному росту.
Главными
характеристиками
выпускника
любого
образовательного
учреждения являются его компетентность и
конкурентоспособность.
Подготовка специалиста такого уровня требует от преподавателя не только
высокий
уровень
знаний предмета, но постоянное совершенствование
методики преподавания.
Теперь недостаточно изложить готовые знания, необходимо побудить
студента к самостоятельному изучению темы, понять технологию процесса и
умение
применить
полученные
знания
на
практике.
Всему
этому
способствует внедрение активных методов обучения при преподавании
специальных дисциплин.
Активные методы обучения - это методы, которые приглашают студентов
к активной деятельности в процессе ознакомления с учебным материалом.
Активное обучение –это не изложение преподавателем готовых знаний для
их запоминания студентом, а активное участие самого студента в процессе
познания изучаемой темы.
Активные
методы
обучения
специальных
дисциплин
предполагают
общение студентов с преподавателем и между собой, что способствует
развитию логического мышления, умению аргументировано отстаивать свою
точку зрения и, в конечном итоге, дает глубокие и крепкие знания
изучаемого предмета.
Для
студентов,
обучающихся
железнодорожным
специальностям,
применение активных методов обучения позволяет лучше усвоить азы
будущей профессии.
Формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и
развитие
творческих
способностей,
возможно
использование
моделированного обучения, игровые и неигровые методы .
Положительную роль в процессе обучения играют широко применяемые в
настоящее время деловые игры, При их применении имитируются как
ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная
деятельность.
При наличии соответствующего оборудования возможна
имитация
деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра. Если же
технические средства обучения не позволяют использовать такой способ
изучения, то возможно применение и неигровых приемов. В этом случае
положительную роль сыграет и выполнение лабораторных и практических
работ,
анализ
конкретных
производственных
ситуаций,
решение
ситуационных
производственных
задач,
выполнение
индивидуальных
заданий.
Значительный эффект дает выполнение студентами курсовых работ и
проектов по конкретным «живым» темам, увязанным непосредственно с
производственным процессом, возможность
прикоснуться к реальным
производственным проблемам.
Активные методы обучения многообразны, их применение в каждом
конкретном случае может иметь различные формы. Но все они несут в себе
определенную общую задачу. В основе учебного процесса должно лежать
овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.
Активные методы обучения создают необходимые условия для развития
умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации,
находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые
контакты с аудиторией, оказывают большое влияние на подготовку
студентов к будущей профессиональной деятельности.
Киличева Ю.А.
преподаватель специальных дисциплин