практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности "Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника"
Автор: Медведева Елена Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34" Населённый пункт: г.Златоуст, Челябинская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности "Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника" Раздел: начальное образование
1
Введение
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО)
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
реализуется
образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная
деятельность
-
это
ресурс,
позволяющий
школе
достичь
нового качества образования.
В
соответствии
с
требованиями
стандарта
внеурочная
деятельность
организуется
по
направлениям
развития
личности:
спортивно-
оздоровительное,
общекультурное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
духовно-нравственное.
Через
функцию
классного
руководства
в
сочетании
с инновационной
(экспериментальной)
деятельностью
по
разработке,
апробации,
внедрению
новых программ я создала педагогический проект - практико-ориентированный
проект
методического
обеспечения
реализации
программы
внеурочной
деятельности
«Воспитание гражданственности и
патриотизма как ресурс
духовно-нравственного воспитания младшего школьника». Условно я называю
курс «Судьба и Родина едины»
Меня волнует проблема воспитания духовных ценностей человека.
Эффективными
ценности
становятся
только
тогда,
когда
полностью
осмысливаются и сознательно используются людьми.
Патриотизм и гражданственность - одни из важнейших черт всесторонне
развитой
личности и отличительные качества россиян во все времена. Это
духовная российская ценность. [1]
Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание
личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагоги, школа сегодня
нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном
труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского
общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.[2]
2
С
помощью
инструментов
и
методик,
разнообразных
форм
работы
я
пытаюсь соединить теоретическую и творческую часть процесса формирования
духовных ценностей.
Это позволяет формировать систему определенных социально-значимых
качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Этим и обуславливается
актуальность проекта,который я представляю.
3
Практико-ориентированный проект методического обеспечения
реализации программы внеурочной деятельности
«Воспитание гражданственности и
патриотизма как ресурс духовно-
нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины».
Общее описание инновационного продукта:
1.
Ключевые положения:
Программа
курс а
внеуроч ной
дея тельно сти
« В о с п и т а н и е
гражданственности
и
патриотизма
как
ресурс
духовно-нравственного
воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины»
построена на
следующих
принципах:
культурологическом,
краеведческом,
рассмотрения
«духовных
ценностей»
как
многогранного
понятия,
включающего
в
себя
духовно-нравственный, гуманистический и социальный компоненты.
2. Принципом построения дополнительной образовательной программы
является ее интеграция с основной образовательной программой.
3.
Программа
реализуется
на
основе
интегративного
подхода
к
ознакомлению
с
историческим
прошлым
нашей
родины
в
соотнесении
с
настоящим родного города, края, его жителей.
4.
В
качестве
основной
формы
работы
принимается
совместная
деятельность педагога, детей и родителей, социума.
5.
Программа
реализуется
на
основе
результатов
мониторинга
по
направлениям:
удовлетворенность
качеством
образовательного
и
воспитательного
процесса
детей,
родителей
и
педагогов;
сохранение
и
укрепление здоровья воспитанников в процессе освоения программы; уровня
усвоения содержания разделов программы внеурочной деятельности.
6.Программа курса адресована:
Учителям
начальной
школы,
классным
руководителям,
педагогам
дополнительного образования, осуществляющим внеурочную деятельность с
младшими
школьниками
по
духовно-нравственному
направлению
развития
личности младшего школьника.
4
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит…
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного
общества приобретает особое значение.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
школьников,
являющейся
идеологической
и
методологической
основой
Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения,
определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно
свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России.
Решению
данных
задач
должна
способствовать
хорошо
организованная
внеурочная деятельность.[2]
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на
достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только
должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения
и др.
Ведущая
роль
в
формировании
основ
духовной
ориентации
и
нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической
устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом
переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка
потребностей
и
побуждений,
переоценка
ценностей,
—
утверждал
Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
5
Младший школьный возраст, как возраст становления личности, имеет
свои
потенциальные
возможности
для
формирования
высших
социальных
чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к
Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может
сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не
сможет проявиться.
Формирование
гражданских,
патриотических
качеств
личности
начинается с малого. Это – бережное отношение к месту, где человек живет,
уважение к истории и традициям своей семьи, школы, города, сопричастности к
происходящему вокруг.[7]
Суть
патриотического
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
посеять
и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей,
тех,
кого
зовут
соотечественниками.
Наследие
нравственных
и
эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть
самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания,
воспитания любви к Отечеству.
Отличительной особенностью программы является то, что она
адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Реализация данной программы
осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных
учебных действий, которые дети получают в рамках образовательной системы
«Школа России».
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в
его
поведении,
которое
контролируется
внутренними
побуждениями,
собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений
и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
6
Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления
и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России. Каждый тематический блок программы может быть использован
самостоятельно как отдельный курс, дополнен и расширен по усмотрению
педагога.
Содержательные линии программы
Образовательная
–
содержит
идеи,
законы
и
закономерности,
характеризующие
культурные,
исторические,
этнические,
географические
особенности каждой семьи.
Ценно стная
–
предполагает
формирование
к р а е в ед ч е с ко го
мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на
их изучение, сохранение.
Деятельностная
–
способствует
становлению
культуросообразного
поведения с учетом разнообразных видов деятельности.
Творческая
–
предусматривает
развитие
творческих
способностей
учащихся,
исследовательских
умений,
самообразования
средствами
краеведческого компонента.
Цели:
пробуждение
и
укрепление
родственных
чувств
и
отношений
к
родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким
людям;
формирование
у
воспитанников
и
их
родителей
интереса
к
изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно
служивших и служащих Родине;
приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной
отечественной
культуры,
как
истоку,
с
которого
начинается
восхождение
к
высоким образцам российской и мировой культуры.
7
Содержание курса
Курс
«Воспитание
гражданственности
и
патриотизма
как
ресурс
духовно-нравственного
воспитания
младшего
школьника
«Судьба
и
Родина
едины»
является
компонентом
учебного
плана
внеурочной
деятельности,
рассчитан на 17 часов, 1 час занятий в неделю в 1 или 2 полугодии.
Приведены
примерные
темы
занятий,
которые
из
года
в
год
могут
расширяться, углубляться, варьироваться.
Учитель адаптирует предложенный материал в соответствие со своим
классом, запросами родителей, школы.
Распределение тематических блоков:
1
класс - «Мой дом, моя семья»
2
класс - «Моя малая Родина»
3
класс - «Отчизны верные сыны»
4
класс - «Горжусь Отечеством»
Применяемые технологии и формы работы:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа и народов,
населяющих Россию, их обычаями и традициями, национальной культурой;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение
учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание
знаний по истории своей семьи, города и т.д.;
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Игры;
Беседы;
Коллективные творческие дела;
Выставки работ;
Экскурсии, поездки, походы;
Исследовательская проектная деятельность и др.
8
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний;
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой
родины и России;
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и
культуры;
воспитание базовых ценностей;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное
служение
Отечеству,
активная
жизненная
позиция,
интерес
к
познанию,
стремление
к
самовыражению
и
самореализации;
инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда,
осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям,
самоуважение
и
соблюдение
правил
культуры,
организованно сть,
пунктуальность и требовательность к себе;
расширение
образовательного
информационного
пространства,
широкое
внедрение
информационных
технологий
в
учебно-воспитательный
процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными
организациями;
пополнение фонда школьного музея;
повышение авторитета школы;
обобщение
и
распространение
опыта
работы
классного
руководителя через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления
на
научно-практических
семинарах
и
заседаниях
ГМО
учителей,
классных
руководителей.
9
Содержание программного материала
1 класс - «Мой дом, моя семья»
Цель
блока:
изучить
историю
своей
семьи,
показать
историю
происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей
семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку
в понимании особенности общественных отношений в семье.
Задачи:
1.
Пробуждение
и
укрепление
родственных
чувств
и
отношений
к
родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким
людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению
истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших
и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении
человека,
умение
вести
себя
в
ней
в
соответствии
с
общечеловеческими
нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том,
откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и
фамилий
своих
предков;
сбор
воспоминаний
родственников,
фотографий,
реликвий, заметок различного характера и т.п.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины.
Основные
методы
организации
учебно-воспитательного
процесса:
анкетирование,
исследовательские
методы,
практические,
объяснительно-
иллюстративные,
репродуктивные,
связанные
с
усвоением
готовых
знаний,
которые
сообщаются
учителем
и
затем
воспроизводятся
учащимися.
Им
соответствуют
такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация
презентаций, слайд-шоу.
Одним
из
видов
деятельности
учащихся
также
является
поисково-
исследовательский.
Задача
учителя
на
этом
этапе
состоит
в
том,
чтобы
учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.
10
Большое
внимание
уделяется
практическим
работам,
например:
приготовить
сообщение,
нарисовать
иллюстрации,
оформить
родословную
своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с
родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении
различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая
совместная
деятельность
благоприятно
воздействует
на
создание
особого
творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их
родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
2 класс – «Моя малая Родина»
Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм
через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, знакомить с
традициями,
рассказать
о
жителях
родного
города,
воспитывать
чувство
гордости за свою малую родину.
Задачи:
1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его
историческому
прошлому
и
настоящему,
чувства
ответственности
за
его
будущее.
2. Развитие творческой активности.
3. Ознакомление учащихся с малой Родиной, её историческим прошлым,
настоящим,
многообразной
флорой,
фауной,
культурой
и
национальными
традициями.
Содержание программного материала: Челябинская область, г.Златоуст –
частица России. История города Златоуста в истории страны. Исторические и
культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди
нашей малой Родины: биография интересных людей,
героев войны, труда,
интервью с известным человеком, рассказ о людях искусства, спорта и т.п.;
народные промыслы, традиции и обычаи и т.п.
Формы занятий: конкурсы, беседы, викторины, встречи с тружениками
тыла
и
заслуженными
людьми,
экскурсии
в
краеведческий
музей
школы,
конкурс
рисунков
«Мой
город»,
«Мой
двор»,
«Моя
школа»,
просмотр
11
компьютерных
презентаций,
подготовка
и защита проектов «Мой Златоуст»,
посещение
традиционного
фестиваля
«Кузюки.
Город
мастеров»,
слободы
«АиРовка»,
комплекса
Башни-колокольни,
Бажовского
парка
скульптур,
этнографической деревни, национального парка Таганай.
Основные
методы
организации
учебно-воспитательного
процесса:
частично-исследовательский,
поисково-исследовательский,
объяснительно-
иллюстративный,
репродуктивный.
Им
соответствуют
такие приемы, как
объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций.
Большое
внимание
уделяется
практическим
работам,
созданию
групповых
проектов,
формированию
навыков
проектно-исследовательской
деятельности.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов
учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания,
полученные на занятиях.
3 класс – «Отчизны верные сыны»
Цель блока – обогатить детей знаниями о суровых годах нашей родины в
годы Великой Отечественной войны, прививать ценности: гражданственность,
патриотизм, любовь и гордость за Родину, готовность защищать её в трудное
время,
уважение
к
памяти
погибших
героев,
родственников,
земляков,
формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне;
2.
Изучить
документальные
источники
об
истории
семьи,
где
есть
родственник – фронтовик, или труженик тыла.
3. Привлечь внимание ровесников к изучению истории Родины.
4. Сохранить память о земляках, воевавших в годы войны, тружениках
тыла.
Содержание программного материала:
Наша
родина
в
годы
Великой
Отечественной
войны:
великие
битвы,
блокадный Ленинград, лагеря смерти как «чёрные метки фашизма», труд людей
в тылу, роль простого солдата в войне, стойкость, мужество и героизм народа;
12
Златоуст в годы Великой Отечественной войны: помощь фронту, наши земляки
– герои фронта и тыла, памятники и обелиски.
Формы занятий: классные часы, беседы, экскурсии в краеведческий музей
школы, города, посещение тематических выставок,
конкурс рисунков, чтецов,
встречи с ветеранами войны, тружениками тыла.
Основные
методы
организации
учебно-воспитательного
процесса:
словесный,
иллюстративный,
наглядно-практический,
частично-поисковый,
проектный.
Видами
деятельности
могут
быть
сбор
информации, оформление
индивидуальных
портфолио,
выпуск
стенных
газет,
беседы,
квест-игры,
краеведческая
исследовательская
деятельность,
проектирование, устные
журналы,
памятные линейки, интервью с ветеранами, оформление открыток,
буклетов и т.д.
4 класс – «Горжусь Отечеством»
Цель
блока -
обогатить
детей
знаниями,
раскрывающими
прошлое
страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным
ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе.
Задачи:
1.
Утверждение
национально
–
патриотических
ценностей,
привитие
чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и
обычаям народов России.
2.
Воспитание
толерантности
по
отношению
к
людям
других
национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям
Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4.
Обучение
полезному
времяпровождению
в
свободное
от
учебы
и
других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала:
Россия
–
наша
Родина,
символы
государства,
историческая
справка,
географическая
справка.[3]
Народы,
населяющие
страну,
особенности
их
культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное
13
разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы
в сохранении здоровья человека.
Наша малая родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как
основа
добрых,
созидательных
отношений
между
людьми,
исключающих
национальные и политические конфликты. Государственная символика России.
[11] Военные действия в горячих точках. Герой нашего времени.
Формы
занятий:
викторины
по
краеведению,
интеллектуальные
игры,
экскурсии
в
школьный
музей,
беседы, выпуск буклетов,
памяток, конкурсы
рисунков,
просмотр
компьютерных
презентаций,
видеофильмов
о
природе
родного края, посещение Музеев города, предприятий, исторических объектов,
памятных мест.
Основные
методы
организации
учебно-воспитательного
процесса:
рассказ,
изложение,
объяснение
эффективны
в
данном
блоке,
т.к.
учебный
материал носит информационный характер. Для активизации познавательной
деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами
как демонстрация, иллюстрация.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по
темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя,
игру,
разбор
иллюстраций,
литературных
произведений,
беседу,
изучение
памяток, выпуск буклетов.
Основным
видом
деятельности
учащихся
становится
поисково-
исследовательская и практико-ориентированная. Большое внимание уделяется
практической
социально-полезной
деятельности,
волонтёрству,
шефству
над
пожилыми людьми, ветеранами.
14
Примерная тематика занятий
1 класс - «Мой дом, моя семья»
№
п.п.
Темы занятий
Количество
часов
Из них:
аудиторное
внеаудиторное
1
Введение. Что такое Родина (в
широком и узком понимании
значения слова)?
1
1
2
История
возникновения
моей
семьи. Родословная.
1
1
3
Тайна имени.
1
1
4
Традиции моей семьи.
1
1
5
Мир увлечений и интересов.
2
1
1
6
Семейные праздники.
2
1
1
7
Мой дом-мои правила. Устои и
законы семьи.
1
1
8
Трудом славен человек.
2
1
1
9
Я - помощник в своей семье.
1
1
10
Посеешь характер – пожнёшь
привычку.
1
1
11
Мамочка любимая моя.
1
1
12
Семья
вместе
и
душа
на
месте.
1
1
13
Мой дом-моя крепость.
1
1
14
Моя семья - моё богатство.
1
1
Итого:
17
часов
2 класс - «Моя малая Родина»
№
п.п.
Темы занятий
Количество
часов
Из них:
аудиторное
внеаудиторное
1
Историческое прошлое моего
города
2
1
1
2
Топонимика
в
н а з ва н и я х
нашего края
1
1
3
Есть улицы центральные….
1
1
4
Путешествие
по
родному
городу
2
1
1
5
Златоуст - город мастеров
2
1
1
6
Маленький
город
в
истории
большой страны
2
1
1
7
Золотая верста, конь крылатый
над синею Русью…
1
1
8
Наши знаменитые земляки
1
1
9
Памятные места
1
1
10
История моей школы
2
1
1
15
11
Легенды и были Таганая
1
1
12
Милый сердцу уголок
1
1
Итого:
17
часов
3 класс - «Отчизны верные сыны»
№
п.п.
Темы занятий
Количество
часов
Из них:
аудиторное
внеаудиторное
1
Нам дороги эти позабыть нельзя
1
1
2
Страницы Великой Победы
2
1
1
3
Поклонимся великим тем годам
1
1
4
Великой
армии
простой
солдат.
Герои-земляки.
2
1
1
5
Вставай, страна огромная!
1
1
6
«Садись рядом, Мишка»
1
1
7
Марш Победы
2
2
8
История моей семьи
в судьбе
страны. Семейная реликвия.
4
1
3
9
Оружие Победы
1
1
10
Песни и стихи военных лет
1
1
11
Всегда на Посту
1
1
Итого:
17
часов
4
класс - «Горжусь Отечеством»
№
п.п.
Темы занятий
Количество
часов
Из них:
аудиторное
внеаудиторное
1
Государственные символы РФ
1
1
2
З н а м е н ат е л ь н ы е
д ат ы
в
истории моей страны
1
1
3
Связь
поколений:
культура,
традиции.
2
1
1
4
След
на
земле:
мои
великие
соотечественники
2
1
1
5
Я
-
россиянин.
О
духовных
ценностях народа
1
1
6
Всё
тебе
посвящаю,
Россия
(живопись, поэзия, песни)
2
2
7
Гражданин России – кто он?
2
1
1
8
Что я знаю о патриотизме?
2
1
1
9
Герои нашего времени
2
1
1
10
«Нет в России семьи такой, где
б
ни
памятен
был
с в о й
герой…»
1
1
11
Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
1
1
Итого:
17 часов
Ресурсы, необходимые для реализации программы
16
Материально-технические
Оптимально
—
наличие
с п е ц и а л ь н о
выделенного
помещения
для
занятий
либо
классного кабинета.
Возможно
—
оснащение
помещения
в
соответствии с содержанием программы.
Наличие мультимедийного оборудования.
Финансовые
Создание
предметно-развивающей
среды,
м е т о д и ч е с к о г о
с о п р о в о ж д е н и я
в
соответствие с выбранными формами работы
и исходным программным продуктом.
Кадровые
Курсовая подготовка педагога по внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС
НОО.
Научно-методические
Результаты
инновационной
деятельности
(готовые программные продукты)
Сетевое взаимодействие
Договоры о сотрудничестве и методической
п о д д е р ж к е
с
с о ц и у м о м :
м у з е я м и ,
выставочными
залами,
библиотеками,
предприятиями города и т.д.
17
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Физические
карты
России,
карта
и
атлас
Челябинской
области,
иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон;
Учебное пособие «Природа Южного Урала» Е.В.Григорьевой;
Хрестоматия «Золотые крылышки» Л.Бондаренко
Краеведческие
материалы
книги
«Легенды
и
были
Таганая»
А.В.Козлова
Иллюстрации, экспонаты школьного музея, городских музеев.
Мультимедийное
оборудование,
программное
обеспечение:
презентация
«Моя
малая
родина»,
«Город
мастеров»,
видеофильмы,
библиотечный фонд и т.п.
Способы контроля и оценивания результатов освоения курса
внеурочной деятельности
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые
материалы,
проекты,
творческие
работы,
самоанализ
и
самооценка,
наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).
Основные потребители результатов проекта
Основными потребителями результатов проекта являются обучающиеся
школы,
педагогический коллектив школы, педагоги других школ, родители
обучающихся, выпускники школы, социум.
18
Планируемые результаты и способы определения их
результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на
основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе
учебную, направленную на познание закономерностей социальной
действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения
культуры в городе, т.д.);
– способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе,
анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
19
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой
литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового
образования.
- иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок,
плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание,
социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция, ребенок,
государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие,
родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право,
свобода, обязанность, ответственность;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной
культуры России.
В результате изучения курса учащиеся будутзнать:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим
родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной
деятельности;
20
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других
народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи.
Учащиеся получатвозможность научиться:
-быть благодарным семье, родным и близким;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и
бедах;
-понимать и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-рассказать об истории своего Отечества;
21
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать
о
соотечественниках,
прославивших
Россию
своими
подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные предания, легенды и были;
-ценить красоту и богатства родной природы;
- защитить при необходимости честь и достоинство россиянина.
В
результате
реализации
программы
обеспечивается
достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых
и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй
уровень
результатов
—
получение
обучающимся
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает
(или
не
получает)
первое
практическое
подтверждение
приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий
уровень
результатов
—
получение
обучающимся
опыта
самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится, а не просто
узнаёт
о
том,
как
стать
гражданином,
социальным
деятелем,
свободным
человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различных
социальных
22
субъектов
за
пределами
образовательного
учреждения,
в
открытой
общественной среде (4 класс).
С
переходом
от
одного
уровня
результатов
к
другому
существенно
возрастают воспитательные эффекты:
•
на
первом
уровне
воспитание
приближено
к
обучению,
при
этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько
знания о ценностях;
•
на
третьем
уровне
создаются
необходимые
условия
для
участия
обучающихся
в
нравственно
ориентированной
социально
значимой
деятельности.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы
критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам:
духовно-нравственные и количественные.
Уровень
развития
и
проявления
патриотизма
личности
определяется
методом анкетирования,
тестирования.
Уровень
эффективности
процесса
гражданско-патриотического
воспитания
определяется
методом
наблюдения,
мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
23
Заключение
Актуально сть
и
необходимо сть
введения
ку р с а «Воспитание
гражданственности
и
патриотизма
как
ресурс
духовно-нравственного
воспитания
младшего
школьника
«Судьба
и
Родина
едины» в
программу
внеурочной деятельности класса по духовно-нравственному направлению, в
воспитательно-образовательный
процесс
начальной
школы
подтверждена
результатами первичного мониторинга, проведенного для определения уровня
сформированности
духовно-нравственных
качеств
личности,
знаний
по
патриотической тематике, подтверждена наблюдениями и анализом развития
нравственных качеств воспитанников, положительной оценкой педагогического
сообщества, отзывами участников проекта.
24
Список литературы
1.
Концепция патриотического воспитания гражданина России/Воспитание
школьников. – 2005. - №1. – 147с.
2.
Концепция
духовно
–
нравственного
воспитания
российских
школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
3.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.. Баранова,
И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4.
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
5.
Журавская
Т.В.,
Патриотическое
воспитание:
Нормативные
правовые документы.–2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96с.
6.
Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова –
Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7.
Воронова Е.А. Воспитать патриота –Ростов н/Д:Феникс, 2008-282с.
8.
Жиренко О.Е. , Лапина Т.В. Я-гражданин России! Классные часы по
гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы) – Москва «ВАКО»,
200с.
9.
Википедия, [Электронный ресурс] – Режим доступа: ru.wikipedia
10.
Дереклеева Н.И. Возможные виды учебных исследований учащихся
и
способы
вовлечения
их
в
творческую
деятельность
Виды
и
формы
исследовательской деятельности учащихся
11.
Ривина
Е.К.
Государственная
символика
России.
Беседы
в
начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2006