Напоминание

практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности "Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника"


Автор: Медведева Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34"
Населённый пункт: г.Златоуст, Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности "Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




1
Введение
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно- оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное. Через функцию классного руководства в сочетании с инновационной (экспериментальной) деятельностью по разработке, апробации, внедрению новых программ я создала педагогический проект - практико-ориентированный проект методического обеспечения реализации программы внеурочной деятельности «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника». Условно я называю курс «Судьба и Родина едины» Меня волнует проблема воспитания духовных ценностей человека. Эффективными ценности становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми. Патриотизм и гражданственность - одни из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительные качества россиян во все времена. Это духовная российская ценность. [1] Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагоги, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.[2]
2 С помощью инструментов и методик, разнообразных форм работы я пытаюсь соединить теоретическую и творческую часть процесса формирования духовных ценностей. Это позволяет формировать систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Этим и обуславливается актуальность проекта,который я представляю.
3
Практико-ориентированный проект методического обеспечения

реализации программы внеурочной деятельности
«Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно- нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины».
Общее описание инновационного продукта:
1. Ключевые положения: Программа курс а внеуроч ной дея тельно сти « В о с п и т а н и е гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» построена на следующих принципах: культурологическом, краеведческом, рассмотрения «духовных ценностей» как многогранного понятия, включающего в себя духовно-нравственный, гуманистический и социальный компоненты. 2. Принципом построения дополнительной образовательной программы является ее интеграция с основной образовательной программой. 3. Программа реализуется на основе интегративного подхода к ознакомлению с историческим прошлым нашей родины в соотнесении с настоящим родного города, края, его жителей. 4. В качестве основной формы работы принимается совместная деятельность педагога, детей и родителей, социума. 5. Программа реализуется на основе результатов мониторинга по направлениям: удовлетворенность качеством образовательного и воспитательного процесса детей, родителей и педагогов; сохранение и укрепление здоровья воспитанников в процессе освоения программы; уровня усвоения содержания разделов программы внеурочной деятельности. 6.Программа курса адресована: Учителям начальной школы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, осуществляющим внеурочную деятельность с младшими школьниками по духовно-нравственному направлению развития личности младшего школьника.
4 Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит…
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобретает особое значение. В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.[2] Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
5 Младший школьный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет проявиться. Формирование гражданских, патриотических качеств личности начинается с малого. Это – бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории и традициям своей семьи, школы, города, сопричастности к происходящему вокруг.[7] Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания любви к Отечеству. Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий, которые дети получают в рамках образовательной системы «Школа России». Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в его поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
6 Новизнапрограммы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Каждый тематический блок программы может быть использован самостоятельно как отдельный курс, дополнен и расширен по усмотрению педагога.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, этнические, географические особенности каждой семьи. Ценно стная – предполагает формирование к р а е в ед ч е с ко го мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на их изучение, сохранение. Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом разнообразных видов деятельности. Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента. Цели:  пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;  формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих Родине;  приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
7
Содержание курса
Курс «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 17 часов, 1 час занятий в неделю в 1 или 2 полугодии. Приведены примерные темы занятий, которые из года в год могут расширяться, углубляться, варьироваться. Учитель адаптирует предложенный материал в соответствие со своим классом, запросами родителей, школы. Распределение тематических блоков: 1 класс - «Мой дом, моя семья» 2 класс - «Моя малая Родина» 3 класс - «Отчизны верные сыны» 4 класс - «Горжусь Отечеством» Применяемые технологии и формы работы:  Знакомство с историческим прошлым семьи;  Знакомство с традициями и обычаями русского народа и народов, населяющих Россию, их обычаями и традициями, национальной культурой;  Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;  Совместная с родителями деятельность, направленная на добывание знаний по истории своей семьи, города и т.д.;  Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;  Игры;  Беседы;  Коллективные творческие дела;  Выставки работ;  Экскурсии, поездки, походы;  Исследовательская проектная деятельность и др.
8
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает:  систему краеведческих знаний;  устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;  уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;  воспитание базовых ценностей;  любовь и бережное отношение к родной природе;  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованно сть, пунктуальность и требовательность к себе;  расширение образовательного информационного пространства, широкое внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы для обеспечения взаимодействия с родителями, общественными организациями;  пополнение фонда школьного музея;  повышение авторитета школы;  обобщение и распространение опыта работы классного руководителя через организацию семинаров на базе нашей школы, выступления на научно-практических семинарах и заседаниях ГМО учителей, классных руководителей.
9
Содержание программного материала
1 класс - «Мой дом, моя семья» Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье. Задачи: 1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям. 2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине. 3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера и т.п. Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии, конкурсы, викторины. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: анкетирование, исследовательские методы, практические, объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу. Одним из видов деятельности учащихся также является поисково- исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.
10 Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д. Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь. 2 класс – «Моя малая Родина» Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, знакомить с традициями, рассказать о жителях родного города, воспитывать чувство гордости за свою малую родину. Задачи: 1. Воспитание любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее. 2. Развитие творческой активности. 3. Ознакомление учащихся с малой Родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями. Содержание программного материала: Челябинская область, г.Златоуст – частица России. История города Златоуста в истории страны. Исторические и культурные памятники. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди нашей малой Родины: биография интересных людей, героев войны, труда, интервью с известным человеком, рассказ о людях искусства, спорта и т.п.; народные промыслы, традиции и обычаи и т.п. Формы занятий: конкурсы, беседы, викторины, встречи с тружениками тыла и заслуженными людьми, экскурсии в краеведческий музей школы, конкурс рисунков «Мой город», «Мой двор», «Моя школа», просмотр
11 компьютерных презентаций, подготовка и защита проектов «Мой Златоуст», посещение традиционного фестиваля «Кузюки. Город мастеров», слободы «АиРовка», комплекса Башни-колокольни, Бажовского парка скульптур, этнографической деревни, национального парка Таганай. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный. Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам, созданию групповых проектов, формированию навыков проектно-исследовательской деятельности. Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях. 3 класс – «Отчизны верные сыны» Цель блока – обогатить детей знаниями о суровых годах нашей родины в годы Великой Отечественной войны, прививать ценности: гражданственность, патриотизм, любовь и гордость за Родину, готовность защищать её в трудное время, уважение к памяти погибших героев, родственников, земляков, формирование активной гражданской позиции. Задачи: 1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне; 2. Изучить документальные источники об истории семьи, где есть родственник – фронтовик, или труженик тыла. 3. Привлечь внимание ровесников к изучению истории Родины. 4. Сохранить память о земляках, воевавших в годы войны, тружениках тыла. Содержание программного материала: Наша родина в годы Великой Отечественной войны: великие битвы, блокадный Ленинград, лагеря смерти как «чёрные метки фашизма», труд людей в тылу, роль простого солдата в войне, стойкость, мужество и героизм народа;
12 Златоуст в годы Великой Отечественной войны: помощь фронту, наши земляки – герои фронта и тыла, памятники и обелиски. Формы занятий: классные часы, беседы, экскурсии в краеведческий музей школы, города, посещение тематических выставок, конкурс рисунков, чтецов, встречи с ветеранами войны, тружениками тыла. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесный, иллюстративный, наглядно-практический, частично-поисковый, проектный. Видами деятельности могут быть сбор информации, оформление индивидуальных портфолио, выпуск стенных газет, беседы, квест-игры, краеведческая исследовательская деятельность, проектирование, устные журналы, памятные линейки, интервью с ветеранами, оформление открыток, буклетов и т.д. 4 класс – «Горжусь Отечеством» Цель блока - обогатить детей знаниями, раскрывающими прошлое страны, прививать любовь к ее культуре, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе. Задачи: 1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России. 2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений. 3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать. 4. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры. Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.[3] Народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное
13 разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша малая родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты. Государственная символика России. [11] Военные действия в горячих точках. Герой нашего времени. Формы занятий: викторины по краеведению, интеллектуальные игры, экскурсии в школьный музей, беседы, выпуск буклетов, памяток, конкурсы рисунков, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края, посещение Музеев города, предприятий, исторических объектов, памятных мест. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: рассказ, изложение, объяснение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу, изучение памяток, выпуск буклетов. Основным видом деятельности учащихся становится поисково- исследовательская и практико-ориентированная. Большое внимание уделяется практической социально-полезной деятельности, волонтёрству, шефству над пожилыми людьми, ветеранами.
14
Примерная тематика занятий
1 класс - «Мой дом, моя семья» № п.п. Темы занятий Количество часов Из них: аудиторное внеаудиторное 1 Введение. Что такое Родина (в широком и узком понимании значения слова)? 1 1 2 История возникновения моей семьи. Родословная. 1 1 3 Тайна имени. 1 1 4 Традиции моей семьи. 1 1 5 Мир увлечений и интересов. 2 1 1 6 Семейные праздники. 2 1 1 7 Мой дом-мои правила. Устои и законы семьи. 1 1 8 Трудом славен человек. 2 1 1 9 Я - помощник в своей семье. 1 1 10 Посеешь характер – пожнёшь привычку. 1 1 11 Мамочка любимая моя. 1 1 12 Семья вместе и душа на месте. 1 1 13 Мой дом-моя крепость. 1 1 14 Моя семья - моё богатство. 1 1 Итого: 17 часов 2 класс - «Моя малая Родина» № п.п. Темы занятий Количество часов Из них: аудиторное внеаудиторное 1 Историческое прошлое моего города 2 1 1 2 Топонимика в н а з ва н и я х нашего края 1 1 3 Есть улицы центральные…. 1 1 4 Путешествие по родному городу 2 1 1 5 Златоуст - город мастеров 2 1 1 6 Маленький город в истории большой страны 2 1 1 7 Золотая верста, конь крылатый над синею Русью… 1 1 8 Наши знаменитые земляки 1 1 9 Памятные места 1 1 10 История моей школы 2 1 1
15 11 Легенды и были Таганая 1 1 12 Милый сердцу уголок 1 1 Итого: 17 часов 3 класс - «Отчизны верные сыны» № п.п. Темы занятий Количество часов Из них: аудиторное внеаудиторное 1 Нам дороги эти позабыть нельзя 1 1 2 Страницы Великой Победы 2 1 1 3 Поклонимся великим тем годам 1 1 4 Великой армии простой солдат. Герои-земляки. 2 1 1 5 Вставай, страна огромная! 1 1 6 «Садись рядом, Мишка» 1 1 7 Марш Победы 2 2 8 История моей семьи в судьбе страны. Семейная реликвия. 4 1 3 9 Оружие Победы 1 1 10 Песни и стихи военных лет 1 1 11 Всегда на Посту 1 1 Итого: 17 часов 4 класс - «Горжусь Отечеством» № п.п. Темы занятий Количество часов Из них: аудиторное внеаудиторное 1 Государственные символы РФ 1 1 2 З н а м е н ат е л ь н ы е д ат ы в истории моей страны 1 1 3 Связь поколений: культура, традиции. 2 1 1 4 След на земле: мои великие соотечественники 2 1 1 5 Я - россиянин. О духовных ценностях народа 1 1 6 Всё тебе посвящаю, Россия (живопись, поэзия, песни) 2 2 7 Гражданин России – кто он? 2 1 1 8 Что я знаю о патриотизме? 2 1 1 9 Герои нашего времени 2 1 1 10 «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был с в о й герой…» 1 1 11 Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. 1 1 Итого: 17 часов
Ресурсы, необходимые для реализации программы

16 Материально-технические Оптимально — наличие с п е ц и а л ь н о выделенного помещения для занятий либо классного кабинета. Возможно — оснащение помещения в соответствии с содержанием программы. Наличие мультимедийного оборудования. Финансовые Создание предметно-развивающей среды, м е т о д и ч е с к о г о с о п р о в о ж д е н и я в соответствие с выбранными формами работы и исходным программным продуктом. Кадровые Курсовая подготовка педагога по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. Научно-методические Результаты инновационной деятельности (готовые программные продукты) Сетевое взаимодействие Договоры о сотрудничестве и методической п о д д е р ж к е с с о ц и у м о м : м у з е я м и , выставочными залами, библиотеками, предприятиями города и т.д.
17
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
 Физические карты России, карта и атлас Челябинской области, иллюстрации растительного и животного, таблицы природных зон;  Учебное пособие «Природа Южного Урала» Е.В.Григорьевой;  Хрестоматия «Золотые крылышки» Л.Бондаренко  Краеведческие материалы книги «Легенды и были Таганая» А.В.Козлова  Иллюстрации, экспонаты школьного музея, городских музеев.  Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: презентация «Моя малая родина», «Город мастеров», видеофильмы, библиотечный фонд и т.п.
Способы контроля и оценивания результатов освоения курса

внеурочной деятельности
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, игры-соревнования, викторины, практические занятия).
Основные потребители результатов проекта
Основными потребителями результатов проекта являются обучающиеся школы, педагогический коллектив школы, педагоги других школ, родители обучающихся, выпускники школы, социум.
18
Планируемые результаты и способы определения их

результативности
Личностные результаты: – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты: – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.); – способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей социальной действительности; – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей; – приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
19 – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы. Предметные результаты: – усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; – владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. - иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность; – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения; – знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. В результате изучения курса учащиеся будутзнать: -что такое семья и для чего она создается; -историю своего рода, своей семьи; -историю семейных реликвий; -традиции и обычаи своей семьи; -как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; -роль каждого члена семьи в ее жизни; -проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности; -где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
20 -важные даты в жизни семьи; -семейный этикет; -свои права и свои семейные обязанности; -как и чем я могу помочь своим близким; -историю России; -историю Малой Родины и родного края; -историю своего народа и его нравы; -историю государственных символов России; -имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию; -национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира; -духовные и нравственные основы россиян; - свой родной язык; -родную литературу; -культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи. Учащиеся получатвозможность научиться: -быть благодарным семье, родным и близким; -радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; -понимать и прощать, сочувствовать и помогать; -уважать мнение других членов семьи; -в согласии делать общие дела; -осмысливать свой долг перед старшими членами семьи; -хранить семейные реликвии; -донести сведения о своем роде, своей семье; -добросовестно выполнять свои обязанности; -заботиться о старших и младших членах семьи; -вести здоровый образ жизни; -помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений; -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов; -рассказать об истории своего Отечества;
21 -рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах; -рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами (в том числе о своих предках, родных и близких людях); -рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности; -петь песни своего народа; -рассказывать народные предания, легенды и были; -ценить красоту и богатства родной природы; - защитить при необходимости честь и достоинство россиянина. В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс). Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы). Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
22 субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс). С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
23
Заключение
Актуально сть и необходимо сть введения ку р с а «Воспитание гражданственности и патриотизма как ресурс духовно-нравственного воспитания младшего школьника «Судьба и Родина едины» в программу внеурочной деятельности класса по духовно-нравственному направлению, в воспитательно-образовательный процесс начальной школы подтверждена результатами первичного мониторинга, проведенного для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности, знаний по патриотической тематике, подтверждена наблюдениями и анализом развития нравственных качеств воспитанников, положительной оценкой педагогического сообщества, отзывами участников проекта.
24
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания гражданина России/Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с. 2. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 3. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 5. Журавская Т.В., Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы.–2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2006.–96с. 6. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 7. Воронова Е.А. Воспитать патриота –Ростов н/Д:Феникс, 2008-282с. 8. Жиренко О.Е. , Лапина Т.В. Я-гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы) – Москва «ВАКО», 200с. 9. Википедия, [Электронный ресурс] – Режим доступа: ru.wikipedia 10. Дереклеева Н.И. Возможные виды учебных исследований учащихся и способы вовлечения их в творческую деятельность Виды и формы исследовательской деятельности учащихся 11. Ривина Е.К. Государственная символика России. Беседы в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2006


В раздел образования