Напоминание

Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся


Автор: Осипова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 61 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся

Одной из важнейших задач образования на сегодняшний день является

уход от преимущественно репродуктивной деятельности, обучение методам

и приемам самостоятельного, творческого, исследовательского решения

поставленных перед учащимся задач.

Одним из направлений ФГОС является формирование умений учебно-

исследовательской деятельности.

Единого

определения

учебно-исследовательской

деятельности

не

существует. Под этим понятием рассматривается один из видов организации

учебного процесса в школе (таблица 1).

Таблица 1 – Понятие «Учебно-исследовательская деятельность»

Структура учебно-исследовательской деятельности представлена на

рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура учебно-исследовательской деятельности.

Объекты для учебного исследования выбираются с учетом наличия

системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая

позволит сформулировать гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке

гипотезы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся должна отвечать

следующим педагогическим требованиям:

учитывать возрастные и психологические особенности учащегося;

строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой

для углубления знаний и получения новых;

способствовать саморазвитию и самореализации учащегося;

строиться исключительно на добровольной основе;

способствовать

формированию

научного

мышления,

которое

отличается системностью, гибкостью, креативностью;

содействовать формированию научного мировоззрения.

Учебно-исследовательская деятельность имеет ряд отличительных

черт, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Отличительные черты учебно-исследовательской деятельности.

При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо

учитывать определенные факторы:

тема исследования должна быть интересна ученикам и учителю;

суть проблемы должна быть понятна ученикам и учителю;

организация работы строится на взаимоподдержке учителя и

ученика;

решение проблемы должно давать новые знания ученику.

Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской

деятельности

учащихся,

являются

доброжелательная

атмосфера

в

коллективе, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения,

структурирование

учебного

материала

по

принципу

нарастания

познавательной

трудности

учебной

работы,

вооружение

учащихся

рациональными приемами познавательной деятельности, формирование

внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет выполнять контроль

знаний разделов школьных дисциплин, определять уровень логического

мышления, уровень владения методами решения учебных задач и т.п.

Существуют несколько видов функций исследовательского подхода в

обучении, среди которых наиболее значимы дидактические (рисунок 3).

Рисунок 3 – Дидактические функции исследовательского подхода

Среди

этапов

исследования

можно

выделить

пять

основных:

подготовка к проведению учебного исследования, проведение исследования,

оформление результатов исследования, рецензирование исследовательской

работы, защита результатов исследования.

Учебное исследование предполагает личностное развитие учащихся,

такую познавательную деятельность, в которой ученики не ограничиваются

усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное

решение, находят новые вопросы в уже известном. Таким образом, учебно-

исследовательская

деятельность

показывает

возрастание

роли

таких

элементов содержания образования, как опыт творческой деятельности и

эмоционально-ценностное отношение к миру.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность

учебно-исследовательской

деятельности

состоит

в

развитии

интеллектуальной

и

творческой

инициативы

учащихся,

расширении

представлений

о

межпредметных

связях,

осмысленной

и

творческой

переработке информации научного характера.

Литература:

1. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников

как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева,

Н.А. Евченко // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 309–312.

2. Виноградова

И.А.

Учебно-исследовательская

и

проектная

деятельность. Программа для обучающихся на ступени основного общего

образования / И.А. Виноградова. – М.: Экон-Информ, 2015. – 38 с.

3.

Камин, А.Л. Обучение через исследование / А.Л. Камин //

Педагогическая техника. – 2006. – № 2. – С. 14–22.

4.

Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода:

обучение на основе решений проблем / М.В. Кларин // Школьные

технологии. – 2004. – № 1. – С. 11–24.

5.

Леухина, Е.В. Реализация краеведческого аспекта в предметах

естественно-научного

цикла

согласно

требованиям

стандартов

нового

поколения / В.Е. Леухина // Материалы Городской конференции для

учителей естественно-научного цикла «Реализация краеведческого аспекта в

предметах естесвенно-научного цикла согласно требованиям стандартов

нового поколения». – СПб.: ГБОУ ИМЦ Курортного района СПб, 2015. – с.

5–9.



В раздел образования