Автор: Осипова Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 61 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Раздел: среднее образование
Специфика учебно-исследовательской деятельности учащихся
Одной из важнейших задач образования на сегодняшний день является
уход от преимущественно репродуктивной деятельности, обучение методам
и приемам самостоятельного, творческого, исследовательского решения
поставленных перед учащимся задач.
Одним из направлений ФГОС является формирование умений учебно-
исследовательской деятельности.
Единого
определения
учебно-исследовательской
деятельности
не
существует. Под этим понятием рассматривается один из видов организации
учебного процесса в школе (таблица 1).
Таблица 1 – Понятие «Учебно-исследовательская деятельность»
Структура учебно-исследовательской деятельности представлена на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура учебно-исследовательской деятельности.
Объекты для учебного исследования выбираются с учетом наличия
системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая
позволит сформулировать гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке
гипотезы.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся должна отвечать
следующим педагогическим требованиям:
учитывать возрастные и психологические особенности учащегося;
строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой
для углубления знаний и получения новых;
способствовать саморазвитию и самореализации учащегося;
строиться исключительно на добровольной основе;
способствовать
формированию
научного
мышления,
которое
отличается системностью, гибкостью, креативностью;
содействовать формированию научного мировоззрения.
Учебно-исследовательская деятельность имеет ряд отличительных
черт, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Отличительные черты учебно-исследовательской деятельности.
При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо
учитывать определенные факторы:
тема исследования должна быть интересна ученикам и учителю;
суть проблемы должна быть понятна ученикам и учителю;
организация работы строится на взаимоподдержке учителя и
ученика;
решение проблемы должно давать новые знания ученику.
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской
деятельности
учащихся,
являются
доброжелательная
атмосфера
в
коллективе, сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения,
структурирование
учебного
материала
по
принципу
нарастания
познавательной
трудности
учебной
работы,
вооружение
учащихся
рациональными приемами познавательной деятельности, формирование
внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.
Учебно-исследовательская деятельность позволяет выполнять контроль
знаний разделов школьных дисциплин, определять уровень логического
мышления, уровень владения методами решения учебных задач и т.п.
Существуют несколько видов функций исследовательского подхода в
обучении, среди которых наиболее значимы дидактические (рисунок 3).
Рисунок 3 – Дидактические функции исследовательского подхода
Среди
этапов
исследования
можно
выделить
пять
основных:
подготовка к проведению учебного исследования, проведение исследования,
оформление результатов исследования, рецензирование исследовательской
работы, защита результатов исследования.
Учебное исследование предполагает личностное развитие учащихся,
такую познавательную деятельность, в которой ученики не ограничиваются
усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное
решение, находят новые вопросы в уже известном. Таким образом, учебно-
исследовательская
деятельность
показывает
возрастание
роли
таких
элементов содержания образования, как опыт творческой деятельности и
эмоционально-ценностное отношение к миру.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность
учебно-исследовательской
деятельности
состоит
в
развитии
интеллектуальной
и
творческой
инициативы
учащихся,
расширении
представлений
о
межпредметных
связях,
осмысленной
и
творческой
переработке информации научного характера.
Литература:
1. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников
как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А. Букреева,
Н.А. Евченко // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 309–312.
2. Виноградова
И.А.
Учебно-исследовательская
и
проектная
деятельность. Программа для обучающихся на ступени основного общего
образования / И.А. Виноградова. – М.: Экон-Информ, 2015. – 38 с.
3.
Камин, А.Л. Обучение через исследование / А.Л. Камин //
Педагогическая техника. – 2006. – № 2. – С. 14–22.
4.
Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода:
обучение на основе решений проблем / М.В. Кларин // Школьные
технологии. – 2004. – № 1. – С. 11–24.
5.
Леухина, Е.В. Реализация краеведческого аспекта в предметах
естественно-научного
цикла
согласно
требованиям
стандартов
нового
поколения / В.Е. Леухина // Материалы Городской конференции для
учителей естественно-научного цикла «Реализация краеведческого аспекта в
предметах естесвенно-научного цикла согласно требованиям стандартов
нового поколения». – СПб.: ГБОУ ИМЦ Курортного района СПб, 2015. – с.
5–9.